Управление знаниями организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: раскрыть роль управления знаниями в повышении эффективности деятельности предприятия.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
изучить теоретические основы управления знаниями;
показать подходы к построению системы знаний в организации;
раскрыть формы и степень влияния знания на повышение эффективности деятельности организации;
определить потенциальные возможности российских организаций для адаптации зарубежного опыта управления знаниями;
определить теоретико-методологические основания оптимизации модели управления знаниями в организациях.

Файлы: 1 файл

Управление знаниями од.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Введение 

      Актуальность  темы. Начало нового тысячелетия  ознаменовано вступлением человеческого общества в такую фазу своего развития, когда знания становятся основным источником конкурентных преимуществ личностей и организаций. На новом этапе общественной эволюции большая часть времени будет затрачиваться на создание, хранение,  обработку, распространение знаний для их последующего практического  применения. Для этого необходимо в первую очередь наладить постоянный  процесс создания и преобразования знаний в товары и услуги, имеющие  потребительскую ценность. Поэтому рассмотрение проблемы производства и  управления знаниями, опыта, накопленного в этом направлении в различных  развитых странах, который может быть использован в созидательных целях,  представляет несомненную актуальность.

      В современном динамичном обществе развитие экономической сферы и бизнеса  уже не может опираться только на эксплуатацию готовых знаний, созданных  традиционными способами индустриальной эпохи, а также на выборочное внедрение научных достижений в производство. Недостаточно сегодня и выделение определенных видов технических знаний, необходимых для изготовления конкретной продукции. Ведущим фактором развития организации, стремящейся не только к сохранению устойчивого положения на рынке, но и повышению конкурентоспособности, становится социально-экономический менеджмент, нацеленный на создание, распространение и применение всех видов знаний, существующих в обществе. Владение ими на организационном уровне требует умений осуществлять формализацию знаний как в простейших формах, так и посредством создания сложных экспертных систем и информационных обучающих программ, основанных на современных компьютерных технологиях.

     Все это в совокупности предопределяет не только актуальность, но и насущную необходимость управления знаниями особенно в условиях современной России, восстановление экономического потенциала которой невозможно без новых методов хозяйствования. В этом контексте значительно повышается роль производства знаний в организации, что является не просто еще одной попыткой повышения ее эффективности, а возможностью устойчивого функционирования и развития. При этом речь идет о такой организации, которая выступает в качестве единого организма, координирующего свою деятельность и воспринимающего знания как конкурентный ресурс, позволяющий осуществлять инновации, требующие постоянного совершенствования подходов, методологии и технологии управления знаниями и их созданием в организации.

     Степень научной разработанности. Глубокий интерес к знанию возник в процессе развития теории информационного общества. Независимо друг от друга целый ряд зарубежных исследователей практически одновременно обосновали переход человечества в новую эпоху, которая отличается от предшествующих формаций тем, что основную роль в ней играет знание. В их числе такие известные ученые, как П. Дракер, Э. Тоффлер, Дж. Брайан Куинн, Р. Рич, Обосновывая повышение значимости знания, П. Дракер, например, указывает на то, что это обстоятельство делает новую формацию уникальной. Разделяя его мнение, Э. Тоффлер предсказывает скорую замену всех материальных ресурсов знаниями, а Дж. Б. Куинн утверждает, что в ближайшей перспективе стоимость продуктов и услуг будет определяться возможностью развития нематериальных активов, основанных на знании. В свою очередь, Р. Рич подчеркивает, что истинное преимущество переходит на сторону тех, кто вооружен знаниями, достаточными для того, чтобы поставить вопрос, решить его и получить из этого выгоду.

     Среди отечественных исследователей, проявивших интерес к данной проблеме, необходимо назвать, в первую очередь, В.М. Глушкова, Н.Н. Моисеева, А.И. Ракитова, А.В. Соколова.

     Объектом исследования является управление знаниями в современной организации

     Предмет исследования представляет собой систему управления знаниями в современной организации, обеспечивающая повышение эффективности деятельности организации OAO «ICL-КПО ВС».

