Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:21, реферат
В настоящее время стала актуальной проблема анализа внутренней и внешней среды организации, т.к. под влиянием изменений, происходящих в мировой и отечественной экономике, появляются новые формы организаций и их интеграции. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан выявлять существенные факторы внешней и внутренней среды и предлагать подходящие способы реагирования на эти воздействия. Это необходимо, потому что организация является открытой системой, зависящей от взаимообмена вводимыми ресурсами и результатами деятельности с внешним миром.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ...6
1.1.Понятие внешней среды и классификация ее факторов…………...6
1.2. Характеристики состояния внешней среды……………………….10
1.3. Объекты и методы качественного прогнозирования состояния
внешней среды…………………………………………………….18
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ПРИНЯТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ…………………………22
2.1.Методы оценки внешней среды …………………………………….22
2.2. Анализ и принятие управленческого решения в нестабильной внеш
ней среде на примере кредитного учреждения (банк) …………..….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………37
Вторая группа методов опроса - многоступенчатые методы - основаны на обращении к определенному кругу экспертов (Метод Дельфи):
Таким образом, информация поступающая имеет "обратную связь", что приводит к более точным данным.
Техническое развитие внешней среды может быть спрогнозировано на уровне отрасли.
Методы прогнозирования могут применяться как в комбинации, так и по отдельности, как макро, так и мини методами.
К "технике разработки сценариев" относятся методы, при помощи которых можно составлять картины будущего, отражающие гипотетическую последовательность событий, показывающие причинно-следственную связь между ними и ключевыми параметрами, имеющие важное значение для принятия решений. В сценариях учитываются характеристики внешней среды и специфические для предприятия аспекты.
Наряду с наиболее вероятным сценарием будущего предприятию следует составить и альтернативные сценарии, в частности и экстремальные. Порой приходится обрабатывать до 20 сценариев с разной точной отсчета, чтобы наиболее верно спрогнозировать будущие события.
В зависимости от постановки вопроса можно рассматривать трендовые и нормативные сценарии. Трендовые сценарии носят прогностический характер, в то время как нормативные сценарии задают цель, к которой должно предприятие прийти.
МОДЕЛЬ СЦЕНАРИЯ
Настоящее время
Экстремальный сценарий
Линии развития возможных сценариев
Трендовый сценарий
Возмущающее событие
Техника разработки сценария - многоступенчатый, требующий привлечения большого числа специалистов, процесс поиска решения проблем, на отдельных этапах которого применяются различные методы исследования.
Независимо от подходов можно отметить общие моменты в технике разработки сценариев:
При разработке сценария применяются следующие методы:
При решении задач стратегического характера наряду с проблемной областью определяют еще и проблемную область внешней среды, влияющую на данную проблему. Анализируют и обратную связь этого влияния. Строят различные альтернативные сценарии взаимодействия. Рассматривают существующие связи между предприятием и окружающей средой и прогнозируют как и на основании каких действий они могут изменяться. Поскольку сценарии направлены на будущее, то ситуации, проигрываемые в настоящем, проецируются на какой-то определенный момент в будущем.
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ПРИНЯТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ…
2.1.Методы оценки внешней среды
Существует несколько распространенных методов оценки внешней среды:
• PEST-анализ;
• SWOT-анализ;
• метод 5 на 5;
• метод позиционирования;
• модели прогнозирования;
• сценарный анализ, экспертные методы и другие.
Метод PEST - анализ направлен на изучение четырех узловых направлений макросреды (рис. 3.2):
• политико-правового (налоговая политика, правительственная стабильность, антимонопольное законодательство, таможенное законодательство, система регулирования занятости населения и др.);
• экономического (тенденции валового национального продукта, процентная ставка и курс национальной валюты, количество денег в обращении, уровень инфляции, уровень безработицы, цены на энергоресурсы, инвестиционная политика);
• социального (демографическая структура населения, стиль жизни, обычаи и привычки, социальная мобильность населения, активность потребителей);
• технологического (затраты на НИОКР, защита интеллектуальной собственности, государственная политика в области НТП, новые продукты (скорость обновления, источники идей)).
Метод «*5» или пять вопросов о пяти факторах внешней среды
Процедуры метода сводятся к поиску ответов на следующие пять вопросов:
1. Если Вы обладаете информацией о факторах внешней среды, назовите хотя бы пять из них.
2. Какие 5 факторов внешней среды представляют для Вас наибольшую опасность?
3. Какие 5 факторов из планов Ваших конкурентов Вам известны?
4. Если Вы уже определили направление стратегии, какие 5 факторов могли бы стать наиболее важными для достижения Ваших целей?
