Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 11:25, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение проблемы власти и лидерства в организации на примере ООО «Строй-Мастер».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить роль и место теорий власти и лидерства в современной науке управления;
2. Провести анализ особенностей власти и лидерства в системе управления ООО «Строй-Мастер», определить функции лидера;
3. Подвести итоги работы, сделать выводы.
Введение 3
1. Власть и лидерство как социальная управленческая парадигма 5
1.1. Роль и место теорий лидерства в науке управления 5
1.2. Понятие и сущность власти в управлении 11
2. Анализ власти и лидерства в ООО «Строй-Мастер» 16
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Строй-Мастер» 16
2.2. Анализ власти в системе управления ООО «Строй-Мастер» 20
2.3. Измерения лидерства в ООО «Строй-Мастер» 22
Заключение 28
Список использованной литературы 30
2. Конгруэнтность структур
коллектива, при которой каноническая
организационная структура
3. Оптимальный размер
команды, обеспечивающий норму
управляемости. Традиционно
Революционность современных подходов к управлению состоит в их превалирующей ориентации на человеческий фактор, а более конкретно - на командный креатив. Для выработки научно обоснованной кадровой политики в части управленческого персонала организации необходимо иметь теоретические представления о природе лидерства, так как это реальное экономическое и социально-психологическое явление, оказывающее большое влияние на устойчивость работы организации, на ее прибыльность. Целесообразно прогнозировать степень управляемости коллективом для оптимизации процессов управления, включающих формальное (регламентированное) управление и неформальное управление (то есть лидерство) при наличии явления "лидерство". Эффективное применение технологий лидерства и командообразования позволяет обеспечить выход организации на траекторию саморазвития, достижение и поддержание организацией конкурентных преимуществ в рыночных условиях хозяйствования.
Определенная власть в каждой организации необходима для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации, контроля. Для того, чтобы персонал организации качественно выполнял все поручения руководителя, последний должен обладать властью и применять её. Фактор власти является одним из ключевых в функционировании организаций6.
Власть - это способность или возможность индивидуума (группы) влиять на других людей. Власть - это очень сложное понятие, включающее в себя множество элементов:
- это нечто, чем обладает человек, независимо от того, что думают ли делают другие;
- порождается различиями в доступе к ресурсам, управленческом опыте и т.п.;
- основывается на представлении людей о возможностях менеджера;
Власть всегда не односторонняя, каждая из сторон может влиять на другую7. Властью манипулируют, используют ее как во благо, так и во зло. Успех или неудача в использовании власти во многом зависит от понимания ее существа, времени и объема ее применения, а также достаточно четкой оценки последствий ее применения.
Власть можно определить как деятельность по собственному усмотрению. Власть существует и проявляется через определенную систему коммуникаций, которая называется каналами власти.
Сенченко и Панченко8 рассматривают каналы власти достаточно подробно:
Власть принуждения. Это побуждение людей к деятельности вопреки их желанию. Данный вид побуждения основан на страхе перед наказанием. В качестве инструментов принуждения выступают замечания, выговоры, штрафы, увольнения, перевод на низкооплачиваемую работу.
Власть принуждения - традиционный канал власти, известный с древнейших времен. Но если человек использует только этот канал власти, она будет недолговечной, ведь рабский труд - самый непроизводительный, и подчиненный будет постоянно искать способ ослабить или избежать власти принуждения.
Власть влияния. Взаимодействие лидера с влиятельными лицами дает ему косвенную силу власти. Подчиненные, общаясь со своим лидером, ощущают не только его властную функцию, но и волю влиятельного лица, стоящего над ним. От этого сила власти приобретает синергетический эффект.
Власть влияния отличается весьма
сильным психологическим
Власть компетенции. Лидер, если он профессионально подготовлен, оказывается наделенным правом выступать в качестве эксперта и «судьи» по многим производственным проблемам. Подчиненные воспринимают это как властный феномен.
Данный канал власти - заслуга личности, обладающей им. Он прочен и надежен, так как компетенция приобретается годами и сохраняется длительное время, чаще всего в течение всей профессиональной жизни человека.
Власть информации. Исполнители постоянно испытывают потребность в информации. Лидер обычно регулирует ее доступ к конкретным людям. Налицо проявление власти, какова информация, таково и поведение людей.
Власть информации - очень мощный рычаг власти для руководителя. Если рассматривать управленческую пирамиду, то можно утверждать, что чем выше уровень иерархии, тем больший поток информации на него поступает.
Этот процесс носит
Власть должностного положения. Чем выше должностная позиция лидера, тем выше степень его властного влияния на людей. Подчиненные, взаимодействуя со своим лидером в процессе делового общения, прежде всего, сталкиваются с должностной позицией лидера — бригадиром, мастером, начальником цеха, директором и т.д. Процесс общения сначала в этом случае завязывается на вертикали «начальник — подчиненный и лишь потом, если начальник проявит свои лидерские функций, приобретает горизонтальную выраженность.
