Влияние профессионализма сотрудников на результат деятельности предприятия на примере ООО «ЛУТР»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы выявить влияние профессионализма сотрудников на результат деятельности предприятия на примере ООО «ЛУТР».
Данная цель реализуется в следующих задачах:
- провести теоретический анализ особенностей диагностики профессиональной деятельности работников;
- исследовать особенности профессиональной деятельности работников на примере ООО «ЛУТР»;
- предложить пути совершенствования профессионализма сотрудников коллектива ООО «ЛУТР».

Содержание работы

Введение
3
1. Теоретический анализ особенностей диагностики профессиональной деятельности работников
5
1.1 Профессионально важные качества личности профессионала
5
1.2 Диагностика профессиональной пригодности личности
9
2. Исследование профессиональной деятельности работников на примере ООО «ЛУТР»
13
2.1 Характеристика организации
13
2.2 Социологическое исследование влияния профессионализма сотрудников на результат деятельности предприятия на примере ООО «ЛУТР»
15
Заключение
19
Список использованной литературы
22
Приложение А

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

3

1. Теоретический анализ особенностей диагностики профессиональной деятельности работников

5

1.1 Профессионально  важные качества личности профессионала

5

1.2 Диагностика профессиональной пригодности личности

9

2. Исследование  профессиональной деятельности  работников на примере ООО  «ЛУТР»

13

2.1 Характеристика  организации

13

2.2 Социологическое исследование влияния профессионализма сотрудников на результат деятельности предприятия на примере ООО «ЛУТР»

15

Заключение

19

Список использованной литературы

22

Приложение А

23


 

 

Введение

Актуальность темы обусловлена возрастанием взаимного влияния содержательности современного профессионального труда, ценностных ориентаций и мотивации работников профессиональной деятельности, формированием новых механизмов взаимодействия на рынке труда между наемными работниками и работодателями в контексте продолжающихся социально-экономических, общественно-политических и административных преобразований в современном российском обществе. В системе рыночных отношений конкурентоспособность работника профессиональной деятельности определяется способностью к самостоятельному, насыщенному интеллектуальными элементами, творческому труду, а также высокой профессиональной подготовкой.

Развивающийся российский рынок труда при наличии различных  форм собственности выдвигает в  качестве одной из задач соответствие профессиональных качеств работников, их профессиональной мотивации и трудовых ценностей содержанию современного профессионального труда. В связи с быстрыми изменениями в производительных силах общества, в экономической, политической, социальной и духовной жизни людей, накопилось немало вопросов, связанных с решением проблемы личностного самоопределения и самоутверждения в процессе профессиональной деятельности, изменения трудовых ценностей и мотивации.

С другой стороны, профессиональная деятельность выступает как один из основных факторов изменения ценностно-мотивационного отношения работника к своей профессии. Сложность и автономность труда, насыщенность трудового процесса умственной деятельностью, наличие элементов творческой деятельности, самостоятельность в осуществлении своей профессиональной деятельности являются важнейшими показателями изменения сознания и трудового поведения работника в современном обществе. Российское общество постепенно выходит из состояния кризиса трудовых отношений.

Цель контрольной работы выявить влияние профессионализма сотрудников на результат деятельности предприятия на примере ООО «ЛУТР».

Данная цель реализуется  в следующих задачах:

- провести теоретический анализ особенностей диагностики профессиональной деятельности работников;

- исследовать особенности  профессиональной деятельности работников на примере ООО «ЛУТР»;

- предложить пути совершенствования  профессионализма сотрудников коллектива  ООО «ЛУТР».

 

1. Теоретический анализ особенностей диагностики профессиональной деятельности работников

1.1 Профессионально  важные качества личности профессионала

Профессиональное становление  личности - это целостный динамически  развёртывающийся во времени процесс  от формирования профессиональных намерений  до полной реализации себя в деятельности. Основным противоречием профессионального  становления является противоречие между сложившимися свойствами личности и объективными требованиями ведущей деятельности, значение которой состоит в том, что она обусловливает дальнейшее развитие личности. Осуществляя себя в ведущей деятельности, личность постепенно изменяется, что приводит к перестройке мотивов ведущей деятельности, формированию новых свойств личности.

Профессиональное становление  предполагает использование совокупности приёмов социального воздействия  на личность, её включение в различные  виды деятельности, имеющие целью формировать систему профессионально важных качеств [1, с. 109].