     Цель курсовой работы: раскрыть роль управления знаниями в повышении эффективности деятельности предприятия.

     Достижение  поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  1. изучить теоретические основы управления знаниями;
  2. показать подходы к построению системы знаний в организации;
  3. раскрыть формы и степень влияния знания на повышение эффективности деятельности организации;
  4. определить потенциальные возможности российских организаций для адаптации зарубежного опыта управления знаниями;
  5. определить теоретико-методологические основания оптимизации модели управления знаниями в организациях.

     Теоретико-методологическая основу составили фундаментальные положения классических теорий и социологической теории управления, в которых обосновывается повышение значимости знаний в современном мире и необходимость управления ими для получения конкурентных преимуществ. В методологическом плане работа основана на использовании таких общеметодологических принципов, как объективность, системность, детерминизм, конкретность и всесторонность, единство теории и практики, аналитического и диалектического подходов.

     Эмпирической  базой для курсовой работы собирался посредством работы с документами и анкетирования. Результаты дали возможность сделать обобщения, определить качественные параметры отдельных аспектов проблемы. В работе использовались также результаты и выводы социологических исследований, содержащихся в научных публикациях, специализированных периодических изданиях

     Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. 
 

Глава 1. Сущность управления знаниями организации

§1. Понятие управления знаниями 

       Сегодня, в обстановке острой конкурентной борьбы, чтобы принимать адекватные решения, важно четко знать, какой суммой знаний располагает организация. Сейчас это необходимое условие выживания. К счастью, почти все компании обладают огромным исходным багажом данных и практического опыта. Пока эта информация рассредоточена в базах данных, хранилищах документов, сообщениях электронной почты, отчетах о продажах и, разумеется, в головах сотрудников. Проблема в том, чтобы организовать доступ к этим данным, придав им удобную для использования форму. Это не всегда просто, а когда требуется к тому же решить обе задачи быстро, так, чтобы принять на основе анализа информации неотложное решение, задача может оказаться практически невыполнимой – если вы не располагаете системой управления этой информацией.

       Концепция управления знаниями относится к  числу тех расплывчатых понятий, которые могут одновременно казаться как всеобъемлющими, так и не означающими ничего конкретного. За последние годы эту концепцию отождествляли то с управлением документами, то с информационными системами для бизнеса, то со средствами коллективной работы, то с корпоративными порталами и многими другими модными новинками. Но система управления знаниями – это не просто отдельно взятый продукт. Речь скорее идет о всеохватывающей стратегии предприятия, цель которой – выявить и обратить на пользу фирме всю имеющуюся у нее информацию, опыт и квалификацию сотрудников, с тем чтобы повысить качество обслуживания клиентов и сократить время реакции на меняющиеся рыночные условия.

       Понятие «управление знаниями» (Knowledge Management, КМ) родилось в середине 90-х годов в крупных корпорациях, где проблемы обработки информации приобрели особую остроту, став критическими. Выяснилось, что основное узкое место – это обработка знаний, накопленных специалистами компании (именно такие знания обеспечивают ей преимущество перед конкурентами). Знание, которое не используется и не возрастает, и, в конечном счете, устаревает и становится бесполезным, точно так же, как деньги, которые хранятся, не превращаясь в оборотный капитал, в конечном счете, обесцениваются. Знание же, которое распространяется, приобретается и обменивается, наоборот, генерирует новое знание. Существуют десятки определений знания, но в системах KM знания – это фундаментальный ресурс, базирующийся на практическом опыте специалистов и на данных, используемых на конкретном предприятии1.

       Ресурсы знаний различаются в зависимости  от отраслей индустрии и приложений, но, как правило, в них входят методики, технологии, процедуры обработки информации, накопившиеся в процессе функционирования предприятия; руководства, письма, новости, сведения о заказчиках и конкурентах, схемы, чертежи и другие данные. Традиционно проектировщики систем управления знаниями ориентируются в основном на менеджеров, хотя есть и тенденция принимать в расчет более широкий круг работников организации.