5. Назовите 5 внешних пространств, включающих возможность изменений, которые могли бы стать благоприятными для Вас.
Техника оценки влияния каждого фактора на будущее предприятия:
• Как (положительно или отрицательно) данный фактор повлияет на предприятие?
• Какова вероятность усиления этого фактора?
• Насколько велико будет его воздействие?
• Когда можно будет ослабить воздействие этого фактора:
- в ближайшее время;
- в среднесрочном периоде;
- через длительное время?
Одним из наиболее распространенных и признанных методов оценки внешней среды является часть метода SWOT-анализа.
SWOT-анализ - по начальным буквам английских слов strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), oppo tunities (возможности), threats (угрозы).
Задача анализа заключается в том, чтобы выделить реальные возможности, на основе которых можно обеспечить конкурентное преимущество предприятия.
Для оценки угроз и возможностей, исходящих из внешней среды, используется метод позиционирования, в основе которого лежат два критерия:
Прогноз
состояния внешней среды
+ - обязательно воспользоваться;
? – воспользоваться,
если есть стратегический
- - не заслуживает внимания;
Таблица 1.
Вероятность использования возможностей |
Степень влияния возможностей на организацию | ||
сильное |
умеренное |
слабое | |
Высокая |
+ |
+ |
? |
Средняя |
+ |
? |
- |
низкая |
? |
- |
- |
Матрица позиционирования угроз
Вероятность появления угрозы |
Степень влияния угрозы на организацию | |||
катастрофическое |
критическое |
тяжёлое |
незначительное | |
Высокая |
+ |
+ |
* |
? |
Средняя |
+ |
? |
- | |
низкая |
* |
? |
- |
- |
Варианты поведения: + - немедленная реакция;
*-реакция в первую очередь;
? – наблюдение и устранение;
- - просто наблюдение;
Для обобщения результатов работы по анализу стратегических факторов внешней среды, западные специалисты используют специальную форму - «Резюме анализа внешних стратегических факторов».
Резюме анализа внешней среды - это оценка степени готовности предприятия реагировать на стратегические факторы внешней среды с учетом предполагаемой значимости этих факторов для будущего предприятия.
Процедура составления резюме:
1. Формулируется от 5 до 10 возможностей и такое же число угроз.
2. Каждому фактору приписывается весовое значение от 1 (важнейший) до 0 (незначимый) на основе оценки вероятного воздействия данного фактора на позицию предприятия (на основе метода позиционирования). Сумма весов по всем факторам должна быть равна 1.
3. Дается оценка каждого
фактора по пятибалльной шкале:
5 - важнейший; 4 - выше среднего;
3 - средний; 2 - ниже среднего;
1 - незначимый.
4. Определяются взвешенные оценки каждого фактора путем умножения его веса на оценку, и подсчитывается суммарная взвешенная оценка для данной организации (предприятия, фирмы, компании).
Суммарная оценка (с той же градацией, как и оценка каждого фактора) указывает на степень реакции предприятия на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды.
2.2. Анализ и принятие управленческого решения в нестабильной внешней среде на примере кредитного учреждения (банк)
Как мы уже определили, а теперь повторим по определению к банку, внешняя среда характеризуется:
Совокупное действие всех факторов внешней среды формирует уровень ее нестабильности и определяет целесообразность и направленность оперативного вмешательства в происходящие процессы.
В свою очередь, степень нестабильности внешней для банка экономической и политической среды характеризуется привычностью ожидаемых событий, предполагаемыми темпами изменений, возможностями предсказания будущего. Чем выше нестабильность внешней среды, тем сложнее выработать адекватные стратегические решения, направленные на устойчивое функционирование банка, чтобы правильно оценить конъюнктуру, складывающуюся в том или ином сегменте финансового рынка.
Степень нестабильности финансовых рынков и социально-политической ситуации должна оцениваться для того, чтобы определить возможное направление возникновения кризисной ситуации для банка и выбрать технологию управления, определить необходимые ресурсы для ее реализации, силу мероприятий, а также возможный эффект от проведения. При этом необходимо соблюдать следующий порядок оценки степени нестабильности внешней среды:
1. Определить наиболее уязвимые направления и условия деятельности банка ("узкие места").
2. Определить
для выбранных проблемных
Признаки нестабильности среды: -привычность (привычные, в
В соответствии с этой характеристикой событий можно определить степень нестабильности среды и возможность возникновения кризисной ситуации в тех или иных направлениях банковского бизнеса.
Степень нестабильности внешней среды влияет на выбор технологии управления. В зависимости от степени риска и вероятности возникновения кризисной ситуации могут применяться следующие технологии управления ситуацией: