Управление трудовыми ресурсами и занятостью в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2015 в 15:07, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является научное и практическое обоснование подходов к управлению трудовыми ресурсами и рекомендациями по его совершенствованию в рамках государственной политики занятости.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
раскрываются теоретические аспекты трудовых ресурсов, занятости и безработицы;
определяются основные направления государственной политики занятости;
производится оценка трудовых ресурсов, занятости и безработицы республики;

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 430.16 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что экономические и социальные последствия безработицы взаимосвязаны, друг друга обусловливают [3, c.46].

Итак, безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активное население) не занята в производстве товаров и услуг. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. Безработица несет прямые экономические издержки для всего общества. Когда часть людей остается без работы, это означает, что производство сокращается по сравнению с объемом, который мог быть достигнут в условиях полной занятости. Помимо чисто экономических издержек, нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан. История показывает, что экономическая нестабильность и, как следствие, массовая длительная безработица трудоспособного населения могут привести к серьезным политическим и социальным переменам в государстве.

1.3.2 Порядок и условия  признания граждан безработными

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется по их месту жительства органами по труду, занятости и социальной защите при личном обращении. При регистрации безработным гражданин предъявляет документы, предусмотренные законодательными актами.

Порядок регистрации граждан безработными и снятия с учета безработных определяется Правительством Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами [6].

Безработными не могут быть зарегистрированы занятые граждане, а также граждане [6]:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • которым в соответствии с законодательством назначены пенсия по возрасту, за выслугу лет или профессиональная пенсия;
  • отбывающие наказание по приговору суда в виде исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения свободы или пожизненного заключения;
  • проходящие лечение в лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел Республики Беларусь;
  • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные, для регистрации их безработными;
  • обучавшиеся за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов и отказавшиеся от распределения на работу, от трудоустройства по распределению либо не полностью отработавшие срок работы по распределению в течение установленного законодательством об образовании срока такой работы.

В вопросах признания человека безработным особую роль играют понятия подходящей и неподходящей работы [1, c.64].

Подходящей считается работа (кроме оплачиваемых общественных работ), которая соответствует профессиональной пригодности безработного, с учетом уровня его профессиональной подготовки, состояния здоровья, стажа и опыта работы по прежней профессии (специальности), должности, транспортной доступности нового места работы, если иное не предусмотрено настоящим Законом [6].

Подходящей не может считаться работа, если [6]:

  • она предоставляется за пределами максимальной удаленности от места жительства безработного;
  • отказ от нее обоснован уважительными личными причинами либо семейными обстоятельствами;
  • условия труда на рабочем месте не соответствуют требованиям по охране труда;
  • предлагаемый заработок на 10 и более процентов ниже среднего заработка, исчисленного за два последних календарных месяца по последнему месту работы (службы) гражданина.

Подходящей считается любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера (кроме оплачиваемых общественных работ), соответствующая требованиям законодательства о труде, учитывающая возрастные и иные особенности, для следующих категорий безработных [6]:

  • впервые ищущих работу (ранее не работавших) и не имеющих профессии (специальности);
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва (более одного года);
  • прекративших трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, по собственному желанию, соглашению сторон, либо трудовой договор с которыми прекращен по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7 - 9 статьи 42, пунктом 5 статьи 44 и статьей 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также уволенных (отчисленных) за нарушение воинской (учебной) дисциплины;
  • обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите после занятия предпринимательской деятельностью, деятельностью по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельностью;
  • выполнявших работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности);
  • направленных органами по труду, занятости и социальной защите на обучение и отчисленных из учреждений образования за виновные действия;
  • обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите после прекращения трудового договора, заключенного на время выполнения сезонных работ;
  • состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите более 12 месяцев.

Безработному не может быть предложено одно и то же место работы (профессиональная подготовка по одной и той же профессии (специальности) дважды.

Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется местными исполнительными и распорядительными органами с учетом транспортной доступности нового места работы.

Местные исполнительные и распорядительные органы могут устанавливать и иные критерии подходящей работы, усиливающие социальную защищенность безработных [6].

Итак, трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться. Согласно сложившейся статистической практике трудовые ресурсы состоят из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте и работающих в экономике республики граждан моложе и старше трудоспособного возраста.

Статус в занятости определяется для той части трудовых ресурсов, которая участвует в общественно полезной деятельности. К ней относится та группа людей, которые предлагают рабочую силу для производства товаров и услуг с целью получения дохода, так и та группа населения, которая участвует в общественно полезной деятельности, не приносящей прямого денежного дохода, либо приносящей доход, непосредственно связанный с производством товаров и услуг. Часть населения, обеспечивающая предложение трудовых ресурсов для производства товаров и услуг, составляет экономически активное население. Его численность измеряется по отношению к определенному периоду и включает занятых и безработных.

