Внутренняя и внешняя среда предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы работы «Внешняя и внутренняя среда организации» обусловлена важной ролью анализа организационной среды предприятия для его успешного функционирования и разработки направлений его развития.
Организация представляет по своей сути сложную систему, причем систему открытую, испытывающую на себе влияние как внутренней, так и внешней среды, что и обусловливает главную цель настоящей работы – доказать, что внутренняя и внешняя среда организации оказывают огромное влияние на эффективность работы организации.

Содержание работы

Введение 2
1. Теоретические подходы к изучению организаций. Содержание понятий «внутренняя» и «внешняя» среда предприятия 4
1.1. Развитие теории организации: краткий историко-библиографический обзор 4
1.2. Содержание понятий «организация» и «организационная среда» предприятия 7
1.3.Характеристика внутренней и внешней организационных сред в контексте практического менеджмента 10
2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия магазин музыкальных товаров «Акустика-холл» г. Бийск Алтайского края 24
2.1. Краткая характеристика организации 24
2.2. Анализ внутренней среды предприятия «Акустика-холл» 26
2.3. Анализ внешней среды 27
3. Выводы по результатам анализа организационной среды предприятия: возможные пути совершенствования стратегического управления 31
Заключение 33
Библиографический список 35
Приложение 1. Анализ формирования результатов хозяйственной деятельности предприятия за 2009 г. 37

Файлы: 1 файл

vneshnyaya_i_vnutrennyaya_sreda_organizacii_na_primere_predp.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы иллюстрируется на рис.2.

Рис. 2. Внутренняя среда фирмы

 

Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационной структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны основными информационными потоками в управлении предприятием.

Внешняя среда и межорганизационные отношения

 

Организационная среда в её внешнем аспекте выступает в качестве источника, питающего организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне11.

Любая организация пребывает в  состоянии постоянного обмена с  внешней средой, тем самым обеспечивая себе возможность выживания. Однако, поскольку ресурсы внешней среды не безграничны и на них претендуют многие другие находящиеся в этой же среде организации, то всегда существует возможность того, что организация не будет в состоянии получить нужные ресурсы из внешней среды.

Это может ослабить ее потенциал  и повлечь за собой массу негативных для организации последствий.

Задача стратегического управления поэтому состоит в обеспечении  такого взаимодействия организации  со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

В практике стратегического анализа  принято делить внешнюю среду  организации на два «больших блока»: среду макроокружения и среду непосредственного окружения, или микросреду12.

Основной принцип отнесения  тех или иных средовых факторов к  определенной группе заключается в  следующем: если организация находится  под непосредственным воздействием какой-либо другой организации или человека и сама может оказывать на них непосредственное воздействие, то эта организация/человек будет отнесен к среде непосредственного окружения. К среде же макроокружения будут отнесены факторы, оказывающие косвенное, непрямое воздействие на деятельность, как правило, достаточно большого количества организаций и компаний.

                               Таблица 1.

Сферы и факторы макросреды фирмы

 

Сфера макросреды

Факторы макросреды

1. Политические

1.1. Стабильность демократических  преобразований факторы в стране

1.2. Вероятность возврата к прошлой  политической системе

1.3. Криминальная обстановка в  стране

2. Экономические факторы

2.1. Тенденции изменения внешнеэкономических  связей

2.2. Дефицит бюджета страны (%).

2.3. Среднегодовые темпы инфляции

2.4. Удельный вес частной собственности  в совокупной собственности страны

2.5. Наличие “стратегии перехода  страны на рыночные отношения  и их развития”, опубликованной  в открытой печати

2.6. Показатели налоговой системы  и внешнеэкономической деятельности

2.7. Структура распределения доходов  населения

2.8. Уровень развития финансовой  системы страны

3. Социально-демографические факторы

3.1. Место страны в мире по  продолжительности жизни

3.2. Место страны в мире по  жизненному уровню населения

3.3. Продолжительность жизни (мужчин, женщин)

3.4. Смертность детей в возрасте  до одного года, % от родившихся  и в сравнении с лучшим мировым  показателем

3.5. Рождаемость и смертность  населения страны

3.6. Структура населения страны  по полу, возрасту, составу семьи, занятости, удельному весу одиноких, по образованию, удельному весу служащих, пенсионеров, школьников, студентов, работающих женщин, плотность населения по регионам и др.

3.7. Миграция населения

3.8. Структура населения по доходу  и др.

4. Правовые факторы

4.1. Наличие федеральных правовых  актов (указов Президента, постановлений  правительства, государственных стандартов и т.п.) по стандартизации, метрологии, защите прав потребителей, антимонопольной политике, сертификации товаров и услуг, управлению качеством и конкурентоспособностью товаров, охране окружающей природной среды, предпринимательству, ценным бумагам, финансам и т.д.

