Возникновение и развитие теории администрации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Практика управления так же стара, как и человеческое общество. Именно по этой причине невозможно точно определить время возникновения первых элементов управления. Можно лишь строить различного рода предположения и догадки, основанные на более или менее достоверных суждениях и сведениях.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 618.00 Кб (Скачать файл)

• относящиеся к отдельным частям системы управления.

Любая система управления состоит из двух подсистем — управляющей и управляемой. К первой группе относятся принципы, касающиеся отдельных компонентов управляющей системы, а также всей системы в совокупности. Ко второй — принципы управления конкретными видами деятельности.

Принципы, относящиеся к первой группе, — это общие принципы управления, т. к. они отражают специфику теории и практики управления в наиболее общем понимании этого явления. Для принципов, входящих во вторую группу – "специальные принципы управления", поскольку они непосредственным образом связаны со спецификой управления конкретными видами деятельности.

Вся существующая совокупность принципов управления подразделяется на три основные группы. К первой группе относятся общие принципы управления, касающиеся системы управления в целом. Ко второй группе — принципы управления, относящиеся к отдельным компонентам системы управления. Принципы, входящие в третью группу, регламентируют порядок и правила управления конкретными видами деятельности.

3.2. Общие принципы управления

Общими принято считать принципы управления, имеющие непосредственное отношение к системе управления в целом, т. е. ко всей совокупности входящих в нее компонентов.

В состав системы кибернетических принципов входят принцип самодвижения и самоуправления систем, принцип иерархии, принцип относительности управляющих и управляемых подсистем, принцип взаимодействия с окружающей средой, принцип целеполагания и целеосуществления, принцип соответствия управляющей и управляемой подсистем, принцип обратной связи, принцип оптимальности функционирования.

Совокупность кибернетических принципов отражает их взаимосвязь, целостность и единство по отношению к любой системе управления.

Основным в системе общих принципов управления по праву можно считать принцип научной обоснованности управления. Научный подход к менеджменту требует сплошного, комплексного изучения всей совокупности факторов, влияющих на эффективность функционирования организации, с последующим применением полученных знаний в практике управления.

Принцип системного подхода к решению управленческих задач. Системный подход требует, чтобы руководители рассматривали организацию как совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и постоянно взаимодействующих друг с другом элементов, таких как: люди, структура; задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей.

Главное в системном подходе — это разработка и использование представлений о целостности систем. Познать целое — значит раскрыть его сущность и специфику; состав, количественные и качественные характеристики элементов; структуру; функции элементов и их влияние на функцию целого; интеграционные факторы, обеспечивающие целостность системы; историю данного целого.

В основе системного подхода лежит системный анализ, включающий в себя формулирование цели функционирования системы, определение количественного и качественного состава входящих в нее элементов.                                            

Принцип  оптимальности управления   устанавливает  требование достижения целей управления с минимальными затратами времени и средств.

С вышеназванным принципом неразрывно связан принцип гибкости управления, практическая реализация которого позволяет обеспечить своевременную адаптацию организации к изменяющимся условиям внешней среды или ее быструю перестройку в соответствии с новыми целями функционирования.

В системе общих принципов управления на современном этапе основное место занимают принцип научной обоснованности управления, принцип системного подхода к решению управленческих задач, а также принципы оптимальности, гибкости и демократизации управления.

С точки зрения административного менеджмента, можно выделить еще два немаловажных принципа управления, принцип регламентации и принцип формализации.

Согласно принципу регламентации все процессы, происходящие в системе управления, должны быть жестко регламентированы.

Принцип формализации предусматривает формальное закрепление норм и правил функционирования организации в виде приказов, указаний и распоряжений руководителя, а также в виде положений о конкретных структурных подразделениях и должностных инструкций.

3.3. Частные принципы  управления

Частными принято называть принципы управления, относящиеся к отдельным элементам системы управления. В группе частных принципов управления можно условно выделить две подгруппы.

Первая подгруппа включает в себя принципы, касающиеся осуществления отдельных функций управления. Сюда входят принципы планирования, организации, учета, контроля, принципы проведения маркетинговых исследований и мероприятий и т. п.

Ко второй группе относятся управленческие принципы, связанные с отдельными сторонами управления, например, социальной, экономической, организационно-технической и т. д., а также с уровнями управления (структурное подразделение, организация, отрасль, национальная экономика).

Принцип приоритета цели формулируется следующим образом. В системе цель—задача—функция наивысший приоритет имеет цель, затем задача и потом функция.

Принцип приоритета функций над структурой при создании организаций гласит: проектирование и создание новых организаций прежде всего вызвано необходимостью реализации конкретных функций. В случаях, когда отсутствует возможность формирования набора структурных подразделений организации в соответствии с набором функций, рассматриваются иные варианты построения организации, исходя из приоритета цели, достижению которой должны служить вышеупомянутые функции.

В сформировавшихся и нормально функционирующих организациях процессы взаимодействия протекают таким образом, что недостающие элементы системы постепенно появляются, а излишние постепенно отмирают.

Принцип приоритета субъекта управления над объектом управления в формирующихся организациях имеет следующее содержание. В процессе создания организации ее учредители должны избирать в соответствии со своими потребностями и возможностями трудовой коллектив, характер деятельности, организационно-правовую форму и иные параметры организации.

Сущность принципа приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций  заключается в следующем: руководители всех уровней управления организации должны назначаться в соответствии с характеристиками и потребностями конкретных структурных подразделений.

