Урегулирование конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 13:44, контрольная работа

Описание работы

В последнее время слово «конфликт» заполонило практически всё информационное пространство вокруг нас: оно приходит из газет, радио, телевизора, от друзей и родных, от сослуживцев и малознакомых людей. Каждый день нам сообщают о вооружённых конфликтах в горячих точках, об убийствах и забастовках студентов, о невыплате зарплат и увольнении некомпетентных руководителей, о преследовании коммерческих преступников и многих других конфликтах в сферах экономической и политической жизни страны. Конечно, никто не говорит о том, что всё даётся легко и просто: чтобы существовать в обществе, приходится сталкиваться и с теми проблемами, которые оно порождает.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Конфликт…………………………………………………………….4
1.1 Конфликт, конфликтная ситуация, инцидент…………...………………4
1.2 Виды конфликтов…………………………………………………...…….6
Глава 2. Урегулирование конфликтов……………………………………….9
2.1 Диагностика……………………………………………………………….8
2.2 Стратегии урегулирования конфликтов…………………………………8
2.3 Тактические методы урегулирования конфликтов………………...….12
Заключение………………………………………………..…………………16
Список использованной литературы………………………………...……..17

Файлы: 1 файл

Контрольные Конфликтология Содержание конфликтной ситуации.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Конфликт…………………………………………………………….4

1.1 Конфликт, конфликтная ситуация, инцидент…………...………………4

1.2 Виды конфликтов…………………………………………………...…….6

Глава 2. Урегулирование конфликтов……………………………………….9

2.1 Диагностика……………………………………………………………….8

2.2 Стратегии урегулирования конфликтов…………………………………8

2.3 Тактические методы урегулирования  конфликтов………………...….12

Заключение………………………………………………..…………………16

Список использованной литературы………………………………...……..17

 

 

Введение

 

В последнее время слово «конфликт» заполонило практически всё информационное пространство вокруг нас: оно приходит из газет, радио, телевизора, от друзей и родных, от сослуживцев и малознакомых людей. Каждый день нам сообщают о вооружённых конфликтах в горячих точках, об убийствах и забастовках студентов, о невыплате зарплат и увольнении некомпетентных руководителей, о преследовании коммерческих преступников и многих других конфликтах в сферах экономической и политической жизни страны. Конечно, никто не говорит о том, что всё даётся легко и просто: чтобы существовать в обществе, приходится сталкиваться и с теми проблемами, которые оно порождает.

Так было всегда – как только появился человек – так появился и конфликт, да ведь и сам человек появился в результате конфликта – с природой (вспомним, что, по теории Ч. Дарвина, эволюция всего живого происходит в ходе естественного отбора, а это далеко не мирное явление). И развитие общества происходило в результате борьбы новых открытий со старыми отжившими знаниями, а что было бы с миром, если достижения научных революций не были бы восприняты и остались лежать на полке или были бы уничтожены? Вся мировая история состоит из бесконечной череды противоречий, разногласий и войн, но человек не был бы человеком, если бы, в отличие от своих биологических собратьев, он не умел решать проблемы не только насильственным путём, но и с помощью мирных переговоров.

Только вот странно получается: общество живёт, развивается, совершенствуется, а количество возникающих конфликтов не только не уменьшается, но приобретает ещё больший размах и более изощрённые формы. XX век стал самым кровавым в истории, и это наряду с тем, какого уровня развития достигла наука и техника.

.

 

 

Глава 1. Конфликт

 

1.1 Конфликт, конфликтная ситуация, инцидент

 

Для начала попытаемся дать определение самому понятию «конфликт»:

  • Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) - столкновение сторон, мнений, сил.
  • Конфликт – поведение лица, группы или организации, которое препятствует или ограничивает другого участника в достижении его целей.²
  • Конфликт – наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Определений может быть много, но суть конфликта всегда одна: имеются в наличии, как минимум две стороны, обладающие каким-то определённым интересом – желаемой целью, но занимающие противоположные друг другу позиции, представляющие формальное выражение этих интересов. При этом цель или предмет конфликта чаще всего является общим, в то время как позиции, выбираемые для их достижения, становятся прямо диаметральными.

