Вклад цивилизации Древней Месопотамии в науку и практику управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:57, реферат

Описание работы

Управление как особый вид человеческой деятельности появляется с первыми искусственными общностями (охотничьей группой, соседской общиной, затем государством). Именно с созданием первых государств появляется и первый слой профессиональных управленцев - менеджеров или социальных менеджеров. Представляется, что мы имеем все основания называть первых правителей менеджерами, так как их организаторская деятельность была направлена на социальные организации, которые одновременно являлись и хозяйственными организациями. Становление государственности привело к значительным изменениям в управленческой практике. И первые государства были созданы в Месопотамии. Государства были сложными организациями, что и потребовало развития управленческой практики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Становление Древней Месопотамии как государства..................... 4
Глава 2. Экономический подъем Шумера ..........................................................10
Глава 3. Изобретение письменности...............................................................11
Глава 4. Реформы Гудеа в управлении национальным хозяйством ...........12
Глава 5. Управленческие революции Древней Месопотамии..................... 14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………...…….18

Файлы: 1 файл

месопотамия реферат.docx

— 45.75 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное Государственное Бюджетное  Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

 

Кафедра менеджмента

 

 

                           Реферат 

                 По дисциплине история менеджмента

на тему: «Вклад цивилизации Древней Месопотамии  в науку и практику управления».

 

                                                                                     

 

 

 

 

                                                     

                                             

                                               Санкт-Петербург

                                                2013

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Становление Древней Месопотамии как государства..................... 4

Глава 2. Экономический подъем Шумера ..........................................................10

Глава 3. Изобретение письменности...............................................................11

Глава 4. Реформы Гудеа в управлении национальным хозяйством ...........12

Глава 5. Управленческие революции Древней Месопотамии..................... 14

Заключение……………………………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………...…….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Управление как особый вид человеческой деятельности появляется с первыми искусственными общностями (охотничьей группой, соседской общиной, затем государством). Именно с созданием  первых государств появляется и первый слой профессиональных управленцев - менеджеров или социальных менеджеров. Представляется, что мы имеем все основания  называть первых правителей менеджерами, так как их организаторская деятельность была направлена на социальные организации, которые одновременно являлись и  хозяйственными организациями. Становление  государственности привело к  значительным изменениям в управленческой практике. И первые государства были созданы в Месопотамии. Государства  были сложными организациями, что и  потребовало развития управленческой практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Становление Древней Месопотамии как государства.

В период существования городов-государств в Шумере основными хозяйственными единицами являлись храмы. Классическим примером такого хозяйственного центра являлось хозяйство храма богиги Бау в Лагаше (ХХV-ХХIV вв. до н.э). Храмовая земля обрабатывалась партиями работников – "людьми хозяйства богини Бау". Они ежемесячно получали натуральное довольствие со складов храма. В архивах храма сохранилось множество списков таких работников. В списках они фигурируют партиями во главе с начальниками – "главными земледельцами". На каждой табличке стоит имя получившего продовольствие начальника партии и выдавшего его чиновника.

Весь продукт труда  сдавался администрации. Средства производства, в том числе рабочий скот, начальники партий получали со склада, по завершении работы их надлежало сдать обратно. Вообще все операции подлежали тщательной фиксации.

Заметим, что общество, сложившееся  в Нижней Месопотамии в III тысячелетии  до н.э., состояло из свободных общинников, далее членов персонала храмовых или государственных хозяйств, получавших землю в условное владение и обязанных службой или работой или же вообще не имевших земли и получавших только паек. Они составляли отдельное сословие. К особому бесправному сословию относились рабы. Необходимо иметь в виду, что в ранней древности рабство не могло принять значительных масштабов, поскольку превращение в рабов мужчин-пленников при скромном вооружении, которым обладали воины, являлось задачей весьма сложной.

Да, храмовое хозяйство нуждалось  в значительном количестве работников. В то же время ограниченность возможностей контроля за группами рабов заставляла держать в рабском положении обычно только женщин. Мужчины-пленные, а также дети рабынь пополняли состав персонала больших хозяйств, который расширялся и за счет младших братьев из обедневших домашних общин, беглецов, людей, искавших защиты у храмов, соседских вождей. Следует обратить внимание на то, что работники государственно-храмового сектора, подвергаясь внеэкономическому принуждению, тем не менее не пребывали в абсолютно рабской зависимости. Они могли располагать движимым имуществом, иметь дом, семью. С одной стороны, их положение походит на крепостную зависимость, поскольку они не могли покинуть хозяйство, где были заняты; с другой – будучи лишены собственности на средства производства, они вовсе не напоминали средневековых зависимых крестьян.

