Управление товарными запасами в торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Запасы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства. Эту важную роль играют все составные части совокупного материального запаса, в том числе товарно-материальные запасы, находящиеся у предприятия отраслей обращения.
Общепринятым является отнесение продуктов труда к товарным запасам у предприятий отраслей обращения от момента их поступления на эти предприятия до момента погрузки на транспортные средства для отправки или непосредственной передачи потребителям.

Содержание работы

I ВведенИЕ
1.Понятия товарных запасов и их классификация
2.Система показателей статистики товарных запасов товарооборачиваемости
3.Структура товарных запасов
4.Метод оценки оптимальности товарных запасов
5.Товарные запасов на предприятия торговли
6.Управление товарными запасами
7.Показатели товарных запасов
II Анализ управления товарными запасами на розничном предприятии ЗАО «Магнит»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Товарные запасы на предприятиях торговли.docx

— 72.22 Кб (Скачать файл)

Методы анализа и учета величины товарных запасов

В торговле традиционно применяются следующие методы анализа и учета величины товарных запасов:

Расчетный метод, при котором анализируются величина товарных запасов, товарооборачиваемость и их изменение. Для проведения такого анализа используются различные формулы;

Инвентаризация, т.е. сплошной подсчет всех товаров, и количественная оценка при необходимости. Полученные данные оцениваются в натуральном выражении в действующих ценах и сводятся по товарным группам в общую сумму. Недостатками этого метода являются большая трудоемкость и невыгодность непосредственно для организации или предприятия, так как при проведении инвентаризации предприятие, как правило, не функционирует. Учет физического товародвижения трудоемок, но крайне важен как для коммерческих служб, так и для руководителей торговых предприятий.

Снятие остатков или оперативный учет, т.е. сверка материально ответственными лицами фактического наличия товара с данными товарного учета. Причем подсчитываются не товары, а товарные места (ящики, рулоны, мешки и др.). Затем по соответствующим нормам производится пересчет, определяется количество товаров, которое и оценивается по действующим ценам. К недостаткам данного метода относится меньшая точность, чем при инвентаризации.

Балансовый метод, который основан на использовании балансовой формулы. Данный метод менее трудоемок, чем остальные, и позволяет обеспечить оперативный учет и анализ товарных запасов во взаимосвязи с другими показателями.

Недостатком балансового метода является невозможность исключить из расчета различные не установленные потери, что приводит к некоторым искажениям величины товарных запасов. Для устранения этого недостатка данные балансового учета должны систематически сопоставляться сданными инвентаризации и снятия остатков. Используя балансовый метод, легко осуществлять оперативный контроль над движением товаров. Особенно эффективен названный метод при автоматизированном учете на базе компьютерной сети.

В практике торговли величину товарных запасов, которые необходимо иметь, определяют несколькими способами:

  • как отношение товарного запаса на определенную дату к объему реализации на ту же дату за предшествующий период (обычно на начало месяца);
  • как число недель торговли, на которое хватит данного запаса. Исходными данными служит намеченная товарооборачиваемость;
  • учет реализации по возможно более дробным товарным группам. Поэтому в узлах расчета магазинов применяют контрольно-кассовые машины, позволяющие учитывать реализацию товара по нескольким признакам.

Помимо перечисленных способов управления товарными запасами есть и другие, и ни один из них нельзя назвать абсолютно безупречным. Торговым предприятиям следует выбирать тот, который больше соответствует условиям и факторам их функционирования.

Анализ товарных запасов и оборачиваемости товаров

Как фактические, так и плановые товарные запасы отражаются как в абсолютных суммах, т.е. в рублях, так и в относительных величинах, т.е. в днях запаса.

В процессе анализа фактическое наличие запасов товаров следует сопоставить с нормативом запасов, как в абсолютных суммах, так и в днях запаса. В результате этого определяются сверхнормативные товарные запасы либо величина незаполнения норматива, дается оценка состояния товарных запасов, а также устанавливаются причины отклонений фактических запасов товаров от установленных нормативов.

