Вклад цивилизации Древней Месопотамии в науку и практику управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:57, реферат

Описание работы

Управление как особый вид человеческой деятельности появляется с первыми искусственными общностями (охотничьей группой, соседской общиной, затем государством). Именно с созданием первых государств появляется и первый слой профессиональных управленцев - менеджеров или социальных менеджеров. Представляется, что мы имеем все основания называть первых правителей менеджерами, так как их организаторская деятельность была направлена на социальные организации, которые одновременно являлись и хозяйственными организациями. Становление государственности привело к значительным изменениям в управленческой практике. И первые государства были созданы в Месопотамии. Государства были сложными организациями, что и потребовало развития управленческой практики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Становление Древней Месопотамии как государства..................... 4
Глава 2. Экономический подъем Шумера ..........................................................10
Глава 3. Изобретение письменности...............................................................11
Глава 4. Реформы Гудеа в управлении национальным хозяйством ...........12
Глава 5. Управленческие революции Древней Месопотамии..................... 14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………...…….18

Файлы: 1 файл

месопотамия реферат.docx

— 45.75 Кб (Скачать файл)

В Египте и в Шумере уже к концу IV тысячелетия до н. э. посевы легко давали, по-видимому, десятикратные, двадцатикратные и больше урожаи. А это значит, что труд каждого человека стал производить значительно больше, чем было нужно для пропитания его самого. Община оказалась в состоянии прокормить помимо работников не только нетрудоспособных, не только создать надежный продовольственный резерв, но и освободить часть своих работоспособных людей от сельскохозяйственного труда. Кого же при первой возможности общество освободило от участия в непосредственной производственной деятельности, то есть от работы с орудиями труда, а при боевых действиях от непосредственного участия в схватке с врагом? Такая постановка вопроса представляется вполне обоснованной. Однако, историки, как правило, ставят вопрос несколько иным образом. Процитирую один из типичных ответов на этот вопрос: “Кто же были те, кто мог освободиться от такого труда и содержать себя за счет труда других? Естественно, что при первом возникновении прибавочного продукта величина его была недостаточна для того, чтобы избыток можно было распределить на всех; а в то же время не все в территориальной общине имели одинаковые возможности обеспечить себя за счет других. В наиболее благоприятном положения оказывались, с одной стороны, военный вождь и его приближенные, а с другой - главный жрец (он же, как предполагают, был в странах речной ирригации и организатором орошения). Военный вождь и жрец могли совпадать в одном лице. Процесс образования классового общества подчинен строго логическим законам. Для наилучшего и наибольшего развития производительных сил и культурно-идеологического роста общества необходимо наличие лиц, освобожденных от производительного труда. Это не значит, что общество сознательно освобождает от производительного труда именно наилучших организаторов, наиболее глубоких мыслителей, самых замечательных художников - отнюдь нет; излишек продукта, освобождающий от производительного труда, захватывают не те, которые способны его использовать наиболее рациональным образом, а те, кто мог. Те, в чьих руках кулачная, вооруженная или идеологическая сила, те берут на себя и организационные задачи. Большинство из них эксплуатирует чужой труд без пользы для общества; но какой-то процент выдвинувшихся составляют люди, которые действительно могут способствовать обществу в его техническом и культурном прогрессе”

 

  1. Экономический подъем Шумера.

Месопотамская цивилизация представляет для исследователей исключительный интерес, так как позволяет увидеть  механизм становления профессионального  менеджмента.

Экономический подъем Шумера в III тысячелетии  до н. э. был обусловлен развитием земледельческого хозяйства на базе ирригации и более широким, чем прежде, использованием металла. К концу периода создается обширная оросительная сеть в масштабах всей южной части страны. Для указанного периода характерен высокий уровень ремесел. На первом месте стоит металлургическое производство. Шумерские мастера овладевали методами литья, клепки, паяния. Из меди изготовляли различные орудия труда и оружие, научились также получать бронзу. Происходит отделение торговли от ремесла. Из общин выделяются специальные торговцы, которые занимаются обменом товаров и продуктов. Развивается торговля с Сирией, Закавказьем, Ираном, островами и побережьем Персидского залива. Ремесла и торговля сосредоточиваются в городских центрах, растет площадь городов, увеличивается число их жителей.

Хозяйство Нижней Месопотамии (будущего Шумера) разделялось на два сектора. В один входили большесемейные общинные хозяйства. В другой - крупные хозяйства, которыми владели храмы и верхушка должностных лиц нарождающегося государства; эти хозяйства в течение первых столетий письменной истории постепенно вышли из ведения общинных органов самоуправления.

