Внутриорганизационный конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение конфликта как социально-психологического процесса, характеризующегося определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношении между людьми.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................. стр.3

Глава I. Подходы к исследованию конфликтов...................................... стр.5

1.1. Практические подходы к изучению конфликта............................... стр.5

1.2. Причины и функции конфликтов.......................................................стр.6

Глава II. Классификации конфликта………………………………...….... стр.12

2.1 Классификации конфликта .............................................................. стр.12

2.2. Структура и уровни конфликта..................................................... стр.13

Глава III. Исследование психологических причин конфликтности личности в организации............................................................................................. стр.18

3.1. Формирование выборки и описание этапов исследования............. стр.18

3.2.Описание используемых методов и методик........................................ стр.19

3.3. Обработка и интерпретация полученных данных............................ стр.20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................... стр.23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................... стр.25

Приложения 1 ................................................................................................стр.26
Приложения 2 ................................................................................................стр.29

Файлы: 1 файл

Курсовая ИСУ.docx

— 68.60 Кб (Скачать файл)

 

3.2.Описание  используемых методов  и методик

Гипотеза: существует ли взаимосвязь между осознаваемостью предпочтения стратегии соперничества и конфликтностью личности в коллективе.  

Для проверки выдвинутой гипотезы были применены: метод  наблюдения (стороннее (автор) и включенное (эксперты)), метод тестирования.

 
    Частота
    Процент
    Валидные
    А
    17
    68,0
    Б
    8
    32,0
    Итого
    25
    100,0

       

 Сущность  методики сводится к выявлению  системы «симпатий» и «антипатий»  между членами группы, т.е. иными  словами, к выявлению системы  эмоциональных отношений в группе  путем осуществления каждым из  членов группы определенных «выборов»  из всего состава группы по  заданному критерию. Все данные  о таких «выборах» представляются  в виде особой диаграммы –  социограммы. 

3.3. Обработка и интерпретация  полученных данных

Исследование  проводилось в три этапа.

На первом этапе путем стороннего наблюдения в естественных условиях была выявлена напряженность в отношениях.

На втором этапе было проведено метод тестирование, в рамках которого применялись три  методики: диагностика стратегий  поведения в конфликте и диагностика самооценки степени конфликтности и оценки экспертом степени конфликтности личности, социометрия группы. 

На третьем  этапе, после тестирования работников к работе были привлечен эксперт. Он оценил степень конфликтности  каждого сотрудника, каждому из которых  было присвоено определенное количество баллов (от 1 до 10), чем выше был балл, тем выше оценка конфликтности данного  человека. Результаты тестов и оценки экспертов.

 
 
 
№ испытуемого
 
 
 
Ранг  экспертов*
Диагностика стратегий поведения в конфликте  
 
 
Самооценка уровня конфликтности*
 
 
Оценка  экспертом  конфликтности сотрудников
 
Соперничество* Сотрудничество*  
Приспособление*
Компромисс* Избегание*  
Группа  № 1 (повышенная конфликтность)      
6 10 6 4 5 8 4 40 56    
8 9 6 6 6 5 7 36 52    
4 8 6 5 7 5 5 49 50    
7 7 0 3 3 9 9 50 58    
12 6 2 6 9 6 8 27 60    
Группа  № 2 (пониженная конфликтность)        
1 5 4 9 1 7 9 45 53    
13 4 3 9 5 12 8 30 46    
10 3 3 8 5 4 8 30 49    
9 2 2 9 10 5 10 30 40    
3 1 2 7 5 7 9 21 21    
                               
 
 
    ВАЖНЕЙШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ КОМПАНИИ.
 
