Власть и лидерство в организации ООО «Строй-Мастер»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение проблемы власти и лидерства в организации на примере ООО «Строй-Мастер».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить роль и место теорий власти и лидерства в современной науке управления;
2. Провести анализ особенностей власти и лидерства в системе управления ООО «Строй-Мастер», определить функции лидера;
3. Подвести итоги работы, сделать выводы.

Содержание работы

Введение 3
1. Власть и лидерство как социальная управленческая парадигма 5
1.1. Роль и место теорий лидерства в науке управления 5
1.2. Понятие и сущность власти в управлении 11
2. Анализ власти и лидерства в ООО «Строй-Мастер» 16
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Строй-Мастер» 16
2.2. Анализ власти в системе управления ООО «Строй-Мастер» 20
2.3. Измерения лидерства в ООО «Строй-Мастер» 22
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Власть и лидерство в организации.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

2. Конгруэнтность структур  коллектива, при которой каноническая  организационная структура управления  совпадает с неформальной структурой  деловых межличностных отношений.  Практически этот принцип трудно  осуществим, поэтому стараются добиться  того, чтобы руководитель коллектива являлся и его неформальным лидером.

3. Оптимальный размер  команды, обеспечивающий норму  управляемости. Традиционно нормой  управляемости считается наличие  в команде от пяти до восьми  подчиненных - такое оптимальное  количество членов команды обеспечивает более высокую эффективность принятия решений и взаимодействия, нежели слишком малая или слишком большая по размеру команда.

Революционность современных  подходов к управлению состоит в  их превалирующей ориентации на человеческий фактор, а более конкретно - на командный креатив. Для выработки научно обоснованной кадровой политики в части управленческого персонала организации необходимо иметь теоретические представления о природе лидерства, так как это реальное экономическое и социально-психологическое явление, оказывающее большое влияние на устойчивость работы организации, на ее прибыльность. Целесообразно прогнозировать степень управляемости коллективом для оптимизации процессов управления, включающих формальное (регламентированное) управление и неформальное управление (то есть лидерство) при наличии явления "лидерство". Эффективное применение технологий лидерства и командообразования позволяет обеспечить выход организации на траекторию саморазвития, достижение и поддержание организацией конкурентных преимуществ в рыночных условиях хозяйствования.

1.2. Понятие и сущность власти в управлении

 

Определенная власть в каждой организации необходима для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации, контроля. Для того, чтобы персонал организации качественно выполнял все поручения руководителя, последний должен обладать властью и применять её. Фактор власти является одним из ключевых в функционировании организаций6.

Власть - это способность или возможность индивидуума (группы) влиять на других людей. Власть - это очень сложное понятие, включающее в себя множество элементов:

- это нечто, чем обладает  человек, независимо от того, что  думают ли делают другие;

- порождается различиями в доступе к ресурсам, управленческом опыте и т.п.;

- основывается на представлении людей о возможностях менеджера;

Власть всегда не односторонняя, каждая из сторон может влиять на другую7. Властью манипулируют, используют ее как во благо, так и во зло. Успех или неудача в использовании власти во многом зависит от понимания ее существа, времени и объема ее применения, а также достаточно четкой оценки последствий ее применения.

Власть можно определить как  деятельность по собственному усмотрению. Власть существует и проявляется через определенную систему коммуникаций, которая называется каналами власти.

Сенченко и Панченко8 рассматривают каналы власти достаточно подробно:

Власть принуждения. Это побуждение людей к деятельности вопреки  их желанию. Данный вид побуждения основан на страхе перед наказанием. В качестве инструментов принуждения выступают замечания, выговоры, штрафы, увольнения, перевод на низкооплачиваемую работу.

Власть принуждения - традиционный канал власти, известный с древнейших времен. Но если человек использует только этот канал власти, она будет недолговечной, ведь рабский труд - самый непроизводительный, и подчиненный будет постоянно искать способ ослабить или избежать власти принуждения.