Храмовые хозяйства создавались  на землях, которые выделялись первоначально, надо полагать, на обслуживание культа богов, а не лично жрецов. Организация  мелиоративно-ирригационных работ  поручалась жрецам. Это логично: ведь задачей жрецов было путем культовых  действий и умилостивления божеств  обеспечить общине благополучие. Но при  тогдашнем уровне развития миропонимания  или мироощущения культовые действия должны были представляться не менее  целесообразными, чем технические, и естественно было поручить организацию  тех и других одним и тем  же лицам, наиболее уважаемым и мудрым по понятиям того времени. Не случайно на древнейших изобразительных памятниках Египта и Шумера вождь, жрец-предшественник царя нередко изображался исполняющим  земледельческий обряд. Храмы имели  особо важное значение для общины потому, что создаваемый в их хозяйствах продукт первоначально являлся общественным страховым фондом, а участие в храмовых жертвоприношениях создавало почти единственную возможность мясного питания для населения. При этом на больших пространствах храмовых земель легче было применять передовую сельскохозяйственную технику (плуги и т. п.), и здесь создавалась основная масса прибавочного продукта.

  1. Изобретение письменности.

Около 3000-2900 гг. до н.э. храмовые хозяйства становятся настолько сложными и обширными, что понадобился учет их хозяйственной деятельности, то есть появилась необходимость выполнения того, что сегодня называется управленческой функцией контроля и учета. В связи с этим в храмах зарождается письменность. Появление письменности в Месопотамии было вызвано потребностями управления хозяйством и результатом создания больших и сложных хозяйств.

Общество, сложившееся в III тысячелетии  до н.э. у нижнего течения Евфрата, было разделено на сословия. К высшему сословию принадлежали члены свободных общин, участвовавшие в общинной собственности на землю и обладавшие правами общинного самоуправления, а первоначально и правом избрания вождя-правителя. К более низкому принадлежали члены персонала храмового или правительского хозяйства, владевшие землей только с условием служить и работать или вовсе ею не владевшие, а получавшие только паек. Кроме того, были рабы, которые стояли как бы вне сословий, поскольку с ними можно было в принципе обращаться как со скотом. Но, по существу, и они составляли особое, бесправное сословие. Такое деление общества было вполне ясно и сознавалось и самими древними. Сословное деление общества отражало отношение людей к общинам как социально-хозяйственным организациям. Создание сословной структуры есть результат самоорганизации, то есть организации себя. Весь ее управленческий смысл заключается в практически автоматическом, требующем минимум специальных управленческих действий по регулированию отношений как между сословиями, так и внутри их. Таким образом, сословное деление общества упрощало управление им.

Из источников нам известно, что  наибольшие структурные и технологические  изменения происходили в государственном  секторе, особенно в ее наиболее постоянной составной - храмовых хозяйствах. Государство столь сильно нуждалось в расширении своей экономической базы, что шло на покупку земель у общинников, хотя это и требовало определенных финансовых средств и организационной деятельности. Дело в том, что приобретение земель из общинного фонда требовало согласия не только их хозяйственных владельцев, но и ближайшего окружения. Так, продажа земельного владения отдельно взятой обычной семьи происходила только с разрешения большесемейной общины в целом; продавец получал “плату”, а его родичи - разные приплаты в личную собственность. Продажа земли целой большесемейной общины происходила лишь с разрешения всех родственных большесемейных общин, патриархи которых происходили от общего предка по мужской линии, причем “плату” получал патриарх продающей общины, а приплаты и угощения прочие родичи из всех заинтересованных “домов”. Наконец, если продавалась земля сразу нескольких “домов”, особенно если их мужчины принадлежали более чем к одному роду, требовалось согласие народного собрания территориальной общины или всего нома. Пир народному собранию устраивал покупатель - правитель.

Государственный сектор пополнялся за счет выкупа общинных земель, что  вело к большей независимости  правителей от общин, количественному  росту управленческого персонала  и повышению производительности труда. В них отмечалась все большая  специализация труда, рост количества наемных работников и более высокая  производительность труда. Все это  было следствием эффективного управления, которое вели самые квалифицированные  менеджеры того времени - служители  храмов.

