Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 11:13, реферат
Целью работы является изучение понятий власть и властные полномочия, а также определение прав руководителя в процессе его организационной работы и влияния на персонал.
Задачи данной работы:
рассмотреть сущность категории власти в современной литературе;
изучить методы классификации и детализации этого явления;
сравнить различные виды власти;
Введение
Глава 1. Сущность понятий власть и лидерство.
1.1. Понятие, сущность, значение и элементы власти
1.2. Властные отношения как элемент власти
1.3. Значение власти для организации
Глава 2. Виды, формы и источники власти
2.1. Источники власти
2.2. Влияние. Стратегии влияния.
2.3. Формы власти
Глава 3. Проблемы власти. Повышение эффективности власти.
3.1. Проблемы власти в современных организациях
3.2 Повышение эффективности власти
Заключение
Список использованной литературы
Вера — эффективная передача точки зрения. Вера, которая основана на деятельной форме, является дополнением к рассуждениям и логике. Если предложение дает возможность сторонам согласится, обе стороны активны. Процесс веры представляет очевидное или скрытое обсуждение, какая цель стоит в достижении единства мнений или компромисса. Слабость веры – медленное влияние и неуверенность в результате влияния.
Запрос – такой путь влияния на подчиненного, который основан на добровольном стимулировании, не обязательно основанном на побуждении. Обращаясь к запросу, менеджер пытается обратиться к лучшей стороне природы другого человека. Положительный результат достигнут, когда между главой и подчиненным сложились хорошие отношения.
Угрозы – запугивание, обещание причинения вреда. Они основаны на том предположении, что страх иногда – достаточный повод, чтобы побудить человека выполнять задания, с которыми он внутренне не соглашается. Как правило, угрозы работают в течение короткого времени (в то время как подчиненный находится в "зоне страха", боится руководителя).
Выплата — форма влияния, при которой менеджер хочет иметь преимущество перед подчиненным во что бы то ни стало. Руководитель обещает дать подчиненному любые преимущества, если тот изменит свое поведение. В некоторых случаях выплата – справедливый подход, дающий подчиненному дополнительную плату за дополнительные усилия: "сделай сегодня то, чего нельзя отложить на завтра".
Заказ — официальный заказ властных органов. Альтернатива здесь исключена, поскольку заказ не обсуждается, но выполняется. И если заказ не выполнен, отрицательные последствия, как правило, не заставляют себя ждать.
Для каждого менеджера необходимо знать, что, используя любые пути влияния на подчиненных, необходимо, управлять с использованием правил делового поведения и норм офисной этики, которые основаны на общественном мнении и традициях. В любом случае влияние не должно вызвать в подчиненном чувства раздражения, ненависти и разочарования. Есть следующие пути положительного влияния на подчиненных:
• "подавление" собеседника выносливостью и спокойствием;
• сконцентрированное внимание одному из подчиненных;
• "насилие" над собственным мнением;
• неожиданное решение;
• продвинутая похвала;
• "поставьте себя на мое место".
Кроме того, большое значение имеют методы влияния, сравнительная характеристика которых приведена в прил.А.
2.3. Формы власти
1. Власть, основанная на принуждении. Влияние через страх.
Власть посредством
Методика принуждения, как правило, сопутствует власти во всех случаях, когда человеку действительно что-то нужно, и он уверен, что другой способен отобрать это у него. Многие люди испытывают острейшее беспокойство по поводу того, что они могут лишиться защищенности, любви или уважения. Поэтому даже в тех ситуациях, где насилие не присутствует, страх является распространенной причиной того, почему люди – сознательно или бессознательно – разрешают на себя влиять.
Рабочее место дает богатые возможности развивать власть, используя страх и принуждение, потому что множество наших потребностей удовлетворяются именно там. Например, страх потерять работу свойствен, кажется, всем. В определенных обстоятельствах можно так легко и эффективно использовать страх, что некоторые руководители часто прибегают к нему: даже намек на увольнение, лишение каких-либо полномочии или понижение в должности обычно дает немедленные результаты. Когда подчиненные надежно защищены от такого рода угроз, грубых и прямых, руководитель может использовать более тонкие способы вселения страха.
