Власть и лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить суть власти и лидерства.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность власти и ее баланс;
- выявить формы власти;
- установить связи между властью и лидерством;
- определить сущность лидера;
- установить отличие лидера от менеджера;

Содержание работы

Введение 3
1. Власть и лидерство 5
1.1. Сущность власти 5
1.2. Баланс власти. 8
1.3. Формы власти 10
1.4. Сущность лидера 12
1.5.Стили лидера 15
1.6. Власть и лидерство 17
2. МАОУ «Гимназия №2» 19
2.1 Общая характеристика МАОУ «Гимназия №2» 19
2.2 Организационная структура. 22
2.3 Должностная инструкция воспитателя в ГПД – функции, права и обязанности 24
2.4 Система стимулирования 27
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

menedzhment.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)
  • видение ситуации в целом;
  • способность к коммуникациям;
  • доверие сотрудников;
  • гибкость при принятии решений. [18]

Таким образом, следует  сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.

Основой лидерства является специфический тип отношений  управления, или лидерский тип. Это  отношения «лидер - последователи». Исторически лидерский тип отношений возник намного раньше отношений «начальник – подчиненный», появившихся и оформившихся в период первой промышленной революции.

Начиная с детских  лет, следование за лидером воспринимается всеми достаточно естественно. Это и родители в семье, это и учителя в школе, это и герои, с кем молодые люди хотят себя ассоциировать. Большинством признается факт, что лидерство отождествляется с наличием связанных с психикой человека отношениями между лидером и его последователями.

Ранняя стадия лидерских  отношений управления характеризуется  тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные  располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом.

При данном типе руководства  последователь тратит свои силы во благо группы (организации), возглавляемой  лидером, не имея фактически  никаких  личных прав. Этот вариант лидерских  отношений получил название отношений  «мастер – раб». Основываясь на этом типе, организация способна быстро и в кроткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях. [9]

Данный тип лидерских  отношений отличает то, что последователи  признают лидерство составной частью группы (организации) только тогда, когда оно доказало свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера.

Для поддержания своей  позиции лидер должен предоставлять  им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5.  Стили лидерства.

 

  Лишь очень небольшое  число руководителей в полной  мере владеет всем спектром  лидерских стилей, большинству из  нас доступны лишь некоторые  их них. Понимание несоответствия  собственных возможностей требованиям  ситуации позволяет компенсировать  этот пробел за счет других организационных ресурсов.

  • Харизматический лидерский стиль предполагает выработку притягательной картины будущего и создания у последователей сильной мотивации для движения в этом направлении. Такие лидеры обладают способностью понимать ощущения последователей. Харизматические лидеры указывают направление движения, но не объясняют, как попасть в желаемое место, предоставляя последователям возможность решить это самим. Такой лидерский стиль эффективен в ситуациях, когда организация находится на перепутье, ей требуется обновление, сотрудники демотивированы. Но сам по себе этот стиль не обеспечивает результатов, особенно в случае низкой профессиональной компетентности последователей.
  • Наставнический стиль лидерства направлен на развитие индивидуальных компетенций последователей. Лидеры-менторы помогают сотрудникам понять их слабые и сильные стороны, увязывают их персональное развитие с достижением организационных целей, спокойно относятся к отдельным неудачам своих подопечных. Наставничество эффективно в отношениях с целеустремленными, ищущими новых знаний сотрудниками, но не работает в кризисных ситуациях, в отношении большого числа сотрудников или несамостоятельных людей. [17]
  • Партнерский стиль предполагает сосредоточенность лидера на развитии отношений сотрудничества со своими последователями. Такие лидеры уделяют большое внимание душевному комфорту людей, иногда в ущерб основным организационным целям.
  • Демократический стиль лидерства предполагает высокий уровень участия последователей в процессе выработки, принятия и исполнения решений. Демократический руководитель становится одним из членов команды, разделяя со своими сотрудниками значительную часть властных полномочий. Такой стиль эффективен, когда руководитель не уверен в правильности выбранного направления движения или своей способности обеспечить его, а также в случае необходимости мотивировать и увлечь высококвалифицированных, зрелых и эмоционально устойчивых сотрудников.

Перечисленные выше лидерские  стили основаны на положительной мотивации последователей, они призваны вызывать у них позитивную реакцию, часто называемую резонансом. Но часто мы наблюдаем действия лидеров, направленные на активизацию у людей таких эмоций, как страх, неуверенность, чувство неполноценности. Такие действия создают у последователей чувство дискомфорта, называемое диссонансом, и корректировку поведения в требуемом лидером направлении.

  • Ударный. В основе этого лидерского стиля лежит сильная внутренняя мотивация и исключительные профессиональные компетенции, как правило, в отдельных областях. Лидеры-ударники эффективно руководят небольшими высокопрофессиональными организациями и высоко мотивированными сотрудниками, предпринимательскими компаниями на ранних этапах их существования. Однако этот стиль редко создает устойчивую мотивацию, малоэффективен и даже опасен в больших организациях и испытывает высочайшую текучесть кадров.
  • Командный стиль лидерства нам известен лучше других, его девиз – «я - начальник, ты – дурак». [18]

Командный стиль эффективен в кризисных ситуациях, на начальных  этапах организационных перемен. Однако этот стиль быстро приводит к демотивации людей и потере лучших из них.

Для настоящего лидера характеры  несколько стилей, которые он принимает в различных ситуациях.

 

1.6. Власть и лидерство.

 

Данное выше описание власти и ее форм в организации тесно связано с лидерством. В основе лидерства лежат отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

Лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе. В практике управления лидерство — это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность. Лидеры используют власть, как средство в достижении целей группы или организации. Если лидеры достигают цели, то власть как средство используется ими для ускорения этого достижения.

