Утечка молодых специалистов из России: особенности и причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 02:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить причины «утечки мозгов» и найти пути преодоления проблемы миграции молодых специалистов.
Для достижения цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
Теоритические:
Проанализировать термин «утечка мозгов» среди студентов
Определить приоритеты в выборе страны для продолжения деятельности после окончания вуза.
Выявить личностное отношение к возможности уехать за границу.

Содержание работы

Введение 3-5
Глава 1. Проблема «утечки мозгов» из России
Интерпретация и операционализация причин утечки 6
Системное описание объекта 7
Проблемы миграции: плюсы и минусы 7-9
Деятельность специалистов за рубежом и пути сдерживания миграции 9-19
Глава 2. Исследование отношения к «утечке мозгов» студентов различных ВУЗов 20-39
Заключение 40
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

МИНИСТКРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 51.39 Кб (Скачать файл)

После четырех лет пребывания за рубежом российскому ученому  удается зарекомендовать себя самостоятельным  специалистом. При этом ситуация для него меняется. Он может получить собственный грант, но, как правило, грант с наличием вакансий “пост-дока” получить трудно. Чтобы иметь “рабочие руки” он, обладая информацией о своих российских коллегах, начинает для совместной работы восстанавливать старые связи с бывшими соотечественниками и приглашать своих российских коллег для совместных исследований. С учетом латентного периода на выполнение работы, на подготовку ее к публикации и выхода статьи в журнале проходит приблизительно два - три года. Поэтому после шести - семи лет наблюдается рост совместных работ с соотечественниками. 5

И все-таки, если сотрудники уезжают, то надо попытаться их собрать  и объединить в совместных исследованиях  с соотечественниками, создавая на территории России “исследовательские институты без границ”. Разделы  такой программы могут быть следующими:

1. включение с помощью  диаспоры российских институтов  на основе коммуникационных технологий  в международное научное сообщество;

2. преодоление научной  изоляции и выравнивание потоков  научной информации “Зарубежье - Россия”; 

3. облегчение прохождения  российских англоязычных публикаций  в зарубежных журналах;

4. подъем международного  престижа отечественной науки  и ее коммерческой ценности.

5. выявление возможностей  и источников поддержки российских  ученых за счет средств из  международных фондов и средств  от зарубежных университетов; 

6. расширение научных  контактов с зарубежными партнерами, стимулирование отечественной науки  путем превращения парных взаимодействий  между отдельными учеными в  кооперативные, на основе объединения  диаспоры в разных странах.

Нужно создать также справочник по “диаспоре” с указанием страны и места работы, основных публикаций последних лет, занимаемой позиции  и электронных адресов каждого  из представителей отечественной диаспоры. Кроме того, ввести такие статусы, как например: “иностранный сотрудник, иностранный член общеинститутского  семинара, иностранный член Ученого  совета, почетный профессор” и др. Также  предпринять попытку проведения в сети Интернет научных семинаров  с коллегами, работающими сейчас в зарубежных университетах, с целью  создания совместных временных коллективов  и проектов научных работ для  получения финансирования.

Данное решение дает экономию времени на научные исследования путем использования западного  оборудования в краткосрочных командировках  сотрудников института. При организации  таких командировок не последнюю  роль будет играть содействие диаспоры. Кроме того, активизация взаимодействия с диаспорой приведёт к росту  совместных англоязычных публикаций, что бесспорно улучшит международный  имидж отечественной науки.

Данная политика - это  лишь средство решения конкретных задач, всего лишь фрагмент в большой  проблеме подготовки, удержания и  эффективного использования научных  кадров в России. Главные пункты в этой проблеме следующие:

· как будет развиваться  наука у нас;

· какой путь выберет Россия;

· будет ли наше государство (которое сейчас занимается в основном экспортом сырья и развитием  сопутствующей добывающей промышленности наукой) страной, которая пойдет по пути развития разнообразных наукоемких технологий;

Если предположить, что  Россия должна развиваться на основе создания разнообразных наукоемких технологий и конкурентных продуктов, то надо найти решение еще одной  проблемы:

· что делать для формирования этого пути.

По сути, количество ученых, уезжающих из родной страны, не так  уж велико. Другая, - важнейшая сторона  это проблемы состоит в том, что  достаточно уехать одному человеку, как  целое научное направление может  исчезнуть.6

Программа авторов  Угикалова И. и Валюкова В.

Основные мероприятия  программы представляется реализовать  в 3 этапа:

На первом этапе, в качестве центральных, выделяются задачи введения стихийного процесса «интеллектуальной миграции» в цивилизованные рамки.

