Внешняя среда и её влияние на принятие и реализацию управленческого решения: характеристика элементов внешней среды и методов анализа вне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ влияния внешней среды на принятие и реализацию управленческих решений.

На основе цели работы можно сформулировать следующие задачи:
1.Изучить элементы внешней среды и методы анализа внешней среды.
2.Выявить и проанализировать проблемы, возникающие при принятии и реализации управленческого решения под воздействием внешней среды.
3.Рассмотреть влияние нестабильной внешней среды в принятии управленческих решений на примере кредитного учреждения (банк)

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ...6
1.1.Понятие внешней среды и классификация ее факторов…………...6
1.2. Характеристики состояния внешней среды……………………….10
1.3. Объекты и методы качественного прогнозирования состояния
внешней среды…………………………………………………….18
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ПРИНЯТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ…………………………22
2.1.Методы оценки внешней среды …………………………………….22
2.2. Анализ и принятие управленческого решения в нестабильной
внешней среде на примере кредитного учреждения (банк) …………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

Разработка управленческого решения (КУрсовая).doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

Тема: Внешняя среда и её влияние на принятие и реализацию управленческого решения: характеристика элементов внешней среды и методов анализа внешней среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ...6

            1.1.Понятие внешней среды и  классификация ее факторов…………...6

            1.2. Характеристики состояния внешней среды……………………….10

   1.3. Объекты и методы качественного прогнозирования состояния

            внешней среды…………………………………………………….18

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ПРИНЯТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ…………………………22

  2.1.Методы оценки внешней среды …………………………………….22

  2.2. Анализ и принятие управленческого решения в нестабильной   

   внешней среде на примере кредитного учреждения (банк)  …………25  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       В  настоящее время стала актуальной  проблема анализа внутренней  и внешней среды организации, т.к. под влиянием изменений, происходящих в мировой и отечественной экономике, появляются новые формы организаций и их интеграции. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан выявлять существенные факторы внешней и внутренней среды и предлагать подходящие способы реагирования на эти воздействия. Это необходимо, потому что организация является открытой системой, зависящей от взаимообмена вводимыми ресурсами и результатами деятельности с внешним миром. Таким образом, организации должны быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям как внутреннего, так и внешнего окружения, чтобы обеспечить выживание и достижение поставленных целей. Для этого необходимо постоянно оценивать и анализировать состояние внутренней и внешней среды.

        В управленческой мысли представление  о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-гг. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь, опутанных связями с внешним миром. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации метод определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими на нее соответствующим образом.

         Определение факторов внешней среды и степени их воздействия на организацию не играли значительной роли в российской социально-экономической и политической истории. Это объясняется тем, что в течение семи десятилетий, предшествующих происходящему рыночному переходу, предпринимательская деятельности была запрещена законом и подавлялась коммунистической идеологией.

       Вообще  в годы СССР этого и не  надо было делать, так как наша  страна являлась почти закрытой системой. Все предприятия работали только по государственному плану, который «сбрасывался» сверху.

      Факторам  внешней окружающей среды в  системе управления в нашей  управленческой науке как на  более раннем периоде, так и  в настоящее время не уделялось  достаточно внимания. Следовательно,  проблема остается малоисследованной и особенно такие ее факторы, как:

  • значение внешней среды для управления;
  • определение внешней среды;
  • взаимосвязь факторов внешней среды;
  • сложность внешней среды;
  • подвижность внешней среды;
  • неопределенность внешней среды;
  • среда прямого воздействия;
  • среда косвенного воздействия;
  • международное окружение.

Под факторами внешней  среды понимается сила, с которой  изменения одного фактора воздействуют на другие факторы. Отсюда следует понимать, что при организации управления необходимо максимально учитывать факторы внешнего воздействия и рассматривать конкретную организацию как целостную систему, состоящую из взаимно связанных частей.

       Внешняя  среда организации включает перечень таких элементов, как потребитель, конкуренты, государственные органы, поставщики, финансовые организации, трудовые ресурсы, технологии, культура, демография, релевантных по отношению к организации.

         Цель курсовой работы – анализ влияния внешней среды на принятие и реализацию управленческих решений.

   

   На основе цели работы можно сформулировать следующие задачи:

1.Изучить элементы внешней среды и методы анализа внешней среды.

2.Выявить и проанализировать  проблемы, возникающие при принятии и реализации управленческого решения под воздействием внешней среды.

3.Рассмотреть влияние нестабильной внешней среды в принятии управленческих решений на примере кредитного учреждения (банк)

       Структура  работы состоит из введения, двух  глав, заключения, списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

            1.1.Понятие внешней среды и  классификация ее факторов

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных  условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешнюю среду подразделяют на:

- микросреду - среда прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;  
       - макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду. Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.

Классификация факторов внешней среды  вследствие их многообразия различна и в её основу могут быть положены различные принципы. Но в менеджменте принята, и большинство придерживаются её, классификация факторов на факторы прямого и косвенного воздействия. К ним относятся такие, как: поставщики, материалы, капитал, трудовые ресурсы, законы и государственные органы, потребители, конкуренты, технология, состояние экономики, социокультурные, политические факторы и отношение с местным населением.

 Структура факторов внешней среды организации представлена на рисунке 1.

