Внутрифирменное планирование как важнейшая функция управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Становление рыночных отношений и нового экономического мышления предполагает развитие предпринимательской деятельности, необходимой для подъема производства, увеличения выпуска товаров и услуг. В условиях молодого еще рынка, хронического дефицита при огромных ресурсах и неиспользованных резервах производства, предприятия всех форм собственности должны уделять первостепенное внимание стратегическому финансовому менеджменту и внутрифирменному планированию.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Методика внутрифирменного планирования
1.1 Основные понятия и посылки внутрифирменного планирования
1.2 Методические вопросы планирования
1.2.1 Принципы планирования
1.2.2 Подходы к планированию (философия планирования)
1.2.3 Уровни планирования
1.2.4 Классификация планов (измерители планов)
1.2.5 Процесс планирования
Глава 2. Временной анализ внутрифирменного планирования
2.1 Стратегические, тактические и оперативные планы
2.1.1 Виды планов
2.1.2 Характеристики планов
2.2 Стратегическое планирование
2.2.1 Основные понятия
2.2.2 Стратегический анализ и стратегические альтернативы
2.3 Годовое планирование
2.3.1 Задачи ассортиментного планирования
2.3.2 Формирование продуктовой программы
2.3.3 Годовой (тактический) план фирмы
2.4 Оперативное планирование (производственная логистика)
2.4.1 Типы производств и специфика задач оперативного планирования
2.4.2 Основные календарно-плановые нормативы
2.4.3 Системы оперативно-календарного планирования
Глава 3. Внутрифирменное планирование (практика)
3.1 Краткая характеристика объекта исследования
3.2 Цели и задачи исследования
3.3 Определение целевых сегментов потребителей
3.4 Исследование уровня цен и качества обслуживания
3.5 Изучение конкурентов и сотрудников клуба
3.6 Исследование деятельности торговых посредников
3.7 План тактического развития фитнес клуба «Дукат»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Внутриф планирование.docx

— 337.96 Кб (Скачать файл)

обеспечение развития имущественного комплекса фирмы и т.д.

В основе тактического планирования лежат нормативная база фирмы  и система планово-экономических  показателей, которые охватывают все  стороны деятельности фирмы и  на основе которых организуется управление ею. Система этих показателей и  методы их расчета подробно рассматриваются  в курсе «Экономика фирмы».

В рыночных условиях фирмы  не обязаны придерживаться жестко заданной структуры тактического плана, количество и формат разрабатываемых разделов плана определяется ими самостоятельно, при этом желательно учитывать установленные  государством формы статистической и финансовой отчетности.

В мировой практике фирмы  обычно разрабатывают следующие  разделы плана:

план маркетинга и  сбыта продукции в различных  разрезах;

производственная (продуктовая) программа;

планирование потребности  в персонале;

инвестиционное планирование;

планирование выручки  и издержек;

финансовый план.

Учитывая сложившийся  в нашей стране опыт планирования, можно рекомендовать фирмам использовать структуру техпромфинплана (его базовые разделы) в качестве основы тактического планирования, адаптируя ее к своим особенностям. При этом для разных разделов тактического плана могут быть использованы различные форматы планов (см. табл. 2.3). Сложнейшей задачей тактического планирования является задача увязки и согласования различных разделов плана, при этом могут быть использованы разные методы и подходы: интуитивный метод, метод балансовой увязки разделов плана, методы многовариантных расчетов с использованием электронных таблиц, методы линейного программирования и более сложные математические модели.

Нормативная база включает: технические расходные нормы - предельно-допустимые затраты ресурсов на единицу продукции (нормы расходов сырья, материалов, топлива, энергии и нормы времени  на единицу продукции (работы)); нормативы  по использованию оборудования, рабочего времени и организации производства; нормативы, применяемые в календарном  планировании.

 

Таблица 2.3 - Сравнительная  характеристика различных форм планирования

Формы планов Параметры

Бизнес-план (инвестиционный проект)

План  маркетинга

Бюджет (финансовое планирование)

Уровень планирования

Стратегический

Тактический

Тактический

Объект  планирования

Проект с  высоким уровнем риска

Товарная группа, стратегическая бизнес-единица

В целом процессы и подразделения фирмы

Степень детализации

Низкая - агрегированные расчеты (прогнозы)

Детализация на уровне товарных групп и рыночных сегментов

Детализация на уровне основных процессов и структурных  подразделений

Сферы деятельности

Комплексный охват  разных сфер: маркетинг, производство, персонал, финансы

Маркетинг и  сбыт

Финансовые  потоки фирмы


 

Реализация тактического плана предполагает разработку более  детальных оперативных (оперативно-календарных) планов, включающих календарное расписание выполнения запланированных работ.

 

2.4 Оперативное планирование (производственная логистика)

 

2.4.1 Типы производств  и специфика задач оперативного  планирования

Оперативное планирование - планирование, направленное на обеспечение  выполнения заданий и показателей, определенных на этапе тактического планирования.