К принципам соответствия относятся принцип соответствия поставленных целей выделенным ресурсам, принцип соответствия распорядительства и подчинения, принцип соответствия эффективности производства и экономичности, принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления.

Принцип соответствия поставленной цели выделенным ресурсам имеет следующее содержание: каждой цели должен соответствовать набор финансовых, сырьевых, материальных, энергетических и человеческих ресурсов, позволяющий обеспечить достижение указанной цели.

Принцип соответствия распорядительства и подчинения гласит: у каждого сотрудника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных руководителей.

Принцип соответствия эффективности производства и экономичности можно сформулировать следующим образом: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью функционирования и совокупными затратами. Указанный принцип устанавливает правило, согласно которому любые дополнительные затраты организации должны быть оправданы предполагаемым или фактическим повышением эффективности ее функционирования.

Формулировка принципа оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления: чрезмерно малые и чрезмерно большие организации функционируют гораздо менее эффективно, чем организации, имеющие средний размер. Построение процесса организации осуществляться на основании следующих принципов:

- Комплексный подход к изучению  управляемых и неуправляемых факторов, влияющих на процесс организации.

• Обеспечение объективности протекания процесса.

• Наиболее оптимальное и полное информационное обеспечение процесса.

• Жесткая регламентация операций и процедур всех этапов проектируемого процесса.

• Соответствие свойств процесса техническим, экономическим, социальным и организационным ресурсам организации.

К принципам организации и осуществления управленческого учета относятся:

• непрерывность деятельности предприятия;

• использование единых для планирования и учета единиц измерения;

• оценка результатов деятельности как предприятия в целом, так и каждого его структурного подразделения в отдельности;

• преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления;

• формирование системы показателей внутренней отчетности организации как основы коммуникационных связей между разными уровнями управления и отдельными структурными подразделениями, находящимися на одном уровне управления;

• применение бюджетного (сметного) метода управления затратами и запасами;

• полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учета;

• периодичность, отражающая производственный и коммерческий циклы предприятия, установленные учетной политикой.

Принцип адекватности функций управления персоналом целям функционирования имеет следующее содержание: формирование и изменение функций управления персоналом должно осуществляться в строгом соответствии с целями и потребностями функционирования организации.

Смысл принципа первичности функций управления персоналом заключается в следующем: состав, количественные и качественные характеристики элементов системы управления персоналом, а также характер информационных связей и взаимодействия между ними находятся в прямой зависимости от содержания функций управления персоналом.

Принцип оптимального соотношения интра- и инфрафункций управления персоналом определяет необходимые пропорции между функциями, направленными на организацию системы управления персоналом.

Сущность принципа оперативного реагирования на изменения специфики функционирования организации заключается в необходимости опережения ориентации функций управления персоналом на развитие основной деятельности в сравнении с функциями, направленными на вспомогательную деятельность.

Принцип потенциальных имитаций гласит: временное выбытие отдельных работников организации не должно прерывать процесс ее функционирования. Иными словами, каждый работник должен быть в состоянии выполнять служебные обязанности вышестоящего и нижестоящего работника или двух работников своего уровня.

Сущность принципа ситуации заключается в том, что в процессе подбора кадров необходимо не только учитывать общее соответствие характеристик кандидата требованиям конкретной должности, но и принимать во внимание конкретную сложившуюся ситуацию.

Большое значение имеет принцип совместимости при подборе работников со стороны и внутренней ротации кадров.

Принцип компенсации рекомендует подбирать кадры таким образом, чтобы отрицательные качества одного работника компенсировались положительными качествами другого.

Принцип динамизма устанавливает необходимость сочетания мобильности и стабильности. Мобильность позволяет своевременно проводить мероприятия по выдвижению и ротации кадров в соответствии с изменениями во внешней среде и потребностями самой организации. Стабильность необходима для осуществления долгосрочных программ.

3.4. Специальные принципы  управления

Специальными принципами управления считаются принципы, которые относятся к управлению конкретными видами деятельности.

К важнейшим принципам управления социалистическим производством относили:

1.  Демократический централизм, предполагающий централизованное руководство народным хозяйством выборными органами государственной власти с предоставлением определенной хозяйственной самостоятельности коллективам предприятий.

2.  Единоначалие и коллегиальность  — сочетание трудовой дисциплины с широким участием трудового коллектива в управлении (профессиональные союзы, советы трудовых коллективов, кружки качества, рационализаторская и изобретательская деятельность).

3.  Единство политического и  хозяйственного руководства. Политика  и экономика неразрывно связаны  между собой и оказывают друг  на друга взаимное влияние. С  одной стороны, экономика может служить действенным инструментом реализации различного рода политических задач и программ.

4.  Отраслевой и территориальный  подходы. Согласно указанным подходам управление производством, обеспечивающим экономические условия жизни людей, должно находиться в ведении отраслевых органов управления, а инфраструктура, определяющая социальные условия жизни населения, должна управляться территориальными органами.

5.   Плановое ведение хозяйства, предполагающее закрепление в законодательном порядке перспективных направлений, темпов и пропорций развития производства страны на всех уровнях от конкретного предприятия до национальной экономики в целом.

6.  Материальное и моральное  стимулирование труда, т. е. распределение  материальных благ и удовлетворение  нематериальных потребностей трудящихся в строгом соответствии с количеством и качеством осуществленного ими труда.

Информация о работе Возникновение и развитие теории администрации