Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 19:41, курсовая работа
Практика управления так же стара, как и человеческое общество. Именно по этой причине невозможно точно определить время возникновения первых элементов управления. Можно лишь строить различного рода предположения и догадки, основанные на более или менее достоверных суждениях и сведениях.
10.Порядок. Файоль подразделял порядок на материальный — "всему свое место и все на свое место" и социальный — "каждому свое место и каждый на своем месте".
11.Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным.
12.Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации и ведет к дополнительным издержкам. Текучесть кадров одновременно является причиной и следствием плохого управления.
13.Инициатива. Разработка плана и его успешная реализация. Этот принцип требует от руководителя поступиться личным тщеславием, чтобы подчиненные получили возможность проявить личную инициативу и реализовать свой потенциал.
14.Корпоративный дух. Сила предприятия заключается в объединении персональных усилий всех его работников. Файоль обращал внимание на недопустимость использования в управлении принципа "разделяй и властвуй". Он подчеркивал, что руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.
Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль тем не менее указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Он отмечал, что система принципов никогда не может быть завершена, напротив, она всегда остается открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении.
Файоль разделял администрирование на шесть основных групп управленческих операций, к числу которых относятся:
1. Технические и технологические — изготовление готовой продукции.
2. Коммерческие — закупка сырья и полуфабрикатов, реализация готовой продукции.
3. Финансовые — привлечение и распределение заемных средств и инвестиций.
4. Охранные — обеспечение сохранности собственности предприятия и безопасности его работников.
5. Учетные — бухгалтерский учет и отчетность, инвентаризация, аудиторские проверки и т. п.
6. Административные — управление персоналом.
Руководство вышеперечисленными операциями в совокупности Файоль обозначал термином "общее управление". Однако основным предметом исследований были лишь административные операции. Остальные пять групп операций Файоль рассматривал исключительно как объект воздействия административной функции.
Любой процесс состоит из ряда взаимозависимых и последовательно сменяющих друг друга функций. Заслуга Файоля состоит в том, что он разделил все функции управления на две основные группы: специфические и общие.
Содержание специфических функций определяется спецификой управляемого объекта. Например, для промышленных предприятий характерны следующие специфические функции управления:
Общие функции отражают содержание самого процесса управления независимо от свойств управляемого объекта. К их числу относятся планирование (предвидение), организация, мотивация, координирование и контроль.
Планирование — функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для их достижения средства, а также разрабатывающая методы, наиболее эффективные в конкретных ситуациях.
Организация представляет собой формирование структуры объекта управления и обеспечение его всем необходимым для нормальной работы.
Мотивация заключается в активизации работающих посредством применения методов экономического и морального стимулирования.
Координирование представляет собой достижение согласованности в работе всех звеньев системы посредством установления рациональных связей между ними.
Контроль — это количественная и качественная оценка результатов работы.
Помимо пяти вышеперечисленных функций управления Файоль выделял еще одну — административную, которая имела одно принципиальное отличие, позволяющее рассматривать ее обособленно. Административная функция имеет отношение только к управлению персоналом предприятия.
Для работы с персоналом большое значение имеют личностные качества менеджера. Файоль разработал перечень таких качеств:
• физическое здоровье;
• интеллектуальные способности;
• моральные качества;
• образование;
• умение работать с людьми;
• компетентность в деятельности предприятия.
1.3. Развитие идей Файоля в трудах его последователей
Основными последователями Файоля, развивавшими и углублявшими его учение, являются Л. Урвик, М. Вебер, Г. Черч, Дж. Муни и А. Рейли.
Английский исследователь Линдал Урвик, как и Файоль, уделял большое внимание разработке основных функций администрирования, к которым он относил: планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета.
Как и Файоль, Урвик имел большой опыт практической работы в области управления. Он был консультантом по вопросам менеджмента в Англии.
Урвик разработал принципы построения формальной организации, которые актуальны и в наши дни:
♦ Соответствие людей структуре, т. е. вначале следует разработать структуру, а затем приступать к подбору кадров.
♦ Создание специального и "генерального" штабов. Основной функцией специального штаба должна быть разработка рекомендаций для руководителя. Задачей "генерального" штаба является подготовка и передача приказов руководителя, контроль и координация текущей работы.
♦ Сопоставимость прав и ответственности, т. е. любой линейный руководитель должен иметь власть, соответствующую и равную ответственности.
♦ Диапазон контроля (число лиц, непосредственно подчиненных руководителю). Диапазон контроля находится в сильной зависимости от личных качеств и способностей руководителя, поэтому он не может быть жестко регламентирован. Рекомендованная Урвиком норма управляемости составляет 5—6 человек.
♦ Специализация. Урвик выделял три типа специализации работников управленческого труда: по цели, характеру выполняемых операций, типу потребителя или географическому признаку.
♦ Определенность. Для обеспечения определенности в деятельности организации необходимо, чтобы по каждой должности были в письменном виде определены права, обязанности и ответственность (прототип современных должностных инструкций).
Вебер различает три типа организаций, в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель:
I. Харизматический — организацию возглавляет руководитель с исключительно привлекательными личностными качествами.
II.Традиционный — в случае смены руководителя в организации все работники по традиции подчиняются новому человеку, заменившему прежнего лидера.
III.Идеальный (бюрократический) — основан на специальном разделении власти, обеспечивающем руководителю возможность быть лидером в организации.
