Управление трудовыми ресурсами и экономическое здоровье предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить основные этапы и способы управления "человеческими ресурсами" организации. Это необходимо сделать для понятия основ моделей менеджмента управления персоналом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ
1.1 ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ТРУДОВЫХ РЕСУРСАХ
1.2 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ
1.3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
1.4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕСТРОЙКИ РАБОТЫ КАДРОВЫХ СЛУЖБ
ГЛАВА II СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
2.1 ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
2.2 ВНУТРЕННЯЯ СТУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ 2.3 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
ГЛАВА III УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ НА ПРИМЕРЕ РЕСТОРАНА "ТИНЬКОФФ"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая работа))))).docx

— 80.57 Кб (Скачать файл)

Каковы же наиболее характерные черты внешней среды современного предприятия? Это - динамичность, многообразие и интегрированность.

Динамичность нашей российской действительности мы уже все хорошо осознали, однако многие из нас полагают, что она в основном является следствием переходных процессов, идущих в стране, и якобы наступит время, когда жизнь станет спокойной и стабильной. Однако судя по опыту других стран, стабильность возможна лишь в некоторых сферах, в частности в области культуры бизнеса, в установлении разумных моральных и законодательных норм. Во всем же остальном нас ждет то, что является фундаментальной чертой всех цивилизованных стран - нарастание изменчивости, подвижности, динамичности жизненной среды. В убыстряющемся темпе меняются виды товаров и услуг, формы бизнеса и способы коммуникаций, рынки сбыта и культура предпринимательства. Как же выживать и развиваться в этом стремительно меняющемся мире? Ясно, что наши привычные, неповоротливые структуры организаций с жестко закрепленными функциями подразделений и обязанностями работников, ориентированные на “спокойную” среду, теперь не годятся. Динамичная среда их просто ломает. Сегодня нужны гибкие, приспосабливающиеся структуры, которые не сопротивляются изменениям внешней среды, а меняются вместе с ней.

Следующая характерная черта внешней среды предприятий - многообразие. Современное предприятие взаимодействует с огромным числом различных объектов - акционерами, клиентами, партнерами, органами власти, населением, конкурентами, средствами массовой информации, страховыми и инвестиционными компаниями, пенсионными фондами и т.д. И к каждому из этих объектов нужен свой подход, своя стратегия. И все это многообразие усугубляется еще и тем, что все объекты связаны не только с предприятиями, но и между собой множеством нитей - экономических, информационных, политических, морально-психологических, административных, постоянно влияют друг на друга, то есть внешняя среда - интегрирована. Следовательно, изменение взаимодействия с любым из этих объектов влечет за собой изменение отношений и с остальными.

2.2 Внутренняя структура организации

Внутренняя структура современного предприятия всецело зависит от его внешней среды.

Каким же образом обеспечивать адекватность внутренней структуры предприятия требованиям динамичной внешней среды?

Недопустимо вносить произвольные изменения в структуру организации. Практика показывает, что организационное “творчество" чаще даже ухудшает состояние организации, нежели повышает эффективность работы. У нас еще, к сожалению, распространен взгляд на организацию, как на механизм, который можно строить по произволу конструктора. На Западе уже давно отказались от представлений об организации как механизме, созданном только для добывания прибыли. Было понято, что любое предприятие, это организм, живущий по своим объективным законам, произвольное нарушение которых ведет к его гибели. Важнейшими закономерностями его существования являются:

стремление к выживанию;

постоянное изменение, развитие, направленное на приспособление к внешней среде;

создание и совершенствование своих “органов”;

поддержание благоприятной внутренней среды;

наличие целостности, единого предназначения для всех его частей.

Но и этих представлений оказывается недостаточно, чтобы верно понять современное, цивилизованное предприятие, на самом деле оно является организацией в самом широком, социальном смысле этого слова, т.е. добровольным объединением работников, направленным на удовлетворение их основных интересов. Конечно, пока в российских условиях это определение не вполне точно отражает действительность, так как и объединение работников не всегда добровольно, поскольку часто перед ними нет выбора и удовлетворяют они на предприятии лишь отдельные свои интересы, преимущественно материальные. Но такое определение предприятия заставляет руководителя, менеджера осознать реальность, давно понятую в развитых странах: организация должна служить не только своим хозяевам, но и работникам, удовлетворяя все важнейшие их потребности: в защищенности, в стабильности, творческом труде, в чувстве собственной значимости, в развитии и, конечно, в материальных благах. Уже сегодня в российских условиях можно заметить, как постепенно растет слой людей, и в банках в частности, которые, оправившись от шока стремительного перехода к рынку, предпочитают отказываться от высокой зарплаты ради психологического комфорта и более творческой работы.

