Внутренняя и внешняя среда предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы работы «Внешняя и внутренняя среда организации» обусловлена важной ролью анализа организационной среды предприятия для его успешного функционирования и разработки направлений его развития.
Организация представляет по своей сути сложную систему, причем систему открытую, испытывающую на себе влияние как внутренней, так и внешней среды, что и обусловливает главную цель настоящей работы – доказать, что внутренняя и внешняя среда организации оказывают огромное влияние на эффективность работы организации.

Содержание работы

Введение 2
1. Теоретические подходы к изучению организаций. Содержание понятий «внутренняя» и «внешняя» среда предприятия 4
1.1. Развитие теории организации: краткий историко-библиографический обзор 4
1.2. Содержание понятий «организация» и «организационная среда» предприятия 7
1.3.Характеристика внутренней и внешней организационных сред в контексте практического менеджмента 10
2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия магазин музыкальных товаров «Акустика-холл» г. Бийск Алтайского края 24
2.1. Краткая характеристика организации 24
2.2. Анализ внутренней среды предприятия «Акустика-холл» 26
2.3. Анализ внешней среды 27
3. Выводы по результатам анализа организационной среды предприятия: возможные пути совершенствования стратегического управления 31
Заключение 33
Библиографический список 35
Приложение 1. Анализ формирования результатов хозяйственной деятельности предприятия за 2009 г. 37

Файлы: 1 файл

vneshnyaya_i_vnutrennyaya_sreda_organizacii_na_primere_predp.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

 

Внешнее окружение: анализ STEEPV –факторов

Применим анализ STEEPV-факторов (факторов, которые находятся за пределами контроля организации и могут оказывать определённое влияние на её деятельность и перспективу развития.)

STEEPV - аббревиатура названия  факторов: социальных (S - social), технологических  (Т - technological), экономических (E - economic), окружающей природной среды (E - environmental), индивидуальных ценностей (PV - personal values).

Социальные факторы  (S - social) и Экономические факторы (E - economic) при анализе конкретно взятой нами организации тесно связаны между собой.

Уровень жизни потребителей в городе, хотя и снизился в связи с финансовым кризисом, однако у достаточно широких  слоев горожан достаточен для  того, чтобы население могло позволить  себе удовлетворять не только базовые  потребности (питание, коммунальные расходы и т.п), но и время от времени пополнять музыкальную коллекцию дисков; музыканты - аксессуары к музыкальным инструментам, но и даже (с учетом накоплений) производить покупку достаточно дорогостоящего оборудования.

Технологические факторы. В силу достаточно развитых и постоянно совершенствующихся технологий продукция магазина «Акустика-холл» (главным образом, производимая за рубежом) технологические факторы практически не влияют на деятельность рассматриваемой организации.

Факторы окружающей природной среды (E - environmental). Не влияют.

Учет влияния  индивидуальных ценностей (PV - personal values). Для магазина музыкальных товаров данный фактор имеет некоторое значение в силу индивидуальности музыкальных вкусов покупателей дисков, покупатели музыкальных инструментов в данном смысле не обладают переменчивым поведением.

 

SWOT-анализ

SWOT анализ применяется в процессе  стратегического планирования и  позволяет систематизировать представления  о фирме и конкурентном окружении  в виде логически согласованной схемы взаимодействия сил, слабостей, возможностей и угроз.

SWOT-анализ предприятия «магазин  «Акустика-холл»» (представлен в  табл.3.1).

 

Таблица 3.1.

SWOT-анализ предприятия «магазин  «Акустика-холл»

Возможности

 

  • Новые виды товарного ассортимента
  • Новые технологии продаж (например, через интернет)
  • Освоение смежных сегментов (изучение ситуаций переключений потребителей)
  • Расширение целевой аудитории
  • Дополнительные услуги
  • Тенденции спроса
  • Сотрудничество с другими компаниями
Угрозы 

 

  • Новые игроки на рынке
  • Новые законодательные акты
  • Активность конкурентов

          1. Программы  продвижения

          2. Дополнительные  услуги

  • Экономический кризис – возможность роста цен на услуги поставщиков и себестоимости товара
Сильные стороны 
Слабые  стороны 
  • Незначительное число конкурентов, особенно по музыкальным товарам низкой и средней ценовой группы
  • Практическое отсутствие товаров-заменителей
  • Наличие квалифицированного персонала
  • Хорошая репутация у покупателей
  • Наличие постоянного круга покупателей, обусловливающее стабильный спрос на товар
  • Наличие покупательской способности у постоянной группы потребителей
  • Невысокие финансовые возможности, мало оборотных средств 
  • Необходимость аренды помещения
  • Удалённость от поставщиков (транспортные затраты)
  • Слабый маркетинг
  • Слабая дистрибуция, продвижение
  • Узкая продуктовая линейка
  • Относительно небольшие барьеры вступления на рынок (для потенциальных конкурентов)

