Управление воспитательным процессом в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Пока ребенок мал, взрослые порой не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным, добрым и терпимым к людям.
Но сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая. Надо помочь ребенку усвоить нормы нравственного поведения; научить не только отстаивать свою точку зрения, но и принимать чужую; учитывать желания, вкусы, чувства других людей; достойно выходить из конфликтных ситуаций; обрести уверенность в себе, адекватно оценивать собственные возможности.

Файлы: 1 файл

МИНОБР НАУКИ РОССИИ.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

     Для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения  той или иной проблемы, возможных  путях и способах ее решения проводятся микроисследования в сообществе детей и родителей (экспресс-методики, анкеты, тесты, опросники и т. д.).

     С целью сохранения и укрепления психического здоровья детей, их гармоничного развития в условиях ДОУ, в учреждении создана  психологическая служба. Профессиональную помощь участникам воспитательного процесса в ДОУ оказывает педагог-психолог.  

       В целях оптимизации детско-родительских  отношений в нашем ДОУ педагогом-психологом  реализуется коррекционно-образовательный  проект «Связующая нить» (приложение1) на базе подготовительной группы. Один из этапов проекта включает в себя цикл групповых занятий, в которых участвуют дети и родители.

     Взаимодействие  с социальным окружением

     Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. Процесс ознакомления детей с социальной действительностью сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности, решается во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Однако сама по себе социальная действительность не является средством воспитания детей. Таковым она становится в том случае, когда субъекты, объекты, факты, события, с которыми встречается ребенок, доступны, понятны, личностно значимы для него. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

   Основные  социальные институты, взаимодействующие с МДОУ: школа, музеи, Дом детского творчества, Школа искусств, Детская спортивная школа, Культурно-спортивный центр, библиотека.

   В ДОУ составлен «социальный портрет» ближайшего окружения, куда, кроме вышеперечисленных  социальных институтов, входит описание близ лежащих объектов: магазины, почта, автостанция, перечень названий улиц и т. д.

     Разработан  план взаимодействия ДОУ с различными учреждениями с учетом доступности, соответствия возрастным возможностям детей и эмоциональной насыщенности. 
 

Особенности управления воспитательной системой 

     Важной  особенностью управления воспитательной системой ДОУ является личностно-ориентированная  направленность: анализ и планирование работы с учетом индивидуальных особенностей, возможностей, потребностей и интересов всех участников воспитательно-образовательного процесса; мониторинг социальной компетентности выпускников ДОУ. 

Основные  способы достижения целей воспитательной системы 

Специально  организованная деятельность Воспитание  средствами искусства Игровая деятельность
Тематические  познавательные занятия:
  • по программе «Азбука общения» Л. М. Шипицыной;
  • комплексные занятия-путешествия нравственной направленности (приложение 2)
Использование малых фольклорных форм:

потешки, пословицы, поговорки, считалки, короткие стихи.

Дидактические игры:
  • «Где аккуратность, там и опрятность»
  • «После вкусного обеда…»
  • «Вежливая поездка»
  • «Наедине с природой» и др.
Традиции  группы (например «Почта доверия», «Панорама добрых дел», «Мудрая Сова», «Вежливая Сорока», «Предновогодний сладкий календарь», «Посылка Деда Мороза», «Грибок-теремок», «Зонтик для бесед» и др.) (приложение 3) Чтение художественных произведений Моделирование и анализ заданных ситуаций
Наблюдение  за поведением окружающих людей, оценка поступков Этические беседы Игры-драматизации,  театрализация с участием родителей.
Конкурсы-викторины:
  • «Что значит быть воспитанным»;
  • «Что? Где? Когда?;
  • «По страничкам книг»;
  • «Поможем малышам».
Выставка «Самописных  книг» (нравственные поступки, гуманное отношение к природе) Сюжетно-ролевые  игры
Организация продуктивной деятельности:
  • Праздничные сувениры родителям, сотрудникам детского сада;
  • Подарки малышам;
  • Новогодние игрушки для малышей;
  • Кормушки для птиц;
  • «Наши славные дела».
Посещение:
  • краеведческого музея;
  • музея «Саамской литературы и письменности им. О. Вороновой»;
  • детской библиотеки;
  • школы искусств.
Подвижные игры
Совместное  творчество с родителями:
  • «Семейная газета»;
  • Альбом «Моя семья – моё богатство»;
  • Генеалогическое древо семьи;
  • Герб поселка;
  • План маршрута от дома к детскому саду;
  • «Книга мудрости»;

Оформление гербариев («Наш край», «Лекарственные травы» и  др.)

Слушание музыки Психологические этюды
  Рассматривание  и беседы по картинам и иллюстрациям Психогимнастика
  Праздники:
  • «Ярмарка ремесел»
  • «День матери»
  • «День смеха»
  • «Здравствуй, Новый год!» и др.

(приложение 4)

Диагностические игры:
  • «Секрет» (социометрия)
  • «Два дома» (эмоциональные предпочтения)
  • «Рисунок семьи»
  • «Почта» (отношение к близкому окружению)
  • «Я глазами других»
  • «Настроение» и др.
  Тематические  развлечения:
  • «Красная шапочка на новый лад»
  • Обрядовые развлечения
 
  Тематические  выставки детских рисунков  
  Участие в различных  выставках  
 

Управление  образовательным  учреждением как воспитательной системой

     Управление воспитательной системой осуществляется гибко, используются две формы принятия управленческих решений:

  1. В форме самоуправления - управленческие решения принимаются коллективно на педагогических советах,  заседаниях родительского комитета.
  2. В форме административного управления   управленческие решения принимаются на заседании администрации ДОУ.