    Начальные
    Извлеченные
    Свои доводы сопровождает тоном, не терпящим возражения
    1,000
    ,744
    Считает, что  добьется своего , если будет рьяно  возражать
    1,000
    ,833
    Не обращает внимание на то, что другие не понимают доводов
    1,000
    ,573
    Считает, что  в споре надо проявлять свой характер
    1,000
    ,862
    Считает, что  люди с трудом выходят из конфликта
    1,000
    ,784
    Спорные вопросы  обсуждает в присутствии оппонента
    1,000
    ,604
    Рвется в  спор
    1,000
    ,649
    ОЦЕНИТЕ ОТВЕТСТВЕНОСТЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ВАШЕЙ КОМПАНИИ
    1,000
    ,533
 
    ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ АККУРАТНОСТЬЮ  РУКОВОДИТЕЛЯ И ВНУТРИКОРПОРАТИВНЫМ  ИМИДЖЕМ КОМПАНИИ.
 
    ОЦЕНИТЕ СТЕПЕНЬ  ВАШЕЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РАБОТОЙ  В ЦЕЛОМ
    ОЦЕНИТЕ СТЕПЕНЬ СОПЕРНИЧЕСТВА ВАШЕЙ КОМПАНИИ
    ОЦЕНИТЕ СТЕПЕНЬ  ВАШЕЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РАБОТОЙ В ЦЕЛОМ
    Корреляция Пирсона
    1
    ,241
    Знч.(2-сторон)
 
    ,245
    N
    25
    25
    ОЦЕНИТЕ СТЕПЕНЬ СОПЕРНИЧЕСТВА В ВАШЕЙ КОМПАНИИ
    Корреляция Пирсона
    ,241
    1
    Знч.(2-сторон)
    ,245
 
    N
    25
    25

 

По результатам  социометрии менее конфликтные  люди получили больше положительных  выборов, т. е. с ними предпочли бы иметь профессиональные отношения. 

В результате исследования установлено наличие  связи между стратегиями поведения  и конфликтностью личности.

Таким образом, из результатов исследования в компании ООО "МосСитиТранс" можно сделать следующие выводы:

1. Существует взаимосвязь между самооценкой уровня конфликтности и предпочитаемой стратегией поведения в конфликте,  которую можно проиллюстрировать корреляцией низкой самооценки уровня конфликтности личности и выбором стратегии сотрудничества в конфликте;

2. Сотрудники, которых воспринимают неконфликтными,  предпочитают  стратегию избегания;

3.  Причиной конфликтности сотрудников в организации на психологическом уровне может являться неосознаваемая потребность в соперничестве,  т. е.  желание удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других сотрудников на уровне скрытых мотивов.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

 Изучение  социальных процессов, происходящих  в обществе, показывает, что конфликт  является одной из важнейших  социальных проблем. В данной  работе была предпринята попытка  дать краткий аналитический обзор  некоторых психологических теорий  и исследований, рассматривавших  конфликт и провести теоретический  анализ понятия конфликта в  организации.

Трудовой  коллектив – формальная  (формализированная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания).

Конфликт  в организации - это осознанное противоречие между общающимися членами этого  коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных  отношений.

Неконфликтные люди в группе испытуемых предпочитают уход от конфликта. Менее привлекательными для построения отношений в группе испытуемых являются более конфликтные  личности.

Таким образом, из результатов исследования в компании ООО "МосСитиТранс" можно сделать следующие выводы:

1. Существует взаимосвязь между самооценкой уровня конфликтности и предпочитаемой стратегией поведения в конфликте,  которую можно проиллюстрировать корреляцией низкой самооценки уровня конфликтности личности и выбором стратегии сотрудничества в конфликте;

2. Сотрудники, которых воспринимают неконфликтными,  предпочитают  стратегию избегания;

3. Причиной конфликтности сотрудников в организации на психологическом уровне может являться неосознаваемая потребность в соперничестве,  т. е.  желание удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других сотрудников на уровне скрытых мотивов.

