Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение внутрифирменного управленческого контроля. Для достижения данной цели решены следующие основные задачи:
1. Определить понятие, сущность и функции внутрифирменного контроля, его место и роль в системе управления предприятием или организацией;
2. Проанализировать цели, задачи и основные методы внутрифирменного контроля;
3. Разработать основные направления совершенствования системы внутрифирменного контроля.
Введение……………………………………………………………………………..2
1. Внутрифирменный управленческий контроль………………………… 5
1.1.Понятие «контроль». Особенности внутрифирменного управленческого контроля………………………………………………………..5
1.2. Функции и организационные формы внутрифирменного управленческого контроля ……………………………………………………….8
1.3. Система внутрифирменного контроля………………………………. 15
2. Создание системы эффективного контроля…………………………… 18
2.1. Процедура контроля и ее этапы……………………………………… 18
3. КОНТРОЛЛИНГ…………………………………………………………24
Заключение …………………………………………………………………30
Список использованной литературы ……………………………………32
Введение…………………………………………………………
1. Внутрифирменный управленческий контроль………………………… 5
1.1.Понятие «контроль».
Особенности внутрифирменного
1.2. Функции и организационные
формы внутрифирменного управле
1.3. Система внутрифирменного контроля………………………………. 15
2. Создание системы эффективного контроля…………………………… 18
2.1. Процедура контроля и ее этапы……………………………………… 18
3. КОНТРОЛЛИНГ…………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………30
Список использованной
литературы ……………………………………32
Введение
Предприятие (организация) – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является важнейшей деятельностью для организации.
Управление предприятием представляет собой процесс, в основе которого лежит воздействие на коллектив предприятия и все стороны его деятельности с целью получения максимальных результатов. Такое воздействие на каждом предприятии и в организации оказывают управленческие кадры. Чем эффективнее процесс управления на предприятии, тем выше оказывается результативность деятельности всего предприятия.
Управление предприятием как вид профессиональной деятельности базируется на обоснованном применении управленческих технологий. Управление включает совокупность методов и средств сбора и обработки информации, приемов эффективного воздействия на работников, принципов, законов и закономерностей организации и управления, систем контроля.
В современных условиях контроль приобретает
характер основы, присутствующей на всех
уровнях управления. В более широком
смысле в конкурентной среде рыночных
отношений эффективный
Менеджер — это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью.
Контроль помогает менеджеру управлять процессами, за которые на него возложена ответственность, и координировать эти процессы по организации в целом.
Анализ действующей в
Новые методы управления играют важную роль в динамичном развитии отечественной экономики. Особо это актуально для отраслевых предприятий, большая часть которых продолжает использовать управленческий механизм, полученный в наследие от экономики советского периода, базировавшейся на системе тотального вертикального планирования.
Актуальность нашего
исследования соответствует
Контроль помогает
также определить, какие именно
из применяемых способов
Целью курсовой работы является изучение внутрифирменного управленческого контроля. Для достижения данной цели решены следующие основные задачи:
1. Определить понятие,
сущность и функции
2. Проанализировать цели, задачи и основные методы внутрифирменного контроля;
3. Разработать основные
направления совершенствования
системы внутрифирменного
1. ВНУТРИФИРМЕННЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
1.1. Понятие «контроль». Особенности
внутрифирменного
В рыночных условиях контроль выступает важным средством организации и регулирования всех видов деятельности. Проникая во все сферы правоотношений, он затрагивает интересы миллионов людей, тысяч организаций. В этой связи становится необходимой организация контроля, которая обеспечивала бы принятие оперативных управленческих решений. Контроль, выявляя слабые стороны, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избегать кризисных ситуаций. Был принят ряд новых законов, указов и постановлений по вопросам перестройки системы управления, в том числе и контроля, но отсутствие стратегии реформирования органов контроля, непоследовательность действий и грубые ошибки не позволили создать эффективно функционирующую систему финансового контроля в Российской Федерации.
