Управлением конфликтами на предприятии ОАО «Сбербанк России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

В жизни работников организации могут возникать конфликты: производственные, политические, национальные, социальные, семейные и т. д. Конфликт (от лат. сonflictus— столкновение) — это столкновение противоречивых или несовместимых интересов. Конфликт — это элемент человеческой деятельности и существования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….............3
1. Характеристика конфликтов………………………………………………5
1.1 Понятие и элементы конфликтов……………………………………...5
1.2 Способы разрешение конфликтов…………………………………...10
1.3 Роль менеджера в разрешение конфликтов…………………............15
2. Особенности разрешения конфликтов разных видов…………………..20
2.1 Структурные методы разрешение конфликтов……………………..20
2.2 Межличностные стили разрешения конфликтов…………………...24
3. Управление конфликтам организации на примере ОАО «Сбербанк России»…………………………………………………………….............29
3.1 Общая характеристика организации………………………………...29
3.2 Анализ конфликтных ситуаций ОАО «Сбербанк России»………...31
3.3 Совершенствование управления конфликтами в ОАО «Сбербанк России»…………………………………………………………………………...36
Заключение ……………………………………………………………….42
Список литературы…………………………………………………….....44

Файлы: 1 файл

печать.docx

— 79.97 Кб (Скачать файл)

Конфликты занимают одно из центральных мест в управлении персоналом не только в силу значительности связанных  с ними временных затрат, но и  вследствие высокой организационной  значимости их инновационных, созидательных, а особенно разрушительных последствий. 

Задача менеджера заключается  не в том, чтобы непременно воспрепятствовать  возникновению конфликтной ситуации и перерастанию ее в конфликт, а  в том, чтобы контролировать этот процесс, направляя его в желательное  русло.

 

1.2. Способы разрешение  конфликтов

 

Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие  по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения  участников конфликта.

Существуют три основных способа разрешения конфликта:

  1. Силовая борьба, которая может привести либо к проигрышу, либо к выигрышу.
  2. Уход, при котором стороны отказываются от разрешения конфликта.
  3. Взаимовыгодное решение, при котором вырабатывается совместное решение, устраивающее обе стороны.

Именно третий вариант, заключающийся  в поиске решения, которое устраивает всех, мы назовем разрешением конфликта. И такой способ разрешения конфликта  представляет собой практически  полезный навык общения.

Во-первых, мы, таким образом, сохраняем, по крайней мере, нейтральные  отношения с нашим оппонентом, которые в будущем могут стать  более плодотворными.

Во-вторых, мы тем самым  избегаем негативных эмоций, присущих любому конфликту и сокращающих  жизнь каждому из участников конфликта. Одним из таких негативных чувств является фрустрация (чувство разочарования  и печали из-за неполучения желаемого). Поэтому разрешение конфликта состоит  из следующих основных этапов:

1. Овладение собственными  чувствами, урегулирование собственных  эмоций;

Во время конфликтов люди испытывают целый шквал негативных переживаний, которые лишь затрудняют их способность к рациональному  преодолению конфликта. Поэтому  первый шаг на пути разрешения конфликтов – взятие под контроль собственных чувств.

2. Анализ конфликтной  ситуации, то есть ее компонентов: интересов сторон и обстоятельств дела.

Анализ конфликта состоит  в том, чтобы определить приоритеты и интересы каждого из участников конфликта, а также спрогнозировать  возможное дальнейшее развитие обстоятельств. 

3. Выработка и реализация  стратегии преодоления конфликта;

Этот этап разрешения конфликта  состоит в том, чтобы устранить  любые возможные разногласия  между участниками. Если в качестве разрешения конфликта выбраны переговоры, то они будут состоять из следующих  этапов:

  • Овладение собственными чувствами;
  • Восстановление отношений;
  • Соглашение о правилах ведения переговоров;
  • Обозначение позиций каждой из сторон;
  • Определение интересов каждой из сторон;
  • Выдвижение на обсуждение вариантов преодоления конфликта;
  • Достижение договоренности по наилучшим предложениям, устраивающим обе стороны.