Необходимо добиться того, чтобы эта миграция осуществлялась для общества в наиболее приемлемых формах (временный отъезд на контрактной  основе, прекращение нелегальной  эмиграции и т. п.). Вместе с тем  уже на этом этапе необходимо принять  экстренные меры для сохранения научной  элиты России, для создания оптимальных  условий творчества наиболее одаренной  части научных кадров.

На этом этапе большое  значение имеет совершенствование  законодательства. Создание нормативно-законодательной  базы, регулирующей процессы внешней  трудовой миграции, предполагает разработку законопроектов о въезде и выезде российских граждан в трудовых целях, о правовом положении иностранцев, в том числе научных кадров, на территории России, о социальной защите мигрирующих граждан.

Также следует ввести положение, регулирующее деятельность государственных  органов, коммерческих и предпринимательских  структур, учреждений, представительств страны за рубежом, занимающихся трудоустройством российских граждан. Необходимо добиваться, что бы за границей определялся порядок лицензирования привлечения иностранной рабочей силы -- на основе предложений органов исполнительной власти регионов, входящих в состав Российской Федерации, был разработан типовой трудовой контакт между российской и иностранной сторонами.

Второй этап осуществления  государственной программы связан с обретением отечественной наукой новой парадигмы в условиях перехода общества к современным рыночным отношениям. На этом этапе должна происходить  существенная перестройка структуры  научных исследований при изменении  источников их финансирования. Заказчиками  разработок ученых наряду с государством, роль которого постепенно будет уменьшаться, становятся негосударственные структуры, акционерные общества, негосударственные  фонды. Трансформация науки в  этом направлении создает благоприятные  условия для взаимовыгодного  сотрудничества с зарубежными научными центрами и фирмами, производящих наукоемкую продукцию, что позволит стабилизировать  научные разработки и затем обеспечит  их рост.

Третий этап - перспективный  этап регулирования «интеллектуальной  миграции» начнется тогда, когда  Россия, преодолев трудности переходного  общества, сформирует эффективно функционирующее  гражданское общество, динамичную рыночную экономику, предъявляющей высокий  спрос на научные идеи. Этот этап должен открыть реальные возможности  для широкого возвращения ученых-эмигрантов на Родину, а так же для привлечения  иностранных ученых для работы в  российских научных центрах (что  было традиционным для отечественной  науки до революции).

Предложенный организационно-экономический механизм позволит эффективно управлять процессом «утечки умов» на всех уровнях и в национальных интересах России.7

В России существует одна замечательная фраза: "Даже если вас съели, у вас есть два  выхода". Но если отойти от юмористической составляющей этого изречения, то можно  уверенно сказать, что для каждой проблемы найдётся своё решение. Российское Правительство пытается найти пути решения в сложившейся обстановке. По заявлению непоследних людей в области образования и науки, в ближайшем будущем планируется поднять зарплату учёному со стажем до 30,000 рублей, а молодому учёному - до 15,000. По мнению чиновников, это должно поднять привлекательность работы учёного именно в пределах РФ (данные за 2010 год).8

В вопросе утечки кадров профессор Оболянский главным необходимым, но далеко не определяющим, условием решения проблемы видит в повышении материальной заинтересованности прежде всего молодых специалистов. По его мнению, создание крепкой материальной базы может заинтересовать молодых людей оставаться работать в своих родных деревнях и городах. "Но в то же время только создание материальной базы не может предотвратить полностью отток кадров, нужно повысить социальный статус молодого учёного и специалиста, изменить к нему то негативное отношение со стороны работодателя, которое сложилось в современном российском обществе. Нужно с детства воспитывать у ребёнка патриотические чувства к своей местности, своей стране ". Профессор считает, что можно попытаться воссоздать на государственном уровне некоторые департаменты патриотического воспитания, коим в советскоевремя был комсомол.

Проблема утечки мозгов в разных регионах РФ решается по-разному, утверждает Геннадий Оболянский, но всё, что их объединяет, так это попытки увеличения экономической привлекательности села для молодых специалистов. "Есть примеры, когда, например, аграрный вуз заключает контракты с сельскими предприятиями и направляет туда своих выпускников". В свою очередь, местные сельские администрации, по их заверению, готовы выделять молодым специалистам безвозмездно дома для жилья, чтобы только они остались работать на родине.

Путей решения, на самом деле, может быть множество. Но какими бы они ни были, одним из важных факторов остаётся человеческий. Пока человек самостоятельно, невзирая на материальные и патриотические принципы, не поймёт, что работать в своём селе, в своём городе, в своей стране - почётно, то никакие законы не смогут сдвинуть проблему с мёртвой точки. Поэтому нужно менять психологию молодой личности в данном вопросе.  

Также президент России Д. А. Медведев пообщещал, что российские власти создадут хорошие условия жизни, чтобы специалисты не уезжали за рубеж, а те, кто уехал, - смогли вернуться. Однако, сначала, отвечая на вопрос одного из студентов, президент пошутил… Условия в России для ученых должны быть сравнимы с теми, которые создают в США и Европе, - так считает зампред думского Комитета по образования Олег Смолин.