  рис.1

Во внешней среде  постоянно протекают динамичные процессы изменений, постоянно что-то исчезает и что-то появляется. Одна часть из этих процессов открывает новые возможности для организации, создает для нее благоприятные условия. Другая часть, наоборот, создает дополнительные трудности и ограничения. Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь предвидеть то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление при изучении внешней среды концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.

  Но для того чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь получить отдачи от них. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как и угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и какие слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.

Таким образом, анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые используются в стратегическом управлении.

   Сущность анализа состояния внешней среды и деятельности предприятия - в систематическом изучении и оценке контролируемых и неконтролируемых факторов (объектов и событий), относящихся к предприятию. Главной целью такого анализа является получение необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель - выявить сильные и слабые стороны самого предприятия, а также и возможностей и рисков, связанных с его внешней средой. 

     При анализе состояния внешней среды особое внимание уделяется анализу рынков, уровня конкуренции и технологий. Анализ работы предприятий конкурентов строится по такой же схеме, как и собственное производство. Данный подход даем полную картину сравнительного анализа.

     В практике используют разные виды анализа и его комбинации. Так, различают анализ, проводимый исключительно на базе прошлой фактической информации (анализ фактов), на базе информации, ориентированной в прошлое и будущее (анализ событий и отклонений), на базе будущей информации (анализ планируемых показателей). Анализ отклонений является частью процесса контроля; анализ планируемых показателей служит для оценки планов и выбора новых альтернатив.

  На практике сформировались специфические методы анализа, объектами которых могут быть как отдельные группы и процессы, так и целые отрасли. К наиболее популярным методам анализа относятся:

  • функционально-стоимостный анализ. При данном методе объектом анализа чаще всего служат продукты, продуктовые группы и производственные процессы. Стоимостной анализ позволяет минимизировать затраты на производство продукции. При использовании данного анализа на предприятии должна быть отлажена не только финансово-аналитическая группа, но и маркетинговые службы.
  • бенчмаркинг.  Данный метод представляет собой процесс точного измерения и сравнения всех операций по разработке и внедрению продуктов мирового класса, как на собственном предприятии, так и у конкурентов. Объектом анализа являются продукты и их компоненты, функции и процессы на предприятии, связанные с производством, разработкой и сбытом продукции. При этом анализе происходит сравнение "лучший из лучших" в данной области, сегменте рынка, сфере бизнеса. Обнаружение недостаточной эффективности выполнения тех или иных функций и итогового результата деятельности предприятия - цель такого анализа. Совокупность функций чаще всего представляется как цепочка процессов создания стоимости, которая в начале и конце увязывается с деятельностью партнеров по рынку.
  • анализ полей бизнеса. Анализ воздействия рыночных стратегий на прибыль, который проводится как для предприятия в целом, так и для каждого из его направлений. При данном анализе учитывается не только поток денежной массы, но и показатели возврата инвестиций на капитал, ликвидности, финансовой устойчивости.
  • классический сравнительный анализ. При данном анализе сопоставляются технико-экономические и финансовые показатели собственного предприятия с предприятиями конкурентами. Сравнение может относиться к конкретному периоду и быть статичным во времени.
  • сравнительный отраслевой анализ. Анализ показателей предприятий одной отрасли. Например, оборот, производительность труда, рентабельность и т.д.

   Количественный анализ состояния внешней среды базируется преимущественно на абсолютных, относительных показателях и индексах и представляется виде аналитических таблиц и графиков.

   Как правило, фирмы предпочитают использовать несколько видов анализа одновременно. Так, например, компания "Даймлер-бенц", в своем анализе внешней среды успешно использует анализ полей бизнеса, классический сравнительный анализ  и сравнительный отраслевой анализ, что позволяет фирме контролировать изменения на рынке, чувствовать тактику конкурентов, влиять на ценообразование на своем сегменте рынка. Альтернативы, появляющиеся в ходе анализа, позволяют спрогнозировать сценарии возможного развития будущего и создать выгодные для компании условия.

 

 

     1.2. Характеристики состояния внешней среды

 В соответствии с системным подходом организация рассматривается как открытая система, активно взаимодействующая с внешней средой.

 Внешняя среда включает те элементы хозяйственной системы, которые влияют на организацию, ее функционирование, результаты и последствия деятельности, но не относятся к внутренним переменным.

  Основными характеристиками внешней среды являются ее сложность, динамизм и неопределенность.

   Сложность внешней среды как системы характеризуется наличием многих элементов, каждый из которых является подсистемой, а также взаимосвязями между этими элементами. Сложность внешней среды проявляется в ряде моментов.

  В конкретной ситуации на функционирование организации оказывает влияние большое число условий и факторов. Они имеют различную природу. К техническим факторам относятся имеющиеся технологии, материалы. Социальные условия и факторы включают социальные нормы, ценности, предпочтения и т.д. Организационные факторы - это используемые организационные структуры, типы хозяйственных связей. Можно выделить также экономические, правовые, политические, культурно-исторические факторы и условия.

 На деятельность организации оказывает влияние и международное окружение, особенно если организация осуществляет международные операции. Например, необходимо учитывать таможенные, налоговые законодательства страны-экспортера или импортера, требования по качеству, правила сертификации и т.д.

 По характеру воздействия на организацию выделяют среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия.

 К среде прямого воздействия относятся поставщики, потребители и конкуренты, а также государственные органы и правовые нормы, непосредственно влияющие на деятельность организации.

Информация о работе Внешняя среда и её влияние на принятие и реализацию управленческого решения: характеристика элементов внешней среды и методов анализа вне