Основными причинами образования сверхнормативных запасов товаров могут быть следующие: невыполнение планов товарооборота, завоз товаров в торговую организацию в количествах, превышающих спрос на них, нарушение сроков поставки товаров, некомплектность поставляемых товаров, нарушение нормальных условий хранения товаров, приводящее к ухудшению их качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Анализ управления товарными запасами на предприятии                ЗАО «Тандер» магазин Магнит.

Местонахождение предприятия: г. Ставрополь, ул. Карла-Маркса,13.

Компания отсчитывает свою историю с 1994, когда ее нынешний владелец Сергей Галицкий основал компанию по торговле бытовой химией. Постепенно компания продвигала товар через свою розничную сеть. К 1996 году насчитывалось около 30 торговых точек в Краснодаре и Краснодарском крае.

Самый первый магазин «Магнит» был открыт в 1998 году в Краснодаре по адресу ул. Тюляева,8. Розничная сеть быстро развивалась, достигнув к концу 2005 года 1500 магазинов. С 2006 года начато развитие сети гипермаркетов.

Основной целью общества является извлечение прибыли, а так же обеспечение высокой степени жизнестойкости и конкурентоспособности компании посредством поддержания систем жизнеобеспечения на необходимом уровне, своевременной и качественной адаптации представляемой услуги к требованиям изменяющегося правопорядка и приоритетов потребителей.

На данный момент "Магнит" лидер на рынке по количеству торговых объектов и территории их покрытия в России — 64 филиала, 1представительство, более 5 268 магазинов формата "у дома" и 98 гипермаркетов, 5 магазинов "Магнит Семейный" и 351 магазин косметики в более чем 1 461 городе и населенном пункте. В настоящее время открывается несколько десятков магазинов в месяц; "Магнит" не собирается останавливаться на достигнутом и расширяет свои позиции. Так же ведется работа над повышением эффективности работы розничной сети.

 

 

 

Структура управления предприятием

В магазине «Магнит» используется линейная структура управления. Для этой структуры характерно сосредоточение всех функций управления в руках директора. Персонал делится на примерно равные части. Работники выполняют примерно одинаковые действия.

Коммерческая деятельность предприятия торговли связана с выполнением различных операций и требует от выполняющих их работников разносторонних знаний и умений. Поэтому в состав персонала магазина входят работники различных категорий (работники низшего, среднего и высшего звена). В исследуемом магазине работают 12 человек:

  • Директор магазина;
  • Два товароведа;
  • Семь продавцов универсалов;
  • Грузчик
  • Уборщица

 


 

 

Чтобы лучше представить картину о финансовом состоянии предприятия ЗАО «Тандер» "Магнит" необходимо произвести анализ финансово-хозяйственной деятельности за 3 года, 2011, 2012, 2013 гг. это мы сможем увидеть на таблице .

 

 

 

Анализ финансово хозяйственной деятельности

Наименование показателя.

Год

2011

2012

2013

Чистая прибыль млн. руб.

8 728,77

10 134,11

12 303,84

Выручка млн. руб.

169 860,97

236 193,55

335 699,95


 

 

Зная чистую прибыль и чистую выручку можно рассчитать рентабельность продаж за каждый год. Для этого применим формулу :

 

 (1)

 

где Р- рентабельность,

ЧП- чистая прибыль

В- выручка

проведенные расчеты покажем в таблице 7

Таблица 7 - Рентабельность за 2011-2013 гг.

 

Год

Рентабельность

2011

3,67

2012

4,29

2013

5,14


 

 

 

Из полученных расчетов можно сделать вывод: Размеры продаж возросли практически в 2 раза, рентабельность выросла с 3,7 до 5,14, значит на предприятии возросла прибыль, и эта организация выгодная.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Основные показатели хозяйственной деятельности по магазинам ЗАО «Тандер»                         Магнит

Показатели

Ед-ца измерения

20012 г.

2013 г.

Изменение (+,-)

2013 г. в % к 2012 г.

Розничный товарооборот:

         

- действующие цены

тыс. р.

1931676

5693314

+3761638

294,7

- сопоставимые цены

тыс. р.

1931676

2241462

+309786

116,0

Валовой доход:

         

- сумма

тыс. р.