Таким образом, гипотеза о наличии между  осознаваемостью индивидами предпочтения стратегии соперничества в конфликте  и конфликтностью испытуемого нашла  свое подтверждение.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. – М.: МЗ Пресс, 2008.- С. 182

2.      Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт. псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 2007. – С. 36

3.  Джерелевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. – М.: Смысл, 2009.  - С. 191

4.  Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МУ, 2007. – С. 204

5.  Ершов А.А., Личность и коллектив. - Л.: Знание, 2008 – С. 40

6.  Игумнова Г.В. Методы разрешения конфликтов. – Йошкар-Ола: Изд-во Марийского унив-та, 2010. –С. 64  

7  Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. – М.: Ин-т психологии РАН, 2006 – С. 56

8.  Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий - Л.: Лениздат, 1997.- С. 143

9.  Конфликт и пути его разрешения (сост. Лисепкий К.С.). – Куйбышев: Изд-во КГУ, 2006. – С. 19

10.  Конфликт: борьба, взаимодействие, сотрудничество (под ред. Потанина Г.М.). –Белгород: изд-во Белгородского ГУ, 2010. – С. 342

11.  Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах. – СП б: изд-во Военмеха,  2009. – С. 72

12.  Mayers B. The dynamics of conflict resolution: a practitioner’ s guide. San Francisco: Jossey-Bass. – 2011. P. 233 

Приложение 1

1. А.  Иногда я предоставляю возможность  другим взять на себя ответственность  за решение спорного вопроса.

Б. Чем  обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба  согласны.

2.    А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я  пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3.    А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я  стараюсь успокоить другого и  главным образом сохранить наши отношения.

4.    А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.    А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я  стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.    А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я  стараюсь добиться своего.

7.    А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я  считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.    А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я  первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9.    А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я  предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А.  Я твердо стремлюсь достичь  своего.

Б. Я  пытаюсь найти компромиссное  решение.

11. А.  Первым делом я стараюсь ясно  определить то, в чем состоят  все затронутые интересы и  вопросы. 

Б. Я  стараюсь успокоить другого и  главным образом сохранить наши отношения.

12. А.  Зачастую я избегаю занимать  позицию, которая может вызвать  споры.

Б. Я  даю возможность другому в  чем-то остаться при своем мнении, если он также вдет мне навстречу.

13. А.  Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я  настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А.  Я сообщаю другому свою точку  зрения и спрашиваю о его  взглядах.

Б. Я  пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. А.  Я стараюсь успокоить другого  и главным образом сохранить  наши отношения. 

Б. Я  стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А.  Я стараюсь не задеть чувств  другого.

Б. Я  пытаюсь убедить другого в  преимуществах моей позиции.

17. А.  Обычно я настойчиво стараюсь  добиться своего.

Б. Я  стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А.  Если это сделает другого счастливым, я дам ему  возможность настоять на своем.

Б. Я  даю возможность другому в  чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. А.  Первым делом я стараюсь ясно  определить то, в чем состоят  все затронутые интересы и  спорные вопросы. 

Б. Я  стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. А.  Я пытаюсь немедленно преодолеть  наши разногласия. 

Б. Я  стараюсь найти наилучшее сочетание  выгод и потерь для нас обоих.

21. А.  Ведя переговоры, я стараюсь быть  внимательным к желаниям другого. 

Б. Я  всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А.  Я пытаюсь найти позицию, которая  находится посредине между моей  позицией и точкой зрения другого  человека.

Б. Я  отстаиваю свои желания.

23. А.  Как правило, я озабочен тем,  чтобы удовлетворить желания  каждого из нас. 

Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А.  Если позиция другого кажется  ему очень важной, я постараюсь  пойти навстречу его желаниям.

Б. Я  стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А.  Я пытаюсь показать другому  логику и преимущества моих  взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А.  Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я  почти всегда озабочен тем, чтобы  удовлетворить желания каждого  из нас.

27. А.  Зачастую я избегаю занимать  позицию, которая может вызвать  споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А.  Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти  поддержку у другого.

Информация о работе Внутриорганизационный конфликт