Самый простой пример – из семейной жизни: жене вечером не достаёт тепла и ласки со стороны мужа, а он в это время хочет посмотреть свой любимый футбол. Интересы людей сходятся: каждый со своей стороны хочет получить удовлетворение: жена – необходимую долю внимания, а муж – удовольствие от просмотра матча, но позиции, занимаемые ими в решении этого вопроса, резко противопоставляются: жена, в итоге, не даёт мужу поболеть за свою команду, а обозлённый муж, естественно, не желает проявлять каких-то тёплых чувств по отношению к ней.

Но исход той же самой проблемы мог бы быть совсем иным: уделив какое-то время жене и, тем самым, удовлетворив её интерес, он смог бы наслаждаться своим любимым занятием, и конфликта не возникло бы.

Здесь стоит отметить, что путь решения проблемы можно увидеть ещё до её возникновения, так как конфликт проявляется не сразу – для его появления необходимо наличие конфликтной ситуации – ситуации, в которой имеются несогласованные интересы. (В приведённом примере это разные взгляды на приятное времяпровождение). Расхождение людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок событий – это ещё не достаточная причина для конфликта, а только предпосылка. Опасность появляется тогда, когда одна из сторон в условиях этой конфликтной ситуации, вместо того, чтобы согласовать имеющиеся противоречия, начинает препятствовать другой в достижении её целей, т.е. происходит так называемый инцидент, который связан с активными действиями какой-либо из сторон в ущерб противоположной. (В данном случае жена, не получая внимания, запрещает просмотр телевизора).

 

Схема 1.1

 

Схематически модель развития конфликта изображена на сх. 1.1.

Таким образом, инцидент является внешним поводом для возникновения конфликта, в то время как внутренней причиной будут оставаться противоречия между затронутыми интересами и принятыми для их воплощения позициями.

Самое интересное здесь в том, что содержание конфликта уже говорит и о способе решения его. Описанная выше семейная ссора может иметь два результата: один – положительный: в этом случае конфликт рассматривается на уровне взаимных интересов, и в соответствии с ними меняются позиции, другой – отрицательный: сохранение жёстких позиций для удовлетворения только своих интересов приводит к разладу в семье. Точно такие же последствия мы получаем и во всех других конфликтах, что даёт возможность обозначить основные подходы к разрешению конфликтных ситуаций:

  1. На уровне интересов – поиск взаимовыгодных вариантов – предполагается долгосрочное, плодотворное сотрудничество.
  2. На уровне позиций: * отказ – уход от конфликта, снятие претензий

 * компромисс – обретение временного согласия путём

 взаимных уступок, но не снятия причин конфликта

 * силовое давление – состояние борьбы до победного конца одной из сторон

Итак, мы видим, что конфликт сам по себе - явление не случайное, он имеет вполне определённые и обусловленные человеческим поведением причины и предпосылки, и, зная истинные мотивы, побуждающие человека вести себя именно так, а не иначе, можно разрабатывать и схемы эффективного решения появляющихся проблем.

 

1.2 Виды конфликтов

 

Количество существующих конфликтов слишком велико, чтобы рассмотреть все, тем более что с развитием общества, каждый день появляются новые виды и предметов конфликта и способов их разрешения. Представим примерную схему классификации:

  1. По способу разрешения: насильственные (война, спортивное соревнование) ненасильственные (компромиссные)
  2. По природе возникновения: политические, социальные, экономические, организационные
  3. По направлению воздействия: вертикальные (начальник – подчинённый) горизонтальные (на одном уровне)
  4. По степени выраженности: открытые и скрытые (нет достаточной власти и сил для открытой борьбы)
  5. По количеству участников: внутриличностные, межличностные и межгрупповые
  6. По характеру затронутых потребностей: интересов, взглядов
  7. По наличию объекта конфликта: безобъектные (из-за плохого настроения) объектные

Каждый из перечисленных типов конфликта обозначается лишь условно, поскольку все они тесно взаимосвязаны и могут легко перетекать из одного в другое: так внутриличностный конфликт отражается и на поведении человека с окружающими, перерастая в межличностный, а при соответствующих условиях и в межгрупповой, что, в целом, может вылиться в общую экономическую и политическую конфликтную ситуацию, а она, в свою очередь, повлиять опять же на внутриличностный конфликт. И чтобы разорвать этот порочный круг, необходимо глубокое изучение возникшей проблемы с тем, чтобы выявить первичную причину противоречий, определить их последующие выражения и их взаимодействие и на основании проделанной работы принять наиболее подходящее решение. Таким образом, сущность урегулирования любого конфликта можно обрисовать так – исследование и нахождение причин возникновения конфликта с целью последующего воздействия на них для достижения мирного соглашения. «Хочешь мира – изучай войну». А для решения конфликта – проводи диагностику. Этим мы дальше и займёмся.