Вебер считал, что только бюрократический тип организации в состоянии обеспечить максимальную эффективность производства. Результаты своих исследований он изложил в работе "Теория социально-экономической организации".
Появление бюрократического типа организации сопряжено с возникновением особого социального слоя работников, специализирующихся в области управления (профессиональных менеджеров).
Для бюрократии характерно наличие вертикальной иерархии, основанной на административных методах управления. Главная роль в организациях бюрократического типа принадлежит различного рода "бюро", основные функции которых являются неизменными и не зависят от мнения и взглядов отдельных работников.
Вебер сформулировал принципы построения идеальной организации:
♦ Вся деятельность организации должна быть расчленена на простейшие операции, каждая из которых формально закрепляется за конкретным подразделением.
♦ Каждый руководитель наделяется формально закрепленной властью, основанной на принципе иерархии.
♦ Наличие четких правил, инструкций и стандартов, определяющих порядок работы и ответственность каждого члена
организации.
♦ Справедливое отношение к клиентам и подчиненным.
♦ Определенная кадровая политика, обеспечивающая стимулирование работников. "Каждый работник должен занимать должность в соответствии со своей квалификацией и компетентностью и должен быть огражден от возможности произвольного увольнения. Продвижение работников по служебной лестнице должно осуществляться в зависимости от продолжительности и успешности его работы в организации или же с учетом обоих факторов. Материальное стимулирование необходимо производить с помощью системы заработной платы, продвижения по службе, установления пенсий.
Основным достоинством теории Вебера по праву можно считать разработанные им и его последователями принцип "скалярной цепи", согласно которому передача команд и распоряжений осуществляется последовательно с высших на низшие уровни управления по определенной управленческой цепи; принцип "единства распорядительства", устанавливающий, что подчиненный должен получать приказы только от одного начальника; принцип "исключения рутинных проблем", позволяющий руководителям сосредотачиваться на решении действительно важных вопросов функционирования организации, отсекая менее важные и второстепенные.
К недостаткам учения Вебера можно отнести следующее. Вебер рассматривал не всю организацию в целом, а лишь отдельные ее элементы.
В отличие от Вебера, Черч основное внимание уделял изучению проблем управления производством. В своей работе "Наука и практика управления".
К числу указанных функций он относит проектирование, оборудование, распорядительство, учет и оперирование.
Проектирование призвано определить формы, размеры и свойства продукции. Черч выделял в функции проектирования следующие основные этапы:
• расчленение проектируемой продукции на отдельные узлы и детали;
• разработку технологических процессов изготовления узлов и деталей;
• координацию работ по проектированию продукции;
• проведение мероприятий по снижению трудоемкости изготовления продукции;
• выбор сырья и материалов;
• организацию конструкторского бюро.
Оборудование предполагает оснащение предприятия необходимыми основными фондами, а также построение генерального плана предприятия. Для организации производства необходимо решение таких вопросов, как организация складов, определение потребности в сырье, материалах и полуфабрикатах, прогнозирование объемов выпуска продукции, установка оборудования для изготовления намеченного количества продукции и т. д.
Распорядительство представляет собой координирование всех прочих функций. Черч рассматривал распорядительство с двух сторон: установочной и административной. Установочный этап распорядительства предполагает разработку определенной схемы обязанностей. На административном этапе осуществляется подбор и расстановка кадров, которые будут эти обязанности исполнять.
Учет заключается в отражении всего происходящего на предприятии. По мнению Черча, учет подразделяется на технический и счетоводный (т. е. бухгалтерский).
Оперирования заключается в переработке сырья и материалов в готовую продукцию.
Научные достижения Черча сыграли важную роль в процессе становления науки об управлении производством. Многие его рекомендации актуальны и в настоящее время.
Существенный вклад в развитие административной школы менеджмента внесли такие видные ее представители, как Дж. Муни и А. Рейли. Их взгляды на управление изложены в работе "Принципы организации" (1939 г.). В указанной работе дано определение организации как одной из форм объединения людей для достижения общей цели.
По мнению Дж. Муни и А. Рейли, определение цели является непременным условием нормального функционирования любой организации. Достижение общей цели возможно лишь при наличии полного взаимопонимания среди работников организации. Следовательно, основная задача руководства организации заключается в направлении всех усилий работников на достижение общей цели. Этого можно достичь при условии неукоснительного соблюдения принципов иерархии власти, разделения труда и координации.
Основным результатом научных разработок Файоля и его последователей является административная (классическая) модель организации, базирующаяся на четырех основных принципах:
1.функциональное разделение труда;
2.скалярная цепь команд;
3.единство распорядительства;
4.диапазон контроля.
Административная школа менеджмента вообще отличается игнорированием отдельного человека и его потребностей. За это ее представители часто подвергаются справедливой критике.
1.4. Современная концепция административного менеджмента
Термин "менеджмент" происходит от древнеанглийского слова manage (латинское manus) — "рука". Буквально слово manage означало "объезжать лошадей". Будучи связанным с процессом езды, с "управлением" лошадью, смысл слова сохранился в понятии "управление". Оно и определило название целой науки об управлении.
Профессор Л. И. Евенко определяет управление как умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; как функцию, вид деятельности по руководству людьми, а также как область человеческого знания, помогающую осуществить эту функцию.
Информация о работе Возникновение и развитие теории администрации