Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:20, курсовая работа
Любая фирма, которая начинает свою деятельность или уже действующая, в начале нового проекта, обязана четко представить потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно выполнять расчеты эффективности использования ресурсов, имеющихся в наличии в процессе деятельности фирмы. В условиях рыночной экономики предпринимателям не стоит рассчитывать на стабильный доход и успех без четкого и эффективного планирования своей деятельности, постоянного сбора и аккумулирования информации как о состоянии целевых рынков, положении конкурентов на них, так и о собственных возможностях и перспективах.
Стратегия фокусирования
существует в двух разновидностях.
Фокусирование на издержках —
это стратегия, при которой компания,
работая в своем целевом
1.2 Конкурентные
преимущества и
В теории существуют два основных типа конкурентных преимуществ товаропроизводителя.
Суть первого — более низкие издержки на производство за счет концентрации и лучшей технологии производства, а значит, возможности продавать по ценам более низким, чем конкуренты.
Второй тип
Конкурентоспособность выступает
как часть воспроизводственного
процесса относительно способов и методов
хозяйствования на рынке товаров
и услуг и оценивается массой
прибыли в соотношении с
Также существует пять факторов, выделенных М. Портером, определяющих конкурентоспособность.
Кроме того, М. Портер выделяет пять наиболее типичных новаций, дающих конкурентное преимущество:
Конкурентоспособность предприятия
является относительной характеристикой,
выражающей отличия развития данного
предприятия от развития конкурентов
по степени удовлетворения своими товарами
потребностей людей и по эффективности
производственной деятельности. Конкурентоспособность
предприятия характеризует
Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества предприятиям, это:
Конкурентоспособность товара
является решающим фактором его коммерческого
успеха на развитом конкурентном рынке.
Значимая составная часть
Постольку поскольку за товарами
всегда стоят их изготовители, то можно
с полным основанием говорить о конкурентоспособности
соответствующих предприятий и
стран, в которых они расположены.
Любой товар, находясь на рынке, фактически
проходит проверку на степень удовлетворения
общественных потребностей: каждый покупатель
приобретает тот товар, который
максимально удовлетворяет его
личные потребности, а вся совокупность
покупателей тот товар, который
наиболее полно соответствует
В связи с этим конкурентоспособность
товара определяется, только в сравнении
товаров конкурентов друг с другом.
Иначе говоря, конкурентоспособность
есть понятие относительное, привязанное
к конкретному рынку и времени
продажи. У всех покупателей имеются
свои индивидуальные критерии оценки
удовлетворения собственных потребностей,
поэтому конкурентоспособность
приобретает еще и
Конкурентоспособность может быть определена только свойствами, представляющими заметный интерес для потребителей. Все характеристики товара, которые выходят за рамки этих интересов, не рассматриваются при оценке конкурентоспособности, поскольку не имеют к ней отношения. Превышение норм, стандартов и правил (при условии, что оно не вызвано предстоящим повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, так как ведет к росту цен, не увеличивая при этом потребительской ценности, в силу чего представляется покупателям бесполезными. Изучение конкурентоспособности товара необходимо вести непрерывно, в тесной связи с фазами его жизненного цикла. Это вызвано необходимостью своевременного улавливания момента начала снижения показателей конкурентоспособности товара и возможностью принятия соответствующих решений (например, снять с производства, модернизировать товар и тому подобное). При этом, исходят из того, что выпуск нового товара, до того как старый исчерпает возможности поддержания конкурентоспособности, как правило, экономически нецелесообразен.
Вместе с тем любой товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Этот процесс возможно замедлить и временно задержать, но остановить невозможно. Поэтому новый товар проектируется по графику, обеспечивающему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним товаром.
Конкурентные маркетинговые
стратегии на корпоративном уровне
преследуют цель обеспечить конкурентное
преимущество предприятия на рынке
относительно фирм-конкурентов. Смысл
конкурентных стратегий состоит
в способности предприятия
Конкурентного преимущества достигается предприятием решением следующих вопросов:
Для решения этих задач и управления конкурентным положением организации могут использовать следующие модели:
Пути обеспечения
Основываясь на общей конкурентной матрице М.Портера, конкурентное преимущество предприятия на рынке обеспечивается тремя основными путями:
При повышении ценности товара в глазах потребителя, он готов заплатить за нужный товар более высокую цену. Вместе с тем, повышение цены, которое является приемлемым для покупателя, должно быть больше повышения издержек предприятия на производство и поддержание элемента дифференциации.
Сочетание — высокая полезность и высокая цена — формирует «рыночную силу» товара. Рыночная сила защищает предприятие-производитель от конкуренции, обеспечивает предприятию стабильность положения на рынке. Управление маркетингом тогда направлено на то, чтобы постоянно отслеживать предпочтения потребителей, контролировать их «ценности», а также срок жизни элементов дифференциации, соответствующих данной ценности.
Снижение издержек базируется на использовании «кривой опыта» (затраты на производство единицы продукции падают на 20% всякий раз, когда объем производства удваивается), а также выведенном на ее основе «законе опыта».
Закон опыта гласит: «Издержки
на единицу продукции при
Тип стратегии напрямую зависит от положения, занимаемого предприятием на рынке, и от характера его действий. [4, c. 167]
Согласно предложенной Ф. Котлером классификации, лидер рынка занимает доминирующее положение на рынке, вносит наибольший вклад в его развитие. Лидер часто представляет собой «точку отсчета» для конкурентов, которые нападают, подражают или избегают его. Предприятие-лидер располагает значительными стратегическими возможностями.
Преследователь лидера рынка — это предприятие, которое не занимает в настоящее время доминирующее положение, но желает атаковать лидера.
Далее следуют предприятия, избегающие прямой конкуренции. Ими являются предприятия, намеренные мирно сосуществовать с лидером и согласные со своим положением на рынке.
Занимая определенное положение на рынке, предприятия выбирают упреждающие (активные) или пассивные стратегии обеспечения своих
конкурентных преимуществ (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Стратегия |
Характеристика |
«Захват рынка» |
Подразумевает расширение спроса на продукцию путем использования продуктового или ценового лидерства, поиска новых потребителей, увеличения интенсивности потребления и др. |
«Защита рынка» |
Воздействие на «своих» потребителей с целью удержать их в сфере деятельности предприятия, например с помощью рекламы, сервиса, стимулирования и др. |
«Блокировка рынка» |
Не допускать, чтобы преследователи добивались преимуществ на отдельных маркетинговых направлениях: товар, распределение, цена и так далее. |
«Перехват» |
Реакция на нововведения преследователей для снижения возможной эффективности. |
«Атака в лоб» («фронтальная атака») |
Использование преследователем достигнутого над лидером превосходства для установления конкурентного преимущества. |
«Прорыв» («фланговая атака») |
Использование какой-либо одной слабой стороны лидера. |
«Окружение» |
Постепенное накопление преимуществ
перед лидером путем |
«Следование по курсу» |
Минимизация риска ответных действий лидера, например в ценовой политике. |
«Сосредоточение сил на выгодных участках» |
Выбор сегментов рынка, не привлекающих внимание более сильных конкурентов. |
«Обход» |
Избежание конкуренции путем выпуска не соперничающих товаров, сервиса, использование непривлекательных для конкурентов каналов сбыта и тому подобное. |
«Сохранение позиций» |
Поддержание постоянства в рыночной деятельности, не вызывающей внимания конкурентов (статус-кво). |
Информация о работе Выбор конкурентной стратегии организации