Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2012 в 10:07, реферат
Макроэкономический подход характеризуется рассмотрением целей инвестирования не с позиции конкретного хозяйствующего субъекта, а с позиций экономики в целом (единой системы, в которой взаимодействуют предприятия различных форм собственности, функционируют рынки капиталов, товаров, услуг и факторов производства). Согласно этому подходу инвестиции должны быть направлены на увеличение объема функционирующего в экономической системе капитала, а также на осуществление инновационных программ, повышающих эффективность экономики .
Введение
1. Инвестиционный климат в России
2. Будущее – за активной инвестиционной политикой
3. Пути и проблемы повышения инвестиционной активности в России
4. Государственное стимулирование инвестиционного процесса: опыт США и Юго-Восточной Азии
5. Инвестиции в инновационную сферу
6. Причины неадекватной оценки инвесторами российских технологий и изобретений
7. Продвижение на рынок наукоёмкой продукции – основная задача инновационной политики
Заключение
Список использованных источников
во-вторых, фирмам, получающим инвестиции нужна надежная перспектива сбыта изготовленной продукции. К сожалению, российская система взимания НДС в торговле со странами СНГ, в частности в расчетах с Украиной, не способствует такому развитию;
в-третьих, на предприятиях предстоит ввести прозрачный бухгалтерский учет, а менеджмент мог контролировать потоки финансов и товаров. По мнению зарубежных партнеров, им дорого обходится ведение двойной бухгалтерии: одной - по международным стандартам для собственной штаб- квартиры и второй - по российским правилам для налоговой службы РФ;
в-четвертых, иметь ликвидное обеспечение;
в-пятых, для иностранного инвестора в России предпочтительнее ориентироваться на умеренно пессимистичный прогноз развития предприятия и иметь стратегию выхода из бизнеса - продать ли предприятие, разделить его между акционерами или найти какой-то третий вариант.
Кроме того, успех инвестиционной политики определяет ряд правовых и организационно-технических мер. В частности, на среднесрочную и длительную перспективу необходимо обеспечить:
защиту прав собственности;
зависимость менеджеров от акционеров;
дисциплину исполнения контрактов;
повышение действенности институтов государственной власти;
содействие малому бизнесу;
доступность кредитных ресурсов;
развитие банковской системы и фондового рынка;
собственность на землю и функционирование ипотеки.
Для обоснования этих мер аргументов много. Достаточно сказать, что для получения разрешения на реализацию инвестиционного проекта во времена СССР на сбор необходимых виз нужно было потратить 3 мес., а сегодня - около 1 года. Мало того, что инвестор заплатил соответствующие пошлины, каждая инстанция требует личного присутствия заявителя при рассмотрении его дела. При этом ему станут давать различного рода рекомендации, которые обойдутся в дополнительные платежи.
В свою очередь меры на краткосрочную перспективу предусматривают:
политическую стабильность в стране;
предсказуемость действий властей;
стабильность налогов;
низкий уровень инфляции;
бухгалтерский учет по международным стандартам;
предупреждение банкротств с целью захвата собственности;
свобода входа на рынок.
Деньги - не главный инвестиционный капитал
Этот, казалось бы, парадоксальный факт подтвердили опросы руководителей 700 предприятий, которые на первый план иностранной помощи вывели эффективный менеджмент. Он достигается путем обучения российских специалистов в вузах и на фирмах промышленно развитых стран, в ходе работы совместных предприятий. Способствует улучшению управляемости производства и продажи акций западным инвесторам, которые подталкивают российские администрации изучать мировой опыт и активнее применять его в своих компаниях. Опасаться же, что Запад "купит Родину" нет причин. Статистика показывает, что даже на фирмах со 100%-ным участием иностранного капитала большую долю управленцев составляют российские специалисты. В частности, компания "Проктер энд гембл" переобучила большую группу менеджеров из России на своих западных фирмах и в перспективе готова использовать их в качестве руководителей филиалов в других странах.
Другое пожелание предпринимателей к иностранным инвесторам - оказать помощь в выпуске конкурентоспособной продукции. Но партнеры сами стремятся к этой цели, и эта задача решается путем предоставления им права на экспорт не менее 20% производимой продукции, что является также гарантией выпуска товаров на уровне мировых стандартов.
