Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2012 в 20:17, курсовая работа
Цель курсовой работы – ознакомление с основными понятиями, касающимися определения конфликтов, их типологией, причинами, динамикой развития, социально-психологическим подходом к изучению конфликтов, путями предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций.
1.Введение………………………………………………………………………...3
2.Основные понятия и определения…………………………………………….5
3. Причины возникновения конфликтов………………………………………11
4.Классификация типов конфликтов …………………………………………..16
5. Пути разрешения и ликвидации конфликтов……………………………… 20
6.Заключение……………………………………………………………………..25
7. Список литературы…………………………………………………………....27
- враждебные, сам конфликт превращается в цель, теряется исходная причина.
Предпосылки разрешения конфликта: 1. Достаточная зрелость Способ разрешения конфликта зависит, прежде всего, от среды, в которой возник конфликт. Так, в закрытой (ригидной) среде (будь то все общество, отдельная группа или индивид) при возникновении оснований для конфликта нет возможности легально выразить протест, вследствие этого конфликт развивается, усугубляется и разрешается взрывом, разрушением социальных связей, со значительными потерями (эмоциональными, материальными) и может закончиться гибелью группы. В открытой (плюралистической) среде существует возможность законно высказать протест, что способствует сохранению контактов и стабильности. Стиль конкуренции используется, когда субъект весьма активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить прежде всего собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать его решение проблемы. Стиль уклонения применяется в ситуации, когда субъект неуверен в положительном для него решении конфликта, или когда он не хочет тратить силы на его решение, либо в тех случаях, когда чувствует себя неправым. Стиль приспособления характеризуется тем, что субъект действует совместно с другими, не стремясь отстаивать свои интересы. Следовательно, он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Данный стиль следует использовать в случае, если вы чувствуете, что, уступая в чем-то, вы мало теряете. Стиль сотрудничества. Реализуя его, субъект активно участвует в разрешении конфликта, отстаивая при этом свои интересы, но стараясь совместно с другим субъектом искать пути достижения обоюдовыгодного результата. Некоторые типичные ситуации, когда используется данный стиль: оба конфликтующих субъекта обладают равными ресурсами и возможностями для решения проблемы; разрешение конфликта очень важно для обеих сторон, и никто не желает от этого устраниться; наличие длительных и взаимозависимых отношений у субъектов, вовлеченных в конфликт; оба субъекта способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга, оба умеют объяснить свои желания, выразить свои мысли и выработать альтернативные варианты решения проблемы. Для успешного использования стиля сотрудничества необходимо затратить некоторое время на поиск скрытых интересов и нужд для разработки способа удовлетворения истинных желаний обеих сторон. Если вы оба понимаете, в чем состоит причина конфликта, то имеете возможность вместе искать новые альтернативы или выработать приемлемые компромиссы. Такой подход рекомендуется использовать в ситуациях:
Сотрудничество является дружеским, мудрым подходом к решению задачи определения и удовлетворения интересов обеих сторон. Однако это требует некоторых усилий. Обе стороны должны затратить на это время, они должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и затем выработать альтернативные варианты решения проблемы. Отсутствие одного из этих элементов делает подход неэффективным. Стиль сотрудничества среди прочих
стилей является самым трудным, однако
он позволяет выработать решение
в сложных конфликтных 5. Стиль компромисса Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое. Иными словами, вы сходитесь на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека. Вы делаете это, обмениваясь уступками и взвешивая все для разработки компромис-сного решения, которое устроило бы обоих. В результате удачного компромисса человек может выразить свое согласие следующим образом: «Я могу смириться с этим». Ударение делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем оба выполнить полностью свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы смириться». Ниже перечислены типичные случаи, в которых стиль компромисса наиболее эффективен:
Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к какому-то решению. | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе подготовки курсовой работы автором исследованы основные причины возникновения конфликтов в управлении, а именно:
- раскрыты основные понятия и определения конфликтов, их природу и сущность;
- исследованы основные причины возникновения конфликтных ситуаций;
- изучена типология конфликтов, основные виды конфликтов в организациях;
- исследованы возможные последствия конфликтов и способы выхода из них и сделаны следующие выводы.
Как и у многих понятий в теории управления, у конфликта имеется множество определений и толкований. Конфликт- это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже может быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом.
Конфликт может быть
функциональным и вести к
Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.
Чаще всего интерес к проблеме управлений конфликтом возникает применительно к трудовой сфере, к управленческой деятельности вообще. Управленческая деятельность — это последовательное преодоление рассогласований в процессе решения производственных задач, а стиль управления — это методы и приемы, применяемые для достижения намеченных целей и задач и линий поведения в возникающих при этом конфликтных ситуациях.
Способ разрешения конфликта зависит, прежде всего, от среды, в которой возник конфликт. Так, в закрытой (ригидной) среде (будь то все общество, отдельная группа или индивид) при возникновении оснований для конфликта нет возможности легально выразить протест, вследствие этого конфликт развивается, усугубляется и разрешается взрывом, разрушением социальных связей, со значительными потерями (эмоциональными, материальными) и может закончиться гибелью группы. В открытой (плюралистической) среде существует возможность законно высказать протест, что способствует сохранению контактов и стабильности.
Список литературы
1 Е.М. Бабосов Социология: энциклопедический словарь. — М., 2009.
2 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Экономистъ. 2008.
3 Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. – М.: МЗ Пресс, 2008.- С. 182
4 Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2009-С.260
5 Гришина Н. В. Психология конфликта, Питер Пресс, 2009- 538 с.
6 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ, 2008.-с.450
7 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для студ. вузов. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 551 с.
8 Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) / Под ред. Е.И. Степанова. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 343 с.
9 Вишнякова Н.Ф. Конфликтология: Учебное пособие. – Минск: Университетское, 2009. – 317 с.
10 Прикладная конфликтология: Хрестоматия. – М., Минск: АСТ: Харвест, 2003. – 621 с.
11 Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н. Введение в общую теорию конфликтов. Изд. 2-е. – М.: МАЭП, ИКК «Калита», «Собрание», 2008.
12 Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 238с.
13 Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.
14 Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, 2000. – 176 с.
15 Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций: Учеб. пособие. – М.: МЗ Пресс, 2001. – 182 с.
16 Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2009. – 360 с.
17 Конфликтология: Учебник. Изд. 2-е испр. / Под ред. А.С. Кармина. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – Спб.: Издательство «Лань», 2009.
Информация о работе Возникновение конфликтных ситуаций в управлении