Влияние качества продукции на конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Задача повышения качества приобретает комплексный характер и затрагивает все отрасли промышленности. Причинами необходимости повышения качества продукции являются: повышение требований научно-технического прогресса, ужесточение требований к свойствам и характеристикам продукции, особенно к надежности, долговечности, сохраняемости, безотказности, эстетичности, экономичности в эксплуатации. Улучшение качества продукции требует повышения качества сырья, материалов, комплектующих изделий, внедрения новых прогрессивных технологий и методов организации производства и труда.

Содержание работы

Введение 3 стр.
1. Общие сведения о конкурентоспособности продукции 5 стр.
2. Понятие качества и конкурентоспособности продукции, их показатели. 7 стр.
3. Важность высокого уровня качества. 12 стр.
4. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе. 14 стр.
Заключение. 22 стр.
Список используемой литературы. 23 стр.

Файлы: 2 файла

влияние качества на конкурентоспособность.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Второй группой моделируемых параметров для оценки конкурентоспособности товара являются технические характеристики изделия, т. е. его качество. Рыночные исследования дают возможность продуценту выявить, какие именно свойства товара покупатель считает необходимыми, эталонными, а затем оценить, насколько каждое из свойств продукта соответствует потребности или эталону.

Вывод: конкурентоспособность товара один из главных показателей конкурентоспособности фирмы.

 

3. Важность высокого  уровня качества.

Качество как фактор конкурентоспособности распространяется на всю национальную экономику. Оно способствует рациональному использованию ресурсов. Последствия недостаточного уровня качества продукции таковы:

1. Экономические:

1) Потеря материальных  и трудовых ресурсов, израсходованных  на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа.

2) Потери в производственной  инфраструктуре (плохой битум –

плохие дороги, плохой цемент – плохие средства хранения (элеваторы), плохие коммуникации, плохая связь и т.д.).

3) Дополнительные затраты  на ремонт техники.

4) Дополнительные затраты  времени у населения на ремонт

бытовой техники.

5) Потери природных  ресурсов в результате использования  низкокачественных машин, используемых  для добычи этих ресурсов.

6) Недополученная валютная  выручка из-за низкой доли экспорта  готовой продукции.

7) Дополнительная потеря  валютных средств для импорта

техники и товаров  народного потребления.

8) Дополнительные затраты  материальных и трудовых ресурсов  на осуществление многозвенной и многоступенчатой системы органов технического контроля качества.

2.Социальные:

1) Дефицитность отечественной  продукции.

2) Падение престижа  продукции, изготовляемой на национальных  предприятиях.

3) Недостаточное удовлетворение  потребностей производственно-технического и личного плана.

4) Снижение темпов  роста благосостояния населения.

5) Нерациональная трата  свободного времени населения  на устранение дефектов изготовления  товаров народного потребления.

6) Ухудшение морального  климата в коллективе.

7) Уменьшение прибыли  предприятия.

3. Экологические:

1) Дополнительные затраты  на очистку: воздушного бассейна,

водного бассейна, земельных  ресурсов.

2) Дополнительные затраты  на меры по оздоровлению населения.

3) Потеря продуктивности  продукции сельского хозяйства  из-за

недостаточного качества воздуха, воды и почвы.

4)Ускоренная амортизация  и дополнительные затраты на ремонт

гражданских зданий и  транспорта из-за плохого качества воздушной среды.

 

4. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе.

Рыночная экономика  в качестве одной из важнейших  характеристик включает конкуренцию  между субъектами и объектами  рынка. Под конкуренцией понимают соперничество между отдельными лицами или хозяйственными единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели на каком-либо поприще.

С конкуренцией тесно  связано и понятие конкурентоспособности. Конкурентоспособность – способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей. При этом понятие конкурентоспособности применяют как к товарам (услугам), так и к предприятиям, фирмам и другим организациям.

Конкурентоспособность товара — это его относительная характеристика, которая отражает отличие данного товара от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании.

Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:

  • полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);
  • определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);
  • конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).

Параметры конкурентоспособности  продукции подразделяются на нормативные (соответствие товара стандартам, техническим условиями, законодательству), технические (технологические свойства товара, определяющие область его применения, надежность, долговечность, мощность и т.д.), экономические (уровень расходов покупателя на приобретение, потребление и утилизацию товара, т.е. цена потребления) и организационные (система скидок, комплектность поставок, сроки и условия поставок и пр.).

Изучение конкурентоспособности товаров важно для предприятий-производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, т.е. не учитывая издержек на его производство и реализацию.

Конкурентоспособность производителя – это его способность сохранять и расширять рынки сбыта за счет целенаправленной деятельности как по отношению к качественным характеристикам продукции, так и по отношению к производителям-конкурентам. Обеспечению конкурентоспособности предприятия подчинены все решения, связанные с выходом на новые рынки сбыта, реорганизацией организационной структуры, модификацией и освоением новых видов продукции, изменением объемов ее выпуска, сменой основных производственных фондов, изменением хозяйственных связей и маркетинговой политикой.

