Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2015 в 15:07, дипломная работа
Целью дипломной работы является научное и практическое обоснование подходов к управлению трудовыми ресурсами и рекомендациями по его совершенствованию в рамках государственной политики занятости.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
раскрываются теоретические аспекты трудовых ресурсов, занятости и безработицы;
определяются основные направления государственной политики занятости;
производится оценка трудовых ресурсов, занятости и безработицы республики;
Необходимо отметить, что экономические и социальные последствия безработицы взаимосвязаны, друг друга обусловливают [3, c.46].
Итак, безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активное население) не занята в производстве товаров и услуг. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. Безработица несет прямые экономические издержки для всего общества. Когда часть людей остается без работы, это означает, что производство сокращается по сравнению с объемом, который мог быть достигнут в условиях полной занятости. Помимо чисто экономических издержек, нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан. История показывает, что экономическая нестабильность и, как следствие, массовая длительная безработица трудоспособного населения могут привести к серьезным политическим и социальным переменам в государстве.
1.3.2 Порядок и условия признания граждан безработными
Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется по их месту жительства органами по труду, занятости и социальной защите при личном обращении. При регистрации безработным гражданин предъявляет документы, предусмотренные законодательными актами.
Порядок регистрации граждан безработными и снятия с учета безработных определяется Правительством Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами [6].
Безработными не могут быть зарегистрированы занятые граждане, а также граждане [6]:
В вопросах признания человека безработным особую роль играют понятия подходящей и неподходящей работы [1, c.64].
Подходящей считается работа (кроме оплачиваемых общественных работ), которая соответствует профессиональной пригодности безработного, с учетом уровня его профессиональной подготовки, состояния здоровья, стажа и опыта работы по прежней профессии (специальности), должности, транспортной доступности нового места работы, если иное не предусмотрено настоящим Законом [6].
Подходящей не может считаться работа, если [6]:
Подходящей считается любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера (кроме оплачиваемых общественных работ), соответствующая требованиям законодательства о труде, учитывающая возрастные и иные особенности, для следующих категорий безработных [6]:
Безработному не может быть предложено одно и то же место работы (профессиональная подготовка по одной и той же профессии (специальности) дважды.
Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется местными исполнительными и распорядительными органами с учетом транспортной доступности нового места работы.
Местные исполнительные и распорядительные органы могут устанавливать и иные критерии подходящей работы, усиливающие социальную защищенность безработных [6].
Итак, трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться. Согласно сложившейся статистической практике трудовые ресурсы состоят из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте и работающих в экономике республики граждан моложе и старше трудоспособного возраста.
Статус в занятости определяется для той части трудовых ресурсов, которая участвует в общественно полезной деятельности. К ней относится та группа людей, которые предлагают рабочую силу для производства товаров и услуг с целью получения дохода, так и та группа населения, которая участвует в общественно полезной деятельности, не приносящей прямого денежного дохода, либо приносящей доход, непосредственно связанный с производством товаров и услуг. Часть населения, обеспечивающая предложение трудовых ресурсов для производства товаров и услуг, составляет экономически активное население. Его численность измеряется по отношению к определенному периоду и включает занятых и безработных.
2 СОСТОЯНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ, ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ ЗА ПЕРИОД 2009-2011 ГГ. В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ структуры и динамики трудовых ресурсов
На 1 января 2012 года численность трудовых ресурсов в Беларуси составляла 6031, 4 тысяч человек, или 63, 7 % численности населения страны. Рассмотрим особенности ее динамики за весь период становления республики.
Рисунок 2.1 – Динамика трудовых ресурсов в численности населения
Источник: собственная разработка автора на основании данных [19, c.29]
Как видим, начиная с 1992 года наблюдалась тенденция сокращения трудовых ресурсов в численности населения, а вот начиная с 1999 года – тенденция увеличения. Что касается, исследуемого периода 2009-2011 гг. наблюдается отрицательная тенденция, о чем свидетельствует сокращение трудовых ресурсов в численности населения. Такая тенденция может негативно сказаться на экономике и социальном положении страны.
