Внутрифирменный управленческий контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение внутрифирменного управленческого контроля. Для достижения данной цели решены следующие основные задачи:
1. Определить понятие, сущность и функции внутрифирменного контроля, его место и роль в системе управления предприятием или организацией;
2. Проанализировать цели, задачи и основные методы внутрифирменного контроля;
3. Разработать основные направления совершенствования системы внутрифирменного контроля.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..2
1. Внутрифирменный управленческий контроль………………………… 5
1.1.Понятие «контроль». Особенности внутрифирменного управленческого контроля………………………………………………………..5
1.2. Функции и организационные формы внутрифирменного управленческого контроля ……………………………………………………….8
1.3. Система внутрифирменного контроля………………………………. 15
2. Создание системы эффективного контроля…………………………… 18
2.1. Процедура контроля и ее этапы……………………………………… 18
3. КОНТРОЛЛИНГ…………………………………………………………24
Заключение …………………………………………………………………30
Список использованной литературы ……………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджментупоследний (1).doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Контроллинг выступает  как система обеспечения выживаемости компании, в краткосрочном плане, нацеленная на оптимизацию прибыли, в долгосрочном – на поддержание гармоничных отношений с окружающей средой.

Контроллинг – это  совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учёта, планирования, анализа и контроля на качественно новом этапе развития рынка, единая система, которая направлена на достижение стратегических целей фирмы.

Понятие «контроллинг», имеющее английские лингвистические  корни (англ. «controlling»), впервые было использовано в рамках немецкой школы  делового администрирования и при  своем рождении в наибольшей степени соответствовало русскому слову «координировать». В настоящее время, в первую очередь, в силу причин, связанных с развитием информационных систем, это понятие все больше приближается к герундию английского глагола «to control» («руководить, регулировать, управлять», но не «контролировать») и выражает новую концепцию управления, порожденную практикой современного управления. Классики немецкого бизнес-администрирования признают архитектуру системы управления с обратной связью базовой моделью системы корпоративного контроллинга. При этом ими имеется в виду, что реализация управления организацией, построенного на принципах системы с обратной связью, упирается в информационную проблему, которая концентрируется в задаче управленческого учета. Эта проблема стала ключевой при реализации схемы контроллинга. Поэтому начинающему читателю работ по контроллингу иногда не видна за частной проблемой задача контроллинга в целом.

Одной из основных причин возникновения и внедрения концепции  контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами. Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций управления: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений. Хотя истоки контроллинга прослеживаются с XV - XVIII вв., он стал популярен за рубежом (в США, Германии и др. странах) в последние десятилетия. В России интерес к контроллингу стал проявляться в начале 1990-х годов. По многим причинам «контроллинг» не мог не подвергнуться многоликой интерпретации в рамках различных дисциплин .

Прежде всего, это связано  не только с фонетическим сходством  разных по смыслу слов – русского «контроль» и английского «control», но и с  различными подходами к определению понятия управленческий учет как одной из функций контроллинга. С большой степенью условности можно говорить, что до конца ХХ века рядом существовали две основные «школы» управленческого учета.

Первая рассматривает  управленческий учет как систему сбора и интерпретации информации о затратах, издержках и себестоимости продукции, что ближе к термину «контроль». В рамках этой школы большее внимание уделяется нормативному характеру подобной информации и ее значению для получения «внешней отчетности» предприятия. Упрощенно можно считать, что это расширенная система организации учета для целей контроля за деятельностью предприятия.

Вторая школа базируется на том положении, что основная задача любой учетной деятельности –  обеспечение управленческого персонала предприятия своевременной и полной информацией для принятия управленческих решений, и что имеет место «системозависимый» характер учетной деятельности, то есть неразрывная связь технологий учета с технологиями управления компанией в целом и/или ее частями. Такой подход соответствует понятию «managerial accounting», который может быть переведен следующей фразой «организация учета, исходя из потребностей управления». При таком подходе к понятию управленческий учет относятся не только система сбора и анализа информации (например, об издержках предприятия), но и система управления бюджетами (то есть планирования) и система оценки деятельности подразделений.

