Вербальные и невербальные коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 18:34, реферат

Описание работы

Вряд ли можно сомневаться в том, что знания основ ораторского искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Детальность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций, докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства.
Передача информации может быть осуществлена как вербальными, так и невербальными средствами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие вербальных коммуникаций 4
2. Виды вербальных коммуникаций 5
3. Понятие невербальной коммуникации 12
4. Мимическое выражение эмоций 15
Заключение 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

Коммуникатв. менедж..docx

— 41.89 Кб (Скачать файл)

 

Московский гуманитарно-экономический  институт

Тверской филиал

 

Факультет экономики и управления

 

Реферат

 

 

 

 

Студентки 5 курса группы МБ-531

Никоновой Анны Николаевны

Специальность:  Менеджмент организации

Учебная дисциплина: Коммуникационный менеджмент

         Тема: «Вербальные и невербальные коммуникации»

 

 

 

 

 

                                                  Руководитель:

                                                                                       _____________

                                                                   Защищена:____________

                                                                   Оценка: ______________                                                                                         

 

 

 

 

 

2012год

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ          3

1. Понятие вербальных коммуникаций      4

2. Виды вербальных коммуникаций      5

3. Понятие невербальной коммуникации      12

4. Мимическое выражение эмоций       15

Заключение          20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                          21

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вряд ли можно  сомневаться в том, что знания основ ораторского искусства  необходимо каждому, кто участвует  в общественной жизни. Детальность  человека, профессия которого связана  с постоянным произнесением речей, чтением лекций, докладов, просто немыслима  без основательных знаний принципов  и правил ораторского искусства.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которая воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если действует только на способность  логического восприятия оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы  человека, она не способна производить  сильное впечатления. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании общих форм человеческого мышления: логической и образной. Искусство есть мышление образами – этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Идея речи, ее содержание доходит до сознания через эмоциональную сферу. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживание человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимые впечатления. Речь есть нечто большее, чем механически производимый ряд звуков, который выражает мимолетные наблюдения и настроения, занимающие в данную минуту того, кто говорит. Речь – это человек в целом. Каждое высказывание и фактически, и в сознании воспринимающего ее представляет собой мгновенное раскрытие всего опыта и характера, намерений и чувств человека. Речь – неотъемлемая часть характера и самым широким образом определяют личность.

Передача  информации может быть осуществлена как вербальными, так и невербальными  средствами.

 

1. Понятие  вербальных коммуникаций

 

В наши дни  речь, более чем когда либо прежде, представляет собой главное средство, с помощью которого люди живут вместе и сотрудничают в местных, национальных и даже международных масштабах. Для мира, перед любой грозящей ему опасностью, слово будет тем средством, которым люди добьются победы, если оно восторжествует.

Слово является средством передачи информации, но не всегда происходит ее полная передача от одного человека другому.

При передаче информации бывает частично искажается ее смысл, частично происходит ее потеря.

Сам процесс словесного оформления мысли и их понимание с неизбежностью порождает деформацию смысла сообщения. И все же люди понимают друг друга. Понимание постоянно корректируется, поскольку общение – это не просто передача информации (знания, фактических сведений, указаний, приказаний, деловых сообщений), а обмен информацией, предполагающей обратную связь.

Высказывание  без ориентации на собеседника носит  форму монолога. Сумма потерь информации при монологическом сообщении может  достигать 50%, а в некоторых случаях  и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования же показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог.

Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность  отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога – умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того, чтобы произносить безапелляционные монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.

Культура  поведения в любом общении  не мыслима без соблюдения правил вербального этикета, связанного с  формами и манерами речи, словарным  запасом, т. е. со всем стилем речи, принятым в общении людей.

В разговоре  надо уметь дать ответ на любой  вопрос.

В вербальном общении людей деловой этикет предполагает применение различных  психологических приемов. Один из них  – “формула поглаживания”. Это  словесные обороты типа: “Удачи вам!”, “Желаю успеха!”, “Ни пуха, ни пера!”, приносимые с любыми оттенками.

В речевом  этикете деловых людей большое  значение имеют комплименты –  приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности.

Передача  информации может иметь различную  форму – это может быть и  разговор, и беседа, и спор, и даже лекция. Таким образом, виды вербальных коммуникаций очень разнообразны. Выбор  того или иного средства зависит  от целей высказывания, количества участников.

 

2. Виды вербальных  коммуникаций

 

Разговор  – это словесный обмен мнениями, сведениями. Разговор часто употребляется  как синоним к слову беседа. Разговор, беседа, обсуждение предполагают наличие 2-х или нескольких участников, которые в непринужденной обстановке высказывают свои мнения, соображения  по тому или иному поводу. Обсуждение ведется по какой-либо определенной теме и каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Беседа особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему. Собеседование – специально организованная беседа на общественные, научные темы.

Спор. Слово  спор служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Под  спором понимается всякое столкновение мнений, разногласия в точках зрения по какому либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

В русском  языке есть и другие слова для  обозначения данного явления: диспут, дискуссия, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как  синонимы к слову спор.

Слово диспут пришло к нам из латинского (disputar – рассуждать, disputatio – прение) и первоначально обозначало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово диспут не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.

Дискуссией (лат. discusso исследование, рассмотрение разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Дискуссия –  это обмен мнениями по вопросам в  соответствии с более или менее  определенными правилами процедуры  и с участием всех или только некоторых  присутствующих на собрании. При массовой дискуссии все члены, за исключением  председателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный  вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим  или несколько видоизмененным регламентом  и под председательством должностного лица.