Власть влияния. Взаимодействие лидера с влиятельными лицами дает ему косвенную  силу власти. Подчиненные, общаясь со своим лидером, ощущают не только его властную функцию, но и волю влиятельного лица, стоящего над ним. От этого сила власти приобретает синергетический эффект.

Власть влияния отличается весьма сильным психологическим воздействием, заставляет окружающих относиться к человеку с почтением. «Ведь он знаком с самим Петром Петровичем!» — фраза, действующая гипнотически, при этом собеседнику совсем не обязательно точно знать, кто же такой Петр Петрович. Эффект еще больше усиливается, если Петр Петрович - известная собеседнику высокопоставленная личность.

Власть компетенции. Лидер, если он профессионально подготовлен, оказывается наделенным правом выступать в качестве эксперта и «судьи» по многим производственным проблемам. Подчиненные воспринимают это как властный феномен.

Данный канал власти - заслуга  личности, обладающей им. Он прочен и  надежен, так как компетенция  приобретается годами и сохраняется  длительное время, чаще всего в течение всей профессиональной жизни человека.

Власть информации. Исполнители постоянно испытывают потребность в информации. Лидер обычно регулирует ее доступ к конкретным людям. Налицо проявление власти, какова информация, таково и поведение людей.

Власть информации - очень мощный рычаг власти для руководителя. Если рассматривать управленческую пирамиду, то можно утверждать, что чем выше уровень иерархии, тем больший поток информации на него поступает.

Этот процесс носит объективный  характер и вполне закономерен. Но если руководитель использует дополнительные информационные фильтры при обратной передаче информации, то его власть существенно усиливается, хотя это может привести к созданию невротического типа организационной культуры в организации.

Власть должностного положения. Чем  выше должностная позиция лидера, тем выше степень его властного влияния на людей. Подчиненные, взаимодействуя со своим лидером в процессе делового общения, прежде всего, сталкиваются с должностной позицией лидера — бригадиром, мастером, начальником цеха, директором и т.д. Процесс общения сначала в этом случае завязывается на вертикали «начальник — подчиненный  и лишь потом, если начальник проявит свои лидерские функций, приобретает горизонтальную выраженность.

Должностное положение всегда связано  о понятием власти: занимаемая позиция  в иерархической лестнице - это, определенный уровень полномочий.. Но должность сама по себе еще не является каналом, проявляющим власть. Это необходимое условие проявления власти. Именно здесь важно соотношение формального (должностное положение) и неформального (авторитет) лидерства.

В науке управления, психологии различают  руководство и лидерство9. Руководство всегда связано с властью, это феномен, производный от официальных, формальных отношений, а лидерство порождено системой неформальных (неофициальных) отношений. Руководитель, как правило, назначается извне, вышестоящими инстанциями, получая от них властные полномочия, в том числе право на применение позитивных и негативных санкций. Лидер выдвигается стихийно, в штатных расписаниях он никогда не предусматривается. Он признается своим окружением и также может использовать право на санкции в отношении своих партнеров, однако, эти санкции также неформальные. Лидерство по своей сути психологический феномен10.

С помощью влияние  на поведение подчинённых, т.е. властью над ними, руководители не просто ведут их к решению проблем организации, но и побуждают их к фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Власть применяется для того, чтобы сделать лидерство и влияние руководителя более эффективным.

Власть руководителю требуется потому, что он зависит  от людей как в пределах своей  цепи команд, так и вне её. В  различных подразделениях организации  руководитель зависит от своего непосредственного  начальства, подчинённых и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Для распределения обязанностей и направления деятельности всех этих людей руководитель должен опять же эффективно властвовать над ними.

Из всего  вышесказанного можно сделать общий  вывод, что власть позволяет руководителю распоряжаться действиями и поведением подчинённых, направлять их в русло  интересов организации, например, побуждать  более эффективно работать, предотвращать или подавлять возникающие между ними конфликты.