Оперативное планирование осуществляется путем разработки программы  изготовления продукции на короткие промежутки времени: месяц и меньше (декада, неделя, сутки, часы) при непрерывном  контроле и регулировании ее выполнения. Это завершающая стадия ВФП, на которой  формируется производственно-технологическое  расписание выполнения работ и организуется контроль его выполнения. Оперативное  планирование часто называют оперативно-календарным  планированием (ОКП). ОКП призвано обеспечить синхронизацию производственного  процесса во времени и пространстве, его гибкость и непрерывность. Основой  оперативного планирования производства является планирование потоков (информации, материалов, финансов), поэтому в  литературе часто говорят о логистической  системе оперативного планирования. В конкурентной экономике стабильность потока и синхронность операций являются такими же важными условиями деятельности фирмы, как и быстрая реакция  на требования рынка.

Задачи ОКП - обеспечение:

ритмичной работы всех подразделений  фирмы по единому графику и  равномерности выпуска продукции;

максимальной непрерывности  производственного процесса и управления;

соответствия оперативного планирования типу и характеру производства.

Организация оперативного планирования сильно зависит от типа производства.

Тип производства - совокупность взаимосвязанных факторов, характеризующих  степень специализации фирмы, масштабы производства, номенклатуру выпускаемых  изделий, размеры и повторяемость  их выпуска.

Тип производства соответствует  характеру связей технологических  операций (поточное производство или  дискретное) и размерам партии готовых изделий. Выделяют 4 типа производств: единичное, серийное, массовое и непрерывное (табл. 2.4).

 

Таблица 2.4 . Характеристика единичного и массового типов  производств

Параметры

Тип производства

 

Единичное

Массовое

Масштаб производства

Отдельные экземпляры для известных заказчиков

Значительные  объемы выпуска однородных изделий

Номенклатура  продукции

Широкая, неустойчивая

Крайне узкая, редко изменяющаяся

Оборудование

Универсальное

Высокоспециализированное, конвейерное производство

Гибкость  производства

Максимальная

Минимальная

Специализация кадров

Широкая, высокая  квалификация. Много ручных сборочных  и доводочных операций

Узкая специализация

Специализация рабочих мест

Технологическая - рабочие места не имеют постоянно  закрепленных операций

Предметная - рабочие  места загружены выполнением  одной и той же операции

Степень разработки технологического процесса

Укрупненный техпроцесс, уточняемый в цехе (маршрутная технология)

Наибольшая  степень детализации (пооперационная технология)

Оперативное планирование

Децентрализованное

Централизованное

Объект  планирования

Заказ

Отдельные операции

Связь с рынком

Предварительная (заказ)

Обратная

Примеры производств

Турбины, генераторы, суда, уникальные станки и т.д.

Автомобили, бытовая  техника, продукты питания и т.д.


 

Проблема: колебания спроса на продукцию производственного  назначения, особенно производимую под  заказ, при этом слабые колебания  конечного спроса усиливаются на уровне товаров производственного  назначения с длительным сроком службы. Возможное решение - серийное производство товаров с более коротким производственным циклом. Специфика единичного производства: продукция изготавливается штучно для известного заказчика; заказ продукции обычно предшествуетстадиям ее разработки и изготовления; планирование в основном текущее, ограниченное портфелем заказов. Рынки сбыта обозримы, их структура хорошо видна изнутри фирмы. На нарушение равновесия спроса и предложения на рынке реагирует портфель заказов. В отрасли существуют барьеры входа: технический опыт фирмы, квалификация ее персонала, патентная защита и т.д.

ОКП в единичном производстве построено на использовании крупных  объектов планирования: заказ в целом (позаказная система), либо крупные  комплекты изделия (комплектно-узловая, комплектно-групповая системы). Задача планирования заключается в выполнении принятых заказов в установленные  сроки, поэтому планирование осуществляется от даты выполнения заказа обратным ходом. Такая система планирования хорошо описывается сетевыми графиками.

Сложность планирования: согласование сроков выполнения нескольких заказов при равномерности загрузки оборудования.

Массовое и крупносерийное производство ориентированы на свободный  рынок, на массовый спрос. На нарушение  равновесия спроса и предло- жения  вначале реагирует запас готовой  продукции, а затем уровень загрузки производственных мощностей. Планирование долгосрочное без жесткой привязки к текущей конъюнктуре рынка. Производство характеризуется поточностью, применением конвейеров, единым ритмом выпуска, который задает ритм работы всех подразделений фирмы. Используется экономия на масштабах производства (важна себестоимость каждой операции), большой внутренний оборот ресурсов. Главной задачей оперативного планирования является организация непрерывного движения материальных ресурсов по технологической цепочке с учетом заданных пропорций и заделов (запасов), которые считаются по довольно простым формулам. На поддержание расчетного уровня заделов направлено оперативное управление.

