Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2012 в 10:07, реферат
Макроэкономический подход характеризуется рассмотрением целей инвестирования не с позиции конкретного хозяйствующего субъекта, а с позиций экономики в целом (единой системы, в которой взаимодействуют предприятия различных форм собственности, функционируют рынки капиталов, товаров, услуг и факторов производства). Согласно этому подходу инвестиции должны быть направлены на увеличение объема функционирующего в экономической системе капитала, а также на осуществление инновационных программ, повышающих эффективность экономики .
Введение
1. Инвестиционный климат в России
2. Будущее – за активной инвестиционной политикой
3. Пути и проблемы повышения инвестиционной активности в России
4. Государственное стимулирование инвестиционного процесса: опыт США и Юго-Восточной Азии
5. Инвестиции в инновационную сферу
6. Причины неадекватной оценки инвесторами российских технологий и изобретений
7. Продвижение на рынок наукоёмкой продукции – основная задача инновационной политики
Заключение
Список использованных источников
Инженерно-экономический институт
на тему: «Возможности макроэкономического воздействия на инвестиционную активность»
Выполнила: студентка гр. 756 в/о
Саврасенкова О.В.
Проверил: Голованов Е.В.
Введение
1. Инвестиционный климат в России
2. Будущее – за активной инвестиционной политикой
3. Пути и проблемы повышения инвестиционной активности в России
4. Государственное стимулирование инвестиционного процесса: опыт США и Юго-Восточной Азии
5. Инвестиции в инновационную сферу
6. Причины неадекватной оценки инвесторами российских технологий и изобретений
7. Продвижение на рынок наукоёмкой продукции – основная задача инновационной политики
Заключение
Список использованных источников
Сложные и во многом противоречивые для российской экономики процессы становления рыночных отношений обусловили необходимость качественного осмысления новых экономических и социальных явлений. Произошли существенные изменения в характеристике и условиях проведения инвестиционной деятельности. Появление новых организационно-правовых форм хозяйствования, предоставление свободы предпринимательству и самостоятельность в использовании собственных финансовых ресурсов, создание правовых и экономических условий для привлечения капитала российских и зарубежных инвесторов, гармонизация экономических связей и глобализация производственно-финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, возникновение новых финансовых инструментов и рычагов коренным образом реформируют ранее действовавший организационный механизм долгосрочного инвестирования.
Макроэкономический подход характеризуется рассмотрением целей инвестирования не с позиции конкретного хозяйствующего субъекта, а с позиций экономики в целом (единой системы, в которой взаимодействуют предприятия различных форм собственности, функционируют рынки капиталов, товаров, услуг и факторов производства). Согласно этому подходу инвестиции должны быть направлены на увеличение объема функционирующего в экономической системе капитала, а также на осуществление инновационных программ, повышающих эффективность экономики .
1. Инвестиционный климат в России
После двух лет довольно энергичного подъема с середины 2001 года тенденция изменилась - экономический рост в России начал замедляться.
Одна из основных причин - недостаточные темпы структурной перестройки экономики. На многих российских предприятиях производственные мощности изношены более чем наполовину, к тому же они морально устарели (зачастую уже на момент ввода в эксплуатацию). По оценкам экспертов, сразу после кризиса 1998 года отечественная промышленность имела значительный резерв незадействованных мощностей, что могло обеспечить 22-25% роста производства. Сейчас этот резерв исчерпан - так же, как потенциал дешевого рубля.
Новый импульс экономическому развитию России может дать лишь значительное - двух-трехкратное по сравнению с существующими - увеличение инвестиций. Но основные параметры инвестиционного развития страны свидетельствуют об обратном: в 2001 году снизились темпы роста инвестиций в основной капитал, а объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и вовсе сократился на 11,1%. Соответственно, если в 1999 году падение промышленного производства было зафиксировано в десяти регионах, в 2000 году лишь в Калмыкии и Агинском-Бурятском АО, в 2001 году вновь в 11 регионах, а в первой половине 2002 года - уже в 28.
