Влияние окружающей среды организации на ее деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

В последней главе будет проведен анализ внешней и внутренней среды на примере конкретной организации. Анализ среды нужен для определения стратегии поведения предприятия и проведения этой стратегии в жизнь. Таким образом, целью данной работы является изучение внешнего окружения и внутренней среды организации для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности компании.
Данная тема является актуальной, как и вся теория менеджмента. В новом тысячелетии наша страна должна научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные управленцы. Умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние факторы, является залогом успеха фирмы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………03
Глава 1. Внутренняя среда организации……………………………………05
1.1. Внутренние переменные и цели организации…………………………05
1.2. Структура организации и разделение труда…………………………..06
1.3. Функциональные процессы в деятельности организации…………..09
Глава 2. Внешняя среда организации. Характеристика внешней среды…...........................................................................................................12
2.1. Факторы среды прямого воздействия…………………………………..12
2.2. Факторы среды косвенного воздействия (общее внешнее окружение)………………………………………………………………………15
2.3. Среда организаций, действующих на международном уровне………19
Глава 3. Влияния внутренних и внешних факторов на примере конкретной организации…………………………………………………….23
3.1. Влияние внутренних факторов…………………………………………..23
3.2. Влияние внешних факторов……………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………..........28
Список литературы……………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Менеджмент (курсовая).docx

— 63.81 Кб (Скачать файл)

Влияние на организацию такого фактора как конкуренция невозможно оспаривать. Руководство каждого  предприятия четко понимает, что  если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.

Недооценка конкурентов  и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и к кризисам, что уж говорить о нашем малом предприятии. Но недостаток в масштабности является также конкурентным преимуществом. Это возможность более быстро и гибко реагировать на новые условия рынка, ценовую конкуренцию.

Сезонность важный фактор для больших отелей и маленьких  гостиниц. Всем известно понятие «высокий сезон». Для города Санкт-Петербурга это период «белых ночей» и ранней осени. «Низким» сезоном можно считать  вторую декаду января, когда заканчиваются  рождественские праздники, а с ними и средства наших потенциальных  клиентов.

Без рекламы собственной  компании сегодня не мыслима предпринимательская  деятельность. Реклама бывает всевозможных видов: наружная реклама, реклама в средствах массовой информации, справочниках, каталогах и.т.п., визитки, плакаты, календари. Самой важной на сегодня является  создание и обслуживание собственного сайта в интернете. Кроме рекламы требуется продвигать свою организацию с точки зрения ее благоприятного имиджа или PR.

Органы государственного регулирования с точки зрения принятия новых законов, постановлений  и других подзаконных актов, безусловно, влияют на организацию постольку, поскольку данная организация находится в России, а не в другой стране и необходимо соблюдать местные законы. Известно, что государственная система в молодом российском государстве далека от совершенства.

У данной организации, как и у любой другой, есть свои поставщики. Если  поставщиков разделить на несколько групп - поставщики материалов, капитала, трудовых ресурсов, то становится понятней, каким образом они влияют на данную организацию, ведь организация зависит от непрерывного притока материалов, то есть здесь проявляется зависимость от цен, сроков, ритмичности, качества. Для роста и процветания фирме нужны не только поставщики материалов, но и капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько: банки, программы федеральных учреждений по предоставлению займов, акционеры и частные лица, акцептующие векселя компании или покупающие ее облигации. Как правило, чем лучше дела у компании, тем выше ее возможности договориться с поставщиками на благоприятных условиях и получить нужный объем средств.

Адекватное обеспечение  рабочей силой нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением  поставленных целей, т. е. для эффективности  организации как таковой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Внутренняя среда организации  оказывает постоянное и самое  непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:

  • Взаимодействие менеджеров и рабочих.
  • Найм, обучение и продвижение кадров.
  • Оценка результатов труда и стимулирование.
  • Создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

Организационный срез включает в себя:

  • Коммуникационные процессы.
  • Организационные структуры.
  • Нормы, правила, процедуры.
  • Распределение прав и ответственности.
  • Иерархию подчинения.

В производственный срез входят:

  • Изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства.
  • Обслуживание технологического парка.
  • Осуществление исследований и разработок.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все  те процессы, которые связаны с реализацией продукции:

  • Стратегия продукта.
  • Стратегия ценообразования.
  • Стратегия продвижения продукта на рынке.
  • Выбор рынков сбыта и систем распределения.

Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание  ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.

Внутренняя среда как  бы полностью пронизывается организационной  культурой, которая так же, как  вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации. Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться ж в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной структуры для стратегического управления состоит в том, что она не только определяет отношения между людьми в организации, но и оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое  взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам, какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы. Так как организационная культура не имеет явно выраженного проявления, то ее сложно изучать. Однако, тем не менее есть несколько устойчивых моментов, которые важно прояснить для того, чтобы пытаться указать на те слабые и сильные стороны, которые организационная культура придает организации.

Для того чтобы успешно  выживать в долгосрочной перспективе  организация должна уметь прогнозировать то, какие трудно могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие  новые возможности могут открыться  для нее. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует  внимание на выяснении какие угрозы и какие возможности таит в  себе внешняя среда.

Чтобы успешно справляться  с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь их использовать. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие силы и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.

Суммируя вышесказанное, можно констатировать, что анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление  угроз и возможностей, которые  могут возникнуть во внешней среде  по отношению к организации, а  также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны  определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении. Довольно известный метод SWOT (аббревиатура из английских слов: сила – strength, слабость - weakness, возможности – opportunity и угрозы - threat) является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее — установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в семь компонент. Этими компонентами являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, и социальное поведение.

Изучение экономической  компоненты макроокружения позволяет  понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких  характеристик, как величина валового национального продукта, темпы инфляции, уровень безработицы и т.п. Каждый из этих факторов может представлять либо угрозу, либо новую возможность  для фирмы. Что для одной организации  представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность.

Анализ технологии позволяет  своевременно обнаружить те возможности, которые развитие науки и техники  открывает для производства новой  продукции, для усовершенствования производимой продукции и для  модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки  и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным последствиям.

Политическая составляющая внешней среды должна изучаться  в первую очередь для того, чтобы  иметь ясное представление о  намерениях органов государственной  власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых  государство намерено проводить  в жизнь свою политику. В изучение политической обстановки входит выяснение  какие программы водворяют в  жизнь различные партии, какое  отношение у правительства существует по отношению к различным отраслям экономики и регионам страны  и т.д.

Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она  стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место  в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.

Конкурентная борьба формируется  не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию  и реализующими ее на одном и том  же рынке. Субъектами конкурентной среды  являются также и те фирмы, которые  могут войти на рынок, а также  те фирмы, которые производят замещающий продукт. Кроме них, на конкурентную среду организации оказывают  заметное влияние ее покупатели и  поставщики, которые, обладая силой  к торгу, могут заметно ослабить позицию организации на поле конкуренции.

Изменчивая рыночная среда  представляет собой область постоянного  беспокойства для организаций. В  анализ рыночной внешней среды входят многочисленные факторы, которые могут  оказать непосредственное воздействие  на успехи или провалы организации. К этим факторам относятся изменяющиеся демографические условия, жизненные  циклы различных изделий или  услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения  и уровень конкуренции в отрасли.

Факторы социального поведения  включают меняющиеся ожидания, отношения  и нравы общества. К некоторым  факторам относятся преобладающие  в обществе чувства по отношению  к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе. Часто именно социальные факторы  создают крупные проблемы в организации. Чтобы эффективно реагировать на изменение социальных факторов организация  сама должна меняться.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Мескон М.Х, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М. 2002.
  2. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.Н. Основы менеджмента: Учебное пособие. СПб. 1998.
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.1999.
  4. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент.М.1998.
  5. Гражданский Кодекс Российской Федерации. М.2010.
  6. Прыткин В.В. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках:.Учебное пособие. М. 1998.
  7. Драчева Е.Л., Юликов Л.И., Менеджмент. М.2002.
  8. Веснин В. Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2006.
  9. Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент. – М.: Дашков и К, 2002.
  10. Шекшня С. В. Управление персоналом в современной организации. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002.
  11. Глухов В. В. Менеджмент. – СПб.: Лань, 2002.
  12. Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. СПб. 2006 г.
  13. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  14. Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. Пособие / Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  15. Менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.В.Лукашевича, Н.И.Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  16. Тебекин А.В. Менеджмент организации: Учебник / Тебекин А.В., Касаев Б.С.  – М.: КНОРУС, 2007.
  17. Климов А.О. Внешняя среда и стратегическое управление. - СПб.: Нева, 2003.

Информация о работе Влияние окружающей среды организации на ее деятельность