Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:08, курсовая работа
Цель работы – изучить суть власти и лидерства.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность власти и ее баланс;
- выявить формы власти;
- установить связи между властью и лидерством;
- определить сущность лидера;
- установить отличие лидера от менеджера;
Введение 3
1. Власть и лидерство 5
1.1. Сущность власти 5
1.2. Баланс власти. 8
1.3. Формы власти 10
1.4. Сущность лидера 12
1.5.Стили лидера 15
1.6. Власть и лидерство 17
2. МАОУ «Гимназия №2» 19
2.1 Общая характеристика МАОУ «Гимназия №2» 19
2.2 Организационная структура. 22
2.3 Должностная инструкция воспитателя в ГПД – функции, права и обязанности 24
2.4 Система стимулирования 27
Заключение 28
Список использованной литературы 29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Власть и лидерство 5
1.1. Сущность власти 5
1.2. Баланс власти. 8
1.3. Формы власти 10
1.4. Сущность лидера 12
1.5.Стили лидера 15
1.6. Власть и лидерство 17
2. МАОУ «Гимназия №2» 19
2.1 Общая характеристика МАОУ «Гимназия №2» 19
2.2 Организационная структура. 22
2.3 Должностная инструкция воспитателя в ГПД – функции, права и обязанности 24
2.4 Система стимулирования 27
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Приложение 31
Введение.
Начиная со второй половины прошлого века, рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы.
Актуальность. Каждое действие в организации связано с проявлением власти, которой пользуются как руководители, так и исполнители. Когда индивидуум оказывает влияние на поведение членов группы без использования принудительных форм власти, речь идёт о проявлении лидерства.
Организация
придаёт большое значение
Цель работы – изучить суть власти и лидерства.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность власти и ее баланс;
- выявить формы власти;
- установить связи между властью и лидерством;
- определить сущность лидера;
- установить отличие лидера от менеджера;
-рассмотреть МАОУ «Гимназия №2»: общую характеристику, организационную структуру, должностную инструкцию и систему стимулирования.
Предметом курсовой работы является власть и лидерство.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из двух частей - теоретической и практической частей. В теоретической части рассматривается сущность и баланс власти, ее формы; связи между властью и лидерством; сущность лидера; отличие лидера от менеджера. В практической части рассматривается муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2».
1.1.Сущность власти.
Очевидно, что чья-либо позиция в управлении зависит от роли в той или иной деятельности. Это проявляется, прежде всего, в установлении власти и дисциплины. В иерархии больший или меньший уровень власти зависит от уровня должности. Чем выше уровень, тем больше власть.
Необходимо различать понятия «власть» (authority) и «сила» (power). Власть дается ролью и встраивается в структуру организации. Это право, которое неотделимо от ответственности и подотчетности. Таким образом, власть законна и называется «правом последнего слова». Наоборот, сила не обязательно законна, поскольку она есть не право, а способность.
База власти включает: условия осуществления роли и полномочий; место в иерархии; контроль за ресурсами; собственность; факторы, связанные с подчиненными – ожидания, желания и потребности; оценки, условия контрактов; принятие авторитарной или демократической дисциплины; образование. [17]
На деле без признания руководителя подчиненными власти может и не быть. В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:
Власть — это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью — это возможность влияния на удовлетворение потребностей.[18]
Власть — это социальный по своей сути термин. Власть имеет один индивид в отношении другого, одна группа — в отношении другой и т.п. Концепция власти строится на взаимодействии людей и групп в организации. Власть используют и начальники, и подчиненные для того, чтобы достичь своих целей или укрепить свое положение.
Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Без власти нет организации. Успех и неудачи в применении власти или реакция на нее в основном определяются пониманием власти, знанием, как и когда ею пользоваться, а также способностью предвидеть последствия ее использования.
Власть никогда не бывает абсолютной и не изменяющейся. Власть — это отношения в динамике, отношения, меняющие и ситуацию, и людей, отношения, меняющиеся во времени.
В дополнение к формальным полномочиям руководителю требуется власть, так как он зависит от людей как в своей цепи команд, так и вне ее. Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти.
В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчиненных и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Многие руководители также напрямую зависят от людей и организаций, находящихся вне их собственной организации, — поставщиков, заказчиков, конкурентов, регулирующих их деятельность ведомств и профсоюзов. В идеальном варианте все эти люди и силы будут охотно сотрудничать с руководителем, и предоставлять все необходимое для выполнения работы и достижения целей организации.
Власть и влияние, инструменты лидерства, являются фактически единственными средствами, которыми располагает руководитель для разрешения подобных ситуаций.
Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он или она не сможет получить ресурсы, необходимые для определения и достижения целей через других людей. Таким образом, власть, хотя часто и неправильно используемая, является необходимым условием успешной деятельности организации. Как утверждает социолог Роберт Бирстед, «власть стоит за каждой организацией и подпирает ее структуру. Без власти нет организации и нет порядка». [11]
1.2.Баланс власти.
Многим людям кажется, что обладание властью подразумевает возможность навязывать свою волю независимо от чувств, желаний и способностей другого лица. Если бы это было так, то назначенные руководители организаций всегда имели бы власть для оказания влияния, по крайней мере, на своих подчиненных. Однако сейчас повсеместно признается, что влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Не существует реальной абсолютной власти, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях.
В условиях организации, например, власть, только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации, определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.
Власть подчиненных. Обычно руководитель имеет власть над подчиненными потому, что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение заработное платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и т.п. Однако в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, так как последний зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег, и способность подчиненных выполнять задания. [13]
Ярким примером власти подчиненных над руководителем являются известные артисты и спортсмены. Их начальство, конечно, предпочло бы не выплачивать сумму, намного превышающую их собственный заработок. Однако у них почти нет выбора, так как их организация и, следовательно, они сами в большой степени зависят от этих лиц в достижении своих целей, а конкуренция в популярных видах спорта очень велика.
Руководитель должен сознавать, что, поскольку подчиненные часто тоже имеют властью, использование им или ею в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, при которой они могут продемонстрировать собственную власть. А это, в свою очередь, может привести к напрасной трате усилий и снизить уровень достижения целей.
Таким образом, власть — процесс двусторонний, поэтому эффективный руководитель будет поддерживать баланс власти в организации: использовать свою власть над подчиненными в разумных пределах, достаточных для достижения целей, но не вызывающих непокорности подчиненных.
1.3. Формы власти.
Власть проявляется в определенных формах. Американские ученые выделили следующие пять форм власти:
Руководители в своей деятельности используют все формы власти в различных сочетаниях.
1.4. Сущность лидерства.
Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка на русский как: 1) Ведущий, руководитель; 2) Корабль, возглавляющий группу, караван судов; 3) Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании; 4) Едущий впереди велосипедиста мотоциклист (гонка за лидером). В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией. [17]
Лидерство – это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. [14]
Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.
Вышеприведенные определения не подразумевают необходимости лидерства только для какого-то определенного типа организации. Речь идет о взаимодействии или взаимовлиянии между людьми в рамках любого вида деятельности, а не только в политических процессах.
Можно выделить три общих функции лидеров: 1) политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации; 2) определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы; 3) мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей.
Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели, решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:
В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются: