Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2015 в 15:07, дипломная работа
Целью дипломной работы является научное и практическое обоснование подходов к управлению трудовыми ресурсами и рекомендациями по его совершенствованию в рамках государственной политики занятости.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
раскрываются теоретические аспекты трудовых ресурсов, занятости и безработицы;
определяются основные направления государственной политики занятости;
производится оценка трудовых ресурсов, занятости и безработицы республики;
Помимо традиционной формы занятости различают и нетипичную (нетрадиционную) занятость, которая имеет следующие виды [8, с 11]:
Выделяют следующие группы факторов, оценивающих занятость [9, c.13]:
Экономические факторы занятости связаны с особенностями размещения и развития производительных сил. В их число входят: размещение производительных сил, отраслевая структура народного хозяйства, экономическое стимулирование и др.
Размещение производительных сил по территории предопределяет возможности населения в удовлетворении желания трудиться в общественном производстве. Отсутствие работы, соответствующей специальности и наклонностям людей, нередко приводит к более или менее продолжительному их выбытию из состава занятого населения.
Преимущественное развитие отдельных отраслей народного хозяйства прямо отражается на характере занятости населения. Например, развитие в районах Сибири трудоемких (мужских) отраслей производства привело к тому, что женщины там фактически оказались лишены возможности работать по специальности.
Экономическое стимулирование, с точки зрения занятости, – это система мероприятий государства (заработная плата, льготы и т.п.), направленных на обеспечение более широкого участия отдельных групп населения в общественном производстве, создание условий для пополнения и стабилизации движения занятых в экономике.
Социальные факторы занятости связаны с особенностями формирования системы условий для трудовой деятельности населения. Среди них выделяют: уровень развития сферы обслуживания и сети дошкольных учреждений, уровень образования населения, национальные традиции, уровень развития здравоохранения и др.
Общемировые факторы занятости связаны с особенностями способа производства материальных благ. В их составе выделяют такие взаимосвязанные факторы, как форма собственности на средства производства, характер соединения средств производства и рабочей силы и др. [9, с 13–15].
Справочно: в январе-сентябре 2012 г. в экономике республики было занято 4 570 тыс. человек, что на 2,1 п.п. меньше, чем в январе-сентябре 2011 г. В организациях (без малых и микроорганизаций без ведомственной подчиненности) численность работников составила 3 374,8 тыс. человек (73,8 % общей численности населения, занятого в экономике) и уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2,4 п.п. [10].
Таким образом, в условиях рыночных отношений рост занятости имеет объективно существующий экономический предел. Достижение полной занятости может являться стратегической целью соответствующей политики государства. Но при этом полная занятость в соответствии со стандартами Международной организации труда, рассматривается не как всеобщая для трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, а как обеспеченность предложения рабочей силы в количественном и качественном отношении спросом на нее, т.е. каждый желающий работать и активно ищущий работу может удовлетворить свою потребность в рабочих местах (должностях). Следовательно, в этих условиях очевидна неизбежность такого явления, его объективность.
1.2.2 Основные направления
государственной политики
Государственная политика занятости населения – это часть социально - экономической политики государства, направленная на разрешение проблем занятости населения в экономике на основе повышения эффективности программ обеспечения занятости, развития системы социального партнерства, стимулирования мобильности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда [7, c.188].
Основной целью государственной политики занятости является формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости [9, c.244].
Согласно Закону «О занятости» Республики Беларусь государственная политика в области содействия занятости населения направлена на [11, c.226-227]:
Принято выделять два типа политики занятости: активный и пассивный.
Активная политика занятости характеризуется тем, что основную роль в формировании процесса занятости играет сам человек, который чувствует ответственность за материальное благополучие своей семьи и активно стремится к сохранению занятости, а при ее потере – к активному поиску работы.
Основными элементами (направлениями) активной политики занятости являются [12, c.72]:
Система общественных работ позволяет лица, ищущим работу установить контакты с новыми работодателями, поддержать уровень своих доходов и трудовые навыки. Участие в общественных работах может стать постоянным местом работы для молодежи, женщин с детьми на рабочих местах в социальной сфере и в сфере услуг [13].
Пассивная политика занятости – меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую очередь, на поддержание доходов (выплата пособия по безработице; доплаты на иждивенцев, разовое обеспечение товарами первой необходимости, лечения отдыха и праздничных мероприятий для детей – бесплатно или по сниженным ценам и др).
К пассивным мерам также относятся так называемые компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих неполный рабочий день (неделю) по не зависящим от них причинам [9, c.249].
Согласно Основным положениям программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы задачами государственной политики в социально-трудовой сфере являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.
Исходя из поставленных задач определены следующие приоритетные направления политики занятости населения [14]:
Следует отметить, что в Республике Беларусь с целью более успешного решения проблемы безработицы разрабатываются государственные программы занятости.
Особый интерес представляет Государственная программа занятости населения на 2012 год. В рамках реализации этой программы предполагается решение следующих задач [15]:
Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 процентов к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике [14].
Государственную программу предусматривается реализовать по следующим основным направлениям [15]:
Особое внимание в Государственной программе уделено интеграции в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке. В частности, предусматривается обеспечить [15]:
Информация о работе Управление трудовыми ресурсами и занятостью в Республике Беларусь