В образовании комплексов профессионально важных качеств  личности участвуют не только совокупности свойств личности, связанные с  видом деятельности, но личностные качества, профессионально важные для любого вида профессиональной деятельности. Это прежде всего ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, являющаяся важным компонентом профессионального самосознания, и несколько более специфические эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску.

Среди собственно личностных свойств чаще всего упоминается  в качестве универсального профессионально  важного качества ответственность. Ответственность рассматривается  рядом авторов как одно из свойств, характеризующих направленность личности, влияет на процесс и результаты профессиональной деятельности, прежде всего через отношение к своим рабочим обязанностям и к своим профессиональным качествам [6, с.36].

 «Профессионализм  понимается не как просто высший уровень знаний, умений и результатов человека в конкретной деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека, включающую, как минимум, следующие, компоненты:

Свойства человека как  личности, субъекта деятельности:

1 образ мира; направленность, социально ориентированные мотивы; отношение к внешнему миру, к людям, к деятельности; отношение к себе, особенности саморегуляции; интеллектуальные черты индивидуальности; эмоциональность, ее особенности и проявления; представление о своем месте в профессиональной общности.

2. Праксис профессионала:  моторика; умения навыки, действия, ориентированные на предметную  область труда; умения, навыки  действия коммуникативные, социально-воздейственные; умения, навыки, действия саморегуляционные.

3. Гнозис профессионала:  прем информации, профессиональная  специфика внимания, ощущения и  восприятия; переработка информации  и принятие решений, память, мышление, воображение, их профессиональная  специфика.

4. Информированность,  опыт и культура профессионала.

5. Психодинамика, интенсивность  переживаний, быстрота их смены» [7, с.30].

Профессионализм может  быть описан через соотношения мотивационной  сферы человека труда (профессиональные ценности, профессиональные притязания и мотивы, профессиональное целеполагание и т.д.) и операциональной сферы (профессиональное самосознание, профессиональные способности, обучаемость, приемы и технологии как составляющие профессионального мастерства и творчества и др.). Таким образом, профессионализм - это интегральная характеристика деятельности, общения и личности человека труда.

Профессионализм - неотъемлемая ступень к высшему своему качеству - компетентности в конкретной деятельности. Идею профессионализма не следует сводить  только к представлению о высоком  уровне умелости профессионала. Работа профессионала не сводится к тому, что видно стороннему наблюдателю; профессионала надо рассматривать как сложную систему, имеющую не только внешние функции, но и сложные, многообразные внутренние, в частности, психические функции.

«Профессионализм соотносится  с различными аспектами зрелости работника, в связи с чем у  человека различают несколько видов  профессиональной компетентности:

- специальную или деятельностную, которая предполагает владение  на высоком уровне профессиональной  деятельностью;

- социальную, предполагающую  владение способами совместной  профессиональной деятельности  и сотрудничества;

- личностную (владение  способами самовыражения и саморазвития);

- индивидуальную (владение приемами  самореализации и саморазвития  индивидуальности в рамках профессии, способность к творческому проявлению своей индивидуальности)» [5, с.40].

Наличие всех видов компетентности означает достижение человеком зрелости в своей профессиональной деятельности, общении и сотрудничестве, характеризуют становление личности и индивидуальности профессионала.

Компетентность - это некоторый  психологический фактор, в который  входят: исчерпывающие знания предмета и объекта деятельности; умение разобраться  в любом нестандартном вопросе, относящемся к этой деятельности; умение и способность объяснить любые явления, связанные с деятельностью; способность точно оценивать качество работы и ее последствия. Компетентность - мастерство не столько в смысле исполнения, сколько в смысле организации и системного понимания всех проблем, связанных с деятельностью, умение поставить задачи и способность организовать решение конкретных проблем, относящихся к виду деятельности, в которой данный человек компетентен.

Компетентность включает в себя такие характеристики, как интегральное соответствие личности решаемым задачам, количество и качество решенных задач, результативность и успех в проблемных ситуациях.

В разных профессиях у одного и  того же человека на разных этапах его  развития компетентность может быть представлена разным комплексом вышеназванных качеств.

Источником профессионального  становления являются противоречия между достигнутым уровнем развития личности и требованиями, которые  предъявляют коллектив, общество, учебная  деятельность к системе уже сформированных знаний, навыков, а также к индивидуально-психологическим свойствам личности. Поэтому профессиональное становление личности имеет собственную образовательную траекторию и траекторию личностного роста.

