Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:25, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Становление рыночных отношений и нового экономического мышления предполагает развитие предпринимательской деятельности, необходимой для подъема производства, увеличения выпуска товаров и услуг. В условиях молодого еще рынка, хронического дефицита при огромных ресурсах и неиспользованных резервах производства, предприятия всех форм собственности должны уделять первостепенное внимание стратегическому финансовому менеджменту и внутрифирменному планированию.
Введение
Глава 1. Методика внутрифирменного планирования
1.1 Основные понятия и посылки внутрифирменного планирования
1.2 Методические вопросы планирования
1.2.1 Принципы планирования
1.2.2 Подходы к планированию (философия планирования)
1.2.3 Уровни планирования
1.2.4 Классификация планов (измерители планов)
1.2.5 Процесс планирования
Глава 2. Временной анализ внутрифирменного планирования
2.1 Стратегические, тактические и оперативные планы
2.1.1 Виды планов
2.1.2 Характеристики планов
2.2 Стратегическое планирование
2.2.1 Основные понятия
2.2.2 Стратегический анализ и стратегические альтернативы
2.3 Годовое планирование
2.3.1 Задачи ассортиментного планирования
2.3.2 Формирование продуктовой программы
2.3.3 Годовой (тактический) план фирмы
2.4 Оперативное планирование (производственная логистика)
2.4.1 Типы производств и специфика задач оперативного планирования
2.4.2 Основные календарно-плановые нормативы
2.4.3 Системы оперативно-календарного планирования
Глава 3. Внутрифирменное планирование (практика)
3.1 Краткая характеристика объекта исследования
3.2 Цели и задачи исследования
3.3 Определение целевых сегментов потребителей
3.4 Исследование уровня цен и качества обслуживания
3.5 Изучение конкурентов и сотрудников клуба
3.6 Исследование деятельности торговых посредников
3.7 План тактического развития фитнес клуба «Дукат»
Заключение
Список использованной литературы
обеспечение развития имущественного комплекса фирмы и т.д.
В основе тактического планирования
лежат нормативная база фирмы
и система планово-
В рыночных условиях фирмы не обязаны придерживаться жестко заданной структуры тактического плана, количество и формат разрабатываемых разделов плана определяется ими самостоятельно, при этом желательно учитывать установленные государством формы статистической и финансовой отчетности.
В мировой практике фирмы обычно разрабатывают следующие разделы плана:
план маркетинга и сбыта продукции в различных разрезах;
производственная (продуктовая) программа;
планирование потребности в персонале;
инвестиционное планирование;
планирование выручки и издержек;
финансовый план.
Учитывая сложившийся в нашей стране опыт планирования, можно рекомендовать фирмам использовать структуру техпромфинплана (его базовые разделы) в качестве основы тактического планирования, адаптируя ее к своим особенностям. При этом для разных разделов тактического плана могут быть использованы различные форматы планов (см. табл. 2.3). Сложнейшей задачей тактического планирования является задача увязки и согласования различных разделов плана, при этом могут быть использованы разные методы и подходы: интуитивный метод, метод балансовой увязки разделов плана, методы многовариантных расчетов с использованием электронных таблиц, методы линейного программирования и более сложные математические модели.
Нормативная база включает:
технические расходные нормы - предельно-допустимые
затраты ресурсов на единицу продукции
(нормы расходов сырья, материалов,
топлива, энергии и нормы времени
на единицу продукции (работы)); нормативы
по использованию оборудования, рабочего
времени и организации
Таблица 2.3 - Сравнительная характеристика различных форм планирования
Формы планов Параметры |
Бизнес-план (инвестиционный проект) |
План маркетинга |
Бюджет (финансовое планирование) |
Уровень планирования |
Стратегический |
Тактический |
Тактический |
Объект планирования |
Проект с высоким уровнем риска |
Товарная группа, стратегическая бизнес-единица |
В целом процессы и подразделения фирмы |
Степень детализации |
Низкая - агрегированные расчеты (прогнозы) |
Детализация на уровне товарных групп и рыночных сегментов |
Детализация на уровне основных процессов и структурных подразделений |
Сферы деятельности |
Комплексный охват разных сфер: маркетинг, производство, персонал, финансы |
Маркетинг и сбыт |
Финансовые потоки фирмы |
Реализация тактического плана предполагает разработку более детальных оперативных (оперативно-календарных) планов, включающих календарное расписание выполнения запланированных работ.