Исследования показывают, что обращение к страху может стать эффективным методом влияния, если предлагаются конкретные меры. Такое обращение к страху можно встретить в телевизионных коммерческих рекламах, которые показывают, как люди возносятся на небеса и там им говорят, что им следовало бы застраховать свою жизнь, чтобы обеспечить материально своих близких.
Страх, нагоняемый на руководителя,
направлен не на его материальные
интересы, а на его самолюбие. Поскольку
авторитет руководителей
Страх может быть использован и фактически используется в современных организациях, но не часто, т.к. он со временем может стать весьма дорогостоящим способом влияния. Действительно, страх может одерживать верх только тогда, когда имеется довольно высокая вероятность того, что человека поймают в момент неуставного поведения. Для того чтобы использовать такой инструмент как страх, необходимо иметь эффективную систему контроля. Но эффективную систему контроля создавать нелегко, и удовольствие это – дорогое, даже при наиболее благоприятном стечении обстоятельств. Когда основой власти является, главным образом, принуждение, почти невозможно поддерживать эффективный контроль при умеренных затратах, так как усиливается стремление людей сознательно обманывать организацию.
Обещание вознаграждения – один из самых старых и часто самых эффективных способов влияния на других людей. Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление подчиненного с целью добиться от него желаемого поведения. Исполнитель не сопротивляется этому влиянию, потому что он или она в обмен на выполнение того, что хочет руководитель, ждет получения вознаграждения в той или иной форме. В контексте мотивационной теории ожидания исполнитель представляет, что имеется большая вероятность получения прямого или косвенного вознаграждения, которое удовлетворит активную потребность, и что он или она способны сделать то, чего желает руководитель.
Поскольку все – личности, и их потребности имеют уникальный характер, то, что одному представляется ценным вознаграждением, может не показаться таковым другому или тому же первому, но в иной ситуации. Чтобы влиять на поведение, вознаграждение должно восприниматься как достаточно ценное. Другими словами, исполнителю должно предоставляться такое вознаграждение, чтобы оно было адекватно согласию на влияние. Эта воображаемая адекватность является главным преимуществом власти, основанной на вознаграждении, по сравнению со слабыми сторонами власти, основанной на принуждении.
В некотором смысле власть, основанная на вознаграждении, будет действенна всегда при условии, что руководитель сможет правильно определить то, что в глазах исполнителя является вознаграждением, и фактически предложить ему это вознаграждение. Однако на практике у руководителя масса ограничений в возможности выдавать вознаграждения. У каждой организации ресурсы ограничены, и она может выделить на поощрение персонала строго определенное количество ресурсов. Полномочия руководителя предлагать материальные стимулы также регламентируется политикой фирмы и всякими методиками.
Если оглянуться на историю, традиция окажется самым распространенным инструментом влияния. Руководитель пользуется традицией, чтобы удовлетворить потребность исполнителя в защищенности и принадлежности. Этот метод станет действенным только при условии, что исполнитель уже усвоил ценности, которые дадут ему возможность поверить, что руководитель способен удовлетворить эти потребности. Поэтому влияние с помощью традиции возможно лишь тогда, когда нормы культуры, внешние по отношению к организации, поддерживают точку зрения, что подчинение начальству является желаемым поведением.
Традиция особенно важна для формальных организаций. Возможность поощрять и наказывать укрепляет полномочия руководителя отдавать приказы. Но было бы чрезвычайно неудобно и заняло бы много времени, не говоря ух о затратах, если бы руководство должно было бы предлагать вознаграждения всякий раз, когда ему необходимо заставить рабочих выполнить приказ. Таким образом, бесперебойное функционирование организаций прямо зависит от готовности подчиненных по традиции признавать авторитет – законную власть руководства. Традиция также продолжает оставаться распространенной и официальной формой влияния руководителя потому, что в противоположность страху, она предлагает позитивное вознаграждение – удовлетворение потребности.
