Управление воспитательным процессом в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Пока ребенок мал, взрослые порой не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным, добрым и терпимым к людям.
Но сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая. Надо помочь ребенку усвоить нормы нравственного поведения; научить не только отстаивать свою точку зрения, но и принимать чужую; учитывать желания, вкусы, чувства других людей; достойно выходить из конфликтных ситуаций; обрести уверенность в себе, адекватно оценивать собственные возможности.

Файлы: 1 файл

МИНОБР НАУКИ РОССИИ.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБР  НАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

Филиал  МПГУ в г. Челябинске 

Факультет педагогика и методика дошкольного  образования 

Контрольная работа по курсу «Менеджмент» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема: «Управление воспитательным процессом в ДОУ» 
 
 

Выполнила: Шахматова Ольга Ивановна

студентка группы ПМДЗ 1-14-08

проверил  преподаватель

Ахтямова  Н.В. 
 
 
 
 
 
 
 

Г. Челябинск 2011 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Зорко одно лишь сердце.

Самого  главного глазами  не увидишь.

Антунан де Сент Экзюпери 

     Ребенок – это вселенная, которая развивается  и растет по определенным законам.

     Пока  ребенок мал, взрослые порой не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным, добрым и терпимым к людям.

     Но  сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая. Надо помочь ребенку усвоить нормы  нравственного поведения; научить не только отстаивать свою точку зрения, но и принимать чужую; учитывать желания, вкусы, чувства других людей; достойно выходить из конфликтных ситуаций; обрести уверенность в себе, адекватно оценивать собственные возможности.

     Важно установить взаимопонимание между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми, ведь нравственное воспитание – процесс двусторонний, который предполагает активность всех участников воспитательного процесса. «Счастье – это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Основная  часть

     «Научись  любить и понимать людей,

       и рядом с тобой  всегда будут друзья». 

     Система воспитательной работы ДОУ складывается на основе взаимодействия родителей и педагогов.

     Воспитательная  система включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей дошкольников и формированию ключевых компетентностей:

  1. Самостоятельная (экспериментальная) деятельность детей в условиях созданной взрослым развивающей среды.

       

  1. Совместная (поисковая) с детьми деятельность взрослого (педагог, родители);
 
  1. Обобщающие  занятия, общение со сверстниками, дети – «информаторы» - взрослый – «слушатель».
 

     Самостоятельная деятельность детей направлена на то, чтобы ребёнок приобрёл свой личный опыт, в совместной деятельности развил его, а на занятии – обобщил. 

     Основная  гипотеза нашей работы заключается в том, что главными факторами эффективности процесса воспитания являются личностно-ориентированный подход и системность.

   Система является ориентиром для каждого педагога ДОУ, так как детский сад  мы рассматриваем как единую, целостную воспитательную систему.  

Концептуальные  подходы воспитательной системы:  

     1.     Комплексный подход.

     Приобщение  детей к добру, красоте, ненасилию  через основные направления комплексной общеобразовательной «Программы  воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой и комплекса парциальных программ и методик;  

     2.     Деятельностный подход.

     Целостное развитие ребёнка в период до школы, как субъекта в посильных дошкольнику видах деятельности: игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная деятельность, художественно-театральная деятельность, ознакомление с художественной литературой и предметами искусства, музыкальная деятельность, формирование привычки к здоровому образу жизни и элементарных гигиенических навыков, трудовая деятельность.   

     3.     Средовой подход.

     Реализация  воспитательной системы требует  организации в детском саду воспитательного пространства. Оно создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся гендерных склонностей и интересов, и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребёнка. 

Технология  реализации воспитательной системы ДОУ предусматривает:

1.     Личностно-ориентированное взаимодействие детей друг с другом, детей и взрослых, педагогов и родителей.   

2.     Конструирование образовательного процесса осуществляется на основе модели субъект субъектного взаимодействия педагога с детьми и их родителями. Реализация модели субъект субъектного взаимодействия основана на способности конструировать воспитательный процесс на основе педагогической диагностики.   

4.    Открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями, другими учреждениями города и района. 