Управление  процессом воспитания строится следующим  образом: 

  1. Административная работа:
  • повышение квалификации педагогов;
  • знакомство с опытом воспитательной работы других дошкольных учреждений, в том числе по страницам периодической печати;
  1. Планирование:
  • разработка программ и планов, направленных на достижение концептуальных целей и задач;
  • подбор форм и методов работы.
  1. Контроль и коррекция:
  • педагогические наблюдения, анкетирование;
  • посещение и анализ занятий;
  • анализ и оценка планов и программ воспитательной работы (педсоветы, творческие и аналитические отчеты  и др. формы);
  • корректировка планов и программ.
  1. Создание условий для нравственного и эмоционально-личностного развития воспитанников:
  • доброжелательный микроклимат в педагогическом и детских коллективах;
  • создание определенной развивающей среды;
  • создание системы дополнительного образования и воспитания;
  • создание материально-технической базы;
  • тесная связь семьи и ДОУ.
 

Управление  воспитательной системой создает возможности, при которых воспитательный процесс становится эффективным и действенным.

Планирование процесса воспитания

     Планирование  воспитательно-образовательной работы в ДОУ № 8 осуществляется в трех формах, взаимно дополняющих друг друга:

     а) в годовом плане работы ДОУ;

     б) в перспективном планировании на год по каждой возрастной группе (приложение5);

     в) в календарном плане работы воспитателя. 

     Исходя  из анализа итогов предшествующего года, определяются воспитательно-образовательные задачи для детского сада в целом и для каждой возрастной группы детей, требующие особого внимания педагогического коллектива. При этом учитываются опыт и квалификация воспитателей, особенности контингента детей.

     В связи с намеченными в плане  задачами воспитательно-образовательной  работы планируются и другие разделы  деятельности дошкольного учреждения: намечаются содержание и формы методической работы с воспитателями, тематика педагогических советов, консультаций, пополнение оборудования и др., определяется содержание работы с родителями.

Организация работы педагогических кадров

     Педагоги  ДОУ уделяют большое внимание  совершенствованию и обновлению  воспитательной деятельности с детьми. Росту профессионального мастерства воспитателей способствуют педагогические советы по воспитательным проблемам, работа над методическими темами.

     Педагогический  совет – высшая форма коллективной методической работы.

     Цель  педсоветов - вырабатывать управленческие решения по созданию условий для эффективного сотрудничества членов коллектива ДОУ по повышению качества образования через создание целостной системы формирования ключевых компетентностей дошкольников.

     Тематика  заседаний:

  • Формирование ключевых компетентностей дошкольников в воспитательной работе. (Педсовет)
  • Организация компетентностного подхода к воспитательной деятельности воспитателя (Теоретический семинар).
  • Активные формы воспитательной работы. (Круглый стол).
  • Методы и приёмы в развитии эмоциональной сферы детей. ( Из опыта работы воспитателя).

    и другие.

   Введение  в штат ДОУ психолога позволило расширить воспитательные возможности образовательного учреждения: семинары-практикумы, тренинги, консультации для педагогов и родителей.

   Сущность  целостности воспитательного процесса состоит в подчиненности всех его частей и функций основной задаче - формированию всесторонне развитого человека. Такой подход в организации воспитательной работы реализуется следующим образом:

  • каждый педагог работает на общую цель: не содействует, а именно обеспечивает достижение общей цели;
  • комплексно решаются задачи обучения, развития и воспитания на каждом занятии;
  • осуществляется единство воспитания и образования.

Поддержка мотивации воспитательной деятельности педагогов

     Мотивация придаёт деятельности человека смысл, побуждает его развитие в определенном направлении. Мотивация призвана повышать качество работы, результативность, улучшать микроклимат в учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение.

     Ключевая  роль в поддержке и усилении мотивации  педагогов принадлежит руководителю учреждения, который, учитывая то, что все люди мотивируются разными факторами, определяет соответствующую систему мотивации:

  • Удовлетворение материальных потребностей педагогов (заработная плата, возможность приобретения научно-методической, учебной литературы);
  • Удовлетворение социальных потребностей педагогов (информированность, знакомство с достижениями коллег, получение обратной связи о своей деятельности; получение сведений о критериях успеха, общение с коллегами посредством творческих встреч, конференций, семинаров);
  • Удовлетворение потребностей педагогов в личностном росте и самоактуализации (разработка и принятие программы развития каждого педагога, перспективное планирование, выстраивание его профессиональной карьеры).

   Руководитель  ДОУ также выстраивает стратегию  взаимодействия с педагогическим коллективом:

  • Соблюдение норм этики в общении с коллегами;
  • Стимулирование обратной связи;
  • Обеспечение гибкости управленческих решений;
  • Учет пожеланий педагогов;
  • Справедливая оценка достижений;
  • Привлечение к работе в составе творческой группы;
  • Вовлечение в общественную деятельность;
  • Перевод на самоконтроль;
  • Содействие и поддержка в повышении квалификации педагогов;

Информация о работе Управление воспитательным процессом в ДОУ