О дефиците инвестиций красноречиво свидетельствует и неуклонный рост уровня износа основных фондов российской экономики. Мировой опыт показал, что инвестиционный тип развития, напротив, характеризуется снижением этого уровня и интенсивным притоком ПИИ (их доля в общем объеме инвестирования достигает 25-35%). Именно поэтому, когда говорят о привлечении инвестиций, имеют в виду прежде всего осторожного и прихотливого иностранного инвестора. А он-то как раз не хочет идти в Россию, как его ни зазывают на инвестиционных форумах и конференциях, которых только в этом году было проведено более 70.
Прямые иностранные инвесторы вновь теряют интерес к России. Их отпугивает пресловутый инвестиционный климат. Невзирая на все заклинания, иностранцы не хотят оценить наши достижения последних лет.
Показательный пример - наши позиции в международных национальных (страновых) рейтингах сравнительной инвестиционной привлекательности. В отличие от Советского Союза, который в рейтинге журнала Euromoney за 1988 год занимал 17-е место (сразу вслед за Италией и Тайванем), Россия пока не может подняться из хвоста первой сотни . И что хуже всего, нет каких-либо признаков поступательного движения.
Для сравнения: по оценке Euromoney, на сентябрь 2000 года по уровню инвестиционной привлекательности Казахстан занимал 81-е место в мире, на сентябрь 2001-го - 76-е, а на март 2002-го - уже 70-е место (лидер среди всех стран СНГ). Россия за это же время пропустила вперед не только Казахстан и Азербайджан (95-е место), но и небезызвестную Папуа-Новую Гвинею (89-е место).
Международные рейтинговые агентства также не жалуют Россию. По крайней мере ни одно из них никогда даже не рассматривало возможность присвоения России рейтинга инвестиционного уровня. В результате мы проигрываем в конкурентной борьбе на мировом рынке прямых инвестиций уже не только Китаю, странам Восточной Европы и Балтии, но и своему более динамичному южному соседу - Казахстану.
В то же время нельзя сказать, что международный бизнес не замечает больших возможностей России. По индексу инвестиционной уверенности британской компании A. T. Kearney (отражает мнение лидеров крупнейших транснациональных корпораций о целесообразности покупки предприятий и создания бизнеса в стране) Россия занимает уже 17-е место среди 60 стран. Это означает, что зарубежные инвесторы хотели бы вкладывать деньги в Россию. Однако существующие условия пока удерживает их от принятия такого решения.
2. Будущее - за активной инвестиционной политикой
Важным рычагом воздействия на экономику страны является инвестиционная политика государства. С её помощью государство может непосредственно воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решения многих социальных проблем.
В условиях перехода к рыночной экономике основной задачей является освобождение государства от функции основного инвестора и создание таких условий, при которых частный сектор в экономике был заинтересован в инвестиционной деятельности. Для этого оно должно в первую очередь обеспечить стабильность экономики. В условиях инфляции, а следовательно, и высоких ставок процента банковского кредита объемы инвестиций, особенно в долгосрочные и среднесрочные проекты, резко сокращаются, так как известна теоретическая зависимость объема инвестиций от величины ставки процента. Эта зависимость гласит, что чем выше ставка процента, тем ниже объем вложений инвестиций.
В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: финансово-кредитной и финансовой политики; предоставления различных льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др. При этом государство должно всегда помнить, что будущее экономики страны в значительной степени зависит от того, какую оно проводит инвестиционную политику.
Исходя из целевых установок, ключевые задачи общефедеральной инвестиционно-структурной политики сводятся к следующему:
1. сохранить от разрушения основы производственного и научно-технического потенциала России;
2. способствовать достижению структурно-технологической сбалансированности производственных комплексов как условия их нормального функционирования в рыночной среде.
Для реализации этих задач требуется прежде всего, активизировать инвестиционный процесс, сформировать механизм отбора и государственной поддержки приоритетных направлений инвестирования на федеральном и регионально-отраслевом уровне, подкрепить эти приоритеты адекватными им инновационными программами.