В начале III тысячелетия до н.э. в Нижней Месопотамии возникли многочисленные города-государства. Наиболее значительными номовыми государствами можно считать Ур, Урук, Лагаш, Умму, Эреду, Шуруппак, Иссин, Ниппур, Киш. Во главе номовых государств стояли правители, носившие титулы эн, энси, лугаль. В ХХVIII-ХХVII вв. до н.э. руководство городом-государством принадлежало эну – верховному жрецу, следившему за городским строительством, организацией ирригационной сети, общественными работами в целом, наблюдавшему за деятельностью административного аппарата. Лугалем (большим человеком, господином) именовался военный вождь.

К середине III тысячелетия  до н.э. вырисовывается новая фигура лугаля-гегемона. В отличие от прежних правителей, находившихся в политической зависимости от советов старейшин своих номов, лугаль-гегемон искал опоры в своих личных сторонниках и дружине, с помощью которой он мог преследовать цель завоевания других номов, возвышаясь над отдельными советами старейшин.

На протяжении веков шла  постоянная борьба за преобладание с  возвышением то одного, то другого  города. В конце XXIV в. до н.э. доминирующую роль в Нижней Месопотамии стала играть Умма, правитель которой Лугальзагеси подчинил своей власти весь Шумер. Однако вскоре Лугальзагеси лишился власти, оказавшись не в состоянии сдержать натиск более сильного государственного образования.

Основателем первого в  истории Месопотамии централизованного  государства "Царство Аккада" стал Саргон Древний (2316-2261 гг. до н.э.), сделав своей столицей г. Аккад. Под властью Саргона были объединены Шумер, Северная Месопотамия. В общегосударственном масштабе царь обладал деспотической властью, которая утверждалась с помощью репрессий и насилия. Сын Саргона Римуш в ответ на восстания вырезал целые города. Хотя при Саргоне номы и сохраняли свою внутреннюю автономию, однако энси стали теперь по существу ответственными перед царем чиновниками.

Несмотря на активную политику, проводившуюся внуком Саргона Нарам-Суэном (2236-2200 гг. до н.э.), Аккадское царство затем пало под натиском горных племен кутиев.

В конце XXII в. до н.э. в Южной  Месопотамии складывается централизованное государство – "Царство Шумера и Аккада", возглавлявшееся III династией  Ура (2112-2003 гг. до н.э.).

Ур-Намму и его преемники создали классическое древневосточное деспотическое государство, в котором все земли, храмовые и правительственные, были объединены в одно государственное хозяйство. Исключительно большое внимание уделялось организации учета и надзора. Так, финиковые плантации учитывались с указанием того, сколько дает каждая пальма. Отличался детальностью учет рабочей силы. Отдельно учитывались работники полной силы, 2/3 силы, 1/6 силы. Составлялись списки больных, умерших, отсутствовавших на работе с указанием причины прогула. В рамках единого общегосударственного хозяйства работники объединялись в партии, во главе которых стояли надзиратели. Ремесленники из государственных мастерских могли отправляться на сельскохозяйственные работы, на речной транспорт.

Деспотическому государству  требовалось множество администраторов, писцов, надсмотрщиков, квалифицированных  ремесленников. Низший административный персонал пополнялся за счет свободных  общинников, поскольку эти должности  обеспечивались стабильным твердым  пайком. То, что занятие данных должностей способствовало повышению уровня благосостояния, подтверждается тем обстоятельством, что увеличивалось количество патриархальных рабов в хозяйствах даже представителей низшего персонала.

Причиной падения III династии Ура стало усиление напряженности  внутри страны, натиск западных кочевников-амореев, эламитов с востока.

После прекращения существования  Царства Шумера и Аккада, длительного  периода междоусобных столкновений городов-государств происходит возвышение Вавилона, складывание Вавилонского царства. Время правления I Вавилонской династии (1894-1595 гг. до н.э.) получило название Старовавилонского периода. Шестым по счету царем этой династии являлся Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), создавший сильное централизованное государство, объединивший вокруг Вавилона всю Месопотамию. При Хаммурапи административная система носила строго централизованный характер. Придавая большое значение личному участию в делах, Хаммурапи вел интенсивную переписку с чиновниками на местах. В результате судебной реформы установилось единообразие в судопроизводстве. Во все крупные города направлялись царские судьи, непосредственно подчиненные царю. Под запрет была поставлена частная международная торговля, на внешних рынках купцы действовали как чиновники царя. Была сведена на нет самостоятельность храмов. Ярким выражением законодательной деятельности Хаммурапи стал кодекс законов Хаммурапи.

При преемниках Хаммурапи  Вавилонское царство все более  утрачивало свою силу, пока вторжение  хеттов в 1595 г. до н.э. не положило конец существованию I Вавилонской династии. Воспользовавшись ситуацией, окончательно утвердились в Вавилоне касситы (одна из групп горных племен Загроса – горного массива на севере Месопотамии). Время правления касситской династии (средневавилонский период) датируется 1595-1155 гг. до н.э.

