Управление трудовыми ресурсами и занятостью в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2015 в 15:07, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является научное и практическое обоснование подходов к управлению трудовыми ресурсами и рекомендациями по его совершенствованию в рамках государственной политики занятости.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
раскрываются теоретические аспекты трудовых ресурсов, занятости и безработицы;
определяются основные направления государственной политики занятости;
производится оценка трудовых ресурсов, занятости и безработицы республики;

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 430.16 Кб (Скачать файл)

Помимо традиционной формы занятости различают и нетипичную (нетрадиционную) занятость, которая имеет следующие виды [8, с 11]:

  1. сезонная занятость – занятость на основе сезонного контракта при условиях полного рабочего дня;
  2. поденная занятость, связана с работой на условиях определенного количества рабочих дней при поденной форме оплаты труда;
  3. периодическая занятость – чередующиеся занятость и незанятость, независимо от сроков той или другой в течение года;
  4. временная занятость, характеризующаяся тем, что работник занят деятельностью лишь в течение некоторого периода времени, но этот период не предопределен сезонностью работ;
  5. занятость по вызову – нетрадиционная занятость, которая не предполагает никаких гарантий занятости и складывается под влиянием стечения обстоятельств;
  6. самозанятость – занятость, которая осуществляется по собственной инициативе, самоуправляема и не имеет общепринятых форм оплаты труда.

Выделяют следующие группы факторов, оценивающих занятость [9, c.13]:

  • экономические;
  • социальные;
  • общемировые.

Экономические факторы занятости связаны с особенностями размещения и развития производительных сил. В их число входят: размещение производительных сил, отраслевая структура народного хозяйства, экономическое стимулирование и др.

Размещение производительных сил по территории предопределяет возможности населения в удовлетворении желания трудиться в общественном производстве. Отсутствие работы, соответствующей специальности и наклонностям людей, нередко приводит к более или менее продолжительному их выбытию из состава занятого населения.

Преимущественное развитие отдельных отраслей народного хозяйства прямо отражается на характере занятости населения. Например, развитие в районах Сибири трудоемких (мужских) отраслей производства привело к тому, что женщины там фактически оказались лишены возможности работать по специальности.

Экономическое стимулирование, с точки зрения занятости, – это система мероприятий государства (заработная плата, льготы и т.п.), направленных на обеспечение более широкого участия отдельных групп населения в общественном производстве, создание условий для пополнения и стабилизации движения занятых в экономике.

Социальные факторы занятости связаны с особенностями формирования системы условий для трудовой деятельности населения. Среди них выделяют: уровень развития сферы обслуживания и сети дошкольных учреждений, уровень образования населения, национальные традиции, уровень развития здравоохранения и др.

Общемировые факторы занятости связаны с особенностями способа производства материальных благ. В их составе выделяют такие взаимосвязанные факторы, как форма собственности на средства производства, характер соединения средств производства и рабочей силы и др. [9, с 13–15].

Справочно: в январе-сентябре 2012 г. в экономике республики было занято 4 570 тыс. человек, что на 2,1 п.п. меньше, чем в январе-сентябре 2011 г. В организациях (без малых и микроорганизаций без ведомственной подчиненности) численность работников составила 3 374,8 тыс. человек (73,8 % общей численности населения, занятого в экономике) и уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2,4 п.п. [10].

Таким образом, в условиях рыночных отношений рост занятости имеет объективно существующий экономический предел. Достижение полной занятости может являться стратегической целью соответствующей политики государства. Но при этом полная занятость в соответствии со стандартами Международной организации труда, рассматривается не как всеобщая  для трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, а как обеспеченность  предложения рабочей силы в количественном и качественном отношении спросом на нее, т.е. каждый желающий работать и активно ищущий работу может удовлетворить свою потребность в рабочих местах (должностях). Следовательно, в этих условиях очевидна неизбежность такого явления, его объективность.

1.2.2 Основные направления  государственной политики занятости  в Республике Беларусь

Государственная политика занятости населения – это часть социально - экономической политики государства, направленная на разрешение проблем занятости населения в экономике на основе повышения эффективности программ обеспечения занятости, развития системы социального партнерства, стимулирования мобильности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда [7, c.188].

