Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:18, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть роль управления знаниями в повышении эффективности деятельности предприятия.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
изучить теоретические основы управления знаниями;
показать подходы к построению системы знаний в организации;
раскрыть формы и степень влияния знания на повышение эффективности деятельности организации;
определить потенциальные возможности российских организаций для адаптации зарубежного опыта управления знаниями;
определить теоретико-методологические основания оптимизации модели управления знаниями в организациях.
Данные идеи, могут быть выражены одной простой фразой: радикальные непрекращающиеся изменения. Такие идеи как управление изменениями, обучение формальное и неформальное, адаптация, подвижность и гибкость были популярны в течение нескольких последних лет. Однако, в последние годы, ускоряющаяся и глобальная природа изменений достигла беспрецедентных пропорций, что определялось логикой предопределения и планирования. Этот факт добавил актуальности для создания новых бизнес -моделей, которые не зависят от природы и процессов изменений.
Управление знаниями с точки зрения стратегической перспективы развития бизнеса состоит в отчуждении всего того, что вы знаете до того, как это сделают другие, и получение выгоды, преимущества посредством создания благоприятных возможностей, о которых еще и не думали другие. В общем, управление знаниями сосредоточено на постоянно-меняющейся среде (окружении), в которой работают, адаптируются и выживают общества, организации, люди.
В данном случае, управление знаниями должно рассматриваться скорее как дисциплина, методология, нежели как «панацея» или технологическое решение. Сами идеи управления знаниями стали популярны именно потому, что бизнес модели, построенные на принципах автоматизации и на логике памяти прошлого, оказались не адекватны реалиям времени, искажали будущий прогноз и тенденции. Более проблематичным является влияние таких моделей на формирование содержания, ввод данных, чем на бизнес-процессы и вывод данных из систем. И, по мере того, как по всему миру наблюдается рост популярности IT-систем, наиболее критичным становится использование решений по управлению знаниями с точки зрения протекания бизнес-процессов и людей, вовлеченных в них12.
Решения по управлению знаниями становятся тем актуальнее, чем меньше бизнес-процессы и люди привязаны к структуре организации и географическим границам. И только посредством сравнения корпорации осознают, что управление знаниями обеспечивает адаптацию, выживание и сохранение компетенций на фоне постоянно-растущих глобальных изменений. Чтобы преуспевать в такой среде, компания должна строить бизнес не только и не столько на потенциале IT-систем в области работы с данными, но и на «креативности» и инновационности людей внутри и вне компании. Ключевое решение состоит в постоянной оценке и переоценке монотонно-протекающего бизнес-процесса, «выдергивании» из него и исправление моментов, которые могут препятствовать постоянному обучению и инновациям.
Управление знаниями может рассматриваться как мощное конкурентное преимущество только в фирме, ориентированной на постоянные изменения бизнес-процессов. Ни одна информационная технология или сами данные не могут ни обеспечить конкурентного преимущества на долгосрочный период, ни выполнить принятые решения (если решения вообще принимаются на основе понимания и способности проникновения в суть информации и данных). Конкурентные преимущества могут быть достигнуты только «переводом» информации в ценные, смысловые руководства к действию.
Таким образом, в перспективе, знание состоит в действии: в эффективном представлении данных и информационных ресурсов для принятия решений, и, в основном, в самом выполнении принятого решения. Менеджерам необходимо определять и постоянно усовершенствовать свои руководства к действию (методики, должностные инструкции и т.д.), убеждаться, что они не ограничены в развитии и возможностях в условиях меняющейся бизнес - среды. Только такая стратегия управления знаниями и её воплощение в жизнь с помощью информационных и коммуникационных технологий обеспечивает наибольшую вероятность быть первым13.
Из последних наиболее заметных бизнес-тенденций можно выделить объединение под тематикой управления знаниями различных направлений менеджмента, технологий. Именно поэтому трудно найти «обычное» или наиболее принятое понимание темы управления знаниями в различных компаниях. Консенсус, объединяющий ключевые понятия управления знаниями состоит в следующем: сотрудники компании и процессы, в которые они вовлечены, являются основными и критическими объектами управления знаниями14.
Управление знаниями необходимо для выживания и функционирования в условиях кризисной экономики. Устареет ли управление знаниями, будет ли заменено другой бизнес - стратегией, более соответствующей новой бизнес - среде. Проводя первую аналогию на эту тему, вспоминаются стратегии управления взаимоотношениями с клиентами, управления качеством, реинжиниринга бизнес процессов и многие другие: вышли они из употребления? Однозначного ответа нет.
Да, они устарели в той форме, в которой определялись рамки их использования и в которой они внедрялись на практике. Однако, есть области реализации стратегии управления знаниями, которые сильно связанны с использованием технологий, ориентированных на условия бизнес - среды прошлого. Полагаясь на практику внедрения управления знаниями многих компаний, хочется верить, что управления знаниями будет иметь больший период жизни, чем любая из перечисленных технологий.
В
заключение этого хочется отметить,
что любая бизнес-стратегия обязана привязывать
свои основные положения к текущей ситуации
в бизнес- среде. Стратегия, которая сможет
обеспечить более полное выполнение этих
условий будет иметь право занять место
в управлении знаниями.
Глава 3. Управление знаниями в ОАО «ICL-КПО ВС»
§1. Характеристика
организации ОАО «ICL-КПО ВС»
ICL-КПО
ВС — ведущая российская
Компания ICL-КПО ВС основана в 1991 году Казанским производственным объединением вычислительных систем (КПО ВС) и британской компанией International Computers Limited (ICL). Интеграция с мировым лидером информационных технологий — корпорацией Fujitsu Limited обеспечивает ICL-КПО ВС доступ к новейшим технологиям и разработкам.