Вавилонское царство, пережив  кратковременный подъем при царе IV династии Навуходоносоре I (1126-1105 гг. до н.э.), в конце XII в. до н.э. не смогло противостоять ассирийскому царю Тиглатпаласару I.

Следует отметить, что во II тысячелетии до н.э. в среднем течении Тигра появляется государственное образование семитских племен – Ассирия. Пик могущества Ассирии приходится на VIII – первую половину VII в. до н.э. При Тиглатпаласаре III (745-727 гг. до н.э.), осуществившем военную реформу и создавшем постоянную армию, формировавшуюся на основе рекрутского набора, Ассирийская держава простиралась от Средиземного моря до Персидского залива. В 729 г. до н.э. был завоеван Вавилон. Закат Ассирийской державы начался в конце 40-х гг. VII в. до н.э. В 612 г. до н.э. Мидия и Вавилон захватили столицу Ассирии город Ниневию. В 605 г. до н.э. потерпели окончательное поражение уцелевшие части ассирийской армии.

Нововавилонское царство (605-539 гг. до н.э.), пережив расцвет при Навуходоносоре II (605-556 гг. до н.э.), утрачивает устойчивость при Набониде (556-539 гг. до н.э.), который не смог найти решение внутренних и внешних проблем. В октябре 539 г. до н.э. Вавилон занял персидский царь Кир II.

Что собой являл образ  власти в Древней Месопотамии?

Государство, в представлении  человека Древней Месопотамии, обладало двойственностью, соединяя в себе человеческое и надчеловеческое. Более точным в этом отношении является термин "царственность". Для древневосточного человека царственность, причастная одновременно к миру богов и к миру людей, представляла самую основу цивилизации, воспринимаясь в качестве силы, упорядочивающей мир, как воплощение этой упорядоченности мира.

Особенностью шумерского восприятия царственности выступает  ее очевидная предметность, выражающаяся в том, что царственность "вручается", "переносится", "нисходит" с небес. Так, в "Шумерском царском списке" указывается, что после нисхождения царственности с небес местом царственности стал Эреду. Царственность "переносится" из одного номового государства в другое, "вручается" иному правителю. В надписи правителя Уммы Лугальзагеси (ХХIV в. до н.э.) сообщается: "Когда Энлиль, царь всех стран, Лугальзагеси царственность страны вручил...". Интересно, что во вступлении к законам Хаммурапи подчеркивается, что боги Ану, Энлиль основали в Вавилоне вечное царство, что указывает на новую тенденцию в восприятии царственности в Месопотамии.

В Древней Месопотамии  царь, воспринимаясь как посредник  между людьми и богами, как человек, наделенный царственно-стью, выступал носителем тройной функции, связанной с интерпретацией воли богов, представлением "нас" перед богами, управлением царством.

Среди забот о подданных  ключевая роль принадлежала военно-политической деятельности царя. Один из древнейших памятников шумерского изобразительного искусства – "Стела коршунов" – посвящен победе, одержанной над  врагами правителем Лагаша Эанатумом (XXIV в. до н.э.). На лицевой стороне стелы изображена огромная фигура верховного бога Лагаша Нингирсу, в одной руке которого находится палица, а в другой – сеть с побежденными врагами. На другой стороне стелы показан двигающимся на колеснице во главе ополченцев-пехотинцев сам Эанатум. Показательно, что тема "царь на войне", "царь-воитель" превратится в один из наиболее распространенных мотивов ассирийского изобразительного искусства.

Вследствие сакральности царской власти вся жизнь страны ставилась в зависимость от личных качеств царя. Не случайно заявление Ашшурбанапала: "Когда Ашшур, Син, Шамаш... милостиво возвели меня на трон отца – родителя моего, Адад пустил свои ливни, Эйя открыл свои источники, в росте на 5 локтей зерно поднялось, колос стал долгим... Удался урожай... постоянно луга зеленеют, сады приносят обильные плоды, скот при рождении ладен".

Рядовые вавилоняне не отличались каким-то выраженным интересом к  общественным делам. Напротив, прежде всего человек существовал в  кругу своих личных проблем, дел, его интересы связаны с домом, семьей, родней, соседями. Участие рядового человека в общественной жизни ограничивалось присутствием на многолюдных собраниях, сопровождавших значимые религиозные  праздники, выполнением трудовой повинности, своевременной уплатой налогов, несением военной службы. Для абсолютного  большинства членов общества политическая деятельность сводилась к соблюдению лояльности общине (квартал, поселение), родне и царю.

Информация о работе Вклад цивилизации Древней Месопотамии в науку и практику управления