Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 09:48, дипломная работа
Объект исследования – УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы».
Предмет исследования – система стратегического менеджмента ГрГУ им. Янки Купалы.
Научная новизна дипломной работы определяется отсутствием типового проекта и методического обеспечения внедрения стратегического менеджмента в учреждениях образования Республики Беларусь и, в частности, сбалансированной системы показателей. Таким образом целью данной работы является разработка проекта внедрения сбалансированной системы показателей в организации, а именно – в учреждении образования. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить место стратегического управления в современном менеджменте;
2. Рассмотреть сбалансированную систему показателей как эволюционную модель развития стратегического менеджмента;
ВВЕДЕНИЕ 6
1.СБАЛАНСИРОВАННЫХ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 9
1.1.Место стратегического управления в современном менеджменте 9
1.2.Сбалансированная система показателей как эволюционная модель развития стратегического менеджмента 13
1.3.Место сбалансированной системы показателей среди альтернативных моделей достижения стратегии организации 18
2.АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМАХ МЕНЕДЖМЕНТА 28
2.1.Организационно-экономическая характеристика УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» 28
2.2.Система стратегического менеджмента в Республике Беларусь 34
2.3.Анализ развития стратегического менеджмента в УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» 38
3.ПРОЕКТ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В УО «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИЯ ЯНКИ КУПАЛЫ» 56
3.1.Характеристика основных этапов проекта внедрения сбалансированной системы показателей в УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» 56
3.2.Обоснование использования информационных систем для автоматизации стратегического менеджмента УО «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы» 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
Источник: [Собственная разработка автора на основании данных УО ГрГУ им. Янки Купалы]
При разработке стратегии на следующий пятилетний срок также использовался SWOT-анализ среды университета. На основании SWOT-анкеты были сформулированы ключевые принципы развития ГрГУ им. Янки Купалы. С большой долей вероятности можно утверждать, что эти принципы не являлись теми стратегическими направлениями деятельности, которые по классической методике должны быть сформулированы по итогам сопоставления выявленных сильных/ слабых – возможностей/ угроз. При постановке стратегических целей в данной стратегии были использованы как абсолютные, так и относительные цели с элементами методики Key Performance Indicators (KPI). Причём не всегда при постановке относительных целей они были корректно сформулированы. В частности не были известны значения показателей за предыдущий период, не реализовано определение приоритетности целей посредством установки весовых коэффициентов показателей, как того требует методика KPI. Но именно в этой стратегии была впервые проанализирована реализация стратеги, что позволило определить направления улучшения качества стратегии университета на период 2010-2015гг. Таким образом, в университете было положено начало практики анализа достижения стратегических целей, что позволило замкнуть цикл PDCA процесса стратегического менеджмента в университете. Стратегия 2010-2015гг. дала начало реализации принципа так называемого «скользящего планирования», при котором реализация стратегических целей основывается на достижении и анализе годовых целей организации. Так, по итогам 2010 года результативность процессов представлена в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Результативность процессов системы менеджмента УО «ГрГУ им. Янки Купалы»
Процесс |
Результативность (%) |
Учебный процесс. Довузовская подготовка |
111% |
Учебный процесс. Обучение на 1-й ступени высшего образования |
91% |
Учебный процесс. Обучение на 2-й ступени образования |
106% |
Продолжение табл. 2.4 | |
Учебный процесс. Повышение квалификации и переподготовка кадров |
154% |
Научно-исследовательская и |
130% |
Подготовка научных кадров высшей квалификации |
109% |
Воспитательная и |
106% |
Менеджмент персонала |
107% |
Менеджмент ресурсов |
113% |
Библиотечное обеспечение |
104% |
Редакционно-издательская деятельность |
119% |
Источник: Собственная разработка автора на основании данных УО ГрГУ им. Янки Купалы
Как видно из табл. 2.4, результативность процессов в среднем по университету за 2010 год составила 113,6%. Некоторые практики стратегического менеджмента считают отклонение от запланированной результативности более чем на 5% основанием для подробного анализа ситуации. Так как в данной ситуации возникают следующие альтернативы: либо управленческие решения университета за анализируемый период были совершенно верными и привели к значительному росту эффективности процессов, либо внешние условия среды сложились наиболее благоприятным образом для университета (хотя условия мирового финансового кризиса оказывали негативное влияние на деятельность университета), либо целевые значения и весовые коэффициенты были установлены на недостаточном уровне, т.е. не было выдержано основное требование к целям – их напряжённость.
Следующая стратегия ГрГУ им. Янки Купалы была разработана на период 2011-2015 гг. Таким образом, была продолжена реализация принципа скользящего стратегического планирования. Эта инновация положительным образом отразилась как на содержании данной стратегии, так и при анализе достижения целевых значений показателей предыдущей стратегии.
Разработка
данной стратегии стала очередным
этапом на пути совершенствования
Таким образом, использование четырёх перспектив, начиная с анализа внешней среды и заканчивая анализом реализации стратегии и разработки последующей, стало тем центровым стержнем, вокруг которого базируется вся стратегия университета. Ввиду этого стратегия 2011-2015 гг. значительно выигрывает по сравнению с предыдущими в качестве содержания.
Но следует отметить, что по итогам анализа реализации стратегии за первое полугодие 2011 года, многие руководители отметили сложность восприятия и анализа достижения стратегических целей.
При подробном рассмотрении проблемы оказалось, что система документов планирования значительно перегружена (рис. 2.2).
Рис.2.2 Система документов стратегического и оперативного планирования ГрГУ им. Янки Купалы
Источник: Собственная разработка автора на основании данных УО ГрГУ им. Янки Купалы
Так на стратегический уровень приходится 30 документов планов и целей, на оперативный – 251 документ, каждый из которых подлежит разработке, согласованию, выполнению, мониторингу, анализу, актуализации и внесению изменений при необходимости. Разумеется, такой объём работы с документами негативно сказывается на результатах планирования вообще, отвлекает от непосредственного выполнения должностных обязанностей и как следствие – снижается удовлетворённость персонала. К примеру, за 2010 год она была рекордно низкой – 3,1 балла из 5 возможных.
Анализируя систему документов стратегического и оперативного планирования следует отметить, что:
Таким образом,
возможны следующие шаги по повышению
эффективности системы
В целях анализа
всей системы менеджмента
Вопросник разделён
на три части, каждая из которых рассматривает
определённый аспект системы оценки.
В первой части (вопросы 1-5) рассматривается
общий подход к системе измерения.
Вторая часть (вопросы 6-40) касается конкретных
показателей. Третья часть (вопросы 41-50)
посвящена тому, каким образом
следует анализировать и
Результаты теста имеют собственную систему подсчёта (табл. 3.5):
Таблица 3.5
Расчёт
результатов теста «Оценка
№ |
Баллы |
Коэффициент |
Расчёт |
1 |
Общее количество баллов, полученное при ответе на вопросы 1-5 |
2 |
Баллы × Коэффициент |
2 |
Общее количество баллов, полученное при ответе на вопросы 6-40 |
1 |
Баллы × Коэффициент |
3 |
Общее количество баллов, полученное при ответе на вопросы 41-50 |
2 |
Баллы × Коэффициент |
4 |
ИТОГО: |
Сумма строк 1-3 |
Источник: Собственная разработка автора на основании [5]
Так, ввиду
того, что вопросы первой группы
относятся к комплексной
Проект внедрения сбалансированной системы показателей, представленный в данной главе, направлен на решение существующих проблем в УО «ГрГУ им. Янки Купалы» с оптимизацией существующей системы стратегического менеджмента, которые заключаются в:
Для решения этих проблем перед проектом были поставлены следующие задачи:
Критериями результативности проекта по внедрению Сбалансированной системы показателей будут служить:
Для решения стоящих пред проектом задач и достижения установленных метрик результативности проекта предлагается реализовать его в три этапа:
Информация о работе Внедрение системы сбалансированных показателей в организации