Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 13:52, курсовая работа
Все существующие виды современного бизнеса связаны с определенной долей риска. Риск - это обратная сторона свободы предпринимательства. Управление риском - многоступенчатый процесс, который имеет своей целью уменьшить или компенсировать ущерб для объекта при наступлении неблагоприятных событий.
Введение……………………………………………………………………….2
Глава I. Теоретико-методологические основы рисков в современном бизнесе……………………………………………………………………………..4
Понятие и сущность риска в современном бизнесе………………….4
Типология и характеристика рисков…………………………………..7
Основные причины неопределенности и классификация рисков в бизнесе………………………………………………13
Глава II. Управление рисками в современном бизнесе……………………………………………………………………………28
2.1. Инструменты управления рисками современного бизнеса…………..28
2.2. Показатели оценки рисков…………………………………………….33
2.3. Методы снижения рисков современном бизнесе……………………..36
Глава III. Процесс управления рисками на
предприятии и меры по их предотвращению……………………..41
3.1.Процесс управления рисками на предприятии…………………………41
3.2. Риски бизнеса и меры по их предотвращению………………………………………………………………...64
Заключение……………...…………………………………………………71
Список использованной литературы……………………………………….73.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретико-методологические
основы рисков в современном бизнесе……………………………………………………………
Глава II. Управление рисками в современном
бизнесе……………………………………………………………
2.1. Инструменты управления рисками современного бизнеса…………..28
2.2. Показатели оценки рисков…………………………………………….33
2.3. Методы снижения рисков
современном бизнесе……………………..
Глава III. Процесс управления рисками на
предприятии и меры по их предотвращению……………………..41
3.1.Процесс управления
рисками на предприятии……………………
3.2. Риски бизнеса и меры по
их предотвращению…………………………………………
Заключение……………...………………………………
Список использованной литературы……………………………………….73.
Введение.
Все существующие виды современного бизнеса связаны с определенной долей риска. Риск - это обратная сторона свободы предпринимательства. Управление риском - многоступенчатый процесс, который имеет своей целью уменьшить или компенсировать ущерб для объекта при наступлении неблагоприятных событий.
Управление рисками является основным в бизнесе и на сегодняшний день это один из важных и актуальных вопросов экономики в целом. По этой причине риски в бизнесе все чаще становятся предметом обсуждения и анализа.
Особенность бизнеса, связанного с высоким риском, это управляемость рисками. В бизнесе работают в области управляемого риска. Поэтому очень важно уметь прогнозировать и управлять рисками, вовремя оценивать риски на любом рынке. Неспособность в бизнесе предвидеть последствия принимаемых ими решений, непонимание важности качественного управления может обернуться для них не только потерей репутации, солидных клиентов, но и образованием значительных убытков, и в конечном итоге, банкротством. Разорение в бизнесе происходит не только из-за неблагоприятных ситуаций в экономике страны, но и в связи с плохо организованным процессом управления в области управления рисками. Организация эффективной системы управления операциями в бизнесе, качественный риск-менеджмент обеспечат устойчивую работу бизнеса, его непрерывное развитие, расширение клиентской базы, повышение его имиджа, как надежного партнера по бизнесу. В конечном итоге, этот позитивный фактор окажет благоприятное воздействие на стабилизацию и подъем экономики нашего государства, укрепление его статуса на международной арене.
Из вышеизложенного, видна актуальность темы дипломной работы в системе управления рисками, так называемый риск-менеджмент.
Целью дипломной работы является исследование процесса управления рисками в современных условиях. Эта цель определила те задачи, которые необходимо решить для раскрытия темы дипломной работы, в том числе: обобщить имеющийся теоретический материал по организации риск-менеджмента в бизнесе; раскрыть содержание категории «риск»; исследовать деятельность бизнеса в части организации у него процесса управления рисками; установить, существуют ли еще какие-то проблемы в управлении рисками; сделать выводы по результатам проведенного анализа и попытаться найти возможности повышения эффективности работы менеджеров в областях современного бизнеса.
Объектом дипломного исследования является деятельность по организации управления рисками в современном бизнесе. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, и списка использованной литературы.
В первой главе
Вторая глава содержит
Глава I.Теоретико-методологические основы рисков
в современном бизнесе.
1.1. Понятие и сущность риска.
Проблема риска является одной из ключевых концепций в финансовой и
производственной деятельности. Особое значение она приобретает в
предпринимательской деятельности. Риск выступает в качестве стимула
эффективного использования капитала.
