Внутрифирменное планирование как важнейшая функция управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Становление рыночных отношений и нового экономического мышления предполагает развитие предпринимательской деятельности, необходимой для подъема производства, увеличения выпуска товаров и услуг. В условиях молодого еще рынка, хронического дефицита при огромных ресурсах и неиспользованных резервах производства, предприятия всех форм собственности должны уделять первостепенное внимание стратегическому финансовому менеджменту и внутрифирменному планированию.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Методика внутрифирменного планирования
1.1 Основные понятия и посылки внутрифирменного планирования
1.2 Методические вопросы планирования
1.2.1 Принципы планирования
1.2.2 Подходы к планированию (философия планирования)
1.2.3 Уровни планирования
1.2.4 Классификация планов (измерители планов)
1.2.5 Процесс планирования
Глава 2. Временной анализ внутрифирменного планирования
2.1 Стратегические, тактические и оперативные планы
2.1.1 Виды планов
2.1.2 Характеристики планов
2.2 Стратегическое планирование
2.2.1 Основные понятия
2.2.2 Стратегический анализ и стратегические альтернативы
2.3 Годовое планирование
2.3.1 Задачи ассортиментного планирования
2.3.2 Формирование продуктовой программы
2.3.3 Годовой (тактический) план фирмы
2.4 Оперативное планирование (производственная логистика)
2.4.1 Типы производств и специфика задач оперативного планирования
2.4.2 Основные календарно-плановые нормативы
2.4.3 Системы оперативно-календарного планирования
Глава 3. Внутрифирменное планирование (практика)
3.1 Краткая характеристика объекта исследования
3.2 Цели и задачи исследования
3.3 Определение целевых сегментов потребителей
3.4 Исследование уровня цен и качества обслуживания
3.5 Изучение конкурентов и сотрудников клуба
3.6 Исследование деятельности торговых посредников
3.7 План тактического развития фитнес клуба «Дукат»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Внутриф планирование.docx

— 337.96 Кб (Скачать файл)

Задача определения  товарного ассортимента фирмы (что  производить или продавать?) является задачей стратегического планирования, решаемой на уровне фирмы и ее бизнес-единиц. Затем задача конкретизируется в  продуктовой программе фирмы  как задаче тактического планирования (в каком объеме производить или  продавать?). Естественно, различаются  и методы решения данных задач.

Методы определения  ассортимента выпускаемой продукции  слабо формализуемы, многое зависит  от интуиции руководителей, гибкости производства, доступа к финансовым и иным ресурсам, возможностей входа на рынок и других факторов. Принимаемые решения основываются на стратегическом видении развития фирмы, анализе жизненного цикла продукции, портфельном анализе стратегических бизнес-единиц фирмы. В западных фирмах данные проблемы чаще всего рассматриваются как инвестиционные (проект освоения новой продукции, покупки или продажи нового подразделения).

Расчет продуктовой  программы фирмы может быть формализован в виде моделей имитационного  типа, учитывающих ограничения внутреннего  типа (производственные/складские мощности, материальные и трудовые ресурсы, оборотные  средства), так и внешние рыночные ограничения (емкость и доля рынка, состояние конкуренции, эластичность спроса от цены и т.д.).

Цели ассортиментного  планирования (критерии формирования ассортимента) могут быть различными, зачастую противоречивыми:

максимизация доли рынка  за счет снижения цены, максимизации потребительской  ценности товара; минимизации издержек реализации;

максимизация валовой  прибыли фирмы за счет максимизации выручки; минимизации издержек реализации; максимизации уровня рентабельности и  т.д.

Отталкиваясь от поставленных целей, необходимо сформировать желаемый ассортимент продукции фирмы, решив  задачу выбора при определенных внешних  и внутренних ограничениях.

Внешние (рыночные) ограничения: позиция товара на рынке; стадия жизненного цикла; уровень конкуренции; предпочтения потребителей; воспринимаемое потребителями  количество разновидностей товара (излишнее многообразие затрудняет выбор); связи  между товарами на рынке.

Внутренние ограничения: ресурсы фирмы (производственные и  складские мощности, персонал, оборотные  средства и т.д.); связи между продуктами (сбалансированность портфеля); издержки и рентабельность продуктов.

Сложности формализации и учета разнообразных количественных и качественных (маркетинговых) ограничений  при формировании ассортимента продукции  фирмы приводят к тому, что корректно  будет говорить о неком компромиссном  решении в области ассортиментной политики, о рациональ-ном, но не обязательно  оптимальном ассортименте.

Итак, основные задачи ассортиментного  планирования: определение рациональной структуры ассортимента (что?) и определение  оптимального объема продаж продукции  в соответствии с выбранной структурой (сколько производить или продавать?).