Категории «конкурентоспособность товара» и «конкурентоспособность производителя» взаимозависимы. Предприятие  не может быть конкурентоспособным, если его товар не имеет сбыта. Однако конкурентоспособность товара не решающий фактор в конкурентоспособности предприятия. В ряде случаев конкурентоспособность товара обеспечивается за счет его реализации по демпинговым ценам, не компенсирующим затрат на его производство и сбыт (что при достаточно длительном периоде времени может привести к разорению производителя).

Будучи тесно  взаимосвязанными, категории конкурентоспособности  товара и предприятия имеют и  существенные различия:

1)  конкурентоспособность продукции оценивается и исследуется во временном интервале, соответствующем жизненному циклу товара, а в основе исследования конкурентоспособности предприятия лежит более длительный отрезок времени, соответствующий периоду функционирования предприятия;

2)  конкурентоспособность продукции рассматривается применительно к каждому ее виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю изменяющуюся номенклатуру выпускаемой продукции и его производственно-технический потенциал;

3)  анализ уровня конкурентоспособности предприятия осуществляется им самим, а оценка конкурентоспособности товара – прерогатива потребителя.

По своей  структуре конкурентоспособность  предприятия значительно сложнее  конкурентоспособности продукции, поскольку объект ее приложения – вся производственно-экономическая деятельность предприятия.

Конкурентоспособность предприятия определяется действием  комплекса факторов внешней и  внутренней среды его жизнедеятельности. К факторам внешней среды могут быть отнесены:

  • уровень государственного регулирования и развития экономики страны обитания (налогообложение, кредитно-финансовая и банковская система, законодательное обеспечение бизнеса, система внешнеэкономических связей и т.д.);
  • система коммуникаций;
  • организация входных материальных потоков;
  • факторы, определяющие потребление продукции (емкость рынка, требования потребителя к качеству продукции и т.д.);

Факторы внутренней среды предприятия характеризуют следующие внутрипроизводственные показатели:

    • технический уровень производства (состояние и уровень использования производственных мощностей);
    • технология;
    • организация производства и управления;
    • система формирования спроса и стимулирования и т.д.

Возможности воздействия  предприятия на факторы окружающей среды ограничены, поскольку они  действуют объективно по отношению к предприятию. Реальные и непосредственные возможности регулирования конкурентоспособности предприятия относятся к сфере факторов внутренней среды, однако воздействовать на эти факторы предприятие может с разной интенсивностью. Серьезных капиталовложений и длительного времени окупаемости требуют изменения технико-технологических условий работы предприятия. Наиболее мобильными и поддающимися эффективному регулированию без существенных капиталовложений являются факторы организации управления производственно-сбытовой деятельностью, и именно в этой сфере находятся реальные пути повышения конкурентоспособности предприятия. Решающим рычагом при этом является внедренная предприятием система менеджмента качества продукции.

Конкурентоспособность предприятия может оцениваться путем сопоставления конкретных позиций нескольких предприятий на одном и том же рынке по таким параметрам, как: способность к адаптации в изменяющихся условиях конкуренции, технология, разрешающая способность оборудования, знания и практический опыт персонала, система управления, маркетинговая политика, имидж и коммуникации. Речь идет о комплексе интеллектуальных, технико-технологических и организационно-экономических характеристик, определяющих успех предприятия на рынке.

Проблема качества и повышения конкурентоспособности  становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и к проблеме качества, а также к подходам и  методам их решения, выражаясь в разных формах:

  • сосредоточении усилий широкого круга компаний на налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам;
  • изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии;
  • активизации деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям международных стандартов (в экономически развитых странах эти системы являются не только источником получения конкурентных преимуществ, но и обязательной инфраструктурной основой для эффективного взаимодействия компаний в условиях стремительно углубляющегося разделения труда);
  • постепенном осознании российскими менеджерами необходимости освоения новой философии качества и на ее основе формировании в компаниях принципиально новой для отечественной практики организационной культуры.

Решение проблемы качества – неотъемлемый элемент  стратегии развития современных компаний, поэтому начинать внедрение системы менеджмента качества продукции следует с определения места этой системы в общей стратегии компании.

Поскольку деятельность по формированию системы менеджмента  качества продукции путем реализации международных стандартов и принципов TQM (всеобщего управления качеством) ориентируется на повышение качества и конкурентоспособности продукции (услуг) компании, то все процессы, связанные с этой деятельностью, следует начинать с анализа потребностей и ожиданий потребителей этой продукции (услуг). Поэтому компания прежде всего должна определить маркетинговую стратегию, которая будет отражать интересы и особенности потребителей и характер конкурентных преимуществ ее продукции (услуг), за счет которых она рассчитывает добиться успеха.

В соответствии с маркетинговой стратегией должны развиваться активы компании и ее технологический потенциал, поэтому  необходима стратегия технического развития.

Качество продукции  и ее конкурентоспособность существенно  зависят от качества и режима поставок материалов и комплектующих, следовательно необходима стратегия взаимодействия компании с их поставщиками.

Создание и  практическое использование системы  менеджмента качества продукции  зависит от людей, их квалификации и  способности постоянно учиться  и совершенствовать свои знания и умение, от их реального вовлечения в деятельность для решения проблемы качества. Это обусловливает необходимость стратегии эффективного управления персоналом.

Оглавление влияние качества.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Влияние качества продукции на конкурентоспособность