В мировой практике предпринимательская деятельность определяется как
инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений,
направленная на получение прибыли, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность. В результате этого, риск приобрел более важное самостоятельное значение, как в теории, так и в практике управления.
Современный бизнес немыслим без риска, так как успех в бизнесе зависит не только от правильности и обоснованности выбранной стратегии
предпринимательской деятельности, но и от учета вероятности критических
ситуаций. Чтобы выжить в условиях рыночных отношений, нужно решаться на внедрение технических новшеств и на смелые, решающие действия, а это усиливает риск.
Следовательно, главными задачами предпринимателя является умение оценивать степень риска и умение управлять им, а не избегать риска.
Существует большое
сущности и природы
риска. Это связано с
недостаточным использованием в реальной деятельности, игнорированием в
существующем законодательстве. Рассмотрим два основных понятия, которые дополняют друг друга и охватывают общее содержание риска.
Первое определение
вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, неполучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности. Следовательно, риск относится к возможности наступления какого-либо неблагоприятного события, возможности неудачи, возможности опасности.
Второе определение риска непосредственно сопряжено с понятием "ситуация риска".
Ситуацией, вообще, называется сочетание, совокупность различных
обстоятельств и условий, создающих определенную обстановку для того или иного вида деятельности. Обстановка может способствовать или препятствовать осуществлению данного действия.
При ситуации риска существует возможность количественно и качественно
определять степень вероятности того или иного варианта и ей сопутствуют три условия:
- наличие неопределенности;
-
необходимость выбора
-
возможность оценить
Ситуация риска качественно отличается от ситуации неопределенности. При
ситуации неопределенности вероятность наступления результатов решений или событий в принципе неустанавливаема. Следовательно, ситуация риска является разновидностью ситуации неопределенности, т.к. в ней наступление событий вероятно и может быть определено.
По своей природе риск делят на три вида:
1. Когда в распоряжении субъекта, делающего выбор из нескольких альтернатив,
есть объективные вероятности получения предполагаемого результата. Это
вероятности, независящие непосредственно от данной фирмы: уровень инфляции, конкуренция, статистические исследования, экологическая обстановка и т.д.
2. Когда вероятности наступления ожидаемого результата могут быть получены только на основе субъективных оценок, т.е. субъект имеет дело с
субъективными вероятностями. Субъектные вероятности непосредственно
характеризуют данную фирму: производственный потенциал, уровень предметной и технологической специализации, организация труда и т.д.
3. Когда субъект
в процессе выбора и
Благодаря этим видоизменениям риска субъект делает выбор и стремиться
реализовать его. В результате этого риск существует как на стадии выбора
решения, так и на стадии его реализации.
Исходя из этих условий второе определение риска следующее. Риск - это
действие (деяние, поступок), выполняемое в условиях выбора (в ситуации выбора в надежде на счастливый исход), когда в случае неудачи существует возможность (степень опасности) оказаться в худшем положении, чем до выбора (чем в случае несовершения этого действия).
Более полно риск определяют как деятельность, связанную с преодолением
неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.
Из последнего определения можно выделить основные элементы, которые будут составлять сущность понятия "риск".
1. Возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива (отклонения как отрицательного, так и положительного свойства).
2. Вероятность достижения желаемого результата.
3. Отсутствие
уверенности в достижении
4. Возможность материальных, нравственных и других потерь, связанных с
осуществлением выбранной в условиях неопределенности альтернативы.
Говоря о риске, его не следует избегать, но если принимается решение идти на риск, то предварительно следует тщательно спрогнозировать события и при проведении намеченных мер не выходить за рамки, установленные проектом.
Введение конкуренции в нашей стране усилит использование риска.
Принятие проекта связанного с риском предполагает выявление и сопоставление возможных потерь и доходов. Если риск не подкреплен расчетами, то он преимущественно кончается неудачей и сопровождается определенными потерями.
Чтобы сладить негативные явления, связанные с риском, необходимо выявить:
основные черты и источники его возникновения, наиболее важные его виды,
допустимый уровень риска, методы измерения риска, методы снижения риска.
1.2.Типология и характеристика рисков в современном бизнесе.
Современный бизнес, как и любую
человеческую деятельность, невозможно
представить без риска. Предпринимательская
деятельность определяется как самостоятельная,
инициативная деятельность граждан и
их организаций, направленная на получение
прибыли на свой риск и под свою материальную
ответственность. В США ежегодно создается
0,5 млн новых фирм, из них 80% терпят банкротство
в течение первого года жизни. В связи
с этим в последнее время все большее значение
приобретает такая наука, как рискология.