       Таким образом, управление знаниями – общее  название для методик, организующих процесс коммуникаций (целевого общения) в корпоративных сообществах, направляя его на извлечение новых и обновление существующих знаний и помогающих сотрудникам компании вовремя решать задачи, принимать решения и предпринимать необходимые действия, получая нужные знания в нужное время. Такие методики на 80% используют гуманитарные технологии, и только на 20% –решения в области информационных технологий.

       Применение  методик управления знаниями делает возможным использование коллективного опыта и знаний и превращение их в корпоративный капитал.

       Для интеграции в единый комплекс системы  управления знаниями используют ряд технологий:

    • традиционные системы автоматизации и информационно-поисковые системы;
    • электронную почту, корпоративные сети и Интернет-сервисы;
    • базы и хранилища данных (data warehouse);
    • системы электронного документооборота;
    • специализированные программы обработки данных (например, статистического анализа);
    • экспертные системы и базы знаний.

       Каждая  компания имеет миссию, в которой  формулируются задачи, которые она перед собой ставит и отражается ее позиционирование. Разумно предположить, что штат компании составляют сотрудники, совокупность знаний которых позволяет следовать миссии.

       Опыт  и знания конкретного сотрудника, перед которым поставлена задача, могут оказаться недостаточными для ее решения, но в правильно организованной фирме совокупность знаний персонала обеспечивает достижение цели.

       Поэтому методики управления знаниями в компании требуют формирования сообществ.

       Специалисты считают, что в организациях в той или иной форме используются только 20% всех знаний, которые становятся «явными»; это означает, однако, что 80% остаются невостребованными. Они остаются в сердцах и умах сотрудников данных организаций. Доступ к этим «невыраженным» знаниям может быть получен только в процессе взаимодействия людей. Основным механизмом для создания высокоценных знаний и их применения является общение среди сотрудников, которые совместно работают в рамках данной организации, а такое общение полностью находится в сфере влияния сообществ2.

       В компаниях, где не применяются методики управления знаниями, решение задач  и принятие решений  регулярно  осуществляется в условиях недостаточной информированности сотрудников, которые используют только собственный опыт и знания, не всегда соответствующие необходимой для решения новых задач компетенции.

       Носителями  знаний являются люди. Именно ценность накопленных ими знаний и опыта  конвертируется в конечном итоге  в прибыль компании3.

       Передача  знаний происходит во время общения или коммуникации между людьми, направленной на получение необходимых знаний для решения задач или принятия решений. Коммуникации могут быть персональными и групповыми, непосредственными или заочными.Персональные коммуникации (общение) используются вами в повседневной жизни, например, тогда, когда вы обращаетесь за советом или консультацией к коллеге.

       Для обеспечения эффективности групповых  коммуникаций применяются гуманитарные мероприятия, организующие процесс общения в группах, направляющие его на извлечение нужных знаний из умов сотрудников и передачу их коллегам, которым они необходимы для решения актуальных задач. К таким мероприятиям можно отнести привычные совещания, семинары, конференции, съезды и т.д. Заочные коммуникации могут происходить, например, посредством бумажных или электронных документов и посланий. 

§2. Технологии управления знаниями 

       Роль  гуманитарных технологий заключается  в создании специальных условий, при которых обмен знаниями происходит не хаотично, а целенаправленно.

       Существует некоторая разница между информацией и знаниями. Информация сама по себе может оказаться в принципе бесполезной, если, столкнувшись с задачей, у вас не возникает понимания, где искать необходимую информацию, как ее использовать и к кому обратиться за помощью. Знания находятся в умах людей и обнаруживают себя в момент взаимодействия между ними. В процессе общения сотрудники обмениваются знаниями, которые невозможно почерпнуть из документации и других источниках информации. Необходимо направлять  это взаимодействие на достижение цели, генерацию новых идей и обновление существующих знаний.

       Знания  являются подразумеваемыми, прямо не выраженными, их трудно выделить в отрыве от контекста взаимоотношений между  людьми (мы имеем в виду взаимоотношения  при взаимодействии людей как внутри компании, так и с клиентами, поставщиками и партнерами).

Информация о работе Управление знаниями организации