Производственный процесс  можно дробить, передавая операции подрядчикам (аутсорсинг) или закупая  комплектующие на рынке. Отсюда следует  важная задача - определить, что производить  самим, а что закупать по кооперации. Для оценки альтернативных вариантов  можно использовать метод директ-костинга (сравнение вариантов по прямым затратам).

Серийное производство занимает промежуточное положение  между единичным и массовым производством  в нем выделяют три разновидности: мелкосерийное, которое тяготеет к  единичному производству; серийное и  крупносерийное (тяготеет к массовому  типу производства).

Специфика серийного  производства: продукция изготавливается  сериями с известной регулярностью  и повторяемостью, а детали обрабатываются партиями; количество технологических  операций превышает число рабочих  мест. Тогда необходимо чередовать обработку партий различных деталей. Определение такой последовательности и периодичности обработки партий, а также размера партий изделий  составляет основную задачу оперативного планирования на предприятиях серийного  типа.

В серийном производстве присутствуют самые разнообразные  способыорганизации производства и  почти все системы оперативно-календарного планирования.

Непрерывное производство - это производство электроэнергии, нефтепереработка, производства стали  и других металлов, химических продуктов  и т.д.

Специфика непрерывного производства: технологический процесс  не может быть «разорван» в пространстве и времени. Передача отдельных функций  на сторону не возможна, а накопление запасов бывает физически невозможно. Важна экономия на масштабах производства. При нарушении рыночного равновесия спроса и предложения срабатывает  не запас готовой продукции, а  уровень загрузки производственных мощностей.

Важно: производство одного и того же вида продукции может  быть организовано разными способами. Так, производство автомобилей обычно является массовым с использованием конвейеров, но автомобили могут выпускаться  малыми сериями и штучно.

 

2.4.2 Основные календарно-плановые  нормативы

Оперативное планирование производства опирается на систему  календарно-плановых нормативов, состав которых определяется типом производства.

Календарно-плановые нормативы - это совокупность показателей, определяющих организацию производственного  процесса во времени и пространстве.

Основные календарно-плановые нормативы (КПН):

длительность производственного  цикла;

размеры партии обрабатываемых деталей, узлов;

периодичность запуска (выпуска) партий;

величины опережений, заделов, в том числе размер незавершенного производства;

такты и темпы выпуска  продукции поточных линий. В единичном  производстве основной КПН - длительность производственного цикла.

Длительность производственного  цикла (Тц) - период времени с момента  запуска материалов на первую операцию до момента выхода готовой продукции.

Данная величина складывается из времени выполнения всех процессов  до отгрузки готовой продукции: это  время выполнения технологических, контрольных и транспортных операций, время естественных процессов (сушка), время пролеживания деталей и  полуфабрикатов (ожидания между операциями, между сменами и пр.).

Этот норматив зависит  от времени простоя рабочих мест и времени пролеживания деталей (предметов труда). Дилемма «простой рабочего места или пролеживание деталей» разрешается путем выбора принципа организации производственного  процесса: в массовом производстве организуется непрерывное движение деталей, в планировании не поточного  производства ориентируются на непрерывную  загрузку рабочих мест. Время протекания производственного процесса зависит  от степени синхронизации операции, от максимальной продолжительности  отдельной операции и от средней  продолжительности всех операций. В  единичном производстве длительность производственного цикла равна  суммарному времени выполнения операций по ведущей (самой продолжительной) детали.

КПН в серийном производстве: длительность производственного цикла, размер партии, периодичность запуска (выпуска) партий, общее и частное  опережение, заделы.

Размер партии изготовления деталей (Nmjn) - количество одноименных  деталей, которое последовательно  обрабатывается на станке без переналадки (с однократной затратой подготовительно-заключительного  времени).

Определение оптимального размера партии - сложная задача оперативно-календарного планирования. При увеличении размера партии сокращается  доля подготовительно-заключительного  времени, приходящегося на одну деталь, но увеличивается незавершенное  производство (запас деталей на складах  и в местах производства). При  определении размера партии необходимо учитывать уровень загрузки оборудования, обеспечивать согласование размеров партии деталей на смежных операциях и ряд других моментов, которые существенно усложняют данную задачу.

Периодичность запуска (выпуска) партии деталей (Пдней) - время, через  которое необходимо начинать обработку  следующей партии деталей.

 

П =

 

где П - период в днях между  запуском (выпуском) двух партий, N min -размер партии деталей, С потр - суточная потребность  в данных деталях.

Пусть месячная программа  составляет 2500 штук деталей, в месяце -25 рабочих дней, размер партии - 500 штук деталей, тогда периодичность запуска - 5 дней.

Следующие важные нормативы - величины опережений.

Общее опережение запуска  деталей на обработку - время от запуска  в обработку партии деталей до дня окончания сборки изделия (с  деталями этой партии) (табл. 2.5).

Информация о работе Внутрифирменное планирование как важнейшая функция управления предприятием