Лидерство, как и власть, - это потенциал, имеющийся у человека. Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства. Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.[2]

Важное различие между лидерством и властью относится к совместимости целей. Для существования власти не обязательно требуется совместимость целей. С другой стороны, лидерство, чтобы реализоваться, требует определенного соответствия между целями лидера и целями тех, кто за ним следует. [14]

Лидерство предполагает использование власти. Сама власть может строиться на личностных качествах или на занимаемой позиции в организации.

В целом по силе влияния идут экспертная власть, вознаграждение, власть примера и на последнем месте - принуждение. Большее влияние на результаты работы оказывают экспертная власть и власть примера, которые качественно отличны от права на власть, и принуждения. Экспертная и эталонная власть зависят от личностных качеств и, таким образом, очень индивидуальны.

Исследования  показали, что подчиненные более удовлетворены руководителем, который использует не только источники власти, основанные на его позиции, занимаемой в организации.

Интересно, что  в группах, где уровень власти вознаграждения высок, результаты работы были ниже, а неудовлетворенность выше. Право на власть и власть принуждения больше ассоциируются с неудовлетворенностью, но они мало связаны с результатами работы. В целом результаты исследований показывают, что лидеры используют по-разному разные источники власти в зависимости от ситуации. [14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МАОУ «Гимназия №2»

 

2.1. Общая характеристика МАОУ «Гимназия №2»

 

Выбранное для рассмотрения в контрольной работе, является муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2», 173001, Великий Новгород, ул. Новолучанская, д. 17, Великий Новгород, ул. Великолукская, д. 17, тел. 77-32-62.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Организационно-правовая форма учреждения – муниципальное автономное учреждение.

Тип  учреждения – общеобразовательное учреждение.

 Вид учреждения – гимназия.

Учредителем Гимназии является Администрация Великого Новгорода  в лице комитета по образованию.

Для автономного учреждения предусматриваются обязательные органы управления с участием заинтересованной общественности, а также более высокие требования к обязательной публичной отчетности, что делает деятельность автономного учреждения более открытой и прозрачной.

Нормативная база:

  • Лицензия + приложение к лицензии. Лицензию общеобразовательного учреждения можно получить в лицензирующем органе Комитет образования, науки и молодежной политики, председатель – Аверкин В. Н.
  • Устав гимназии (протокол № 8 от 05.04.2006 г. утвержден постановлением Администрации Великого Новгорода от 13.04.2006 г. № 201, зарегистрирован распоряжением Администрации города Новгорода от 22.12.1993 г. № 1151рр)
  • Санитарно – эпидемиологическое заключении о соответствии МОУ «Гимназия№2» государственным санитарно-эпидемиологическим правилам № 53.03.03.000.М.000506.10.04 от 13.10.2004 года.
  • Постановление «О создании автономного муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия№2» было выдано Администрацией Великого Новгорода, подписанное мэром Великого Новгорода Ю. И. Бобрышевым.
  • Свидетельство о государственной аккредитации выдано Комитетом образования, науки и молодежной политики, председатель комитета, руководитель аккредитационного органа – Аверкин В. Н.
  • Положение о материальном и моральном  стимулировании педагогических работников и сотрудников  МАОУ «Гимназия №2» утвержден Педагогическим советом  МАОУ «Гимназии №2», председатель педагогического совета Токарева С. П.
  • Кодекс учителя МАОУ «Гимназия №2». Кодекс учащегося МАОУ «Гимназия №2». Обсужден, согласован и утвержден на ежегодной родительской конференции «Сотрудничество. Партнерство. Ответственность».
  • И другие нормативные документы.

С 2004 по 2008 год - Гимназия занимает первое место в муниципальном рейтинге образовательных учреждений.

2006, 2007, 2008 год Гимназия  №2 победитель Всероссийского  конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы,  в рамках национального проекта  "Образование.

2008 год - Лауреат Всероссийского  конкурса "Лучшие школы России"

2008-2009 - гимназия занимает 2 место в муниципальном и областном  рейтинге инновационных общеобразовательных  учреждений.

Ежегодно гимназия становится победителем городских, областных  и Всероссийских олимпиад, демонстрируя высокий уровень знаний.

2010-2011 год - Гимназия  заняла первое место в муниципальном  и областном рейтинге общеобразовательных  учреждений.

В соответствии с уставом, гимназия может осуществлять следующие  виды деятельности:

  • оказание услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного по направлениям основного и дополнительного образования или воспитательного процесса;
  • обучение по дополнительным образовательным программам;
  • обучение специальным дисциплинам сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;
  • создавать и реализовывать любые виды интеллектуального продукта;
  • предоставлять платные услуги в соответствии с деятельностью учреждения.

При формировании классов педагогический коллектив  учитывает  потребности жителей  города в качественном гимназическом образовании. В гимназии обучаются учащиеся, прошедшие собеседование и проявившие склонность к учебному труду, как правило, желающие в дальнейшем продолжить образование.

По социальному  составу учащихся:

  • 80 %  из семей служащих,
  • 85 % родителей гимназистов имеют высшее образование,
  • 10% среднее специальное,
  • 5 % - среднее общее.

Многодетных семей  – 27. Неполных семей – 243, 6 семей, где родители – инвалиды. Особого внимания требуют  опекаемые дети. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Организационная структура.

 

 На основании Устава  гимназии и локальных нормативных  актов в гимназии действуют  органы общественного управления: Педагогический совет, Родительский совет и Управляющий совет.

Информация о работе Власть и лидерство