 

2. Анализ власти и лидерства в ООО «Строй-Мастер»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Строй-Мастер»

 

Общество с ограниченной ответственностью «Строй-Мастер», является организацией, созданной и действующей в соответствии с законодательством РФ. Учредителями   общества  являются   граждане   РФ – Иваньков В.А,  Ягринский Н.П., Николаев А.Н. Юридический адрес и постоянное место нахождения исполнительного органа общества: 163045, г. Архангельск, ул. Попова, д.3, оф.56.

Учредительным документом общества является Устав, на основании и в соответствии с которым осуществляется деятельность общества.

Основной целью общества является  удовлетворение  потребностей граждан   и организаций в услугах, оказываемых обществом и извлечение на этой основе прибыли.

Основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью «Строй-Мастер» является аварийно-техническое обслуживание жилищного фонда г.Архангельск.

Компания «Строй-Мастер» была образована в 11 января 2006 года. В начале своей деятельности сотрудничали с некрупными заказчиками и даже физическими лицами только в пределах г. Архангельска, по мере развития начали заключать договора подряда с крупными заказчиками. За два года работы предприятие отработало на нескольких строительных объектах в Архангельске, Северодвинске, Мирном.

Предприятие осуществляет аварийно-техническое обслуживание жилищного фонда Ломоносовского округа, в т.ч. КИЗов, ТИЗов, ТСЖ, а так же больниц, школ, детских дошкольных учреждений.

ООО «Строй-Мастер» выполняет следующие работы:

  • Участие в благоустройстве города.
  • Механизированная уборка проездов.
  • Содержание воинских захоронений.
  • Вывоз несанкционированных свалок.
  • Покраска фасадов зданий.
  • Свод деревьев по заявкам.
  • Ликвидация несанкционированных строений.
  • Вывоз кузовов бесхозного автотранспорта.
  • Ремонт малых архитектурных форм в парках и скверах.
  • Аварийно-ремонтные работы.
  • Ликвидация последствий схода жилых домов со свай: оказание помощи жильцам указанных домов.
  • Ремонт наружных сетей канализации, водопровода, теплоснабжения.
  • Устранение аварий на наружных сетях.

Предприятие относится  к малым предприятиям, т.к. в штате  по состоянию на 1 января 2012 года числилось 38 сотрудников.

Рассмотрим организационную  структуру ООО «Строй-Мастер» (рис.2.1).

Управленческие решения  по производственно-хозяйственной  деятельности принимает директор.

Руководителями Подразделений являются Главный бухгалтер, начальник ОК и Заместитель директора по капитальному ремонту и строительству. Структура управления ООО «Строй-Мастер» множественная. В ООО «Строй-Мастер» разработаны должностные инструкции, поэтому каждый сотрудник четко знает свои обязанности и полномочия.

Планированием в ООО  «Строй-Мастер» занимаются Директор, Главный бухгалтер, инженеры-сметчики.

В отношении планирования такими мероприятиями могут быть:

    • срочные расчеты незапланированных работ;
    • анализ выполнения плана как в целом по предприятию, так и по отдельным направлениям;
    • анализ себестоимости выполненных работ;
    • выполнение окончательных расчетов по объектам.

 

Рис.2.1. Организационная структура ООО «Строй-Мастер»

Рассмотрим соотношение затрат и результатов деятельности ООО «Строй-Мастер» в 2011 году (табл.2.1).

Таблица 2.1

Экономические показатели деятельности ООО «Строй-Мастер»

Показатели

За 2011 год, тыс. руб.

Выручка

72 865

Себестоимость

(48 652)

Прибыль от реализации

24 213

Коммерческие расходы

(26 097)

Прибыль (убыток) от продаж

(1 884)

Проценты к получению

-

Проценты к уплате

523

Прочие операционные доходы

971

Прочие операционные расходы

(992)

Прочие внереализационные доходы

3 048

Прочие внереализационные расходы

264

Прибыль (убыток) расчетного года

365

Чистая (нераспределенная) прибыль (убыток)

245

Информация о работе Власть и лидерство в организации ООО «Строй-Мастер»