кт инцидент урегулирование

 

 

Глава 2. Урегулирование конфликтов

 

2.1 Диагностика

 

Для урегулирования конфликта осознание его сути – это уже половина дела. Чтобы правильно решить задачу, надо правильно определить все её условия и составляющие, иными словами, провести правильную диагностику:

  1. Определить истоки конфликта, зафиксировать имеющиеся противоречия мнений, событий, затронутых потребностей и интересов.
  2. Проследить биографию конфликта, т.е. его историю, фон, на котором он прогрессировал, нарастание конфликта, кризисы и поворотные точки в его развитии.
  3. Обозначить участников конфликтного взаимодействия: личностей, группы, подразделений и т.д.
  4. Определить позиции и отношения сторон, их взаимозависимости, роли, ожидания, личные отношения.
  5. Выявить исходные отношения к конфликту – хотят и могут ли стороны сами решить конфликт, каковы их надежды, ожидания, установки, условия, либо конфликт спровоцирован специально в интересах одной из сторон, которая постоянно поддерживает уровень напряжённости.¹

 

2.2 Стратегии урегулирования конфликта

 

Как правило, результат конфликтной ситуации предсказывается пятым пунктом диагностики – желанием сторон либо прийти к разумному решению, либо развязать боевые действия. Вариантов исхода таких подходов может быть три:

1) стороны взаимно заинтересованы в благополучном исходе, ведут переговоры и находят путь оптимального удовлетворения общих интересов – стратегия разрешения проблем.

2) одна из сторон активно действует в достижении своей цели, другая уходит от проблемы или отдаёт свои позиции другой – конфликт не развивается, но и не разрешается – стратегия уступок.

3) обе стороны не желают сотрудничать и уступать друг другу, всё более усугубляя возникший конфликт – стратегия соперничества.

 

 

Каждой из этих стратегий соответствуют особые условия для осуществления, обоснованные в двух теориях: модели двойной заинтересованности и предполагаемой перспективе продуктивности стратегии.

Модель двойной заинтересованности базируется на двух постулатах: заинтересованности в собственном успехе и заинтересованности в успехе другого, в обычной жизни мы часто называем их настойчивостью (в агрессивных случаях – эгоизмом) и готовностью к сотрудничеству. Заинтересованность как в своём, так и в чужом успехе, в основном зависит от степени важности предмета конфликта: чем важнее для нас победа над противником – тем больше мы склоняемся к стратегии соперничества, как, например, на выборах. Чем менее значимым является для нас результат, или прослеживается невозможность выдвижения завышенных требований, как, например, в войне с заведомо более сильным врагом – тем предпочтительней является стратегия уступок или избегания. В случае же, если предмет спора очень ценный, но факт соперничества ставит нас в условия борьбы с оппонентом, от которого зависит благоприятное будущее, - тем более вероятно появление стратегии разрешения проблем.

Предполагаемая перспектива продуктивности стратегии – это оценка того, в какой степени данная стратегия способна обеспечить достижение цели и во что может обойтись её использование. Любая сторона в споре будет избирать наиболее дешёвые пути для получения наиболее эффективного результата. В войну будут вступать только те, кто уверен в своих силах и своей победе, в то время как другие будут отказываться, зная, что итогом их поражения будет горькая расплата. На сотрудничество пойдут те, кто, израсходовав значительное количество времени и денег, впоследствии получат существенно больше потраченного.

Яркий пример возможного конфликта – развод родителей и принятие решения о том, с кем из них останется ребёнок. Казалось бы, обе стороны заинтересованы в том, чтобы их ребёнок был счастлив, но позиции, занимаемые ими, противопоставляются: каждый уверен, что лучше всего ребёнку будет именно с ним, и большую роль здесь играет восприятие ими друг друга как ненадежных, да и, в целом, отрицательных людей. В зависимости от того, насколько какой-либо из супругов действительно желает исполнения основной цели, а не ищет удовлетворения своих собственных амбиций, возникших уже впоследствии бракоразводного процесса, конфликт может разрешиться разными способами:

Информация о работе Урегулирование конфликтов