Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:08, курсовая работа
Цель работы – изучить суть власти и лидерства.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность власти и ее баланс;
- выявить формы власти;
- установить связи между властью и лидерством;
- определить сущность лидера;
- установить отличие лидера от менеджера;
Введение 3
1. Власть и лидерство 5
1.1. Сущность власти 5
1.2. Баланс власти. 8
1.3. Формы власти 10
1.4. Сущность лидера 12
1.5.Стили лидера 15
1.6. Власть и лидерство 17
2. МАОУ «Гимназия №2» 19
2.1 Общая характеристика МАОУ «Гимназия №2» 19
2.2 Организационная структура. 22
2.3 Должностная инструкция воспитателя в ГПД – функции, права и обязанности 24
2.4 Система стимулирования 27
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.
Основой лидерства является специфический тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения «лидер - последователи». Исторически лидерский тип отношений возник намного раньше отношений «начальник – подчиненный», появившихся и оформившихся в период первой промышленной революции.
Начиная с детских лет, следование за лидером воспринимается всеми достаточно естественно. Это и родители в семье, это и учителя в школе, это и герои, с кем молодые люди хотят себя ассоциировать. Большинством признается факт, что лидерство отождествляется с наличием связанных с психикой человека отношениями между лидером и его последователями.
Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом.
При данном типе руководства последователь тратит свои силы во благо группы (организации), возглавляемой лидером, не имея фактически никаких личных прав. Этот вариант лидерских отношений получил название отношений «мастер – раб». Основываясь на этом типе, организация способна быстро и в кроткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях. [9]
Данный тип лидерских отношений отличает то, что последователи признают лидерство составной частью группы (организации) только тогда, когда оно доказало свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера.
Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.
1.5. Стили лидерства.
Лишь очень небольшое
число руководителей в полной
мере владеет всем спектром
лидерских стилей, большинству из
нас доступны лишь некоторые
их них. Понимание
Перечисленные выше лидерские стили основаны на положительной мотивации последователей, они призваны вызывать у них позитивную реакцию, часто называемую резонансом. Но часто мы наблюдаем действия лидеров, направленные на активизацию у людей таких эмоций, как страх, неуверенность, чувство неполноценности. Такие действия создают у последователей чувство дискомфорта, называемое диссонансом, и корректировку поведения в требуемом лидером направлении.
Командный стиль эффективен в кризисных ситуациях, на начальных этапах организационных перемен. Однако этот стиль быстро приводит к демотивации людей и потере лучших из них.
Для настоящего лидера характеры несколько стилей, которые он принимает в различных ситуациях.
1.6. Власть и лидерство.
Данное выше описание власти и ее форм в организации тесно связано с лидерством. В основе лидерства лежат отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.
Лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе. В практике управления лидерство — это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность. Лидеры используют власть, как средство в достижении целей группы или организации. Если лидеры достигают цели, то власть как средство используется ими для ускорения этого достижения.
Лидерство, как и власть, - это потенциал, имеющийся у человека. Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства. Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.[2]
Важное различие между лидерством и властью относится к совместимости целей. Для существования власти не обязательно требуется совместимость целей. С другой стороны, лидерство, чтобы реализоваться, требует определенного соответствия между целями лидера и целями тех, кто за ним следует. [14]
Лидерство предполагает использование власти. Сама власть может строиться на личностных качествах или на занимаемой позиции в организации.
В целом по силе влияния идут экспертная власть, вознаграждение, власть примера и на последнем месте - принуждение. Большее влияние на результаты работы оказывают экспертная власть и власть примера, которые качественно отличны от права на власть, и принуждения. Экспертная и эталонная власть зависят от личностных качеств и, таким образом, очень индивидуальны.
Исследования показали, что подчиненные более удовлетворены руководителем, который использует не только источники власти, основанные на его позиции, занимаемой в организации.
Интересно, что в группах, где уровень власти вознаграждения высок, результаты работы были ниже, а неудовлетворенность выше. Право на власть и власть принуждения больше ассоциируются с неудовлетворенностью, но они мало связаны с результатами работы. В целом результаты исследований показывают, что лидеры используют по-разному разные источники власти в зависимости от ситуации. [14]
2. МАОУ «Гимназия №2»
2.1. Общая характеристика МАОУ «Гимназия №2»
Выбранное для рассмотрения в контрольной работе, является муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2», 173001, Великий Новгород, ул. Новолучанская, д. 17, Великий Новгород, ул. Великолукская, д. 17, тел. 77-32-62.
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Организационно-правовая форма учреждения – муниципальное автономное учреждение.
Тип учреждения – общеобразовательное учреждение.
Вид учреждения – гимназия.
Учредителем Гимназии является Администрация Великого Новгорода в лице комитета по образованию.
Для автономного учреждения предусматриваются обязательные органы управления с участием заинтересованной общественности, а также более высокие требования к обязательной публичной отчетности, что делает деятельность автономного учреждения более открытой и прозрачной.
Нормативная база:
С 2004 по 2008 год - Гимназия занимает первое место в муниципальном рейтинге образовательных учреждений.
2006, 2007, 2008 год Гимназия
№2 победитель Всероссийского
конкурса общеобразовательных
2008 год - Лауреат Всероссийского конкурса "Лучшие школы России"
2008-2009 - гимназия занимает
2 место в муниципальном и
Ежегодно гимназия становится победителем городских, областных и Всероссийских олимпиад, демонстрируя высокий уровень знаний.
2010-2011 год - Гимназия
заняла первое место в
В соответствии с уставом, гимназия может осуществлять следующие виды деятельности:
При формировании классов педагогический коллектив учитывает потребности жителей города в качественном гимназическом образовании. В гимназии обучаются учащиеся, прошедшие собеседование и проявившие склонность к учебному труду, как правило, желающие в дальнейшем продолжить образование.
По социальному составу учащихся:
Многодетных семей – 27. Неполных семей – 243, 6 семей, где родители – инвалиды. Особого внимания требуют опекаемые дети.
2.2.Организационная структура.
На основании Устава
гимназии и локальных