Говоря о власти руководителя
и эффективности организации, И. К. Шетти
отмечает, что если полагаться на традиционную
власть, это обязательно породит проблемы,
так как может войти в противоречие с ценностями
современного трудящегося человека, связанными
с его работой: причастность к организации,
участие в некоторых ее мероприятиях.
Кроме того, это может привести к недостаточному
использованию потенциала человеческих
ресурсов, потому что люди, обладающие
информацией о проблеме или способе усовершенствования
дела, не обязательно являются частью
системы формальных полномочий в структуре.
В результате это может привести к снижению
производительности труда и растущей
неудовлетворенности трудящихся.
4. Власть примера. Влияние с помощью харизмы
Харизма – это власть, построенная не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. Власть примера, или харизматическое влияние, определяется отождествлением исполнителя с лидером или влечением к нему, а также от потребности исполнителя в принадлежности и уважении. В противоположность безличному «должностному» влиянию традиции, харизматическое влияние – целиком личное. Даже, невзирая на то, что исполнитель и лидер никогда не встречались, в представлении исполнителя его отношения с лидером строятся почти на равных. Исполнитель может вообразить, что у него или у нее много общего с лидером. На уровне подсознания исполнитель также ждет, что подчинение, возможно, сделает его похожим на лидера или, по крайней мере, вызовет к нему уважение. Вот некоторые характеристики харизматических личностей:
1) обмен энергией. Создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окружающих их людей.
2) внушительная внешность. Харизматический лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится.
3) независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению (в их понимании) эти люди не полагаются на других.
4) хорошие риторические способности. У них есть умение говорить и способность к межличностному общению.
5) восприятие восхищения своей личностью. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают им восхищение, нисколько не впадая в надменность или себялюбие.
6) достойная и уверенная манера держаться. Они выглядят собранными и владеющими ситуацией.
5. Власть эксперта. Влияние через разумную веру
Исполнитель представляет, что влияющий обладает особым экспертным знанием в отношении данного проекта или проблем. Исполнитель принимает на веру ценность знаний руководителя. В этом случае влияние считается разумным потому, что решение исполнителя подчиниться является сознательным и логичным. Джон П. Коттер отмечает, что «веря в компетенцию руководителя, другие полагаются на него. Руководители обычно добиваются этого типа власти, благодаря своим видимым достижениям. Чем больше эти достижения и чем более они явны, тем большей власти добивается руководитель».
Личность может использовать экспертную власть в организации, когда он или она имеют информацию или идеи, которые, по представлению других, помогут организации или подразделению достигнуть цели или принять более приемлемое решение. Другие часто считают, что им нужны экспертные знания для достижения своих личных целей. Исследования показали, что если группе людей скажут, что один из них является экспертом в определенной области, группа, скорее всего, будет следовать рекомендациям этого человека. Это верно даже тогда, когда у данного лица отсутствует приписываемая ему компетенция.
Разумная вера гораздо менее устойчива, нежели слепая вера, посредством которой влияют на других харизматические личности. Она и действует медленнее. Если специалист окажется не прав, тогда руководитель больше не будет разумно следовать его совету – следовательно, его или ее влияние уменьшится. Кроме того, если харизматический лидер сможет заронить веру в одном-единственном выступлении, то формирование разумной веры потребует длительного времени. Специалисты, например, иногда годами пытаются завоевать авторитет у линейных руководителей, чтобы их мнение принималось теми безоговорочно.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ВЛАСТИ. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛАСТИ.
3.1. Проблемы
власти в современных
Основная причина трудностей руководящего персонала заключается в наличии факторов и людей, которыми нельзя управлять, применяя к ним свою власть. Такая ситуация появляется по причине того, что руководитель часто зависит от людей, которые ему формально не подчинены. Если руководитель не может эффективно взаимодействовать с этими многочисленными «неуправляемыми» силами, то он не может выполнять свою собственную работу, а это обязательно снизит эффективность, как индивидуального трудового вклада, так и деятельности всей организации в целом.