 


3. Выводы по  результатам анализа организационной  среды предприятия: возможные  пути совершенствования стратегического управления

 

На основании проделанного анализа, можно выделить следующие наиболее значимые цели для организации:

Цель 1 - Расширение объемов продаж на 5-7% в год за счет роста рынков сбыта. Эта цель имеет наивысший  приоритет, так как для её достижения организация должна вкладывать ресурсы в развитие своих сильных сторон в условиях благоприятного воздействия факторов внешнего окружения и конкурентной среды. Поскольку магазин характеризуется хорошей репутацией у покупателей и имеет незначительное число конкурентов в городе, особенно в указанной ценовой нише, то организация имеет конкурентные преимущества в своем сегменте, поэтому ее ресурсы, вложенные в развитие производства и продвижение товаров, принесут максимальную прибыль.

Цель 2 – Расширение ассортимента предлагаемых покупателю товаров на 7-9 позиций в год, освоение новых видов товарного ассортимента, при общей доступности цен.

Приоритетность указанных целей  объясняется важностью вложения ресурсов в компенсацию воздействия  неблагоприятных факторов внешнего окружения на сильные стороны организации.

Описание маркетинговых стратегий. План действий

Исходя указанных целей, выработан  комплекс стратегий взаимодействия с основными участниками рынка.

1. Стратегии, ориентированные на  потребителей.

В рассматриваемом нами случае целесообразно применять стратегию дифференцированного (или сегментированного) рынка – предприятие должно быть нацелено на как можно большее использование имеющегося потенциала рынка с помощью применения маркетинговых инструментов, нацеленных на определенный сегмент (любителей музыки, нуждающихся в качественном оборудовании для ей прослушивания; учащихся Бийского государственного музыкального училища и других музыкальных школ, музыкантов – профессионалов и любителей). Это можно сделать, с помощью рекламы (когда отличия «создаются» в сознании потребителей), а также  выбора разных способов распространения товара (через интернет-сайт).

2. Стратегии, ориентированные на  конкурентов.

Исходя из имеющихся конкурентных преимуществ изученного нами предприятия магазин «Акустика-холл», наиболее эффективной для него была бы стратегия концентрации на рыночной нише – предприятие должно создавать свои конкурентные преимущества с помощью концентрации на определенном рыночном сегменте, на своей группе потребителей и полном удовлетворении их потребностей.

ВЫВОД: сочетание стратегии стратегию дифференцированного (или сегментированного) рынка со стратегией концентрации на рыночной нише позволит предприятию ООО «Акустика-холл» оптимизировать эффективность своей деятельности, повысить прибыль, а также и компенсировать воздействие неблагоприятных факторов внешнего окружения на организацию.

 

Заключение

 

Анализ внутренней и внешней  среды организации имеет большое  значение для предприятий, особенно в сегодняшних условиях кризисной нестабильности экономики, поскольку позволяет снизить риск принятия решения, выбрать оптимальный вариант из имеющихся альтернатив, оценить эффективность усилий, предпринятых фирмой ранее.

Функционирование любой организации  мы рассматриваем в рамках внешней и внутренней сред, которые оказывают огромное влияние на эффективность работы организации: определяют успешность  её функционирования и оказывают влияние на её операционные действия.

Организационная среда в менеджменте  обеспечивает рациональное пространственно-временное распределение всех элементов производственного процесса с целью наиболее эффективного выполнения принятых плановых решений. Организация должна быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней среды, чтобы обеспечить выживание и достижение поставленных целей.

Анализ внутренней и, особенно, внешней  организационной среды требует  постоянного внимания со стороны  менеджеров, поэтому он реализуется  на основе изучения большого объема информации и требует конкретизации для принятия правильных и своевременных решений.

Руководитель фирмы должен учитывать  внешнее окружение в целом, поскольку организация является открытой системой, зависящей  от взаимообмена вводимыми ресурсами и результатами деятельности с внешним миром.

Результаты проведённого теоретического и практического (на примере предприятия  ООО «Акустика-холл») исследования позволяют сделать вывод о  том, что единственно правильным вариантом поведения предприятия для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимания осуществлению анализа внешнего и внутреннего окружения.