 Существует достаточно  много методов управления конфликтами.  Укрупнено их можно представить  в виде нескольких групп, каждая  из которых имеет свою область  применения:

  1. внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;
  2. структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;
  3. межличностные методы или стили поведения в конфликте;
  4. переговоры;
  5. ответные агрессивные действия. Эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.

Считается, что переговоры целесообразно вести только с  теми силами, которые имеют власть в сложившейся ситуации и могут  повлиять на исход события. Можно  выделить несколько групп, чьи интересы затрагиваются в конфликте:

  • первичные группы - затронуты их личные интересы, они сами участвуют в конфликте, но не всегда от этих групп зависит возможность успешного ведения переговоров.
  • вторичные группы - затронуты их интересы, но эти силы не стремятся к открытому проявлению своей заинтересованности, их действия скрыты до определенного времени. Могут существовать еще и третьи силы, также заинтересованные в конфликте, но еще более скрытые.

Правильно организованные переговоры проходят последовательно несколько  стадий:

  • подготовка к началу переговоров (до открытия переговоров);
  • предварительный выбор позиции (первоначальные заявления участников об их позиции в данных переговорах);
  • поиск взаимоприемлемого решения (психологическая борьба, установление реальной позиции оппонентов);
  • завершение (выход из возникшего кризиса или переговорного тупика).
  • Для снижения интенсивности и разрешения конфликтов могут быть использованы методы, связанные:
  • с усилением административного давления (давления власти) на конфликтующих со стороны высшего руководства;
  • с изменением порядку расходования или перераспределением ресурсов;
  • с изменением в технологиях производства или декомпозиции (разделении) технологий и их распределении между структурными подразделениями;
  • с изменением структуры организации с последующим перераспределением функций (в том числе объединением или разделением подразделений на части);
  • с введением специального интеграционного звена: общий руководитель, куратор и т.п.

Управляющий в состоянии  существенно повысить шансы совместного  разрешения конфликтов, если при обсуждении конфликтов своим поведение он дает понять, что он считает конструктивные конфликты нормальным явлением и, участвуя в их решении, выступает не в качестве доминирующей силы, а на равных со всеми  основаниях.

Приведенный ниже перечень правил дает ориентиры для линии  поведения, которая противодействует возникновению конфликтов.

Основные правила:

  • Признать друг друга.
  • Слушать не перебивая.
  • Демонстрировать понимание роли другого.
  • Выяснить, как другой воспринимает конфликт, как он себя при этом чувствует.
  • Четко формулировать предмет обсуждения.
  • Устанавливать общие точки зрения.
  • Выяснить, что вас разъединяет.
  • После этого снова описать содержание конфликта.
  • Искать общее решение.
  • Принять общее «коммюнике».

Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему.

  • Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.
  • Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решения «с ходу» целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.
  • Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.
  • Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
  • Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.
  • Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и др. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.
  • Реализовать принятое решение на практике, если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.

 

1.3. Роль менеджера  в разрешение конфликтов

 

Главное средство в разрешении конфликтов — это действия руководителя. Руководитель должен вмешиваться в  конфликт, не оставаться в стороне.

При этом он четко должен знать и разграничивать свои юридические  и моральные права.

Для разрешения конфликта  руководитель должен уметь:

  1. Объективно оценить сложившуюся ситуацию, и если это действительно так, признать наличие конфликта. Признание наличия конфликта снимет многие отрицательные моменты — недоговоренность, недомолвки между работниками, закулисные действия, приблизит его к разрешению;
  2. Отличить повод конфликта от его предмета — непосредственной причины, которая часто объективно или субъективно маскируется;
  3. Определить вид конфликта, его стадию, выявить предмет конфликта, цели основных <span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New R

Информация о работе Управлением конфликтами на предприятии ОАО «Сбербанк России»