Современный этап осмысления термина «управленческий учет»  характеризуется тем, что центр  тяжести все более и более переносится на слово «управленческий». Это связано не только с тем, что современные стандарты и предлагаемые на рынке технологии организации учета все более и более определятся именно управленческой задачей, стоящей перед предприятием. Такие изменения происходят в соответствии со здравым смыслом. Руководителям надоело учитывать. Они теперь хотят управлять. Поэтому, из-за необходимости изменения учетной информации для целей управления на смену «нормативному или налоговому» учету вполне естественно приходит учет управленческий, который в действительности существовал всегда даже в российской коммерческой практике как «черный» учет.

Современный контроллинг  представляют сейчас в виде подмножества всего множества организационных  операций, которое реализует замкнутый контур управления предприятием. Другими словами, организационные мероприятия контроллинга управляют всем множеством организационных операций, включая и те, которые входят в подмножество контроллинга.

Поскольку операции контроллинга входят в состав управляемых операций, то контроллинг является системой саморегулирования. Правильно построенная система контроллинга должна показывать вклад подразделений в результат исполнения системы операций. Основные результаты такого анализа предназначены, как правило, для исполнителей операций высшего звена (исполнительные директора, члены совета директоров). Контроллинг позволяет кардинально улучшить качество управленческих решений и повысить эффективность бизнеса. В условиях финансовой нестабильности, острой конкуренции и снижения доходности операций применение контроллинга в виде целостной системы является реальным конкурентным преимуществом. Оно выражается в том, (1) что контроллинг стремится обеспечить долгосрочное существование предприятия, (2) что реализация всех функций контроллинга нацелена на поддержку разнообразных функций исполнителей операций, (3) что особенностью данной концепции является ее стремление максимально скоординировать действия всех подразделений предприятия для достижения основных целей.

Служба контроллинга анализирует отчётность предприятия, определяет направления перспективного развития фирмы и благодаря этому  оказывает серьёзную помощь в  принятии управленческих решений. Различные  методы оперативного и стратегического  крнтроллинга оказываются весьма эффективными в управлении предприятием в рамках согласования целей, при обеспечении сохранения финансовой прочности фирмы. Задача контроллера состоит в том, чтобы обеспечивать правильность применения методики, способствующей достижению предприятием намеченной прибыли.

В систему контроллинга входит: формирование системы планирования, в частности помощь в определении  плановой программы развития предприятия  и его целей; руководство и  координация работами по планированию и составлению бюджета; объединение частных целей и отдельных планов в едином целостном плане предприятия; участие в составлении отчётности, особенно за счёт внедрения системы информационного её обеспечения; удовлетворение потребностей руководства предприятия в информации и необходимой отчётности; своевременное предоставление систематической информации об отклонениях фактических показателей от плановых, прежде всего по расходам, накоплениям, состоянию финансовых средств и инвестиций; разработка и предоставление руководству предприятия системы коррегирующих мер при превышении расходов по установленным планом позициям; анализ причин допущенных отклонений, подготовка альтернативных решений и рекомендаций по устранению сложившихся трудностей; составление необходимых отчётов для руководства компании; оценка расчётов эффективности новых проектов.

В настоящее время  контроллинг, как система экономического управления деятельностью фирмы, широко применяется в хозяйственно-развитых странах. Всё чаще он практикуется и  в мелких фирмах. Это обусловлено тем, что контроллинг выступает в качестве эффективного инструмента, предоставляющего реальные шансы выстоять в конкурентной борьбе.