  1. Реформы Гудеа в управлении национальным хозяйством

Одной из известных нам попыток  внесения изменений в систему  управления национальным хозяйством является правление Гудеа во второй половине XXII в. до н.э. в Лагаше. Вся страна была разделена на округа, которые могли совпадать, а могли и не совпадать с прежними номами. Во главе их прежде стояли энси, но теперь это были просто чиновники, которых по произволу царской администрации перебрасывали места на место. Лишь кое-где в пограничных районах были сохранены традиционные власти.

Он сделал централизованным не только государственное земледелие, но и  скотоводство. Скот выращивался главным  образом для жертв богам, а  отчасти для кожевенного и  сыроваренного производства. Снабжение  храмов жертвами было разверстано по округам: каждый округ поочередно должен был обеспечивать храмы в течение  определенного срока, что было своего рода налогом. Организация единого  царского хозяйства в масштабах  всей страны потребовала огромного  количества административного персонала: надсмотрщиков, писцов, начальников  отрядов, начальников мастерских, управляющих, а также много квалифицированных  ремесленников.

Можно предположить, что Гудеа нашел эффективный способ использования бывших общинных земель, перераспределив их через государственный сектор среди мелких производителей, которые были более грамотны и подвижны социально и технологически в сравнении с общинниками. А что касается весьма спорных по части экономической эффективности больших государственных хозяйств, то здесь можно предположить, что их необходимость диктовалась политическими потребностями.

Если анализировать реформы  Гудеа с позиций теории управления национальным хозяйством как организацией, а также с позиций организации общества, то можно отметить ряд находок, инноваций, которые представляют интерес не только чисто теоретический, но и практический. Прежде всего, отметим, что в его деятельности четко прослеживается приоритет общей цели над целями составляющих хозяйство и общество элементов. Это видно из:

- организации центральных ремесленных  мастерских, которые обеспечивали  своей продукцией и государственные  структуры, и храмы и самих  работников;

- изменения традиционной административной  структуры и поочередной поставке  жертвенных животных для центральных  храмов;

- привлечении общинников и работников царского хозяйства в государственное хозяйство при необходимости.

И, наконец, необходимо отметить еще  одно обстоятельство: бюрократическая  власть была распространена и на общинников. Это означает, что Гудеа практически завершил процесс создания государства, так как подчинил власти всех коренных жителей своего государственного объединения

Интересный способ выхода из кризиса продемонстрировала месопотамская  цивилизация в старовавилонский период истории (20-17вв. до н.э.), когда в результате длительных войн основа месопотамской цивилизации - ирригационная система - приходила в упадок. Все это болезненно отозвалось и на государственном и на частных хозяйствах, но последние, будучи примитивно организованными, возрождались легче.

В силу этого государство предоставило возможность восстановления хозяйства  инициативным предпринимателям, готовым  вложить свою энергию в небольшие  хозяйства и предприятия. Значительная часть государственных земель, ремесленных  мастерских торговых предприятий перешли под контроль частных лиц; даже распределение жреческих должностей превратилось из функции государственной власти в предмет торговли, частных соглашений и завещаний. Многие виды налогов также, вероятно, отдавались на откуп частным лицам. Все эти меры оказали многостороннее воздействие на процессы и механизм национального хозяйства. Бурная хозяйственная жизнь, возросшая безопасность в едином централизованном государстве влекли в него множество переселенцев из ближайшего окружающего мира, что обеспечивало приток созидательной энергии, материальных средств и дешевой рабочей силы. И как следствие, в рассматриваемый период наблюдается расширение посевных площадей (освоение залежных и целинных земель), расцвет такой интенсивной отрасли хозяйства, как садоводство (разведение финиковой пальмы), получение больших урожаев злаковых (ячменя) и масличных (сезам) культур.

В значительной степени это достигалось  за счет расширения ирригационной сети по всей стране. Специальные чиновники  обязаны были строго наблюдать за состоянием больших и малых каналов. Важным своим деянием вавилонский  царь считал проведение грандиозного канала, названного “Рекой Хаммурапи”, о котором говорилось, что это  “богатство народа”, приносящее “изобилие  воды Шумеру и Аккаду”.Развивалось в крупных масштабах и скотоводство, существовали стада крупного и мелкого рогатого скота, ослы, для пастьбы которых нанимались пастухи. Часто скот отдавался внаем для работы на поле, гумне, перевозки тяжестей. Ремесло представлено самыми разными профессиями. Для оплаты труда ремесленников была установлена твердая плата, а также строгая ответственность за сделанную работу.

Информация о работе Вклад цивилизации Древней Месопотамии в науку и практику управления