 

2.3.2 Формирование продуктовой  программы

Основной задачей годового планирования является определение  продуктовой программы (плана) фирмы  на год в агрегированном виде с  квартальной или месячной разбивкой  без календарной привязки к срокам изготовления.

Продуктовая программа  фирмы (основной план производства -Master Production Schedule) - это годовой план производства продукции и использования ресурсов, который устанавливает объем  и сроки поставки продукции по всему ассортименту.

При производственной ориентации управления фирмой во главу угла ставится план производства и план сбыта, при  маркетинговой ориентации -продуктовая  программа, сформированная на основе прогноза продаж, и план маркетинга.

Сложная проблема - оценка успешности продукта с позиций фирмы  и рынка, или дилемма «производительность - разнообразие». С одной стороны, фирме экономически не выгодно работать с большим ассортиментом продукции (требуются дополнительные площади, растут запасы материалов и готовой  продукции, издержки производства и  пр.). Но с другой - узкий ас- сортимент  не всегда может обеспечить долгосрочный успех фирмы на конкурентном рынке.

Основные шаги формирования продуктовой программы фирмы:

Внутренний анализ продукции  фирмы, в том числе ABC-анализ, направленный на ранжирование продукции и выявление  товаров-аутсайдеров. Такой анализ может проводиться по отдельным  продуктам и/или по ассортиментным группам. Используется несколько критериев.

Анализ выявленных групп  продукции на основе внешней информации: степень новизны товаров-аутсайдеров, их связь с другими товарами. Возможно проведение сегментации потребителей, направленной на выявления соответствия ассортимента и атрибутов (характеристик) товаров требованиям потребительских  сегментов. Сегментация потребителей и оценка значимости атрибутов товара для потребителей позволяет понять, стоит ли отказываться от товаров, которые  попали в группу С.

Принятие управленческих решений относительно ассортимента продукции. Возможные решения: отказ  от работы с продуктом группы С, замена его новым продуктом, расширение ассортимента и т.д.

Прогнозирование продаж запланированного ассортимента продукции  и расчет объемов производства продукции (формирование продуктовой программы).

Решение задачи оптимизации  ассортимента на основе, например, методов  линейного программирования возможно, когда спрос известен и является детерминированной величиной. Но и  в этом случае производственные и  маркетинговые потребности должны быть взаимоувязаны.

Количественная задача определения объемов производства и продажи продукции фирмы  допускает несколько постановок. Наиболее известна задача производственного  планирования лауреата Нобелевской  премии академика Л.В. Канторовича, которая изначально имела производственную направленность: необходимо было обеспечить производство определенной продукции  при оптимальном использовании  ресурсов предприятия. В рыночных условиях задача изменилась: план производства формируется на основе прогноз продаж продукции фирмы (в идеальном случае - на основе функции спроса).

 

 

Ограничения на ресурсы:

 

A×X=Z

 

a11x1 + a12x2 + … + a1JxJ ≤ z1

 

a21x1 + a22x2 + … + a2JxJ ≤ z2

aM1x1 + aM2x2 + … + aMJxJ ≤ zM

 

X ≥ 0

Здесь j = 1- индекс продаваемого продукта, m = 1, … М – индекс ресурсов;

Xj - объем продаж j-oro товара;

Cj - цена j-oro товара;

Р,(х) - функция спроса на товар j;

А - матрица расходов ресурсов, т.е. amj - количество m-ого ресурса, затрачиваемого при реализации единицы j-ой продукции;

Z - вектор запасов ресурсов.

Не существует единого  подхода к формированию продуктовой  программы фирмы, все подходы  базируются на сопоставлении факторов внешней и внутренней среды фирмы, а различия заключаются в наборе факторов и критериях их оценки исходя из сложившейся ситуации. При этом определяющим фактором становится оценка потребностей рынка (достижение соответствия структуры выпуска структуре спроса) в формировании ассортиментной политики и продуктовой программы наряду с экономистами должны участвовать маркетологи.

 

2.3.3 Годовой (тактический)  план фирмы

В настоящее время  в нашей стране отсутствует устоявшееся  название плана данного уровня, для  его обозначения используются разные термины: годовой план, тактический  план, план развития фирмы на текущий  год, годовой план развития, бизнес-план, совокупный (агрегатный) план, бюджет.

В советской экономике  такой план назывался техпромфинпланом, или планом экономического и социального  развития предприятия. Типовая методика разработки техпромфинплана предприятия, составленная Госпланом СССР, определяла техпромфинплан как «развернутую программу  всей производственной, хозяйственной  и социальной деятельности коллектива предприятия, направленную на выполнение заданий пятилетнего плана при  наиболее полном и рациональном использовании  материальных, трудовых, финансовых и  природных ресурсов». Техпромфинплан содержал 12 разделов и 56 типовых форм, основные разделы перечислены ниже:

План производства и  реализации продукции.

План технического и  организационного развития (план оргтехмеро-приятий).

