Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 11:48, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение конфликта как социально-психологического процесса, характеризующегося определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношении между людьми.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................. стр.3
Глава I. Подходы к исследованию конфликтов...................................... стр.5
1.1. Практические подходы к изучению конфликта............................... стр.5
1.2. Причины и функции конфликтов.......................................................стр.6
Глава II. Классификации конфликта………………………………...….... стр.12
2.1 Классификации конфликта .............................................................. стр.12
2.2. Структура и уровни конфликта..................................................... стр.13
Глава III. Исследование психологических причин конфликтности личности в организации............................................................................................. стр.18
3.1. Формирование выборки и описание этапов исследования............. стр.18
3.2.Описание используемых методов и методик........................................ стр.19
3.3. Обработка и интерпретация полученных данных............................ стр.20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................... стр.23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................... стр.25
Приложения 1 ................................................................................................стр.26
Приложения 2 ................................................................................................стр.29
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
Глава
I. Подходы к исследованию конфликтов....................
1.1. Практические
подходы к изучению конфликта.....................
1.2. Причины
и функции конфликтов....................
Глава
II. Классификации конфликта…………………
2.1 Классификации
конфликта ..............................
2.2. Структура
и уровни конфликта.....................
Глава
III. Исследование психологических причин
конфликтности личности в организации...................
3.1. Формирование выборки и описание этапов исследования............. стр.18
3.2.Описание
используемых методов и
3.3. Обработка
и интерпретация полученных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ....................
Приложения
1 ..............................
ВВЕДЕНИЕ
Основой любой организации являются люди (коллектив), и без их функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив1 – формальная общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт, научные изыскания). Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам.
Конфликт в организации2 – это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений в рамках организации или в междуорганизационном пространстве. Среди сущностных черт конфликта выделяют наличие противоречия между субъектами, их противодействие, негативные эмоции по отношению друг к другу. Конфликты происходят и в больших компаниях, и в маленьких фирмах, они могут привести к закрытию организации. Поэтому изучение конфликтов в организации - актуальная тема.
В настоящее время исследование конфликтов относится к наиболее динамично развивающейся области психологии. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми, наконец, в жизни общества в целом.
Целью
данной работы является рассмотрение
конфликта как социально-
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
Объект - конфликт как одно из состояний отношений людей.
Предмет – процессы возникновения, протекания и разрешения конфликтов.
Гипотеза
работы: существует ли взаимосвязь между
осознаваемостью предпочтения стратегии
соперничества в конфликте и конфликтностью
испытуемого.
ГЛАВА I. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОНФЛИКТА
1.1. Практические подходы к изучению конфликта
Выделяются следующие практически подходы к изучению конфликта:
1. экспериментальное конструирование конфликта, преимущественно в лабораторных условиях
За основу
берутся конфликтные игры и их
модификации, конфликтные ситуации,
моделирующие реальные жизненные столкновения.
Подобные исследования конфликтов связаны
с большими трудностями организационного
плана. Во-первых, некоторые из них
неприемлемы с нравственной точки
зрения. Во-вторых, на основе простых, в
значительной степени управляемых,
конфликтов нельзя делать выводы применительно
к жизненным реальным ситуациям
(так как нет никакой
2. личностные опросники и тесты, а также варианты социометрии;
Конфликт
изучается через напряженность
во взаимоотношениях, предрасположенность
к агрессивному поведению различных
лиц, наличие микрогруппы с
3. исторический (ретроспективный).
Описание
конкретных конфликтных ситуаций, уже
имевших место (проводится анализ действий
участников, объекта, причин, способов
и приемов взаимодействия, исход
и т.д.). Хотя данный подход более
социологичен, чем психологичен, при
умелой формулировке вопросов он в
значительной мере позволяет воссоздать
социально-психологическую
1.2. Причины и функции конфликтов
Существуют
две противоположных точки
1) конфликт
является свойством
2) конфликт
вызывается объективными
Конфликт представляет собой сложное комплексное явление, в котором присутствуют социально-психологические аспекты3. В то же время, имеется тип конфликтов, которые порождаются главным образом социально-психологическими факторами (внутриличностные конфликты).
У.Ф. Линкольн классифицирует причины конфликтов по пяти основаниям: информация, структура, ценности, отношения и поведение и выделяет пять основных факторов (причин) конфликтов:
1) Информационный
фактор— это та информация, которая
приемлема для одной стороны
и неприемлема для другой. Это
может быть: неполная, неточная информация
одной из сторон; нежелательное
обнародование; недооценка
2) Структурный
фактор— формальные и
3) Ценностный
фактор — те принципы, которые
провозглашаются или
— личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения и т.д.);
— групповые системы верований и поведения;
— системы
верований и поведения
— ценности всего человечества;
— профессиональные ценности;
— религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.
4) Фактор отношения — удовлетворение от взаимодействия двух или более сторон или его отсутствие. Внимание на аспектах:
— основа отношений (добровольные или принудительные);
— сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);
— ожидания от взаимоотношений;
— важность взаимоотношений;
— ценность взаимоотношений;
— длительность взаимоотношений;
— совместимость людей в процессе взаимоотношений;
— вклад сторон во взаимоотношения и т.д.
Майерс говорит о том, что важна еще и история отношений. "Слишком часто мы пытаемся понять конфликт в изоляции от его исторических корней... Когда кто-то в конфликте указывает на нас пальцем, наша реакция основывается на содержании происходящего в данный момент, но также мы реагируем на все те разы, когда этот жест был использован по отношению к нам со злобой в прошлом"
5) Поведенческий
фактор — это стратегия
В самом общем виде можно определить три класса причин возникновения конфликтов:
— социально-экономические
- конфликты в современном
— социально-психологические – конфликты из-за разных потребностей, мотивов, целей деятельности и поведения людей;
— социально-демографические – конфликты из-за различия в установках, мотивах поведения, целях и стремлениях людей, обусловленных их полом, возрастом, принадлежностью к разным национальным образованьям.
С точки зрения причин выделяется три типа конфликтов:
1. Конфликт
целей. Ситуация
2. Конфликт взглядов, когда участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме.
3. Конфликт
чувств, когда у участников различны
чувства и эмоции, лежащие в
основе их отношений друг с
другом как личностей. Люди
просто вызывают друг у друга
раздражение стилем своего
Причины
возникновения конфликтных
1. Недостатки
в организации
2. Неправильные
действия руководителя из-за
3. Недостатки стиля работы и неправильное поведение руководителя, столкновение со стереотипами, утвердившимися в сознании подчиненных под влиянием стиля работы прежних руководителей.
4. Расхождение
мнений работников в оценке
явлений производственной
5. Нарушение
внутригрупповых норм