Контроль, как правило, ассоциируется с властью, командованием: «поймать», «уличить», «схватить». Такое представление о контроле уводит в сторону от главного содержания этой функции. Понятие «контроль» выходит за пределы понятия «контролирование (проверка) как вид административной деятельности». Оно охватывает собой и активную деятельность менеджера — управление.
В самом общем виде
контроль означает процесс соизмерения
(сопоставления) фактически достигнутых
результатов с
Как видно из определения, в процессе контроля менеджер не столько отдает приказы сотрудникам, сколько оценивает успешность выполнения намеченных организацией планов и удовлетворение потребностей внутренней и внешней среды.
Слово «контроль» первоначально использовалось в бухгалтерском учете для отражения практики хозяйственной деятельности организации. Именно этим значением и пользуется некоторая часть управляющих и теоретиков бизнеса. Однако функцию контроля в классическом менеджменте следует понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой организацию можно удерживать на нужном (верном) пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами (планами).
Некоторые организации
создали целые системы
В связи с тем что на любой стадии процесса управления неизбежны различные отклонения действительного состояния от требуемого, то для того чтобы своевременно располагать информацией об отклонениях, превышающих допустимые значения, необходим внутрифирменный контроль.
Внутрифирменный контроль является неотъемлемым элементом каждой стадии процесса управления, обособленной стадией процесса управления, обособленной стадией процесса управления на всех других стадиях. Главное назначение внутреннего (управленческого) контроля состоит в непрерывном, сплошном и системном наблюдении за производственной деятельностью всех структурных подразделений в целях выявления резервов роста ее эффективности, обеспечения сохранности материальных и финансовых ресурсов, устранения причин и условий, порождающих бесхозяйственность, и на их основе принятие оптимальных управленческих решений.
Система внутрифирменного (управленческого) контроля развивается и совершенствуется по мере развития рыночных отношений в России. Естественно, усложняются и его основные цели, и главные задачи.
Английский исследователь
Р. Адамс отмечает, что система
внутреннего контроля должна обеспечить:
эффективность хозяйственной
Следовательно, в зависимости от целевой направленности внутрифирменного (финансово-управленческого) контроля можно выделить два основных его направления: внутренний аудит; внутрипроизводственный контроль. Если первое направление внутреннего аудита - прерогатива внутренних аудиторов и бухгалтеров, то второе направление, включающее операционный и оптимизационный контроль, представляет собой управленческий контроль издержек, объема продажи прибыли, осуществляемый руководителями и менеджерами разного уровня.
Чтобы глубже понять сущность системы контроля как важной управленческой категории, раскрыть механизм функционирования выражаемых ею отношений, выявить особенности различных ее составляющих, необходимо ее классифицировать в соответствии с различными признаками.
Выбор формы внутреннего контроля зависит от сложности организационной структуры, правовой формы, видов и масштабов деятельности, целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности, отношения руководства организации к контролю. Одна из наиболее развитых форм внутреннего контроля - внутренний аудит.
Организация внутреннего контроля в форме внутреннего аудита присуща крупным и некоторым средним организациям, для которых характерны: усложненная организационная структура, многочисленность филиалов, дочерних компаний; разнообразие видов деятельности и возможность их кооперирования; стремление органов управления получать достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления. Кроме задач контрольного характера, внутренние аудиторы могут выполнять экономическую диагностику, разрабатывать финансовую стратегию, вести маркетинговые исследования, управленческое консультирование.
Следовательно, главной особенностью внутрифирменного контроля является его двойственная роль в процессе управления организацией. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления практически невозможно определить круг деятельности и ответственности для работника таким образом, чтобы он относился к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем. Любая управленческая функция обязательно интегрирована с контрольной.
В условиях рыночных отношений основное внимание заостряется не столько на конечных результатах, сколько на условиях их достижения. Возможность выделить наиболее важные, приоритетные, направления производственной деятельности позволяет сосредоточить внимание управленческого звена на важных участках, повысить эффективность контрольных операций и работ.
1.2. Функции и организационные формы внутрифирменного управленческого контроля.
Управленческий контроль — это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Так, планирование должно постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития фирм. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей фирмы. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.