"Если антикризисные  меры, которые применяются у нас  к банковскому сектору, распространить  на науку, ученые перестанут  уезжать", - такое мнение в эфире  радиостанции "Эхо Москвы" высказал  заместитель председателя Комитета  Госдумы РФ по образованию  Олег Смолин, комментируя заявления  президента РФ Дмитрия Медведева  о необходимости создать привлекательные  условия жизни в РФ, чтобы молодые  ученые не уезжали из страны. Отвечая на вопрос, какими, по его мнению, должны быть эти условия, О.Смолин отметил, что они "должны быть сравнимы с теми условиями, которые создаются в США или в Европе". Однако, по словам депутата, "в 1990-е годы финансирование науки в России сократилось примерно в 20 раз, и в настоящее время оно составляет, в лучшем случае, полтора процента от ВВП". В то же время, как отметил О.Смолин, "Евросоюз ставит задачи выйти на 3 процента, при этом ВВП на душу населения там в разы, если не десятки раз выше, чем в РФ". По мнению депутата, необходимо увеличивать заработную плату российских научных сотрудников. "Ученые в России четвертые снизу по заработной плате. В развитых странах работа в науке - это не самая высоко, но высокооплачиваемая работа. О Смолин отметил, что профессор в США зарабатывает "на уровне депутата Конгресса, а в России разница в зарплате между депутатами Госдумы и докторами наук, профессорами - порядка 7 раз". Кроме того, по словам О.Смолина, российской науке необходимо новое оборудование "которого сейчас у нас нет". "Мы утратили статус второй научной державы мира", - отметил он. К тому же, по словам депутата, если говорить об условиях, привлекательных для молодых ученых, то, по его словам, специалисты должны быть обеспечены доступным жильем. "Современному ученому приобрести жилье на зарплату невозможно, совершенно очевидно, поэтому должны быть специальные условия предоставления жилья - для начала в виде служебной квартиры, которая через 10 лет работы в науке превратилась бы в собственную квартиру", - пояснил О.Смолин.

Кроме комфортных условий  для жизни, молодым ученым нужно  создавать и полноценные условия  для занятия наукой, - в этом уверен член-корр. Российской Академии образования  Евгений Ямбург.  
Против создания привлекательных условий жизни для прекращения "утечки мозгов" из РФ "ничего не возразишь", однако создать такие условия трудно - такое мнение в эфире радиостанции "Эхо Москвы" высказал заслуженный учитель РФ, член-корреспондент Российской академии образования Евгений Ямбург, комментируя заявления президента РФ Дмитрия Медведева. По словам Е.Ямбурга, "понятно", что для прекращения "утечки мозгов" необходимо, "чтобы было достойное существование, чтобы молодой человек творческий мог достойно жить". "Но не только в этом дело. Это возможность максимальной самореализации человека, наличие лабораторий, наличие современного оборудования возможность карьерного роста. Это вещи банальные, против них ничего не возразишь, только их создать трудно", - заключил Е.Ямбург. Как сообщалось ранее в ряде СМИ, во время общения со студентами в Томске президент РФ Д.Медведев заявил, что российские власти будут создавать привлекательные условия жизни, чтобы российские специалисты не уезжали за рубеж а те, кто уехал, могли вернуться.

Молодые специалисты должны не просто хорошо жить, но и чувствовать  себя в безопасности, - такой неожиданный  аспект отметил научный руководитель Высшей школы экономики Евгений  Ясин.

Привлекательные условия  жизни для ученых должны быть созданы "по крайней мере, в крупных  городах РФ" - такое мнение в  эфире радиостанции "Эхо Москвы" высказал научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, комментируя заявления президента РФ Дмитрия Медведева о необходимости  создать для российских специалистов такие условия с целью прекращения "утечки мозгов". По мнению Е.Ясина, уровень жизни российских ученых должен быть "не хуже, чем в тех  странах, куда уезжают люди". "Не обязательно делать так, чтобы это  было ровно расстелено по всей стране, но, по крайней мере, в крупных  городах уровень жизни должен быть примерно на уровне европейских  стран", - сказал он. Кроме того, по словам Е.Ясина, у работников науки  в РФ должны быть "условия для  творческой работы и свобода, безопасность". По его мнению, "это самое главное" Как сообщалось ранее в ряде СМИ, во время общения со студентами в  Томске президент РФ Д.Медведев заявил, что российские власти будут создавать  привлекательные условия жизни, чтобы российские специалисты не уезжали за рубеж а те, кто уехал, могли вернуться. 9

Информация о работе Утечка молодых специалистов из России: особенности и причины