Активизация инвестиционного процесса в свою очередь возможна лишь в контексте безусловного осуществления комплекса мер, направленных на улучшение финансового состояния предприятий и соответственно на увеличение инвестиционных ресурсов, т.е. на стимулирование трансформации накоплений и сбережений в инвестиции. Важнейшими из этих мер являются следующие:
достижение макроэкономической финансовой стабилизации путем снижения темпов инфляции до 12 % в год;
сведение к минимуму инвестиционных рисков за счет осуществления необходимых институциональных преобразований, связанных с упорядочением и нормативно-правовым регламентированием отношений собственности;
укрепление институтов власти;
развитие рынков капитала;
стимулирование сбережений и частных инвестиций;
предоставление государственных гарантий и страхования инвестиций.
Осуществление отмеченных важнейших мер по активизации инвестиционного процесса должно расширить объемы высокодоходных капитальных вложений за счет всех источников финансирования, включая бюджеты всех уровней, средства предприятий, населения и иностранных инвесторов.
Важно отметить, что государственные инвестиции должны направляться в те отрасли и сферы бизнеса, которые неэффективны с точки зрения частного инвестора. К ним относятся производственная и социальная инфраструктура, наука, образование, охрана природы.
3. Пути и проблемы повышения инвестиционной активности в российской экономике
Невозможно рассчитывать на то, что Россия может вырваться из кризиса, не увеличивая объемы инвестиций
Инвестиции – фактор экономического роста
Анализ статистических данных экономического развития США с конца 60-х годов до 1997 г. и России с 1992 по 2000 г. показывает явную закономерность: хотя базовые периоды исследования этих стран были различны, они демонстрируют прямую зависимость годовых темпов прироста ВВП от объемов капитальных вложений. Рост ВВП (%) легко подсчитывается по формуле: 2 +1/2 темпа прироста капитальных вложений. Например, чтобы добиться 5%-го увеличения валового продукта, капитальные вложения должны увеличиться на 6%. Отсюда вывод: невозможно рассчитывать на то, что Россия может вырваться из пучины кризиса, не увеличивая объемы инвестиций, которые являются рычагом для подъема всей экономики. Точкой опоры такому рычагу служат институциональные преобразования, а действующими силами - фискальная и кредитно-денежная политика. И от того, насколько умело эти рычаги используются, и как прочна точка опоры, зависят результаты работы.
Проблема инвестиций в России является одной из самых важных и сложных проблем. Разумная стратегия капиталовложений может облегчить структурную перестройку экономики, уменьшить масштабы безработицы, сохранить наукоёмкие производства и ускорить интеграцию России в сообщество развитых стран. Инвестиции непосредственно связаны с увеличением ВНП, а, следовательно, и экономическим ростом страны: достаток завтрашнего дня создаётся сегодняшними инвестициями.
Много и справедливо говорится о важности инвестиционного климата, который определяется властями - правительством, законодателями. Необходимым условием хорошей инвестиционной погоды является строгое использование законов, а достаточным - поддержка бизнеса. Если с этих позиций оценивать ситуацию в России, то ее можно охарактеризовать словами М. Салтыкова-Щедрина о том, что глупость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения.
В чем проблема на самом деле? Существует мнение, будто собственника не допускают к управлению, о чем свидетельствуют процессы в судах. Однако дело в другом. Основные законы, пусть и несовершенные, в стране есть. Беда в том, что они должным образом не исполняются. Поэтому задача - повысить эффективность деятельности судебных властей, ответственных за применение нормативных актов.
Иностранным вложениям -"зеленый свет"
Для привлечения зарубежных инвестиций необходимы следующие условия:
во-первых, предоставить зарубежным инвесторам возможность реализовывать произведенные товары за деньги, причем не менее 20% этого объема целесообразно экспортировать за пределы России. Основные иностранные капиталовложения идут в сферы, в которых есть экспорт, и западные фирмы не хотят создавать в России производства, которые требуют импортных оборотных средств;
Информация о работе Возможности макроэкономического воздействия на инвестиционную активность