2.4 Оперативное планирование (производственная логистика)
2.4.1 Типы производств
и специфика задач
Оперативное планирование - планирование, направленное на обеспечение выполнения заданий и показателей, определенных на этапе тактического планирования.
Оперативное планирование
осуществляется путем разработки программы
изготовления продукции на короткие
промежутки времени: месяц и меньше
(декада, неделя, сутки, часы) при непрерывном
контроле и регулировании ее выполнения.
Это завершающая стадия ВФП, на которой
формируется производственно-
Задачи ОКП - обеспечение:
ритмичной работы всех подразделений
фирмы по единому графику и
равномерности выпуска
максимальной непрерывности производственного процесса и управления;
соответствия оперативного планирования типу и характеру производства.
Организация оперативного планирования сильно зависит от типа производства.
Тип производства - совокупность взаимосвязанных факторов, характеризующих степень специализации фирмы, масштабы производства, номенклатуру выпускаемых изделий, размеры и повторяемость их выпуска.
Тип производства соответствует характеру связей технологических операций (поточное производство или дискретное) и размерам партии готовых изделий. Выделяют 4 типа производств: единичное, серийное, массовое и непрерывное (табл. 2.4).
Таблица 2.4 . Характеристика единичного и массового типов производств
Параметры |
Тип производства | |
|
Единичное |
Массовое |
Масштаб производства |
Отдельные экземпляры для известных заказчиков |
Значительные объемы выпуска однородных изделий |
Номенклатура продукции |
Широкая, неустойчивая |
Крайне узкая, редко изменяющаяся |
Оборудование |
Универсальное |
Высокоспециализированное, конвейерное производство |
Гибкость производства |
Максимальная |
Минимальная |
Специализация кадров |
Широкая, высокая квалификация. Много ручных сборочных и доводочных операций |
Узкая специализация |
Специализация рабочих мест |
Технологическая - рабочие места не имеют постоянно закрепленных операций |
Предметная - рабочие места загружены выполнением одной и той же операции |
Степень разработки технологического процесса |
Укрупненный техпроцесс, уточняемый в цехе (маршрутная технология) |
Наибольшая степень детализации (пооперационная технология) |
Оперативное планирование |
Децентрализованное |
Централизованное |
Объект планирования |
Заказ |
Отдельные операции |
Связь с рынком |
Предварительная (заказ) |
Обратная |
Примеры производств |
Турбины, генераторы, суда, уникальные станки и т.д. |
Автомобили, бытовая техника, продукты питания и т.д. |
Проблема: колебания спроса на продукцию производственного назначения, особенно производимую под заказ, при этом слабые колебания конечного спроса усиливаются на уровне товаров производственного назначения с длительным сроком службы. Возможное решение - серийное производство товаров с более коротким производственным циклом. Специфика единичного производства: продукция изготавливается штучно для известного заказчика; заказ продукции обычно предшествуетстадиям ее разработки и изготовления; планирование в основном текущее, ограниченное портфелем заказов. Рынки сбыта обозримы, их структура хорошо видна изнутри фирмы. На нарушение равновесия спроса и предложения на рынке реагирует портфель заказов. В отрасли существуют барьеры входа: технический опыт фирмы, квалификация ее персонала, патентная защита и т.д.
ОКП в единичном производстве построено на использовании крупных объектов планирования: заказ в целом (позаказная система), либо крупные комплекты изделия (комплектно-узловая, комплектно-групповая системы). Задача планирования заключается в выполнении принятых заказов в установленные сроки, поэтому планирование осуществляется от даты выполнения заказа обратным ходом. Такая система планирования хорошо описывается сетевыми графиками.