2.3 Экономическое здоровье предприятия.

В настоящее время финансово-экономическое состояние предприятий трактуется с различных позиций, при этом отсутствует единый методологический подход к его определению. Приведем наиболее популярные определения сущности финансово-экономического состояния предприятия: 
 
1. Финансово-экономическое состояние - это точечная характеристика процесса кругооборота капитала по оси времени, отражающая, также способность предприятия к дальнейшему развитию. 
 
С этой точки зрения, финансовое состояние предприятия - это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени. Финансовое состояние предприятия характеризуется составом и размещением средств, структурой их источников, скоростью оборота капитала, способностью предприятия погашать свои обязательства в срок и в полном объеме, а также другими факторами . 
 
2. Финансово-экономическое состояние - это характеристика размещения средств предприятия, его инвестиционной деятельности. В этом случае финансовое состояние предприятий характеризует размещение и использование средств предприятия. Оно обусловлено степенью выполнения финансового плана и мерой пополнения собственных средств за счет прибыли и других источников, если они предусмотрены планом, а также скоростью оборота производственных фондов и особенно оборотных средств.  
 
3. Финансово-экономическое состояние предприятия - это платежеспособность предприятия или обеспеченность предприятия денежными средствами для обеспечения его деятельности. 
 
4. Финансово-экономическое состояние - это составная часть экономического потенциала предприятия, отражающая финансовые результаты деятельности предприятия. Экономический потенциал - способность предприятия достигать поставленные перед ним цели, используя имеющиеся у него материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Выделяют две стороны экономического потенциала: имущественное положение коммерческой организации и ее финансовое положение. Финансовое положение определяется достигнутыми за отчетный период финансовыми результатами и, кроме того, описывается некоторыми статьями баланса, а также соотношениями между ними. При этом с позиции краткосрочной перспективы говорят о ликвидности и платежеспособности организации, а в долгосрочном плане - о финансовой устойчивости . 
 
5. Финансово-экономическое состояние – это характеристика инвестиционной привлекательности предприятия, его конкурентоспособности на финансовом рынке. Таким образом, финансовое состояние предприятия - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами . 
 
6. Финансово-экономическое состояние характеризуется определенной совокупностью показателей, отраженных в балансе по состоянию на определенную дату (начало и конец квартала, полугодия, девяти месяцев, года) как остатки по конкретным счетам или комплексу счетов бухгалтерского учета. Финансовое состояние организации характеризует, в самом общем виде, изменения в размещении средств и источниках их покрытия (собственных или заемных) на конец периода по сравнению с их началом.  
 
Таким образом, финансово-экономическое состояние предприятия можно определить как комплексную экономическую категорию, характеризующую на определенную дату наличие у предприятия различных активов, размеры обязательств, способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться в изменяющейся внешней среде, текущую и будущую возможность удовлетворять требования кредиторов, а также его инвестиционную привлекательность. 
 
Под финансово-экономическим состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями c другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. 
 
Финансово-экономическое состояние может быть устойчивыми, неустойчивыми и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Финансово-экономическое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансово-экономическое положение предприятия. 
 
И, наоборот, в результате недовыполнения по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимость, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие- ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособность. 
Устойчивое финансово-экономическое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность к составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных средств , выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.  
Главная цель финансово-экономической деятельности- решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимума прибыли. 
 
Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую -заемные. Следует знать и такие понятие рыночной экономики, как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости (зона безопасности), степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их анализ. 
 
Для оценки финансово-экономического состояния предприятия, его финансовой устойчивости используется целая система показателей, характеризующих 

  • наличие и размещение капитала, эффективность и интенсивность его использования;
  • оптимальность структуры пассивов предприятия, его финансовую независимость и степень финансового риска;
  • оптимальность структуры активов предприятия и степень производственного риска;
  • оптимальность структуры источников формирования оборотных активов;
  • платежеспособность и инвестиционную привлекательность предприятия;
  • риск банкротства (несостоятельности) субъекта хозяйствования;
  • запас его финансовой устойчивости (зону безубыточного объема продаж).

Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат отчетный бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, о движении капитала, о движении денежных средств и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса. 
Общая оценка финансово-экономического состояния предприятия основывается на целой системе показателей, характеризующих структуру источников формирования капитала и его размещения, равновесие между активами предприятия и источниками их формирования, эффективность и интенсивность использования капитала, платежеспособность и кредитоспособность предприятия, его инвестиционную привлекательность и т.д.  
С этой целью изучается динамика каждого показателя, проводятся сопоставления со средними и нормативными значениями по отрасли.  
Анализ финансово-экономического состояния предприятия - это расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности организации.  
Цель анализа - получение информации, необходимой для принятия управленческих решений внутренними пользователями информации (администрация фирмы) - о корректировке финансовой политики предприятия, а внешними пользователями - о реализации конкретных планов в отношении к данному предприятию (приобретение, инвестирование, заключение контрактов и др.) 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Управление трудовыми ресурсами на примере ресторана «Тинькофф»

Ресторан «Тинькофф» в Казани открылся в 2005 году. Располагается по адресу: ул.Горького, д 8/9, в знаменитом доме купца Кекина. Время работы - с 12.00 до 02.00.

Ресторан представляет собой многоуровневый комплекс, общей площадью в 2500 кв.м, рассчитанный на 300 посадочных мест.

Первый этаж – это светлый зал ресторана, в котором стоит печь для приготовления пиццы на живом огне.

На втором этаже - зал-ресторан, в котором проходят живые концерты приглашенных звезд российского и международного шоу-бизнеса. Прямо здесь, на глазах посетителей, в огромных чанах варится свежее пиво «Тинькофф».

Интерьер ресторана выполнен в стиле Hi-Tech, наиболее отвечающем принципам современного модного демократического заведения. Служба персонала ресторана представлена отделом кадров.

Штатная единица отдела кадров - менеджер по персоналу (в единственном числе). Менеджер по персоналу подчиняется непосредственно директору по персоналу ООО «Частные пивоварни «Тинькофф» (г.Казань).

В задачи отдела кадров ресторана входит:

1. Организация работы по  обеспечению подбора, обучения, оценки  и использования персонала.

2. Участие в формировании  стабильного коллектива, создание  кадрового резерва и работа  с ним.

3. Организация системы  учета кадров, анализ текучести  кадров.

Функциональные обязанности менеджера по персоналу заключаются в следующем:

1. Разработка текущих и  перспективных планов комплектования  ресторана кадрами с учетом  изменения состава сотрудников  в связи с изменением внешней  и внутренней среды предприятия.

2. Анализ состава, деловых  и других качеств работников  ресторана с целью их рациональной  расстановки, подбора кадров на  замещение должностей, входящих  в номенклатуру руководителя  предприятия, создания соответствующих  условий для творческой деятельности, повышения образовательного и квалификационного уровня.

3. Организация работы по  изучению деловых качеств и  других индивидуальных особенностей  работников с целью подбора  кадров в резерв на выдвижение, осуществление контроля над его  обновлением и пополнением.

4. Контроль над расстановкой  и правильным использованием  работников в подразделениях  ресторана.

5. Представление руководству  ресторана предложений по улучшению  расстановки и использованию  кадров.

6. Подготовка и систематизация  материалов на работников при  собеседовании и реализация совместно  с соответствующими подразделениями  ресторана решений аттестационной  комиссии.

7. Оформление приема, перевода  и увольнения работников в  соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и приказами  руководителя ресторана, выдача  различного рода справок работникам  предприятия.

8. Учет личного состава  ресторана.

9. Хранение и заполнение  трудовых книжек, ведение установленной  документации по кадрам.

10. Ведение учета стажа  работников ресторана.

11. Подготовка материалов  для представления сотрудников  к поощрениям и награждениям.

12. Контроль над исполнением  руководителями подразделений постановлений, приказов и распоряжений по  вопросам работы с кадрами.

13. Изучение движения кадров, причин текучести кадров, разработка  мероприятий по их устранению.

14. Осуществление систематического  контроля и инструктажа работников  по учету кадров.

15. Организация контроля  над состоянием трудовой дисциплины  и соблюдением работниками правил  внутреннего трудового распорядка.

16. Составление всей установленной  отчетности по вопросам кадров.

Учет персонала ведется по каждому работнику ресторана «Тинькофф» в программе «1С: Зарплата и кадры 8.0».

При приеме на работу заключается трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, законами и иными правовыми нормативными актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет следующие документы:

  • паспорт (иной документ, удостоверяющий личность);
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний.
  • страховой полис обязательного медицинского страхования;
  • санитарную книжку (с отметкой о прохождении медосмотра);
  • свидетельство о постановке в налоговый учет физического лица;

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.

Информация о работе Управление трудовыми ресурсами и экономическое здоровье предприятия