Должностное положение всегда связано о понятием власти: занимаемая позиция в иерархической лестнице - это, определенный уровень полномочий.. Но должность сама по себе еще не является каналом, проявляющим власть. Это необходимое условие проявления власти. Именно здесь важно соотношение формального (должностное положение) и неформального (авторитет) лидерства.
В науке управления, психологии различают руководство и лидерство9. Руководство всегда связано с властью, это феномен, производный от официальных, формальных отношений, а лидерство порождено системой неформальных (неофициальных) отношений. Руководитель, как правило, назначается извне, вышестоящими инстанциями, получая от них властные полномочия, в том числе право на применение позитивных и негативных санкций. Лидер выдвигается стихийно, в штатных расписаниях он никогда не предусматривается. Он признается своим окружением и также может использовать право на санкции в отношении своих партнеров, однако, эти санкции также неформальные. Лидерство по своей сути психологический феномен10.
С помощью влияние на поведение подчинённых, т.е. властью над ними, руководители не просто ведут их к решению проблем организации, но и побуждают их к фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Власть применяется для того, чтобы сделать лидерство и влияние руководителя более эффективным.
Власть руководителю требуется потому, что он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне её. В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчинённых и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Для распределения обязанностей и направления деятельности всех этих людей руководитель должен опять же эффективно властвовать над ними.
Из всего вышесказанного можно сделать общий вывод, что власть позволяет руководителю распоряжаться действиями и поведением подчинённых, направлять их в русло интересов организации, например, побуждать более эффективно работать, предотвращать или подавлять возникающие между ними конфликты.
Общество с ограниченной ответственностью «Строй-Мастер», является организацией, созданной и действующей в соответствии с законодательством РФ. Учредителями общества являются граждане РФ – Иваньков В.А, Ягринский Н.П., Николаев А.Н. Юридический адрес и постоянное место нахождения исполнительного органа общества: 163045, г. Архангельск, ул. Попова, д.3, оф.56.
Учредительным документом общества является Устав, на основании и в соответствии с которым осуществляется деятельность общества.
Основной целью общества является удовлетворение потребностей граждан и организаций в услугах, оказываемых обществом и извлечение на этой основе прибыли.
Основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью «Строй-Мастер» является аварийно-техническое обслуживание жилищного фонда г.Архангельск.
Компания «Строй-Мастер» была образована в 11 января 2006 года. В начале своей деятельности сотрудничали с некрупными заказчиками и даже физическими лицами только в пределах г. Архангельска, по мере развития начали заключать договора подряда с крупными заказчиками. За два года работы предприятие отработало на нескольких строительных объектах в Архангельске, Северодвинске, Мирном.
Предприятие осуществляет аварийно-техническое обслуживание жилищного фонда Ломоносовского округа, в т.ч. КИЗов, ТИЗов, ТСЖ, а так же больниц, школ, детских дошкольных учреждений.
ООО «Строй-Мастер» выполняет следующие работы:
Предприятие относится к малым предприятиям, т.к. в штате по состоянию на 1 января 2012 года числилось 38 сотрудников.
Рассмотрим организационную структуру ООО «Строй-Мастер» (рис.2.1).
Управленческие решения по производственно-хозяйственной деятельности принимает директор.
Руководителями Подразделений являются Главный бухгалтер, начальник ОК и Заместитель директора по капитальному ремонту и строительству. Структура управления ООО «Строй-Мастер» множественная. В ООО «Строй-Мастер» разработаны должностные инструкции, поэтому каждый сотрудник четко знает свои обязанности и полномочия.
Планированием в ООО «Строй-Мастер» занимаются Директор, Главный бухгалтер, инженеры-сметчики.
В отношении планирования такими мероприятиями могут быть:
Рис.2.1. Организационная структура ООО «Строй-Мастер»
Рассмотрим соотношение затрат и результатов деятельности ООО «Строй-Мастер» в 2011 году (табл.2.1).
Таблица 2.1
Экономические показатели деятельности ООО «Строй-Мастер»
Показатели |
За 2011 год, тыс. руб. |
Выручка |
72 865 |
Себестоимость |
(48 652) |
Прибыль от реализации |
24 213 |
Коммерческие расходы |
(26 097) |
Прибыль (убыток) от продаж |
(1 884) |
Проценты к получению |
- |
Проценты к уплате |
523 |
Прочие операционные доходы |
971 |
Прочие операционные расходы |
(992) |
Прочие внереализационные |
3 048 |
Прочие внереализационные |
264 |
Прибыль (убыток) расчетного года |
365 |
Чистая (нераспределенная) прибыль (убыток) |
245 |
Информация о работе Власть и лидерство в организации ООО «Строй-Мастер»