План повышения эффективности  производства.

План капитального строительства.

План материально-технического обеспечения.

План по труду и  заработной плате.

План по себестоимости, прибыли и рентабельности производства.

Финансовый план

9.План по фондам  экономического стимулирования. 10.План социального развития предприятия.

11 .План внешнеэкономической  деятельности.

12.План по обеспечению  природоохранных мероприятий. Мы  будем использовать в дальнейшем  термин «тактический план фирмы».

Тактический план (по аналогии с техпромфинпланом предприятия) -это  совокупность увязанных между собой  функциональных планов и проектов, направленных на достижение стратегических целей фирмы.

Словарь иностранных  слов определяет тактику как «приемы, способы достижения поставленной цели», поэтому тактическое планирование является планированием достижения целей. Главные решения связаны  с распределением ресурсов, с ответом  на вопрос как обеспечить реализацию поставленных перед фирмой целей.

В рамках тактического планирования определяется программа производства продуктов и услуг в разрезе  ассортимента и объемов, а также  необходимые для этого мероприятия (операции) в функциональных сферах. Схема планирования на фирме с  функциональной организацией приведена  на рис. 2.2.

 

Рис. 2.2. Система тактического планирования на фирме с функциональной организацией

 

На фирмах с продуктовой  или региональной организационной  структурой к перечисленным планам добавляются планы по штабным  функциям, а также планы мероприятий на уровне отдельных продуктовых или региональных отделений.

Важно: в процессе тактического планирования рассматриваются не только регулярно повторяющиеся мероприятия, но и отдельные проекты: проекты  освоения новой продукции, новых  технологий и т.д.

Ранее отмечено, что тактическое  планирование - это чаще всего годовое  планирование с последующей разбивкой  на более короткие периоды времени, привязанное к законодательно установленным  формам и срокам бухгалтерской и  статистической отчетности.

Решения, принимаемые  на уровне тактического планирования, являются ситуативными (текущими) и  характеризуются следующими признаками [Хан, с. 58]:

- влияют на величину активов и показатели успеха фирмы;

- требуют ответственности подразделений и отделов фирмы;

- могут приниматься на верхнем, среднем и нижнем уровне управления;

- действуют в краткосрочной перспективе и принимаются относительно часто;

- должны приниматься с учетом видения и стратегических целей фирмы, ее корпоративной культуры, а также возможных субкультур отдельных подразделений.

В процессе тактического планирования осуществляется поиск  эффективных решений по реализации принятой стратегии фирмы {планирование основных процессов и ресурсов) при  заданных внешних и внутренних ограничениях. Ограничениями могут быть сроки  поставок, совокупный спрос на продукцию, имеющиеся производственные мощности и доступные ресурсы и пр.

Управляемыми переменными  в процессе тактического планирования являются:

персонал и его рабочее  время - при определенных условиях фирма  может изменять численность работников или совокупный фонд рабочего времени;

запасы сырья, материалов и готовой продукции;

загрузка собственного оборудования и возможность использования  субподрядчиков.

Выделяют три основных, «чистых» стратегий тактического планирования, хотя в хозяйственной практике наблюдается  их сочетание [Мескон, Альберт, Хедоури, с. 623].

Стратегия постоянного  объема производства при постоянной численности персонала предусматривает  постоянный выпуск продукции независимо от колебаний спроса. Разница между  объемом совокупного спроса и  объемом выпуска компенсируется путем варьирования запасом готовой  продукции или портфелем отложенных заказов. Такой принцип используется в капиталоемких производствах  с низкими затратами на хранение продукции (система водоснабжения), в сфере услуг, где можно создать  портфель отложенных заказов.

Стратегия переменного  объема выпуска при постоянной численности  персонала используется в трудоемких отраслях, где требуется высококвалифицированный  персонал, а поддержание запасов  или портфеля отложенных заказов  невозможно, либо обходится весьма дорого. Соответствие между спросом  и предложением в этом случае регулируется путем организации сверхурочных работ или неполной рабочей недели, а также использованием субподрядчиков.

Стратегия переменного  объема выпуска при переменной численности  персонала используется, как правило, в отраслях с сезонными колебаниями.

Задачами тактического планирования являются:

планирование продуктовой  программы фирмы;

определение потребности  в основных ресурсах: производственные фонды, материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы;

планирование эффективности  деятельности фирмы: снижение издержек за счет роста производительности труда, рационального использования ресурсов и т.д.;

планирование мероприятий  по повышению конкурентоспособности  продукции фирмы: управление качеством, обновление и модификация продукции, разнообразие условий поставок и  т.д.;

обеспечение «качества  жизни» персонала фирмы: планирование численности персонала, условий  и оплаты труда, профессионального  роста и развития и т.д.;

Информация о работе Внутрифирменное планирование как важнейшая функция управления предприятием