 

2 СОСТОЯНИЕ ТРУДОВЫХ  РЕСУРСОВ, ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ  ЗА ПЕРИОД 2009-2011 ГГ. В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

2.1 Анализ структуры  и динамики трудовых ресурсов

На 1 января 2012 года численность трудовых ресурсов в Беларуси составляла 6031, 4 тысяч человек, или 63, 7 % численности населения страны. Рассмотрим особенности ее динамики за весь период становления республики.

Рисунок 2.1 – Динамика трудовых ресурсов в численности населения

Источник: собственная разработка автора на основании данных [19, c.29]

Как видим, начиная с 1992 года наблюдалась тенденция сокращения трудовых ресурсов в численности населения, а вот начиная с 1999 года – тенденция увеличения. Что касается, исследуемого периода 2009-2011 гг. наблюдается отрицательная тенденция, о чем свидетельствует сокращение трудовых ресурсов в численности населения. Такая тенденция может негативно сказаться на экономике и социальном положении страны.

Для более подробного анализа трудовых ресурсов рассмотрим их состав и структуру. Трудовые ресурсы Республики Беларусь в среднегодовом исчислении по источникам формирования приведены в таблице 2.1.

Произведенные расчеты показали, что в 2010 году численность трудовых ресурсов практически осталась на прежнем уровне, но численность лиц трудоспособного возраста снизилась на 0,6 п.п., численность лиц, старше трудоспособного возраста увеличилась на 10,8 п.п., а младше – на уровне.

Таблица 2.1 – Численность трудовых ресурсов Республики Беларусь (в среднегодовом исчислении)

Трудовые ресурсы

Годы

Темп роста численности, %

2009

2010

2011

2010 к 2009

2011 к 2009

Всего, тысяч человек

6081,4

6078,5

6031,4

100,0

99,2

в т.ч. трудоспособное население в трудоспособном возрасте

5777,8

5742

5694,9

99,4

98,6

удельный вес, %

95,01

94,46

94,42

99,4

99,4

лица старше трудоспособного возраста, занятые в экономике

303,5

336,4

336,4

110,8

110,8

удельный вес, %

4,99

5,53

5,58

110,9

111,8

лица младше трудоспособного возраста, занятые в экономике

0,1

0,1

0,1

100,0

100,0

удельный вес, %

0,002

0,002

0,002

100,0

100,8


Источник: собственная разработка автора на основании данных [19, c.29]

Численность трудовых ресурсов Республики Беларусь снизилась на 0,8 п.п. в 2011 году по сравнению с 2009 годом, в т.ч.: численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте на 1,4 п.п.; численность лиц, старше трудоспособного возраста, занятых в экономике возросла на 10,8 п.п., численность лиц, младше трудоспособного возраста, занятых в экономике осталась также на прежнем уровне.

Удельный вес данных источников отобразим в виде диаграмме на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 – Удельный вес источников в трудовых ресурсах

Источник: собственная разработка автора на основании данных таблицы 2.1

Как видим, в течение трех лет наибольший удельный вес занимало трудоспособное население, находящееся в трудоспособном возрасте, несмотря на то, что оно снизилось на 0,6 п.п. и на 1,4 п.п. в 2010 и 2011 гг. соответственно. Численность лиц старше трудоспособного возраста и лиц, младше трудоспособного возраста не изменилось. Наблюдается отрицательная тенденция, о чем свидетельствует снижение трудоспособного населения. Главной причиной является демографический фактор.

Состав трудовых ресурсов с точки зрения направлений их использования представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Численность трудовых ресурсов и основных их категорий в Республике Беларусь (в среднегодовом исчислении)

Трудовые ресурсы

Годы

Абсолютное отклонение, тыс. человек

Темп роста численности, %

2009

2010

2011

2010 по сравнению с 2009

2011 по сравнению с 2009

2010 к 2009

2011 к 2009

Всего, тысяч человек

6081,4

6078,5

6031,4

-2,9

-50

100,0

99,2

в том числе:

             

- экономически активное население

4686,1

4705,1

4686

19

-0,1

100,4

100,0

удельный вес, %

77,1

77,4

77,7

0,3

0,6

100,5

100,8

- экономически неактивное население

1395,3

1373,4

1345,4

-21,9

-49,9

98,4

96,4

удельный вес, %

22,9

22,6

22,3

-0,3

-0,6

98,5

97,2

Информация о работе Управление трудовыми ресурсами и занятостью в Республике Беларусь