На основании проделанного анализа  внутренней и внешней среды предприятия  ООО «Акустика-холл», мы выделили наиболее значимые для данной организации цели: расширение объемов продаж на 5-7% в год за счет роста рынков сбыта, а также расширение ассортимента предлагаемых покупателю товаров на 7-9 позиций в год, освоение новых видов товарного ассортимента, при общей доступности цен.

Выделенные на основе анализа внутренней и внешней среды, цели организации  определяют характер маркетинговых  стратегий, а именно сочетание стратегии  дифференцированного (сегментированного) рынка со стратегией концентрации на рыночной нише

Таким образом, исследование внутренней и внешней среды организации и выработка на этой основе целей и стратегий её развития позволяет предприятию (и, в частности, рассмотренному в данной работе ООО «Акустика-холл») не только компенсировать воздействие неблагоприятных факторов внешнего окружения на организацию, но и оптимизировать эффективность деятельности в её финансовом выражении, занять достойную стабильную позицию на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации. Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2006. – 316 с.
  2. Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организаций: Учеб. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 182 с.
  3. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского – СПб.: Издательство «Питер», 2005. – 426 с.
  4. Валуев С.А., Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. - М.: Нефть и газ, 2007. – 327 с.
  5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учеб. - М.: Гардарика, 2006. – 528 с.
  6. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. 4-е издание. СПб.: Питер, 2006. – 544 с.
  7. Климов А. Внешняя среда и стратегическое управление // БОСС. -- № 8. -- 2000.
  8. Ламбен Жан-Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2007. - 800 с. (Серия "Классика МВА")
  9. Макарова Н.Н. Теория организации: Конспект лекций для студентов специальности "Менеджмент организации". - Томск: ТПУ. 2007. – 98 с.
  10. Мильнер Б.З. Теория организации: Учеб. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 480 с.
  11. Пригожин А.И. Современная социология организаций: Учеб. - М.: Интерфакс, 2005. – 294 с.
  12. Семиков В.Л. Теория организации. Учеб. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2008. – 305 с.
  13. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2008. – 375 с.
  14. Теория организации: Учеб. / Под ред. В.Г. Алиева. - М.: Луч, 2005. – 177 с.
  15. Управление организацией: Учеб. / Под ред. А.Г. Поршнева, З.И. Румянцевой, И.А. Соломатина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 669 с.
  16. Франчук В.И. Основы современной теории организации. - М., 2005. – 180 с.
  17. Холл Ричард Р. Организации: структуры, процессы, результаты / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2001. – 512 с.

 

Приложение 1. Анализ формирования результатов хозяйственной деятельности предприятия за 2009 г.

Показатель

Базисный период

Отчетный период

t Прирост (+) или уменьшение (-)

Темп роста, % ,

А

1

2

3

4

Розничный товарооборот, руб.

53890

77780

+23890

144,3

Реализованные торговые надбавки: сумма, руб.

41704

60474

+18770

145,0

% к товарообороту

77,4

77,7

+0,3

100,4

Доходы от торговых надбавок: сумма, руб.

13088

18429

+5341

140,8

% к товарообороту

24,3

23,7

-0,6

97,5

Издержки обращения:

       

сумма, руб.

12986

17238

+4252

132,7

% к товарообороту

2,4

9,3

+6,9

387,5

Прибыль от реализации, руб.

13088

18429

+5341

140,8

Рентабельность по реализации, % к товарообороту

0,5235

0,6850

0,1615

+12,81

Проценты к получению, руб.

-

-

-

-

Проценты к уплате, руб.

172

324

+152

188,4

Доходы от участия  в других организациях, руб.

-

-

-

-

Прочие операционные доходы, руб.

153

119

-34

77,8

Прочие операционные расходы, руб.

50

20

-30

40,0

Внереализационные доходы, руб.

61

68

+7

111,5

Показатель

Базисный период

Отчетный период

t Прирост (+) или уменьшение (-)

Темп роста, % ,

А

1

2

3

4

Внереализационные расходы, руб.

55

292

-237

530,9

Прибыль (убыток) до налогообложения

39

69

+30

176,9

Налог на прибыль, обязательные платежи, руб.

19

57

+538

300,0

Прибыль, остающаяся в  распоряжении предприятия после  уплаты налога на прибыль, руб.

120

140

+20

116,7

Чрезвычайные доходы, руб.

-

-

-

-

Чрезвычайные расходы, руб.

-

-

-

-

Чистая прибыль (убыток), руб.

120

140

+20

116,7

Рентабельность по чистой прибыли, % к обороту

0,5230

0,6850

0,1610

+12,8

Информация о работе Внутренняя и внешняя среда предприятия