Собрание, не обставленное формальностями и посвященное  обсуждению какого-либо частного вопроса, обычно называется массовым митингом. Заседание комиссии – наиболее частый вид массового обсуждения. Регулярные деловые сессии большинства общественных организаций проводятся также, как дискуссии этого вида. Массовые дискуссии подчиняются правилам парламентской процедуры. Но иногда процедура бывает совершенно простой, неформальной. Однако и в таких случаях имеется председатель, который следит, чтобы обсуждение шло нормально и только по повестке дня, чтобы никто при обсуждении не занимал преимущественного положения и чтобы высказалось по возможности как можно больше компетентных участников собрания.

Групповая дискуссия  заключается в обсуждении вопросов специальной выделенной группой  перед аудиторией. Как и любая  форма обсуждения перед слушателями, она представляет диспут. Цель групповой  дискуссии – представить возможное  решение проблемы или обсудить противоположные  точки зрения по спорным вопросам. Но обычно она не разрешает спора  и не склоняет аудитории к какому-либо единообразии действий.

В групповой  дискуссии принимает участие  от 3 до 8 членов, не считая председателя. Ее вариант– диалог, включает только двух участников. Участники должны быть хорошо подготовлены, иметь при себе заметки со статистическими и другими необходимыми данными. Они должны обсуждать вопросы непринужденно. В оживленной манере. Задавая вопросы и делая краткие замечания.

Симпозиум –  ряд выступлений группы людей  с короткими речами на одну и ту же тему. Как и в групповой дискуссии  ее цели сводятся обычно не к разрешению проблемы или спора а к изложению различных точек зрения для расширения кругозора аудитории и оказании на нее воздействия. Число выступающих не должно превышать четыре или пять, чтобы не затянуть собрание и не лишить каждого участника группы возможности развить точку зрения по обсуждаемому вопросу. В большинстве случаев на симпозиуме принята процедура обоих видов дискуссии. На симпозиуме иногда допускаются комментарии или вопросы со стороны слушателей.

Лекция, представляя  собой единственное выступление  с последующими вопросами слушателей и ответами на них лектора, иногда рассматривается как дискуссия. Но говорить о ней более уместно  в разделе о симпозиуме. Лекционная форма часто находит применение на занятиях по искусству речи, поскольку  она не связана определенной формой и временем.

Другой характер носит полемика. Об этом свидетельствует  и этимология данного термина. Древнегреческое  слово polemicos означает “воинственный, враждебный”. Полемика-это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Полемика  отличается от дискуссии и диспута  именно своей целевой направленностью. Участники дискуссии и диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину. Цель полемики иная : надо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

Однако следует  иметь ввиду, что подлинно научная полемика ведется не просто ради победы как таковой. Опираясь на принципиальные позиции, полемисты решают социально значимые вопросы, их выступления направлены против всего, что мешает эффективному общественному развитию.

Полемика  – это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными  и неоспоримыми доводами, научными аргументами.

Слово дебаты французского происхождения (debat– спор, прения). Прения – русское слово, зафиксированное в лексиконе 17 века.

Единой классификации  споров не существует, хотя делаются попытки  систематизировать их. К основным факторам, влияющим на характер спора и его особенности относится цель спора, социальная значимость предмета спора, количество участников, формы проведения спора. По цели различают следующие виды спора: спор из-за истины, для убеждения кого-либо, для победы, спор ради спора. Спор может служить средством для поиска истины, для проверки какой-либо мысли, идеи, для ее обоснования. Чтобы найти правильное решение, полемисты сопоставляют самые разные точки зрения на ту или иную проблему. Они защищают какую-либо мысль от нападения, чтобы узнать, какие могут быть возражения против этой мысли, или, напротив, нападают на положение, высказанное оппонентом, чтобы выяснить, какие есть аргументы в его пользу. В таком споре тщательно подбираются и анализируются доводы, взвешенно оцениваются позиции и взгляды противоположной стороны. Конечно, такой спор возможен только между компетентными людьми, знающими данную проблему, заинтересованными в ее решении. Кроме несомненной пользы, спор ради истины приобретает характер особой красоты, он может доставить настоящее наслаждение и удовлетворение участникам спора. В результате такой умственной борьбы человек чувствует себя возвышеннее и лучше. И даже если приходиться отступать, сдавать позиции, отказываться от защищаемой мысли, то неприятное ощущение от поражения отступает на задний план.

Задачей спора  может стать не проверка истины, а убеждение оппонента. При этом выделяются два важных момента. Спорящий убеждает противника в том, в чем  сам глубоко убежден. Но порой  он уверяет и потому, что так  “надо” по долгу службы, в силу каких-либо обстоятельств. Сам же он вовсе не верит в истину того, что защищает, или в ложность того, на что нападает.

Целью спора  бывает не исследование, не убеждение, а победа. Причем полемисты добиваются ее по разным мотивам. Одни считают, что  отстаивают правое дело, защищают общественные интересы. Они убеждены в своей  правоте и до конца остаются на принципиальных позициях. Другим победа нужна для самоутверждения. Поэтому  им очень важны успех в споре, высокая оценка окружающих, признание своих интеллектуальных способностей, ораторских данных. Третьи просто любят побеждать. Им хочется победы поэффективнее. В приемах и средствах для одержания победы они не стесняются.

Довольно  часто встречается и спор ради спора. Это своего рода “искусство для искусства”. Для таких спорщиков  безразлично, о чем спорить, с  кем спорить, зачем спорить. Им важно  блеснуть красноречием. Если вы будете отрицать какое-либо положение, они  обязательно начнут его защищать. Подобных полемистов можно встретить  среди молодежи.

Информация о работе Вербальные и невербальные коммуникации