Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 11:48, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение конфликта как социально-психологического процесса, характеризующегося определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношении между людьми.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................. стр.3
Глава I. Подходы к исследованию конфликтов...................................... стр.5
1.1. Практические подходы к изучению конфликта............................... стр.5
1.2. Причины и функции конфликтов.......................................................стр.6
Глава II. Классификации конфликта………………………………...….... стр.12
2.1 Классификации конфликта .............................................................. стр.12
2.2. Структура и уровни конфликта..................................................... стр.13
Глава III. Исследование психологических причин конфликтности личности в организации............................................................................................. стр.18
3.1. Формирование выборки и описание этапов исследования............. стр.18
3.2.Описание используемых методов и методик........................................ стр.19
3.3. Обработка и интерпретация полученных данных............................ стр.20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................... стр.23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................... стр.25
Приложения 1 ................................................................................................стр.26
Приложения 2 ................................................................................................стр.29
3.2.Описание используемых методов и методик
Гипотеза: существует ли взаимосвязь между осознаваемостью предпочтения стратегии соперничества и конфликтностью личности в коллективе.
Для проверки выдвинутой гипотезы были применены: метод наблюдения (стороннее (автор) и включенное (эксперты)), метод тестирования.
|
| ||
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
Сущность
методики сводится к выявлению
системы «симпатий» и «
3.3. Обработка и интерпретация полученных данных
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе путем стороннего наблюдения в естественных условиях была выявлена напряженность в отношениях.
На втором этапе было проведено метод тестирование, в рамках которого применялись три методики: диагностика стратегий поведения в конфликте и диагностика самооценки степени конфликтности и оценки экспертом степени конфликтности личности, социометрия группы.
На третьем этапе, после тестирования работников к работе были привлечен эксперт. Он оценил степень конфликтности каждого сотрудника, каждому из которых было присвоено определенное количество баллов (от 1 до 10), чем выше был балл, тем выше оценка конфликтности данного человека. Результаты тестов и оценки экспертов.
№ испытуемого |
Ранг экспертов* |
Диагностика стратегий поведения в конфликте | Самооценка уровня конфликтности* |
Оценка экспертом конфликтности сотрудников |
|||||||||||||||||
Соперничество* | Сотрудничество* | Приспособление* |
Компромисс* | Избегание* | |||||||||||||||||
Группа № 1 (повышенная конфликтность) | |||||||||||||||||||||
6 | 10 | 6 | 4 | 5 | 8 | 4 | 40 | 56 | |||||||||||||
8 | 9 | 6 | 6 | 6 | 5 | 7 | 36 | 52 | |||||||||||||
4 | 8 | 6 | 5 | 7 | 5 | 5 | 49 | 50 | |||||||||||||
7 | 7 | 0 | 3 | 3 | 9 | 9 | 50 | 58 | |||||||||||||
12 | 6 | 2 | 6 | 9 | 6 | 8 | 27 | 60 | |||||||||||||
Группа № 2 (пониженная конфликтность) | |||||||||||||||||||||
1 | 5 | 4 | 9 | 1 | 7 | 9 | 45 | 53 | |||||||||||||
13 | 4 | 3 | 9 | 5 | 12 | 8 | 30 | 46 | |||||||||||||
10 | 3 | 3 | 8 | 5 | 4 | 8 | 30 | 49 | |||||||||||||
9 | 2 | 2 | 9 | 10 | 5 | 10 | 30 | 40 | |||||||||||||
3 | 1 | 2 | 7 | 5 | 7 | 9 | 21 | 21 | |||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
По результатам социометрии менее конфликтные люди получили больше положительных выборов, т. е. с ними предпочли бы иметь профессиональные отношения.
В результате
исследования установлено наличие
связи между стратегиями
Таким образом, из результатов исследования в компании ООО "МосСитиТранс" можно сделать следующие выводы:
1. Существует взаимосвязь между самооценкой уровня конфликтности и предпочитаемой стратегией поведения в конфликте, которую можно проиллюстрировать корреляцией низкой самооценки уровня конфликтности личности и выбором стратегии сотрудничества в конфликте;
2. Сотрудники, которых воспринимают неконфликтными, предпочитают стратегию избегания;
3. Причиной конфликтности сотрудников в организации на психологическом уровне может являться неосознаваемая потребность в соперничестве, т. е. желание удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других сотрудников на уровне скрытых мотивов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение
социальных процессов,
Трудовой коллектив – формальная (формализированная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания).
Конфликт
в организации - это осознанное противоречие
между общающимися членами
Неконфликтные люди в группе испытуемых предпочитают уход от конфликта. Менее привлекательными для построения отношений в группе испытуемых являются более конфликтные личности.
Таким образом, из результатов исследования в компании ООО "МосСитиТранс" можно сделать следующие выводы:
1. Существует взаимосвязь между самооценкой уровня конфликтности и предпочитаемой стратегией поведения в конфликте, которую можно проиллюстрировать корреляцией низкой самооценки уровня конфликтности личности и выбором стратегии сотрудничества в конфликте;
2. Сотрудники, которых воспринимают неконфликтными, предпочитают стратегию избегания;
3. Причиной конфликтности сотрудников в организации на психологическом уровне может являться неосознаваемая потребность в соперничестве, т. е. желание удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других сотрудников на уровне скрытых мотивов.
Таким
образом, гипотеза о наличии между
осознаваемостью индивидами предпочтения
стратегии соперничества в
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. – М.: МЗ Пресс, 2008.- С. 182
2. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт. псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 2007. – С. 36
3. Джерелевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. – М.: Смысл, 2009. - С. 191
4. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МУ, 2007. – С. 204
5. Ершов А.А., Личность и коллектив. - Л.: Знание, 2008 – С. 40
6. Игумнова Г.В. Методы разрешения конфликтов. – Йошкар-Ола: Изд-во Марийского унив-та, 2010. –С. 64
7 Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. – М.: Ин-т психологии РАН, 2006 – С. 56
8. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий - Л.: Лениздат, 1997.- С. 143
9. Конфликт и пути его разрешения (сост. Лисепкий К.С.). – Куйбышев: Изд-во КГУ, 2006. – С. 19
10. Конфликт: борьба, взаимодействие, сотрудничество (под ред. Потанина Г.М.). –Белгород: изд-во Белгородского ГУ, 2010. – С. 342
11. Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах. – СП б: изд-во Военмеха, 2009. – С. 72
12. Mayers B. The dynamics of conflict resolution: a practitioner’ s guide. San Francisco: Jossey-Bass. – 2011. P. 233
Приложение 1
1. А.
Иногда я предоставляю
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А.
Зачастую я избегаю занимать
позицию, которая может
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также вдет мне навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А.
Если это сделает другого
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А.
Я пытаюсь немедленно
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А.
Ведя переговоры, я стараюсь быть
внимательным к желаниям
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А.
Я пытаюсь найти позицию,
Б. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б. Иногда
я представляю возможность
24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27. А.
Зачастую я избегаю занимать
позицию, которая может
Б. Если
это сделает другого
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.