Еще одно условие соглашения с зарубежными инвесторами - облегчение доступа российских предприятий на мировые рынки, что достигается не только за счет преодоления языкового барьера и изучения международных правил игры. Гораздо важнее - получение необходимых квот на экспорт товаров, произведенных с помощью стран-инвесторов. Потому что многие современные производства столь велики (производство ядерного топлива, кремния и т.д.), что российский рынок может потреблять лишь 20-30% выпускаемой продукции. Остальные товары должны идти за пределы России.
И лишь на четвертом месте по требованиям российской экономики к иностранным инвесторам находится приток капитала. Да и то не на любые проекты. В свое время Министерству экономики РФ пришлось неоднократно отбиваться от иностранных банков, высказывавших желание в одном случае предоставить кредит на 1 млрд. долл. для закупки импортной лесозаготовительной и деревообрабатывающей техники, в другом - на поставку зарубежных зерноуборочных комбайнов. Но эти предложения не были приняты: они оставляли российских производителей аналогичной техники без работы, а трудовые коллективы - без источника существования. Да и импортные комбайны, и тракторы не по карману аграриям, не способным купить даже отечественные машины.
Лучший выход из этой ситуации - приобретение зарубежными инвесторами акций российских предприятий и участие в их реконструкции.
1. В экономике большинства стран инвестиции осуществляются за счет внутренних резервов. Среди них на первом месте стоит амортизация, на которую в общем объеме валовых вложений приходится 60-70%. В России производственные фонды огромны, но половина не используется, а потому и амортизация с них не начисляется. Как ресурс она работает лишь в том случае, когда списывается используемый капитал. Если же основные фонды заморожены, то становятся бременем: их надо содержать, вносить налоги за землю, охрану, отопление и т.д.
Государству необходимо приложить максимум усилий для создания экономического механизма, дающего возможность перемещать активы, не нашедшие применения, от одного юридического лица к другому, способного их эффективно использовать. Это может быть продажа имущества, сдача его в аренду, финансовый лизинг, т.е. любая из схем создания среды, позволяющей активам перемещаться. Результат таких сделок может быть весьма значительным. Если, например, неиспользуемые активы в экономике РФ оценить по остаточной стоимости и взять только 10% их продажной цены, то получим сумму, эквивалентную 200 млрд. руб.
К сожалению, в российской практике слабо используется и прямая аренда, в которой могут быть заинтересованы многие малые и средние фирмы. Понятно, что благодаря ей можно лишь частично укомплектовать новое производство. Поэтому на помощь может прийти другой экономический инструмент - финансовый лизинг на вторичное оборудование. Сегодня в России примерно 800 лизинговых компаний. Но подавляющая их часть действует в европейской части страны. Поэтому очень важно, чтобы информация о простаивающей технике и тех, кому она нужна, своевременно доводилась до потребителя.
2. Серьезным источником инвестирования экономики могут стать российские капиталы, "бежавшие" из страны. Если принять среднюю цифру 25 млрд. долл., которые ежегодно переводились под различными предлогами в западные банки, то за 10 лет сумма составит не менее 250 млрд. долл., что в 2 раза превосходит весь внешний долг РФ. Часть из них - примерно 5% - потрачена на приобретение недвижимости, предметов роскоши и т.д., но остальные 95% лежат мертвым грузом. Мертвым, разумеется, для России, но не для западных банков, которые имеют с этих сумм весьма приличный доход.
Между тем финансово-экономическая ситуация в мире меняется. Во-первых, политика в России в отношении бизнеса претерпела радикальные изменения, причем в лучшую сторону. В стране складывается климат, привлекательный для инвестиций, между властью и бизнесом устанавливаются отношения взаимного уважения и доверия. Во-вторых, на Западе финансовые потоки стали подпадать под все более жесткий контроль.
Но обольщаться на этот счет не следует. Расстаться с суммой, которая в 5 раз превышает российский долг Парижскому клубу, на Западе вряд ли захотят. Потому-то и запускаются многочисленные фальшивки, затеваются скандалы, цель которых доказать "грязный характер" российских капиталов и тем самым наложить эмбарго на их возвращение на родину.
3. Источником инвестиций являются сбережения, складывающиеся из заработной платы, жалования, ренты, дивидендов, трансфертных платежей, прибыли и других поступлений. Понятие "сбережение" имеет два различных значения: первое - откладывать, а не расходовать; второе - позволять ресурсам работать. Каждый из этих двух аспектов имеет разные последствия: первый - благоприятствующие экономическому росту, а, следовательно, и колличественному увеличению ВНП, второй - тормозящие нормальное развитие экономики.