Сложность планирования:
согласование сроков выполнения нескольких
заказов при равномерности
Массовое и крупносерийное
производство ориентированы на свободный
рынок, на массовый спрос. На нарушение
равновесия спроса и предло- жения
вначале реагирует запас
Производственный процесс можно дробить, передавая операции подрядчикам (аутсорсинг) или закупая комплектующие на рынке. Отсюда следует важная задача - определить, что производить самим, а что закупать по кооперации. Для оценки альтернативных вариантов можно использовать метод директ-костинга (сравнение вариантов по прямым затратам).
Серийное производство занимает промежуточное положение между единичным и массовым производством в нем выделяют три разновидности: мелкосерийное, которое тяготеет к единичному производству; серийное и крупносерийное (тяготеет к массовому типу производства).
Специфика серийного
производства: продукция изготавливается
сериями с известной
В серийном производстве
присутствуют самые разнообразные
способыорганизации производства и
почти все системы оперативно-
Непрерывное производство - это производство электроэнергии, нефтепереработка, производства стали и других металлов, химических продуктов и т.д.
Специфика непрерывного
производства: технологический процесс
не может быть «разорван» в пространстве
и времени. Передача отдельных функций
на сторону не возможна, а накопление
запасов бывает физически невозможно.
Важна экономия на масштабах производства.
При нарушении рыночного
Важно: производство одного и того же вида продукции может быть организовано разными способами. Так, производство автомобилей обычно является массовым с использованием конвейеров, но автомобили могут выпускаться малыми сериями и штучно.
2.4.2 Основные календарно-плановые нормативы
Оперативное планирование производства опирается на систему календарно-плановых нормативов, состав которых определяется типом производства.
Календарно-плановые нормативы - это совокупность показателей, определяющих организацию производственного процесса во времени и пространстве.
Основные календарно-плановые нормативы (КПН):
длительность
размеры партии обрабатываемых деталей, узлов;
периодичность запуска (выпуска) партий;
величины опережений, заделов, в том числе размер незавершенного производства;
такты и темпы выпуска продукции поточных линий. В единичном производстве основной КПН - длительность производственного цикла.
Длительность
Данная величина складывается из времени выполнения всех процессов до отгрузки готовой продукции: это время выполнения технологических, контрольных и транспортных операций, время естественных процессов (сушка), время пролеживания деталей и полуфабрикатов (ожидания между операциями, между сменами и пр.).
Этот норматив зависит
от времени простоя рабочих мест
и времени пролеживания деталей
(предметов труда). Дилемма «простой
рабочего места или пролеживание
деталей» разрешается путем выбора
принципа организации производственного
процесса: в массовом производстве
организуется непрерывное движение
деталей, в планировании не поточного
производства ориентируются на непрерывную
загрузку рабочих мест. Время протекания
производственного процесса зависит
от степени синхронизации
КПН в серийном производстве: длительность производственного цикла, размер партии, периодичность запуска (выпуска) партий, общее и частное опережение, заделы.
Размер партии изготовления
деталей (Nmjn) - количество одноименных
деталей, которое последовательно
обрабатывается на станке без переналадки
(с однократной затратой подготовительно-
Определение оптимального
размера партии - сложная задача
оперативно-календарного планирования.
При увеличении размера партии сокращается
доля подготовительно-
Периодичность запуска (выпуска) партии деталей (Пдней) - время, через которое необходимо начинать обработку следующей партии деталей.
П =
где П - период в днях между запуском (выпуском) двух партий, N min -размер партии деталей, С потр - суточная потребность в данных деталях.
Пусть месячная программа составляет 2500 штук деталей, в месяце -25 рабочих дней, размер партии - 500 штук деталей, тогда периодичность запуска - 5 дней.
Следующие важные нормативы - величины опережений.
Общее опережение запуска деталей на обработку - время от запуска в обработку партии деталей до дня окончания сборки изделия (с деталями этой партии) (табл. 2.5).
Информация о работе Внутрифирменное планирование как важнейшая функция управления предприятием