Основной целью государственной политики занятости является формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости [9, c.244].

Согласно Закону «О занятости» Республики Беларусь государственная политика в области содействия занятости населения направлена на [11, c.226-227]:

  • обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профессиональных союзах (далее – профсоюзы) или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, если они не препятствуют выполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции или статуса работника, в реализации права на труд, означающего право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда;
  • ориентацию системы образования для подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда;
  • обеспечение обязательного государственного социального страхования от безработицы, предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  • содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости всеми соответствующими мерами (служба занятости, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации);
  • предоставление дополнительных гарантий занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда;
  • сокращение безработицы, предупреждение массовой безработицы;
  • поощрение нанимателей, осуществляющих профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой высвобождения, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), а также нанимателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
  • координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
  • участие профсоюзов и иных представительных органов, работников, уполномоченных в соответствии с законодательством представлять их интересы, а также государственных органов и нанимателей в разработке и реализации государственной политики в области содействия занятости населения;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.

Принято выделять два типа политики занятости: активный и пассивный.

Активная политика занятости характеризуется тем, что основную роль в формировании процесса занятости играет сам человек, который чувствует ответственность за материальное благополучие своей семьи и активно стремится к сохранению занятости, а при ее потере – к активному поиску работы.

Основными элементами (направлениями) активной политики занятости являются [12, c.72]:

  • помощь в трудоустройстве;
  • содействие профессиональной подготовке и переподготовки;
  • содействие самозанятости предпринимательству;
  • организация общественных работ;
  • помощь людям, испытывающим особые объективные трудности в трудоустройстве: инвалиды, молодежи, пожилым и др.

Система общественных работ позволяет лица, ищущим работу установить контакты с новыми работодателями, поддержать уровень своих доходов и трудовые навыки. Участие в общественных работах может стать постоянным местом работы для молодежи, женщин с детьми на рабочих местах в социальной сфере и в сфере услуг [13].

Пассивная политика занятости – меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую очередь, на поддержание доходов (выплата пособия по безработице; доплаты на иждивенцев, разовое обеспечение товарами первой необходимости, лечения отдыха и праздничных мероприятий для детей – бесплатно или по сниженным ценам и др).

К пассивным мерам также относятся так называемые компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих неполный рабочий день (неделю) по не зависящим от них причинам [9, c.249].

Согласно Основным положениям программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы задачами государственной политики в социально-трудовой сфере являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.

Исходя из поставленных задач определены следующие приоритетные направления политики занятости населения [14]:

  • создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;
  • стимулирование роста занятости в сфере услуг;
  • создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;
  • повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;
  • формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;
  • создание системы социального страхования населения от безработицы.

Следует отметить, что в Республике Беларусь с целью более успешного решения проблемы безработицы разрабатываются государственные программы занятости.

Особый интерес представляет Государственная программа занятости населения на 2012 год. В рамках реализации этой программы предполагается решение следующих задач [15]:

  • сохранение стабильной ситуации в сфере занятости;
  • интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;
  • совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями развития экономики;
  • информационное, профориентационное, методическое обеспечение по вопросам занятости населения.

Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 процентов к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике [14].

Государственную программу предусматривается реализовать по следующим основным направлениям [15]:

  • осуществление мониторинга состояния рынка труда;
  • содействие нанимателям в структурной перестройке экономики;
  • содействие самостоятельной занятости безработных;
  • обеспечение занятости молодежи;
  • профессиональная реабилитация и содействие в трудоустройстве инвалидов;
  • содействие в трудоустройстве граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел;
  • содействие занятости женщин;
  • содействие занятости длительно неработающих граждан;
  • обеспечение занятости населения в малых, средних городских поселениях и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы, сельской местности;
  • совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями развития экономики;
  • информационное, профориентационное, методическое обеспечение по вопросам занятости населения;
  • обеспечение социальных выплат безработным.

Особое внимание в Государственной программе уделено интеграции в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке. В частности, предусматривается обеспечить [15]:

Информация о работе Управление трудовыми ресурсами и занятостью в Республике Беларусь