Внешняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:21, реферат

Описание работы

Функционирование ранее рассмотренных внутренних элементов организации в значительной мере зависит от воздействия факторов внешней среды. Внешнее окружение настолько нестабильно и настолько непредсказуемо, что без понимания действия переменных этого окружения невозможно эффективное выполнение управленческих функций. Эффективное обеспечение деятельности организации - это своевременное и адекватное реагирование на поведение внешней среды.

Содержание работы

1. Концепция внешней среды
2. Общие характеристики внешней среды
3. Организация как элемент внешней среды
3.1 Влияние среды прямого воздействия
3.2 Влияние среды косвенного воздействия
4. Заключение
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

Стратегический менеджмент-Внешняя среда организации.docx

— 53.76 Кб (Скачать файл)

Внешняя среда является источником ресурсов, которые потребляет организация  в своей деятельности. Именно поставщики ресурсов определяют, какой ассортимент, вид, объем ресурсов организация  может использовать, и на каких  условиях. Поставщик ресурсов также  определяет уровень качества выпускаемой  продукции, а следовательно, ее покупательную способность.

Внешняя среда является единственным потребителем и оценщиком результатов  деятельности организации. Выживание  организации определяется тем, примет ли внешняя среда или отторгнет  ее продукцию (услуги), сколько она  заплатит за воспринятую продукцию, и какую долю товарного рынка  среда предоставит организации.

Формы взаимодействия организации  с внешней средой зависят от учета  конкретного фактора и характера  его воздействия. Следовательно, необходимо провести анализ влияния на организацию  факторов внешней среды прямого  и косвенного воздействия.

3.1 Влияние среды  прямого воздействия

При анализе влияния факторов внешней среды на конкретную организацию  важно помнить, что рассмотренные  общие характеристики проявляются  только через связь с ее факторами. При этом одни факторы могут иметь все характеристики, а другие -только отдельные из них. Кроме того, эти характеристики изменяются во времени под воздействием факторов друг на друга.

Рассмотрим их влияние  на организацию более подробно.

Поставщики.

Ярким примером прямого воздействия  внешней среды, оказываемого на вход организации, являются поставщики входных  ресурсов. Учитывая разнообразие потребляемых организацией ресурсов, у нее существует целая сеть поставщиков. Очевидно, что  общие характеристики проявляются  по-разному и зависят от конкретного  поставщика и поставляемого ресурса.

Поставщики материальных ресурсов (снабжение сырьем, материалами, оборудованием, оргтехникой, канцтоварами и т. п.).

Если предприятие имеет  ограниченное число поставщиков, расположенных  в том же регионе, то среда для  нее является простой, малоподвижной (на определенном этапе развития территории) и предсказуемой. Некоторые предприятия  зависят от непрерывного потока комплектующих, поставляемых значительным количеством  поставщиков. Например, у автосборочного завода маловероятной является ситуация, чтобы все поставщики находились в одном регионе или даже в  одной стране.

В этом случае очень сложная  внешняя среда становится подвижной, поскольку она зависит от многих прямых и косвенных факторов, воздействующих на поставщиков. Для надежности своей  работы предприятию необходимо создавать  запасы ресурсов. Однако любые запасы связывают деньги, которые можно  было бы использовать на другие нужды. В данном случае имеем пример взаимосвязанной, сложной, подвижной и не очень  определенной внешней среды организации.

Финансы. Организации имеют  разных потенциальных поставщиков  финансовых средств. К ним могут  быть отнесены:

· банки (оказание финансовых услуг);

· инвестиционные и финансовые компании (вложение денег под проценты, залог и др.);

· акционеры (покупка акций);

· частные лица (акцептные  векселя или облигации организации).

· контрагенты.

Поставщики коммунальных услуг (тепло-, водо- и энергоснабжение, вывоз мусора и т. п.). Все организации определенного региона, города, поселка ведут отношения с одним поставщиком - монополистом. Он определяет условия оказания услуг, с которыми организации-получатели вынуждены мириться. В данном случае имеем пример взаимозависимости внешних переменных.

Трудовые ресурсы

1. Люди - потенциальная рабочая  сила, как мы уже говорили, представляют  собой не только особый вид  ресурсов, но и являются важнейшим  фактором внешней среды.

2. Обеспечение организации  трудовыми ресурсами представляет  собой особую отрасль менеджмента.

