Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2012 в 20:17, курсовая работа
Цель курсовой работы – ознакомление с основными понятиями, касающимися определения конфликтов, их типологией, причинами, динамикой развития, социально-психологическим подходом к изучению конфликтов, путями предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций.
1.Введение………………………………………………………………………...3
2.Основные понятия и определения…………………………………………….5
3. Причины возникновения конфликтов………………………………………11
4.Классификация типов конфликтов …………………………………………..16
5. Пути разрешения и ликвидации конфликтов……………………………… 20
6.Заключение……………………………………………………………………..25
7. Список литературы…………………………………………………………....27
Курсовая работы « Возникновение конфликтных ситуаций в управлении»
Оглавление
1.Введение……………………………………………………
2.Основные понятия и определения…………………………………………….5
3. Причины возникновения конфликтов………………………………………11
4.Классификация типов конфликтов …………………………………………..16
5. Пути разрешения и ликвидации конфликтов……………………………… 20
6.Заключение………………………………………………
7. Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Конфликты занимают важное место в нашей социальной жизни, поскольку жизнь современного человека в обществе является сложной и полной противоречий, которые могут приводить к столкновению интересов отдельных людей и , больших и малых социальных групп.
Конфликт (от лат. «confluctus») это столкновение сторон, мнений, сил, возникшее на заре исторической цивилизации, и охватывавшее многие континенты, десятки стран и народов, а также социальных общностей и отдельных людей, пытавшихся решать возникающие противоречия.
Исторически так сложилось, что лучшие умы человечества пытались создать теоретические модели бесконфликтного общества с последующим воплощением их в реальную жизнь, что нередко заканчивалось неудачей и являлось порождением еще более жестоких конфликтов.
Изучение проблем возникновения, предупреждения и выхода из конфликта требует усилий ученых различных специальностей, которыми в конце XX в., написаны книги, издавались журналы , публиковались статьи и научные работы . Среди авторов , исследовавших конфликты и способы выхода из них можно отметить следующих авторов: Зельдовича Б.З., Анцупова А.Я., Шипилова А.И., Дмитриева А.В., Кудрявцева В.Н..
Указанными авторами сделаны выводы , что самостоятельной можно признать науку конфликтологию, предметом которой является изучение природы, причин, механизмов конфликтов в человеческом обществе, а также разработка путей их предотвращения и разрешения.
Актуальность курсовой работы подтверждается тем, что конфликтология, как и всякая дисциплина, тесно связана со смежными науками, такими как социология и социальная психология, история, экономика, правоведение и государствоведение, изучающие юридические формы взаимодействия людей, следовательно, может затрагивать интересы широких слоев общества, и требует изучения и проработки.
Цель курсовой работы – ознакомление с основными понятиями, касающимися определения конфликтов, их типологией, причинами, динамикой развития, социально-психологическим подходом к изучению конфликтов, путями предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решение следующих задач:
- раскрыть основные понятия и определения конфликтов, их природу и сущность;
- исследовать основные причины возникновения конфликтных ситуаций;
- изучить типологию конфликтов, основные виды конфликтов в организациях;
- исследовать возможные последствия конфликтов и способы выхода из них.
Как у многих понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. В отечественной литературе наиболее полное определение конфликта дал Е.М. Бабосов : «Конфликт — предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении интересов различных социальных общностей – классов, наций, государств, различных социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития1.
В основе конфликта лежат
субъективно-объективные
Форма столкновений – насильственная или ненасильственная – зависит от множества факторов, в том числе и от наличия реальных условий и возможностей (механизмов) ненасильственного разрешения конфликта и целей, преследуемых субъектами противоборства.
Итак, конфликт – это ситуация, в которой цели и интересы одних людей противоречат целям и интересам других людей, ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт возникает при столкновении несовместимых действий. Несовместимым называется действие, которое предотвращает, мешает, вмешивается или каким-либо иным образом делает менее вероятным или менее эффективным другое действие3.
Любой конфликт имеет причину, называемую конфликтогеном, а именно слова, действия (или бездействие), порождающие или способные привести к конфликту. Термин введен психологом А. П. Егидесом и в настоящее время приобрел значительную популярность в научных работах. Многие даже непреднамеренные конфликтогены порождены такими подсознательными причинами, как агрессия, стремление к превосходству и т. П4.
Когда люди думают о конфликте,
они чаще всего ассоциируют его
с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью,
войной и т.п. В результате, бытует
мнение, что конфликт — явление
всегда нежелательное, что его необходимо,
по возможности, избегать и что его
следует немедленно разрешать, как
только он возникает. Такое отношение
четко прослеживается в трудах авторов,
принадлежащих к школе научного
управления, административной школе
и разделяющих концепцию
Авторы, принадлежащие к
школе «человеческих отношений»
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на эти документы проходит до их фактического исполнения5.