Основная  цель   Успешная социализация ребенка в обществе.

Задачи

  1. Формировать нравственное сознание: нравственно-мотивационные установки к себе, окружающей действительности, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
 
  1. Развивать эмоциональную  сферу детей: приобщать  к миру эмоций человека, учить контролировать свои чувства и переживания, поддерживать положительное самоощущение и чувство безопасности и доверия к окружающему миру.
 
  1. Формировать эмоционально-чувственное отношение  к миру искусства; воспитание эстетического  вкуса и эмоциональной отзывчивости.
 

Основные  идеи 

Идея  развития. Основной смысл воспитательной работы - развитие личности воспитанника его субъективности и индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей.

Идея  творчества. В процессе творческой деятельности происходит развитие способностей и формирование потребностей личности ребенка.

Идея  сотрудничества. Совместная творческая деятельность детей, родителей и педагогов является созидательной деятельностью, способствующей переживанию “ситуации успеха”.

Идея  открытости. Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с учреждениями окружающего социума.

 

Принципы:

  1. Принцип гуманизации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ: влияние всех разделов образовательной программы на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка, придание особого значения разделам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности ребёнка.
  2. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания воспитания и образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями и в то же время сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
  3. Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
  4. Принцип преемственности. Преемственность – это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
  5. Принцип принятия ребёнка как данности.
 

Направления деятельности: воспитание гуманного отношения к окружающему миру, человеку, любви к родной семье, родному дому, краю, поселку, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике; приобщение к здоровому образу жизни; развитие творчества.

Основные виды совместной деятельности детей и взрослых

  • Игра (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные, игровые тренинги и др.)
  • Комплексные занятия нравственной и эстетической направленности
  • Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
  • Исследовательская (проектная) деятельность
  • Экскурсионная деятельность 
  • Организация досуга
 

     Взаимодействие  участников воспитательного  процесса

   Создание  альянса родители - ДОУ - шаг к  развитию в детском саду неповторимой саморазвивающейся воспитательной системы, в которой все: и воспитатели, и дети, и родители - стали бы полноправными субъектами воспитания.

     Отличительной чертой воспитательного процесса  нашего ДОУ является его развивающая  направленность, которая проявляется  в создании условий, позволяющих каждому ребенку реализовать себя, свои индивидуальные особенности, интересы и желания. Ведущим направлением работы педагогического коллектива детского сада является воспитание всесторонне развитого ребенка. Объединяя усилия взрослых по установлению взаимопонимания и гармоничных отношений с детьми, стараемся выработать единство требований педагогов и родителей к вопросам воспитания.

     Взаимодействие  педагогов с семьями воспитанников  является одним из важнейших условий  развития личности ребенка и его  социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Многие родители осознают недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по педагогике, психологии, медицине, чтобы решить возникающие проблемы. Как воспитать здорового ребенка, гармонично сочетающего в себе физические и психологические аспекты? Как наладить контакт с детьми? В какие игры с ним играть? Анализируя эти и множество других вопросов, с которыми родители обращаются за помощью, педагогический коллектив решил направить свою деятельность на формирование социальной грамотности семьи в различных вопросах. Прежде всего - через родительское собрание. Ориентируясь на достижения современной психологии, в частности на исследования Р. Овчаровой, используем на родительских собраниях следующие методы взаимодействия:

    • Групповые дискуссии
    • Игра-моделирование
    • Конструктивный спор
    • Вербальная дискуссия

     В рамках взаимодействия с семьёй в ДОУ, одной из эффективной форм  поддержки является «Семейная гостиная». В ходе встреч обсуждаются вопросы, касающиеся различных сторон воспитания и развития детей. Периодичность встреч – один раз в месяц с ноября по май. Тематика встреч определяется запросом родителей. Например:

    • Знаю ли я своего ребенка?
    • Подготовка детей к школе
    • Мы – читающая семья?
    • Искусство хвалить
    • Взаимодействие с детьми
    • Нравственное отношение в саду и дома
    • Роль этикета в воспитании детей и др.

Информация о работе Управление воспитательным процессом в ДОУ