К. Роджерс считал, что личностный рост выражается в стремлении становится все более компетентным и способным настолько, насколько это возможно биологически.

Таким образом, личностный рост - это  качественные изменения личностного  развития, затрагивающие основные жизненные  отношения, «ядро» личности. Отношение  к своей прошлой жизни как к прошлому и направленность в будущее позволяют говорить о таких качественных изменениях в личностном росте. Любая остановка в этой непрерывности может быть чревата наступлением застоя и началом деградации личности.

 

1.2 Диагностика  профессиональной пригодности личности

Диагностика профессиональной пригодности в психологии профессиональная пригодность человека определяется как "совокупность психологических  и психофизиологических особенностей, необходимых и достаточных для  достижения им, при наличии специальных знаний, умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда... ". В это понятие входит также "удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов".

О профессиональной пригодности, следовательно, можно судить по объективному критерию - успешному овладению профессией и субъективному - удовлетворенности трудом Современный взгляд на профессиональную пригодность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, в ходе овладения профессией, а не дана человеку изначально, как некое врожденное качество. Для овладения профессиональным мастерством необходимы соответствующие способности, на основе которых формируются знания и навыки, а также склонность к работе, т. е. положительная профессиональная мотивация. На каждом этапе профессия предъявляет определенные требования к моторике, мышлению, памяти, вниманию, другим психическим функциям и качествам личности. Под влиянием этих требований в ходе овладения профессией формируются профессионально важные качества, способности человека, которые и обеспечивают развитие необходимых навыков, знаний, умений, определяющих квалификацию, мастерство.

Основой профессионально важных качеств  являются специальные способности. Разработка диагностики специальных способностей в большинстве случаев преследовала цель прогнозирования будущей профессиональной успешности претендента на профессию. Применение тестов для профессионального отбора стимулировалось социальным заказом со стороны промышленников и военных ведомств, которые были заинтересованы в быстром включении кадров в работу, снижении затрат на их подготовку, уменьшении риска аварий, травматизма [2,c.58].

Не менее важны также высокая  пластичность способностей и возможности  формирования компенсаторных механизмов, помогающих "заменить" в случае необходимости одни способности другими. Одной и той же эффективности труда можно добиться за счет формирования разных качественно своеобразных индивидуализированных структур профессиональных способностей. Критика применения тестов для предсказания будущей профессиональной успешности во многом объясняется невысокой прогностичностью всех существующих методов (мы уже отмечали выше, прогноз носит краткосрочный, а не долговременный характер) [9,c.63].

Очень интересным с этой точки зрения оказалось исследование, проведенное американскими психологами Р. Торндайком и Э. Хаген. Они попытались проследить, как сложились судьбы нескольких тысяч военнослужащих, которые в начале карьеры проходили всестороннее тестовое обследование и получили соответствующие рекомендации и предсказания относительно будущей профессиональной успешности. Результаты, полученные через десятилетия, показали, что в среднем прогностическая валидность (т. е. сила предсказания по тестам) оказалась равной 0. Это означает, что при высоких результатах по тестам часть специалистов достигла за этот период большого успеха, но примерно столько же из них никакого успеха не достигли. Точно так же из тех, кто при тестировании продемонстрировал низкие результаты, одни сделали блестящую карьеру, другие вообще не смогли овладеть профессией. Торндайк и Хаген написали по итогам своей работы книгу "10 000 карьер" (на русский язык не переведена), в которой убедительно показали бессмысленность построения длительного прогноза будущей профессиональной успешности на основе тестовых испытаний. В связи с этим авторы подчеркивают, что гораздо более обнадеживающие результаты получаются при опоре не на общий результат по тесту, а на тестовый профиль, свидетельствующий об определенной выраженности отдельных способностей (например, для бухгалтеров естественным является большая выраженность счетных способностей, для архитекторов - пространственных, для инженеров - общих интеллектуальных) Для профилей, полученных при тестировании представителей определенных профессий, характерны специфические "пики" и "впадины", свидетельствующие об определенной выраженности тех или иных способностей. Критика применения тестов специальных способностей для диагностики профпригодности не означает, что мы должны от них отказаться [10,c.127]. Но, на наш взгляд, они должны использоваться лишь там, где их применение полностью оправданно.

Информация о работе Влияние профессионализма сотрудников на результат деятельности предприятия на примере ООО «ЛУТР»