Поскольку конфликты неизбежны во взаимодействии людей, то они могут выполнять различные функции, к конструктивным функциям при этом относятся:
- конфликт может способствовать определенному движению вперед, предотвращает застой;
- в процессе конфликта может происходить объективация источника разногласия и возможно его разрешение;
- конфликт может привести к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия;
- в конфликте может устраняться внутренняя напряженность, агрессивные чувства, фрустрации, неврозы;
- конфликт может являться необходимой формой поведения для поддержания статуса в группе;
- внутригрупповой конфликт в научной деятельности может создавать необходимый уровень напряженности, нужный для творческой активности;
- межгрупповые конфликты могут способствовать групповой интеграции, росту сплоченности, солидарности группы;
- необходимость решения конфликта приводит к кооперации, к концентрации усилий участников на решение конфликтной ситуации, к вовлечению членов группы в общую жизнь группы6.
К негативным функциям конфликтов можно отнести :
- становление стереотипов и разрушающих форм самореализации личности путем манипулятивного самоутверждения и достижения желаемого как бы в обход;
- ухудшение психологического климата в коллективах и разрушение межличностных отношений;
- снижение привлекательности труда и, как следствие, снижение его производительности;
- неадекватность, прежде всего в восприятии проблемы и участников конфликта;
- возникновение неадекватных психологических защит;
- снижение сотрудничества и уменьшение возможности партнерства между сторонами в ходе конфликта и после него;
- нарастание конфронтации, затягивающей людей в борьбу и заставляющей их стремиться больше к победе, чем к решению проблем и поиску альтернативы;
- увеличение материальных и эмоциональных затрат на разрешение конфликта7.
Критериями конфликта являются
- взаимозависимость сторон, т. Е. обе стороны зависят друг от друга, активность одного человека обусловливает действия другого человека, а эти действия вызывают ответные реакции первого субъекта и т. Д., таким образом, происходит взаимодействие сторон, их контроля, однако, если существуют жесткие правила контакта (например, бой боксера), то это не конфликт;
- осознание ситуации как конфликтной, т.е. одна или обе стороны оценивают чужие действия как преднамеренно враждебные с целью помешать достижению желаемых целей или унизить;
- выбор стратегии дальнейшего поведения: к поиску компромисса или рационально приемлемого решения, либо к эскалации конфликта, к усилению борьбы, например, от борьбы точек зрения (когнитивный конфликт) переходят к борьбе личностей (межличностный конфликт), затем к борьбе групп и насилию8.
В динамике конфликта выделяют ряд периодов и этапов, представленных на рис.19.
Рис.1. Динамика конфликта
Как видно из рис. 1 основными этапами конфликта можно назвать латентный период, открытый период, эскалацию конфликта. Факторами, влияющими на ход конфликта при этом являются
- характеристики конфликтующих сторон;
- предыстория взаимоотношений конфликтующих сторон;
- природа того, что привело к конфликту
- социальная среда, в которой возник конфликт;
- заинтересованные стороны: их отношение к конфликтующим сторонам и друг к другу, их заинтересованность в тех или иных результатах конфликта;
- применяемые конфликтующими сторонами стратегия и тактика;
- результаты конфликта для его участников и заинтересованных сторон.
Перечень элементов конфликта представлен на рис.210.
Рис.2. Перечень элементов конфликта
Причины конфликтов в управлении – это явления, события, факты, ситуации, предшествующие конфликту и вызывающие его при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия. Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику течения.
Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов:
Основные причины
Таблица 1
Основные причины
Факторы возникновения |
Причины |
1 |
2 |
Распределение ресурсов |
Материальные, трудовые, финансовые, временные
и иные ресурсы любой, даже лидирующей
на рынке организации носят |
Взаимозависимость задач |
Совместная деятельность в организационном
окружении во многих случаях ставит
отдельного сотрудника или производственную
группу в прямую или косвенную
зависимость от принимаемого решения
или результата труда другого
человека или группы. По этой причине
при неадекватной работе отдельного
человека или подразделений |
Различия в целях |
Возможность возникновения конфликтных
ситуаций возрастает с повышением сложности
структуры управления и ростом числа
специализированных подразделений. Барьеры
между специализированными |
Различия в представлениях и ценностях |
Оценка любой ситуации всегда связана с желанием достичь определенной цели или превосходства. Поэтому вместо объективной оценки ситуации, как правило, рассматриваются только те аспекты и альтернативы, которые благоприятны для удовлетворения личных потребностей. Ценностная ориентация человека или группы зачастую не совпадает с организационными принципами и методами управления. Так, высококвалифицированный персонал предпочитает независимость и не приемлет мелочной опеки руководства; подчиненный может настаивать на своем праве высказывать свое мнение по любому поводу, что подрывает устои единоначалия руководителя и т.п. |
Различия в деловой культуре, манере поведения и жизненном опыте |
Известно, что различия в жизненном
опыте, ценностях, образовании, возрасте,
социальном положении, уровне жизни
и т.п. снижают степень |
Неудовлетворительные |
Наличие намеренно скрытой или искаженной информации в организационном окружении являются как причинами, так и следствиями конфликтов. Такие причины могут иметь объективную основу, связанную с действием информации как одного из источников власти и воздействием закона расщепления управленческой информации. Однако, чаще всего, неудовлетворительные коммуникации возникают по причинам неэффективного руководства, низкой деловой культуры, подковерной борьбы за лидерство и т.п. |
Информация о работе Возникновение конфликтных ситуаций в управлении