Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2012 в 20:17, курсовая работа
Цель курсовой работы – ознакомление с основными понятиями, касающимися определения конфликтов, их типологией, причинами, динамикой развития, социально-психологическим подходом к изучению конфликтов, путями предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций.
1.Введение………………………………………………………………………...3
2.Основные понятия и определения…………………………………………….5
3. Причины возникновения конфликтов………………………………………11
4.Классификация типов конфликтов …………………………………………..16
5. Пути разрешения и ликвидации конфликтов……………………………… 20
6.Заключение……………………………………………………………………..25
7. Список литературы…………………………………………………………....27
При этом среди причин возникновения конфликтов в управлении можно выделить основные: зависящие от менеджера, зависящие от подчиненных, зависящие как от менеджера, так и от подчиненных, подробные описания которых представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Основные причины
Классификация причин |
Характеристика |
1 |
2 |
Причины, зависящие от менеджера |
Недостаточный профессионализм, некомпетентность
в вопросах производства, неумение
организовать производственный процесс.
Например, на полиграфических предприятиях
это обусловлено применением
сложного современного оборудования и
технологий, а также спецификой трудовой
деятельности персонала. Недостаточная
коммуникабельность, неумение работать
с людьми. Такая ситуация может
пагубно отразиться на психологическом
климате в коллективе, привести к
нарушению ценностно- |
Причины, зависящие от подчиненных |
Отсутствие сознательной дисциплины при выполнении должностных обязанностей. Наличие в коллективе социально вредных элементов, негативных лидеров. Косность и инертность в стиле работы, сопротивляемость новизне. Эгоистические устремления. |
Причины, связанные с психологической несовместимостью людей, т.е. зависящие как от менеджеров, так и от подчиненных |
Контроль над ресурсами. Такие ресурсы, как пространство, деньги, собственность, власть, престиж, пища и т.д., могут рассматриваться как неделимые. Предпочтения и антипатии. Многие конфликты связаны с пересечением или вторжением деятельности или предпочтений одного человека или группы в деятельность и предпочтения других. Такие конфликты легко решаются простым дистанцированием. Ценности. Многие конфликты касаются того, «как должно быть». Но не различие во взглядах само по себе ведет к конфликту - дело в желании одной из сторон установить свои ценности как доминирующие и обязательные даже для тех, кто не согласен с ними. Представления. Многие конфликты связаны
с оценкой фактов, информации, знаний
или представлений о Цели и идеологии. Идеология - система ценностей, дополняющая и подтверждающая комплекс связанных между собой целей. Несмотря на мотивированность членов коллектива на общие цели организации, существуют различия в целях, и руководителю непременно придется столкнуться с идеологиями тех или иных групп. Важно помнить, что с противоречивыми целями можно обращаться сравнительно рационально и гибко, но как только они превращаются в идеологию, этот процесс становится более трудным. «Территория». Это ограниченные возможности, за которые борются люди. Люди являются привередливыми учредителями и защитниками своей «территории» и становятся равным образом раздражительными и агрессивными, когда «территория» перенаселена или нарушаются ее границы. «Территории» могут включать физическое пространство, капиталовложения, штат, приоритеты, и т.д. |
Среди них к возникновению конфликтов зачастую приводят:13.
Нельзя не учитывать тот факт, что в определенных ситуациях источником возникновения конфликта является сам руководитель и его действия15. Описанные типы объективных и субъективных причин конфликтов наиболее часто встречаются, однако они не исчерпывают всех возможных вариантов. Таким образом, источники конфликтов — это противоречия, а они возникают там, где есть рассогласование:
- в знаниях, умениях, способностях, личностных качествах;
- функциях управления;
- эмоциональных, психических и других состояниях;
- технологических, экономических и других процессах;
- целях, средствах, методах деятельности;
- мотивах, потребностях, ценностных ориентациях;
- взглядах, убеждениях;
- понимании, интерпретации информации;
- ожиданиях, позициях;
- оценках и самооценках16.
Конфликт возникает только при определенных условиях, одновременно внешних и внутренних.
Внешние условия возникновения конфликта в основном сводятся к тому, что удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности либо становится невозможным, либо ставится под угрозу. Внутренние условия, или предпосылки, играют основную роль и среди них прежде всего личностные условия возникновения и развития конфликтов (конфликтность как относительно устойчивое личностное свойство, деструктивные внутриличностные конфликты, акцентуации характера, сложившиеся негативные стереотипы поведения и др.).
3.КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ КОНФЛИКТОВ
В соответствии с классификацией Л. Коузера, конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными)17. Классификация конфликтов по Л. Коузеру представлена в Таблице 2.