Таким образом, конструктивный аспект сбережений связан не только с финансовой стороной, которая лишь порождает откладывание расходов, сколько с отказом от требований на землю, труд или капитал в пользу их производительного использования.
Источником инвестиций являются сбережения широких слоёв населения. Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путём продажи акций приватизированных предприятий и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций - инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на привлечение средств населения.
4. Государственное стимулирование инвестиционного процесса: опыт США и Юго-Восточной Азии
Основная задача макроэкономической политики в сфере модернизации промышленной структуры страны - создание условий для динамичного инвестиционного процесса. Страны, которые за сравнительно короткий срок после второй мировой войны модернизировали свою промышленную структуру (Япония, Южная Корея, Тайвань, некоторые западноевропейские государства), отличались очень высоким удельным весом инвестиций в валовом национальном продукте. Стимулирование инвестиций в целях модернизации промышленной структуры проводилось и в США как в начале 60-х годов, так и в 80-е годы.
Страны Юго-Восточной Азии активно использовали следующие инструменты воздействия государства на динамику инвестиционного процесса: государственные инвестиции, причем не только в инфраструктуру; налоговые стимуляторы инвестиций; сдерживание цен на оборудование посредством льготных таможенных пошлин на его импорт; воздействие на процентные ставки и поддержание их на уровне ниже рыночного.
Государственный кредит и контроль цен
а) Роль государственных кредитно-финансовых институтов.
б) Регулирование процентных ставок.
Важную роль в финансировании инвестиционных программ фирм играл банковский кредит, причем государство активно воздействовало и на стоимость кредита, и на направление его потоков.
Интересен опыт США, поскольку сочетание инфляции с падением уровня производства, с которыми они столкнулись в начале 80-х годов, в какой-то мере сродни ситуации в России в первой половине 90-х годов при всем различии в масштабах проблем.
Роль банковских кредитов в финансировании компаний существенно превосходила роль рынков капитала.
При всех страновых различиях в финансировании деятельности корпораций доминирующую роль играли внутренние источники (нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления) и банковские кредиты. В то же время роль акционерного капитала была довольно слабой (за исключением, пожалуй, Тайваня). Как отмечают специалисты Всемирного банка, 'лишь по мере созревания экономики предпринимались усилия по созданию и повышению эффективности рынков акций и облигаций. Хотя значение этих рынков возрастало, они не были ключевым фактором в мобилизации инвестиционных ресурсов в этих странах в период их наиболее динамичного развития'.
Важную роль в финансировании инвестиционных программ во многих динамично развивавшихся странах играли государственные финансовые институты. Например, в кредитно-финансовой сфере Южной Кореи преобладали государственные институты, тогда как частные банковско-кредитные институты появились лишь в первой половине 80-х годов и к началу 90-х годов находились в рудиментарном состоянии.
Государственные кредитно-финансовые институты сыграли значительную роль в модернизации промышленной структуры в Японии, особенно на начальной стадии. За счет займов государственных финансовых институтов в 1955 г. финансировалось 32% закупок нового промышленного оборудования в японских фирмах, в 1965 г. - 16%, в 1980 г. - 17,6% и в 1990 г. - 8,1%.
Наиболее сильное влияние на развитие японской промышленности оказывали три государственных финансовых института - Банк развития, Экспортно-импортный банк и Корпорация по финансированию малого бизнеса. В начале 80-х годов доля предоставленных ими займов японским фирмам составляла: в производстве металлоизделий - 15,7%, черной металлургии - 12,4, производстве строительных материалов - 12,9, общем машиностроении - 8,4, цветной металлургии - 7,7, химической промышленности - 6,3, электротехническом машиностроении - 5,7%.
Важные функции выполняли займы, предоставляемые государственным Банком развития. В значительной степени за счет этих займов финансировались электроэнергетика, газо- и водоснабжение (более половины займов, полученных компаниями указанных отраслей хозяйства). К тому же они играли роль катализатора займов частных финансовых учреждений в отрасли и сферы деятельности, носящие приоритетный, с точки зрения государства, характер.
Информация о работе Возможности макроэкономического воздействия на инвестиционную активность