4.2. Наличие федеральных правовых  актов, регулирующих взаимоотношения  компонентов экономической системы страны

4.3. Наличие федеральных правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность страны и фирм

4.4. Наличие федеральной программы  создания правого государства

4.5. Качество прокурорского надзора  за соблюдением федеральных правовых актов

4.6. Преемственность правового обеспечения по вертикали и горизонтали

5. Экологические факторы

5.1. Параметры экосистемы страны

5.2. Количество городов и удельный  вес численности их населения,  которые не отвечают требованиям  по экологичности

5.3. Затраты в бюджете страны (в %) на поддержание экосистемы страны

6. Природно-климатические факторы

6.1. Характеристика климатических  факторов страны

6.2. Дефицитность отдельных видов  ресурсов по регионам страны

7. Научно-технические факторы

7.1. Характеристика системы информации  страны

7.2. Уровень компьютеризации страны

8. Культурные факторы

8.1. Средний уровень образования  населения страны

8.2. Обеспеченность населения страны  объектами культуры (ед/час): театрами, . кинотеатрами, библиотеками, дворцами спорта и комплексами и другими объектами культуры .

8.3. Отношение людей к окружающему  миру

8.4. Долговременные тенденции развития  в области культурных ценностей


 

Теория заинтересованных лиц13 очерчивает основные категории организаций и лиц, входящих в среду непосредственного окружения большинства организаций. Это могут быть акционеры, разные категории наемных работников, клиенты и пользователи продукции, кредиторы (в том числе банки), профсоюзы и, возможно, местные или государственные власти.

Таким образом, менеджеры организации  должны обладать качествами политиков и дипломатов.

Они должны уметь устанавливать  хорошие отношения с каждой группой  заинтересованных лиц, развивать в  себе способности к убеждению, создавать  союзы, представлять одну часть заинтересованных лиц другой и т.д.

Инфраструктура региона, где территориально расположено предприятие, существенно оказывает влияние на эффективность и устойчивость ее функционирования. Вместе с тем, инфраструктура региона, также как и макроструктура, оказывает влияние на работу фирмы косвенно.

Чем выше уровень развития, стабильность и эффективность работы отраслей инфраструктуры региона, тем лучше будет морально-психологический климат в коллективе (в силу устойчивой работы транспорта, высокого развития сферы услуг и т.п.), выше квалификационный уровень работников (высокое качество образования), лучше здоровье работника (хорошо работают все отрасли региона).

Чем лучше эти показатели, тем  выше отдача фирмы, тем больше будет  взносов в местный бюджет.

Помимо «заинтересованных лиц», к среде непосредственного окружения организации относится и такой значимый фактор как конкуренты.

Непосредственное  прямое влияние на работу фирмы оказывают  ее конкуренты, а также предприятия, организации и учреждения, поставляющие фирме ресурсы, информацию, приобретающие у нее товар, оказывающие финансовые и другие прямые услуги.

В обобщённом виде внешняя микросреда фирмы представлена на рис.3 как система  материальных, финансовых и информационных связей фирмы.

 

 

 

Рис. 3. Внешняя микросреда фирмы

Таким образом, анализ внешней среды организации представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей макро- и микросреды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.

2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия магазин музыкальных товаров «Акустика-холл» г. Бийск Алтайского края

2.1. Краткая  характеристика организации

 

Исследуемая организация ООО «Акустика-холл»  арендует под магазин помещение  по улице Г-Алтайская.

ООО «Акустика-холл» является юридическим лицом, зарегистрировано Постановлением мэра г. Бийска №96 от 05.02.08 г. Правовое положение общества и, соответственно, рассматриваемого нами предприятия, определяется его учредительными документами, Гражданским кодексом., Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и другим законодательством Российской Федерации.

ООО «Акустика-холл» имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет в банковском учреждении, круглую печать и штампы со своим полным наименованием и другие необходимые реквизиты. Предприятие действует на основании полного хозяйственного расчета, обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по совершенствованию и материальному стимулированию работников за счет заработанных средств.

Общество создано для осуществления  предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли. ООО «Акустика-холл» осуществляет свою коммерческую деятельность на потребительском рынке, предметом купли-продажи которого выступают товары и услуги, предназначенные для удовлетворения спроса населения.

Общая площадь магазина составляет 280 м2, под торговую площадь отведено 107 м2.

В магазине представлен широкий  ассортимент музыкальных товаров:. музыкальных инструментов, аксессуаров  к ним (гитарных струн и т.п.), а также; попутно – продажа дисков со звукозаписями исполнителей, музыкального и звукового оборудования (A/V-ресиверы, акустические системы, сабвуферы и проч.). Также предоставляются услуги  настройки и мелкого ремонта инструментов. торговля сопутствующими непродовольственными товарами. Ассортимент ООО «Магазин №3 «Север» насчитывает свыше 500 наименований товаров. По ценовому уровню реализуемой продукции магазин можно отнести к магазину среднего уровня цен.

Основная цель магазина – увеличение товарооборота и получение прибыли. Важные цели также – снабжение товарами музыкального назначения, удовлетворение покупательского спроса и повышение культуры торговли.