Сегодня ICL-КПО ВС — крупнейший системный интегратор в России. Основные направления деятельности компании:
Долгосрочное и успешное сотрудничество с лидерами в области разработки и поставки информационных технологий, программных и технических решений позволяют ICL-КПО ВС предлагать современные, надежные и высококачественные продукты и услуги.
В число постоянных клиентов компании входят федеральные министерства и ведомства, крупнейшие российские предприятия телекоммуникационной и топливно-энергетической отрасли, банки, промышленные и торговые группы, государственные и коммерческие компании. Большой опыт разработки и внедрения крупных проектов в области системной интеграции, наличие команды талантливых и высококвалифицированных специалистов обеспечивают успех и высокий уровень обслуживания клиентов.
Основана в Казани в 1991 г.
Руководство компании:
Дьячков Виктор Васильевич — генеральный директор;
Степанов Евгений Витальевич — зам. генерального директора,
Силантьева Элина Анатольевна — финансовый директор;
Каюмов Наиль Абдулхаевич — директор по развитию бизнеса предприятия.
Количество
сотрудников: более 1000 человек.
§2. Управление
знаниями в ОАО «ICL-КПО ВС»
В середине 1990-х ICL из производителей компьютеров превратилась в информационную сервисную компанию. Эта трансформация бизнеса повысила требования к сохранению корпоративных знаний и обмену ими. Анализ действий по управлению знаниями показал, что все созданные в предыдущие годы ресурсы были разнородны и не согласованы друг с другом.
Стало очевидно, что компании требуется новый подход к работе с ними. В 1996 г. президент компании инициировал проект V I K (Valuing ICL Knowledge — «Оценка корпоративных звании компании ICL»).
Этап первый. Команда, вовлеченная в реализацию проекта, приняла решение о создании глобальной информационной системы, которая смогла бы сделать разрозненную информацию легкодоступной для каждого сотрудника. Этот новый информационный ресурс позволил бы избежать значительных затрат времени на поиски информации (согласно расчетам, сотрудники тратили на них до одного рабочего дни в неделю). Новая система была названа «Кафе VIK».
Этап второй. Проект «Кафе VIК» был запущен в 1996 г. Однако для команды разработчиков было очевидно, что запуск проекта еще не означает его эффективного использования сотрудниками. Поэтому следующей задачей стало проведение обучения и PR-кампании, которые могли бы показать связь между процессами обмена знаниями и новыми направлениями бизнеса компании.
Этап третий. Для продвижения проекта члены группы внедрения придумали необычный ход: они неслучайно использовали в названии слово «кафе». В конференц-залах компании расставили столики, на которых были компьютеры, а также чашки с кофе и булочки. Угощаться сотрудники могли бесплатно. Всем интересующимся вначале объясняли основные принципы управления знаниями, а затем знакомили их с повои системой. При этом каждый сотрудник организации имел возможность сделать замечания п внести предложения, которые обязательно рассматривались.
Сотрудники группы внедрения «Кафе VIK» были одеты в ярко-зеленые манки с надписью «Кликни VIK». Такой метод обучения оказался столь эффективным, что его практиковали еще в течение года.
Результат. Сотрудники поняли, что новая система разработана для того, чтобы сделать их работу более эффективной. А это послужило стимулом для активного ее использования. Уже и ноябре 1998 г. систему «Кафе VIK» постоянно применяли 12000 сотрудников из 19000, работавших в компании па тот период.
Заключение
Для своевременного принятия адекватных решений в условиях быстро меняющегося рынка, важно уметь пользоваться огромным багажом знаний, которым располагает практически любая современная компания. Однако не во всех компаниях внедрена методика управления знаниями, без которой невозможно эффективное использование информации, рассредоточенной в головах сотрудников, базах данных, хранилищах документов, сообщениях электронной почты, отчетах о продажах, данных о клиентах, партнерах и конкурентах организации.
Современная компания действует в условиях растущей конкуренции, носящей хаотический, сложный и глобальный характер, требующей сокращения времени реакции в условиях ограниченных ресурсов. Знания сотрудников и организаций в целом становятся ценным ресурсом, который начинает учитываться наравне с другими материальными ресурсами. Современные методики управления знаниями позволяют достигать измеримых бизнес - результатов от их внедрения.
Фирмы, применяющие управление знаниями, все чаще выигрывают на рынке по сравнению с компаниями, использующими обыкновенный сбор и накопление информации в слабоструктурированной «кипе».
Очевидно, что наличие в организации, такой концепции как управление знаниями помогает вывести предприятие на новый, качественный уровень ведения бизнеса. К сожалению, основные принципы по управлению знаниями получили признания совсем недавно, когда многие российские и зарубежные концерны, вследствие отсутствия или игнорирования такой системы потерпели фиаско. Поэтому основной задачей, является абсолютное внедрение такой программы в каждое предприятие. Причем не имеет значение частный ли это сектор и государственный, важно наличие такой системы как обязательной и неотъемлемой. Следует также отметить, что российским бизнесменам более легко адаптироваться к этой программе. Вследствие того, что российский бизнес сравнительно молодой, ему не придется избавляться от старых принципов в менеджменте, что позволит лаконично подстроиться в идеальную модель, которую сегодня представляет программа управления знаниями.