Таблица 2
Классификация конфликтов по Л. Коузеру
Типы конфликтов |
Характеристика конфликтов |
1 |
2 |
Реалистические конфликты |
Реалистические конфликты |
Нереалистические конфликты |
Нереалистические конфликты |
Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.
Все многообразие конфликтов в организационном окружении можно свести к двум группам: производственные и личностные, среди которых превалируют:
- мотивационные конфликты;
- конфликты коммуникаций;
- конфликты власти и безвластия;
- внутриличностный конфликт;
- межличностный конфликт;
- конфликт между личностью и группой;
- межгрупповой конфликт
Для классификации конфликтов в организации выделим три основы – субъекты конфликта, источники конфликта и тип функциональной системы.
По субъектам конфликта в организации различают:
1.1. Межличностные конфликты, которые могут развиваться:
а) по вертикали, т.е. между руководителем и подчиненным;
б) по горизонтали, т.е. между субъектами одного иерархического уровня управления
1.2. Межгрупповые конфликты, которые могут развиваться:
а) между структурными подразделениями;
б) между группами сотрудников одного подразделения, в том числе и между микрогруппами;
в) между руководством организации и персоналом;
г) между администрацией и профсоюзами. Обычно причинами таких конфликтов могут быть:
–распределение ресурсов;
–неудовлетворительные коммуникации;
–различия в целях;
–неудовлетворительные условия труда;
– нарушения договорных обязательств или трудового законодательства;
1.3.Конфликты типа «личность-группа» возникающие:
а) между руководителем и коллективом организации или структурного подразделения;
б) между рядовым сотрудником и коллективом организации или структурного подразделения;
По источникам конфликта в организации различают пять типов:
2.1. Структурные конфликты – возникающие между структурными подразделениями из-за противоречий в задачах, решаемых сторонами конфликта;
2.2. Инновационные конфликты, связанные с развитием организации, ее структурными изменениями. Здесь в качестве причины конфликта могут выступать различные изменения организационной структуры, а также несоответствие квалификации работников инновационным изменениям;
2.3. Позиционные конфликты, т.е. возникающие на основе вопроса о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации. Как правило, причинами таких конфликтов становятся различия в задачах и целях, групповой эгоизм, неадекватность в понимании места и роли той или иной структурной единицы организации;
2.4. Ресурсные конфликты, т.е. возникающие в процессе распределения и использования ресурсов. Самой распространенной причиной конфликтов такого типа является нарушение принципа справедливости или целесообразности в распределении ресурсов;
2.5. Динамические конфликты обусловлены социально-психологической динамикой организации. Их причины отражают становление и этапы развития коллективов внутри организации.
По типу функциональной системы конфликты в организации подразделяются на пять групп, а именно:
3.1. Организационно-
3.2. Конфликты в социально-экономической системе организации обусловленные неудовлетворительной заработной платой;
3.3. Конфликты в административно-управленческой системе, вызванные невыполнением руководителями своих обязанностей или неполной информацией о реальном состоянии дел в организации;
3.4. Конфликты, связанные с функционированием неформальной организации обычно обусловлены несовпадением в системе формальных и неформальных отношений и интересов сотрудников;
3.5. Конфликты, связанные с функционированием социально-психологической системы отношений могут иметь различные причины (борьба за лидерство, нарушение групповых норм, столкновение групповых интересов).
По общей проблематике взаимодействия людей
Социальный конфликт – это такой социальный процесс или ситуация, в которой одна социальная группа находится в социальной оппозиции по отношению к другой (другим), поскольку эти группы преследуют несовместимые цели, действительные либо кажущиеся.
Психологический конфликт – возникает на внутриличностном уровне, интерперсональное столкновение противоположно направленных личностных тенденций, структур, преобразующих, вызывающих борьбу, переживания и т.п.
По характеру причин возникновения:
Объективные, предопределены объективными причинами, например, объективные возрастные кризисы человека могут сопровождаться внутриличностными или межличностными конфликтами.
Субъективные, предопределены субъективными причинами без объективных предпосылок, преломляются через сознание человека.
Спровоцированные, порождены конфликтами, в основе чаще лежит объективный конфликт, он разрешается, но формируются определенные отношения, которые в дальнейшем могут породить совершенно другой конфликт.
По процессу протекания:
- скрытые конфликты, стороны не признают, что находятся в конфликте;
- открытые конфликты, стороны понимают, что их интересы столкнулись и предпринимают открытые действия для достижения своих целей;
Информация о работе Возникновение конфликтных ситуаций в управлении