ООО «Акустика-холл» прикладывает усилия по поддержанию существующего  имиджа, поиску новых маркетинговых решений для повышения доли в рамках своего сегмента рынка, поиску заинтересованных партнеров и стремлению сделать их своими клиентами на длительное время.

Штат организации состоит из директора, двух продавцов, настройщика, бухгалтера и уборщицы.

Организационная структура  управления ООО «Акустика-холл»  построена по следующим принципам:

- В результате функционального  специализированного разделения  труда образованы отделы: музыкальных  инструментов; музыкального оборудования; настройки инструментов.

- В результате вертикального  разделения труда образуется  двухуровневая структура управления. Первый высший уровень управления  – директор магазина, 2-й низовой  уровень управления – бухгалтер,  продавцы, настройщик, уборщица.

При линейном управлении каждый подчиненный имеет одного руководителя (директора магазина), через которого проходят все команды управления.

Каналы продвижения продукции  – директ-реклама, реклама в городских  СМИ, а также интернет-сайт.

 

2.2. Анализ внутренней  среды предприятия «Акустика-холл»

 

Внутренняя среда организации  представляет собой органичное сочетание  ее внутренних переменных, то есть ситуационных факторов внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном (хотя и не полностью) являются результатом управленческих решений.

К факторам внутренней среды изучаемого нами предприятия относятся:

  • человеческие ресурсы (квалификация, образование работников, культура работников, организация рабочего места и т.д.);
  • технические ресурсы (новизна торгового оборудования, новизна в организации торговли);
  • коммерческие ресурсы (наличие торговой сети, качество товаров и т.д.);
  • финансовые ресурсы (финансовые потоки, возможность самофинансирования).

Человеческие ресурсы ООО «Акустика-холл» представлены штатом организации. Директор, бухгалтер и один из продавцов имеют высшее образование, второй продавец и настройщик – средне-специальное (музыкальное училище).

Стиль руководства авторитарно-демократический: директор учитывает замечания и предложения сотрудников, предоставляет им определенную самостоятельность, но в тоже время осуществляет строгий контроль за работой предприятия и принимает единоличные решения.

Технические ресурсы. Рассматриваемый  нами магазин имеет современный  дизайн торгового зала, современное торговое оборудование (прилавки, стеллажи для выкладки продукции). Сейчас в магазине действует сочетаются традиционный метод продажи товара – через прилавок (музыкальные инструменты – гитары и проч., аксессуары типа струн и медиаторов) с более прогрессивным методом самообслуживания (музыкальные диски, звуковое оборудование).

Для обслуживания клиентов по пластиковым  карточкам введены пост-терминалы, работает банкомат.

Коммерческие ресурсы. Магазин  является самостоятельным предприятием и не входит ни в какую торговую сеть. Коммеческие преимущества качества товаров определяются достаточно развитыми и технологиями их производства;  продукция магазина «Акустика-холл» представлена, в основном, зарубежными образцами.

Финансовые ресурсы.

Анализ внутренней среды данной организации может осуществляться в рамках анализа достигнутых  финансовых результатов фирмы (анализ финансово-хозяйственной деятельности), что при более глубоком изучении позволяет определить слабые и сильные  звенья внутри организации. Анализ формирования результатов хозяйственной деятельности предприятия представлен в Приложении 1.

2.3. Анализ  внешней среды

 

 В данной работе мы предполагаем  заострить внимание на анализе  внешней среды, который призван  дать ответы на вопросы:

Каково положение предприятия  на рынке в настоящее время?

Какое положение предприятия желаемо  для его руководства?

Какие меры необходимо принять для  того, чтобы предприятие заняло желаемое для руководства положение?

Внешнее непосредственное окружение рассматриваемой нами организации «Акустика-холл» - составляют:

  • потребители – любители музыки, нуждающиеся в качественном оборудовании для ей прослушивания; учащиеся Бийского государственного музыкального училища и музыкальных школ (покупатели музыкальных инструментов), профессиональные музыканты, а также музыканты-любители.
  • конкуренты – музыкальный салон Sound Master ( в магазине «Агарта», магазин радиотоваров «Батарейка» (в магазине «Добрый»), а также салон света и звука «Сонар-Сервис». Конкурентная среда относительно развита, однако рассматриваемая нами организация более широко по сравнению с ними представляет в своем ассортименте средний и низкий ценовой сегмент.
  • поставщики, у организации налажены партнерские связи со многими известными поставщиками (основные поставщики музыкальных инструментов: Таmа, LP, Yamaha, Ovatoin, Epiphone, Greatch и др.; основные поставщики музыкального оборудования: Мackie, Dididesign, Genelec, Lexicon, и др.) что позволяет сохранить широкий ассортимент товаров и интерес покупателей. Степень зависимости от поставщиков можно расценивать как среднюю по причине заинтересованности обеих сторон в долгосрочном сотрудничестве и стабильном объёме поставок.

Информация о работе Внутренняя и внешняя среда предприятия