258221

711356

+453135

275,5

- в % к обороту

%

13,37

12,49

-0,88

93,4

Налоги и другие обязательные платежи, взимаемые за счет валового дохода:

         

- сумма

тыс. р.

30096

41400

+11304

137,6

- в % к обороту

%

1,56

0,73

-0,83

46,8

Издержки обращения

         

- сумма

тыс. р.

231761

676346

+444585

291,8

- в % к обороту

%

12,0

11,88

-0,12

99,0

Прибыль от реализации товаров:

         

- сумма

тыс. р.

-3636

-6390

-2754

175,7

- в % к обороту

%

-0,19

-0,11

+0,08

57,9

Прочие доходы:

         

- сумма

тыс. р.

9732

14777

+5045

151,8

- в % к обороту

%

0,50

0,26

-0,24

52,0

Доходы от внереализационных операций:

         

- сумма

тыс. р.

10157

27625

+17468

272,0

- в % к обороту

%

0,53

0,49

-0,04

92,5

Балансовая прибыль:

         

- сумма

тыс. р.

16253

36012

+19759

221,6

- в % к обороту

%

0,84

0,63

-0,21

75,0

Среднесписочная численность работников

чел.

422

444

+22

105,2

Средний оборот на одного работника:

         

- в действующих ценах

тыс. р.

4577

12823

+8246

280,2

- в сопоставимых ценах

тыс. р.

4577

5048

+471

110,3

Торговая площадь

м2

1911

1911

--

100,0

Средний оборот на м2 торговой площади:

         

- в действующих ценах

тыс. р.

1011

2979

+1968

294,7

- в сопоставимых ценах

тыс. р.

1001

1173

+162

116,0


 

 

Вывод:

Таким образом, сравнивая основные показатели хозяйственной деятельности ЗАО «Тандер»  Магнит  за 2012 и 2013 г.г. можно отметить, что розничный товарооборот в сопоставимых ценах увеличился на 16 %, средний уровень валового дохода снизился на 0,88 % к обороту, уровень налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок уменьшился на 0,83 пункта, а уровень издержек обращения снизился на 0,12 % к обороту. Это сказалось на уменьшении суммы прибыли от реализации товаров на 2754 тыс. руб. или на 75,7 %.

Таким образом, рост прочих доходов общества на 5054 тыс. руб. или на 51,8 %, а также внереализационных доходов на 17468 тыс. руб. или на 172 % обеспечили рост балансовой прибыли на 19759 тыс. руб. или на 121,6 %. Однако, уровень рентабельности продаж магазинов ЗАО «Тандер» Магнит (исходя из балансовой прибыли) по отношению к прошлому периоду снизился на 0,21 пункт или на 25%, что говорит об ухудшении хозяйствования.

 

Таблица 2. Информация о средних товарных запасах и товарооборачиваемости по ЗАО «Тандер» Магнит

Показатели

2012 г.

2013 г.

Отклонение

2013г. в % к 2012 г.

1. Розничный товарооборот  в действующих ценах, тыс. р.

1931676

5693314

+3761638

294,7

2. Среднегодовые товарные  запасы в действующих ценах, тыс. р.

61554,8

172918,8

+111364

280,9

3. Время обращения товаров  в днях

11,5

10,9

-0,6

94,8

4. Скорость обращения  товаров в количестве оборотов

31,4

32,9

+1,5

104,8


 

 

Вывод:

Следовательно, в 2013 году товарные запасы обновлялись 32,9 раза и оборачиваемость товаров ускорилась по сравнению с 2012 годом на 1,5 оборота (32,9-31,4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

                 Проанализировав финансово-хозяйственную  деятельность данного предприятия, можно сделать вывод, что на  данном предприятии наблюдается  тенденция к увеличению балансовой  прибыли; происходит увеличение  среднегодовой стоимости основных  средств; увеличение активной части  основных производственных фондов  говорит об улучшении технической  оснащенности предприятия. На данном  предприятии рентабельность основной  деятельности с каждым годом  увеличивается, что свидетельствует  о благоприятном финансовом и  экономическом положении предприятия.

Информация о работе Управление товарными запасами в торговли