Чтобы в полной мере использовать потенциал контроллинга на российских предприятиях, необходимо перестроить  планирование, учёт и анализ хозяйственной деятельности в соответствии с современными требованиями. Особую роль играет внедрение стратегического планирования, на основе которого контроллинг превращается в средство будущего процветания фирмы. Именно поэтому и в российской практике контроллинг постепенно находит всё более широкое применение. Данный процесс всё активнее расширяется по мере развития и совершенствования производства, повышения на более качественный уровень системы управления предприятия, внедрение самых эффективных нововведений менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 Заключение

Для эффективной реализации управленческих решений и получения  запланированных результатов менеджеру  необходимо осуществлять контроль выполнения принятых решений. В этих условиях требуется  комплексная методология и основанный на ней инструментарий, которые бы позволили предопределить стабильные успехи в настоящем и будущем. В качестве такого инструмента выступает контроль, который призван оказывать помощь менеджерам в процессе разработки, принятия и реализации управленческих решений.

Основное требование к контролю — его эффективность. Эффективность контроля — это  обеспечение с его помощью  максимального выполнения поставленных перед предприятием задач. Контроль не должен рассматриваться как самоцель, он должен проводиться не для того, чтобы просто собрать и проанализировать информацию, а для оказания реальной помощи руководителям всех звеньев.

Контроль является необходимой  самостоятельной функцией управления в условиях предприятия. Факты образуют реальную основу выводов контроля. Без систематизации и обобщений, без логического осмысления не может быть контроля.

Система контроля связывает  воедино все функции управления, так как позволяет менеджерам поддерживать приемлемое положение  дел и корректировать неверные шаги путем перепланирования, реорганизации и переориентации, направляя процесс управления по установленным идеальным моделям.

Следовательно, главной  особенностью внутрифирменного контроля является его двойственная роль в  процессе управления организацией. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления практически невозможно определить круг деятельности и ответственности для работника таким образом, чтобы он относился к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем. Любая управленческая функция обязательно интегрирована с контрольной.

В условиях рыночных отношений  основное внимание заостряется не столько  на конечных результатах, сколько на условиях их достижения. Возможность выделить наиболее важные, приоритетные, направления производственной деятельности позволяет сосредоточить внимание управленческого звена на важных участках, повысить эффективность контрольных операций и работ. Все это усиливает значение внутрифирменного контроля.

Для того, чтобы предприятие  имело возможность добиться крупных  успехов и признания на рынке, необходимо внедрять в практику наиболее передовые, прогрессивные методы работы. К числу таких новаций относится  практика внедрения контроллинга. В  настоящее время система контроля всё чаще дополняется системой контроллинга, обеспечивающее более эффективное управление фирмой в целях долговременного существования её на рынке, представляющего инструмент управления достижением высоких конечных результатов деятельности предприятия.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

     1. Вершигора  Е.Е. Менеджмент: учебное пособие, 2-е переработанное и дополненное  издание. - М.:ИНФРА,2008.

     2. Воронина  Э.М. Менеджмент предприятия и  организации: учебно-практическое пособие. - М.,2004.

     3. Герчикова  И.Н. Менеджмент: Учебник. — 2-е  изд., перераб. и доп. — М.: Банки  и биржи, ЮНИТИ, 1995.

     4. Кабушкин  Н. И. Менеджмент туризма: Учеб./Кабушкин  Н. И; Под ред. Н.А. Кулагиной. - 3-е изд. - Минск: Новое знание, 2002.

     5.Панкин  А. И. Основы практического  менеджмента: учебное пособие  для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

     6. Попов  Л.В., Исакова Р.Е., Головина Т.А.  Контроллинг: учебное пособие. - М.: «Дело и Сервиз», 2003.

     7.

Управление современной компанией/Под редакцией проф. Б.Мильнера и проф. Ф.Лииса. - М.: Инфра-М, 2009.

     8. Чижиков  В.М., Чижиков В. В. Введение  в социокультурный менеджмент: Учебное  пособие.- М.: МГУКИ. 2003.

    

 

 

 

 




Информация о работе Внутрифирменный управленческий контроль