Для более подробного анализа трудовых ресурсов рассмотрим их состав и структуру. Трудовые ресурсы Республики Беларусь в среднегодовом исчислении по источникам формирования приведены в таблице 2.1.
Произведенные расчеты показали, что в 2010 году численность трудовых ресурсов практически осталась на прежнем уровне, но численность лиц трудоспособного возраста снизилась на 0,6 п.п., численность лиц, старше трудоспособного возраста увеличилась на 10,8 п.п., а младше – на уровне.
Таблица 2.1 – Численность трудовых ресурсов Республики Беларусь (в среднегодовом исчислении)
Трудовые ресурсы |
Годы |
Темп роста численности, % | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2010 к 2009 |
2011 к 2009 | |
Всего, тысяч человек |
6081,4 |
6078,5 |
6031,4 |
100,0 |
99,2 |
в т.ч. трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
5777,8 |
5742 |
5694,9 |
99,4 |
98,6 |
удельный вес, % |
95,01 |
94,46 |
94,42 |
99,4 |
99,4 |
лица старше трудоспособного возраста, занятые в экономике |
303,5 |
336,4 |
336,4 |
110,8 |
110,8 |
удельный вес, % |
4,99 |
5,53 |
5,58 |
110,9 |
111,8 |
лица младше трудоспособного возраста, занятые в экономике |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
100,0 |
100,0 |
удельный вес, % |
0,002 |
0,002 |
0,002 |
100,0 |
100,8 |
Источник: собственная разработка автора на основании данных [19, c.29]
Численность трудовых ресурсов Республики Беларусь снизилась на 0,8 п.п. в 2011 году по сравнению с 2009 годом, в т.ч.: численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте на 1,4 п.п.; численность лиц, старше трудоспособного возраста, занятых в экономике возросла на 10,8 п.п., численность лиц, младше трудоспособного возраста, занятых в экономике осталась также на прежнем уровне.
Удельный вес данных источников отобразим в виде диаграмме на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Удельный вес источников в трудовых ресурсах
Источник: собственная разработка автора на основании данных таблицы 2.1
Как видим, в течение трех лет наибольший удельный вес занимало трудоспособное население, находящееся в трудоспособном возрасте, несмотря на то, что оно снизилось на 0,6 п.п. и на 1,4 п.п. в 2010 и 2011 гг. соответственно. Численность лиц старше трудоспособного возраста и лиц, младше трудоспособного возраста не изменилось. Наблюдается отрицательная тенденция, о чем свидетельствует снижение трудоспособного населения. Главной причиной является демографический фактор.
Состав трудовых ресурсов с точки зрения направлений их использования представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Численность трудовых ресурсов и основных их категорий в Республике Беларусь (в среднегодовом исчислении)
Трудовые ресурсы |
Годы |
Абсолютное отклонение, тыс. человек |
Темп роста численности, % | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
2010 по сравнению с 2009 |
2011 по сравнению с 2009 |
2010 к 2009 |
2011 к 2009 | |
Всего, тысяч человек |
6081,4 |
6078,5 |
6031,4 |
-2,9 |
-50 |
100,0 |
99,2 |
в том числе: |
|||||||
- экономически активное |
4686,1 |
4705,1 |
4686 |
19 |
-0,1 |
100,4 |
100,0 |
удельный вес, % |
77,1 |
77,4 |
77,7 |
0,3 |
0,6 |
100,5 |
100,8 |
- экономически неактивное |
1395,3 |
1373,4 |
1345,4 |
-21,9 |
-49,9 |
98,4 |
96,4 |
удельный вес, % |
22,9 |
22,6 |
22,3 |
-0,3 |
-0,6 |
98,5 |
97,2 |
Информация о работе Управление трудовыми ресурсами и занятостью в Республике Беларусь