3. При формировании трудовых  ресурсов организация имеет дело  с:

· необходимыми специалистами, менеджерами, дешевой и дорогой  рабочей силой;

· кадровыми агентствами, центрами занятости, оказывающими помощь в поиске рабочей силы;

· учебными заведениями, обучающими рабочих и служащих, и повышающими  квалификацию специалистов;

· профсоюзами, защищающими  права и интересы работников организации;

· государственными институтами, издающими нормативные документы, регулирующие отношения нанимателей  с трудовыми ресурсами.

Трудовые ресурсы создают  взаимосвязанную среду организации. Например, отсутствие необходимой квалифицированной  рабочей силы делает проблематичной для организации перспективу  внедрения новой технологии или  выпуска определенного вида продукции.

Существование законодательства, устанавливающего уровень минимальной  заработной платы, вынуждает нанимателя отказываться от дешевой рабочей силы в собственной стране и размещать производства в других странах с иными условиями.

Законы и государственные  органы

Опытный менеджер, профессор  Дж. Барраклоу, сделал в 1962 г. следующее заключение: "Прошло время, когда общество должно было подстраиваться под предпринимательство. Наступает период, когда самым важным для предпринимательства или тех предприятий, которые не хотят прекратить свое существование, является приспособление к обществу.

Эта ситуация характерна для  рыночного предпринимательства. Предприятия  бывшего СССР постоянно находились под контролем государства. В  перестроечный период отечественные  предприятия (как государственного, так и частного секторов) приняли  на вооружение принцип, известный в  США как свободное предпринимательство.

Однако сегодня мы видим, а американцы это увидели в 50-х  годах, что ничем не ограничиваемое поведение предприятий и госпредприятий (это определено Законом Украины "О предпринимательстве") породило серьезную социальную несправедливость. Например, для предпринимательства  Украины стали нормой следующие  негативные факторы: сговор относительно цен, подкуп, нечестность, загрязнение  природной среды, наглая реклама, расхищение природных ресурсов и национальных ценностей и др. Такая деятельность фирм, наносящая социальный и материальный вред, должна быть поставлена под контроль государства.

Государственный ограничивающий контроль и регулирование деятельности осуществляется:

1. законами и нормативными  документами;

2. государственными органами;

3. местными органами власти.

Законы. Следует помнить, что деятельность любой организации  находится под воздействием большого количества законов и других нормативных  актов.

Прежде всего, каждая организация  имеет свой правовой статус, определяемый Уставом. Всегда существует правовое ограничение  на потребляемые организацией ресурсы, множество нормативных актов  определяют использование рабочей силы (охрану труда, технику безопасности, порядок приема и увольнения работников, использование труда несовершеннолетних), защиту окружающей среды, защиту прав потребителя и др.

Состояние законодательства часто характеризуется не только сложностью, но и подвижностью, а  иногда даже неопределенностью. Например, закон о налогообложении предприятий  на Украине менялся много раз.

Государственные органы. В  мировой практике не существует предпринимательства, которое не регулировалось бы государством. Для этого существует значительное количество органов государственного контроля и регулирования. Эти органы призваны обеспечивать принудительное выполнение действующих законов, вводить  в практику новые законы и указы  Президента страны, а также вводить  собственные нормативные документы, подлежащие исполнению. Например, постановления  Кабинета Министров являются обязательными  для всех организаций или определенной отрасли деятельности. Документы, издаваемые Национальным банком, подлежат исполнению всеми коммерческими банками, находящимися на территории Украины. Комиссии и Министерства, наделенные правом выдавать и отменять лицензии, имеют огромную власть над  соответствующими организациями.

В таком потоке подзаконных  актов среда организации, создаваемая  государственными органами, становится неопределенной и подвижной. Неопределенность среды усиливается имеющими место  противоречивыми требованиями, содержащимися  в документах различных государственных  органов.

Местные органы власти. Органы регионального и местного управления и самоуправления также оказывают  сильное влияние на деятельность организаций, находящихся на определенной территории. Регулирующих постановлений  этих органов много, издаются они  гораздо чаще законодательных документов в интересах определенной территории, города, поселка и отражают специфику  только этой территории.

Очень часто распоряжения "местного" значения вступают в  противоречие не только с ведомственными нормами, но и с законами, имея при  этом "исполнительную" силу выше государственных нормативных актов. Представьте, с какой неопределенной и сложной внешней средой сталкивается организация, когда ведет свои дела в различных регионах своей страны и других государств. При этом нужно учесть, что отказ от законопослушания может обернуться для организации крупным штрафом или даже I полным прекращением ее деятельности.