Рискология - наука о комплексе мероприятий
по выявлению, оценке, профилактике и минимизации
предпринимаемых рисков. Риск - вероятность
потери предприятием части своих ресурсов,
недополучения доходов или появления
дополнительных расходов в результате
определенной производственной и финансовой
деятельности. Он характеризуется опасностью
возникновения незапланированной потери
ожидаемой прибыли, имущества, денежных
средств в связи со случайным изменением
условий деятельности организации, неблагоприятными
обстоятельствами. Его величина измеряется
частотой и вероятностью возникновения
того или иного уровня потерь. Следовательно,
риск относится к возможности наступления
какого-либо неблагоприятного события,
а также неудачи или опасности.
При политической и экономической нестабильности
степень риска значительно возрастает.
В современных российских условиях проблема
усиления непредсказуемости весьма актуальна,
что подтверждается данными о росте убыточности
предприятий промышленности. Причем она
актуальна как для всех участников внешнеэкономической
деятельности страны, так и для других
государств, связанных с ней рыночными
отношениями.
Существует
множество вариантов типологии
рисков. В настоящее время по классификации
Д. Речмена все риски принято
делить на две большие группы: внешние
и внутренние. К внешним рискам
относятся: природно-естественные, общеэкономические,
политические, финансовые, к внутренним
- технологические, коммерческие. Следовательно,
менеджер может и должен не только верно
спрогнозировать, но и предотвратить риски
второй группы и учесть первую.
Риски могут быть классифицированы и по
другим признакам. Выделяют риски простые
и спекулятивные (коммерческие), динамические
и статические, абсолютные и относительные,
ретроспективные, текущие и перспективные.
Классификацию рисков можно продолжать
бесконечно.
Рассмотрим наиболее значимые внутренние
риски: технологические и коммерческие.
Технологические (производственные) риски
связаны с использованием новых технологий,
еще не получивших широкого распространения,
- риск велик, прибыль в случае реализации
разработок возрастает. По мере того, как
технология становится повсеместно принятой,
руководство приобретает уверенность
в предсказуемости используемых процессов
- неопределенность снижается, риски тоже.
Коммерческие (в том числе инвестиционные)
риски возникают при реализации товаров,
произведенных или закупленных предприятием,
на начальном, промежуточном или конечном
этапе, а также при вложении средств.
Данная типология может быть применена
как в производстве реальных товаров или
при оказании услуг, так и в он-лайн продуктах,
например строительство недвижимости
и создание веб-сайтов.
Все компании, выполняющие эти производственные
процессы, можно подразделить на две категории:
производители типовых (жилой дом, коттедж, стандартный сайт) и нетиповых
продуктов (мост, завод по искусственному
выращиванию кремния, сайт для узкопрофилированной
категории пользователей). В первом случае
технологические риски сведены к минимуму
из-за поточного метода и обкатанных технологий,
но вопрос коммерческой неопределенности
как на начальном этапе, так на конечном
достаточно актуален, т.е. покупатель имеет
огромный выбор среди множества поточных
проектов.
Во втором случае при создании нетиповых
продуктов коммерческий риск сведен к
нулю, так как финансирование, как правило,
осуществляется на начальном этапе в полной
мере, а технологические риски возрастают
благодаря уникальности объектов.
Однако эти два типа классификации не
исключают друг друга. Вполне возможны
минимальные технологические и коммерческие
риски, если производитель - монополист
в отрасли, или максимальные - если продукт
находится в стадии "смерти" или "рождения".
Таким образом, предпринимательство является
рискованной деятельностью и носит творческий
характер, т.е. характеризуется неповторимостью
и оригинальностью. Это обусловлено сущностью
творческого процесса, особенностями
внедрения нового в практическую деятельность.
Последствия наступления нежелательных
ситуаций чаще всего проявляются в виде
финансовых потерь или невозможности
получения ожидаемой прибыли, однако риск
- это не только нежелательные результаты
принятых решений. При определенных вариантах
предпринимательских проектов существует
как опасность не достичь намеченного
результата, так и вероятность превысить
ожидаемую прибыль. В этом и заключается
предпринимательский риск, для которого
свойственно сочетание достижения как
нежелательных, так и особо благоприятных
отклонений от запланированных результатов.
Полностью предусмотреть появление неопределенности,
которая в той или иной степени повлияет
на дальнейшее развитие событий, практически
невозможно, поэтому предприниматель
должен уметь оценивать степень риска,
а также им управлять.
Как экономическая категория риск представляет
собой событие, которое может произойти
или не произойти. В случае наступления
такого события возможны три экономических
результата:
отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток);
нулевой;
положительный (выигрыш, выгода, прибыль).
Даже при планировании предпринимательской
деятельности и учете всех возможных ситуаций
вероятность определения экономического
результата бывает затруднена. В процессе
работы положительный результат может
трансформироваться как в нулевой, так
и в отрицательный. Возможна и обратная
тенденция при возникновении новых факторов,
которые могут влиять в лучшую сторону
на экономическую составляющую. Например,
рынок зерновых культур всегда отличался
малой прозрачностью. Как следствие, сделки
между продавцами и покупателями, имеющими
представление о том, какая продукция
на данный момент пользуется спросом,
по какой цене и в какой области, строились
исключительно на основе личного знакомства
- "старые проверенные связи".
В 2003 г. информационно-торговая система
"Открытый продовольственный рынок"
построила биржевую площадку в Интернете
- портал www.opr.su. Он был создан как механизм
заключения сделок купли-продажи товаров
путем обмена электронными документами
с надежными гарантиями их исполнения.
В результате количество зарегистрированных
пользователей составило 7000, количество
заявок за последний месяц - менее 20, количество
осуществленных сделок на апрель 2005 г.
- 5, т.е. при всей необходимости проект
спустя два года пока еще не получил развития.
Летом 2005 г. был запущен еще один портал
www.idk.ru. Он не гарантирует сделки в отличие
от первого. Это расчетный центр, где для
каждой заявки показываются оптимальные
из базы лотов и рассчитываются накладные
расходы для всех пар потенциальных сделок.
Соответственно участник портала видит
наиболее рентабельные сделки и только
по ним начинает торговаться. Количество
зарегистрированных - более 3500, количество
заявок за последний месяц - свыше 250, т.е.
проект развивается.
Таким образом, рынок и цель этих двух
проектов - одинаковы; выгода от риска
как экономическая категория на первоначальном
этапе прогнозировалась как положительная.
В первом случае технологические риски
- минимальны, коммерческие - максимальны
(гарантия исполнения сделок), экономический
эффект на данный момент - отрицательный.
Во втором случае технологические риски
- максимальны (речь идет о новой ERP-системе),
коммерческие - минимальны, экономический
потенциал на данный момент - положительный.
Еще одним важным понятием является "ситуация
риска". Ситуация риска - это возможность
количественно и качественно оценить
степень вероятности того или иного варианта.
Ее основными чертами являются: противоречивость;
альтернативность; неопределенность.
Противоречивость можно определить как
субъективную оценку объективно существующих
действий. Риск, с одной стороны, это инициативность,
новаторство, получение прибыли от реализации
задуманного или убытков от провалов новых
идей, а с другой - консерватизм, догматизм,
получение прибыли от неудачных нововведений
конкурентов и убытков от реализации их
иноваций.
Альтернативность - это возможность выбора
из нескольких возможных вариантов. Если
возможность выбора отсутствует, то нет
рискованной ситуации, а следовательно,
и риска. Чем больше альтернатив применяется,
тем лучше. Японская фирма Sony перед запуском
видеомагнитофонов имела 10 вариантов
проекта, каждый из которых в свою очередь
включал 2-3 разновидности. По результатам
маркетинговых исследований были выявлены
явные лидеры проектов.
Неопределенность характеризуется отсутствием
знания обо всей совокупности факторов,
влияющих на экономические результаты.
Факторы неопределенности необходимо
учитывать при подготовке исходной информации
для разработки проекта в целях отбора
целесообразных решений. Любая организация
должна для себя решить, нужно ли ей рисковать,
используя в своей практике собственные
разработки, позволяющие повысить конкурентоспособность
товара/услуги, или ждать ошибок со стороны
другой организации.
В 1997 г. специалисты компании "Триз-шанс"
разработали программу-консультант "Приемы
журналистики и public relations", затем была
снята неопределенность: выявили стереотипы
клиентов до знакомства с программой.
Было установлено, что есть люди, которые
болеют компьютерофобией (неприятие любых
программ вообще в связи с возрастом, с
отсутствием опыта работы с ПК), идеализацией
себя на фоне ПК или идеализацией ПК на
фоне себя (боязнь потерять свою индивидуальность
при использовании программы или свое
место), т.е. многие воспринимали данную
разработку как "соперника" в области
рекламы или PR. Все страхи развеялись после
непосредственного ознакомления с ней.
Оказалось, что это программа-помощник,
а не конкурент. Эти стереотипы разработчики
смогли учесть при разработке рекламной
кампании. Программа стала позиционироваться
как "инструмент, работающий в союзе
с уважаемым автором".