Потребители

Удовлетворение жизненных  первичных потребностей и рост дохода, которым потребитель может распоряжаться  по своему усмотрению, определяют характер деятельности организации. По мнению Питера Ф. Друкера, единственная подлинная цель бизнеса - создавать потребителя. Сегодня перед предприятием стоит вопрос не как произвести товар, а как этот товар продать.

Успех фирмы зависит от того, как она умеет работать со своим потребителем в отношении  удовлетворения его запросов. Потребитель  является ведущим звеном в деятельности организации, воздействуя на нее  в следующих направлениях:

· определяет характер целей  организации, т. е. факт ее существования;

· определяет товары и услуги, которые организация будет производить;

· решает, по какой цене будет  приобретать товар (это возможно в условиях конкуренции);

· влияет на отношения организации  с поставщиками материальных и трудовых ресурсов;

· влияет на решение - где  и как продавать продукцию;

· устанавливает, как финансировать  и организовывать послепродажное обслуживание продукции;

· определяет параметры внедренных переменных организации - задач, структуры, технологии.

Следует учитывать, что потребители  имеются не только у организаций, занятых предпринимательством, но и  у некоммерческих (школы, больницы и  т. д.) и государственных (органы власти) организаций.

Потребители могут создавать  сложную, подвижную (выпуск товаров, подверженных моде) и неопределенную среду. Значение их конкретно для каждой организации. Потребитель является главным объектом организации в конкурентной борьбе.

Конкуренты

Во многих случаях не потребители  устанавливают цену на предлагаемую продукцию, а конкуренты. Они определяют, какого рода результаты деятельности можно продать, и какую цену за них можно запросить. Монополизм ведет к технологическому застою, игнорированию интересов потребителей, а конкуренция является двигателем прогресса. Для выживания на конкурентном рынке руководители вынуждены реагировать  на нововведения путем превращения  своей организации в более  новаторскую и эффективную в своей области деятельности.

Рассматривая конкурентов  как фактор внешней среды, следует  учитывать, что объектом конкуренции  является не только потребитель продукции  организации. Потребитель является лишь одним из главных объектов конкуренции. Другими объектами конкуренции  могут быть:

· квалифицированные менеджеры  и специалисты - этот вид конкуренции  широко развит в спорте, а со временем менеджеры тоже станут объектом конкуренции;

· поставщики материальных ресурсов, имеющих широкую сферу  применения или уникальность;

· капитал, привлекаемый организациями  под определенные инвестиции;

· государственный заказ  на изготовление какого-либо продукта, например, строительство, военный заказ  и т. п.;

· конкурсная программа;

· право использования  технических или технологических  нововведений, интересных изобретений.

Конкуренты оказывают  влияние практически на все внутренние переменные организации. Наиболее опасными характеристиками конкурентной среды  для организации являются подвижность  рынка и неопределенность (отсутствие достоверной информации) действий конкурентов. Организация должна просчитывать подвижность  среды и внимательно следить  за появлением слабых сигналов.

Изменение влияния на организацию  факторов внешней среды прямого  воздействия происходит не только в  результате зависимости их друг от друга. В значительной степени они  изменяются под влиянием факторов косвенного воздействия. Это необходимо учитывать  при анализе воздействия данных факторов на организацию.

3.2 Влияние среды косвенного  воздействия

Среда косвенного воздействия  обычно оказывает более сложное  влияние на организацию, чем среда  прямого воздействия. Сложность  эта определяется многими параметрами, например, неопределенностью информации о характере воздействия, длительностью  действия какого-либо фактора, невозможностью спрогнозировать абсолютно все  последствия такого воздействия. Они  имеют, как правило, стратегический характер и требуют от организации  разработки эффективной стратегии  поведения. На рис. 2 представлены наиболее значимые факторы внешней среды  косвенного воздействия, которые мы вкратце рассмотрим.

Экономическая обстановка

Состояние экономики в  стране и в мире существенным образом  влияет на поведение организации. Она  является своеобразным барометром эффективности  предпринимательства. Экономическая  обстановка обуславливает для организации:

1. объемы денежных средств,  которые могут потратить покупатели  на приобретение определенных  товаров и услуг. Например, если  прогнозируются низкие доходы  населения, организация может  предпочесть путь уменьшения  запасов готовой продукции или  снижения себестоимости, сокращения  производства и численности работающих;

Информация о работе Внешняя среда организации