Выбор оптимальной организационной структуры предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Структура организации это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….…………………3
1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕ
1.1.Сущность и понятие организационной структуры
1.2. Типы организационных структур
1.3. Методы проектирования организационных структур управления предприятием
2. ПЛАН АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ВЫБОРЕ НЕОБХОДИМОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
2.1. Обоснование необходимости изменения организационной структуры предприятия
2.2. Технико-экономические факторы формирования организационной структуры предприятия
3. . ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсовая р.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

 

НВУЗ АНО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

Кафедра Менеджмента

 

Студента      курса

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по 

на тему:

 «Выбор оптимальной  организационной структуры предприятия»

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Научный руководитель:

 

 

 

 

 

Курск-2010

СОДЕРЖАНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ……………………………………….…………………3

   1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕ

1.1.Сущность и понятие организационной структуры

1.2. Типы организационных структур

1.3. Методы проектирования организационных структур управления предприятием

2. ПЛАН АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ВЫБОРЕ НЕОБХОДИМОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

2.1. Обоснование необходимости изменения организационной структуры предприятия

2.2. Технико-экономические факторы формирования организационной структуры предприятия

3. . ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

        Управление  – это особый интеллектуальный вид деятельности, в котором занято огромное количество людей, вооруженных современной вычислительной и организационной техникой. Организация управление выступает как один из факторов трансформации экономики, через нее реализуется действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным началом всей системы факторов радикальной реформы управления экономикой.

Через преодоление очень  сложных проблем, с большими трудностями  наша страна осуществляет переход к рыночной экономике. Переход России на новую систему хозяйствования, затронул предприятия всех форм собственности.

Ранее руководители предприятий даже не задумывались о конкуренции, о  повышении эффективности, об увеличение прибыли, так как предприятия  не являлись собственностью начальника или директора.

Большинство предпринимателей, руководителей, и специалистов предприятий, зачастую даже тех, чья профессиональная подготовка включала  изучение менеджмента, пока, к сожалению, не понимают сущности этой сферы деятельности и знакомы лишь с отдельными функциями системы управления. Это происходит, потому что менеджмент не дает готовых рецептов для конкретных организаций в конкретный момент времени, он лишь помогает целенаправленно искать новые решения проблем.

На производственном предприятии большое значение играют: разработка организационной структуры системы управления, подходы к распределению обязанностей, принципы создания перспективной организации и т.д. Поэтому значительное внимание уделяется совершенствованию организационной структуры системы управления на предприятии.

Структура организации  это логические взаимоотношения  уровней управления и функциональных областей, построенные в такой  форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации 

Понятие организационной  структуры включает в себя не только выполняемые внутри нее задания, но и координируемую сотрудниками деятельность за пределами организации. Многие традиционно  выполнявшиеся  самой  организацией виды работ в настоящее время  передаются специализированным фирмам, что предполагает тесное взаимодействие независимых компаний и трансформацию традиционных границ между организациями.

Считается, что организация  существует во внешней среде, которая  формирует ее стратегию, технологию, масштаб и уровень нововведений. Эти ситуационные факторы, в свою очередь, определяют необходимую структуру, то есть структуру, которую должна принять организация для обеспечения производственной деятельности.

Применение предложенных рекомендаций в данной курсовой работе повысит эффективность труда управляющего персонала и организационную культуру принимаемых решений управленческой деятельности.          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ОРГАНИЗАЦИОН

НОЙ СТРУКТУРЫ  СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕ

 

1.1.. Сущность и понятие организационной  структуры

 

        Категория "структура" относительно социально-экономических систем отражает состав, строение экономического объекта, внутреннюю форму системы. Наличие структуры представляет неотъемлемый атрибут всех реально существующих социально-экономических систем, потому что структура придает им целостность.

Абстрактная категория "структура" и понятие "организационная структура  управления" отличаются тем, что  объектом структуризации может выступать  сама организация  или предприятие (структура организации, структура предприятия); управление (структура управления) и каждый элемент системы управления.

Структура, отражающая состав и соподчиненность различных  элементов, звеньев и ступеней управления,  функционирующих для достижения определенной цели, называется организационной.

Организационная структура  – это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы  работающие в ее рамках  люди могли  наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели . Организационная структура – это способ группировки работ и проведения линии подчинения, объединяющий работы .

Структура управления рассматривается  как необходимая форма  реализации функций управления.

Функции и структура  управления представляют две неразрывно взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны единого целого – организации системы управления и выступают соответственно как содержание  и форма процесса управления. Взаимообусловленность функций и структуры управления предполагает первичность функций и вторичность  структуры управления. Однако первичность и вторичность  функций  и структуры относительны, а не абсолютны.

Организационная структура  управления с заданными функциями  есть ее устройство (строение), соответствующее  по  составу своих элементов  назначению системы.

Структура не есть нечто  раз и навсегда данное. Она постоянно  развивается. Когда речь идет об организационных  структурах, имеются в виду  распределение  и координация процессов труда. Структура организации – это  совокупность методов разделения процесса труда на конкретные рабочие задания и координации их выполнения.

Понятие организационной  структуры включает в себя не только выполняемые внутри нее задания, но и координируемую сотрудниками деятельность за пределами организации. Многие традиционно выполнявшиеся  самой  организацией виды работ в настоящее время передаются специализированным фирмам, что предполагает тесное взаимодействие независимых компаний и трансформацию традиционных границ между организациями.

После выбора стратегии и разработки последующего плана руководство должно провести тщательную проверку структуры организации, чтобы выяснить, способствует ли она достижению общефирменных целей. Стратегия определяет структуру. При реализации или изменении стратегии руководство всегда должно учитывать ее взаимосвязь со структурой и объединить формирование структуры организации и планирование. Структура основывается на стратегии и должна обеспечивать ее эффективность настолько, насколько это возможно с точки зрения общей ситуации.

Объективные факторы и условия определения разнообразия организационных структур:

- размер деятельности предприятия  (малое, среднее, крупное);

- специализация на выпуске одного  вида продукции или широкой  номенклатуры изделий различных  отраслей;

- характер выпускаемой продукции (тип производства);

- сфера деятельности предприятия  (организация на местный, национальный  или внешний рынок);

- масштабы заграничной деятельности  и формы ее осуществления;

вид монополистического объединения (концерн, финансовая группа, холдинг).

Помимо перечисленных факторов, влияющих на выбор ограниченной структуры, можно отметить динамизм внешней  среды, технологию, отношение к организации  руководителей и сотрудников.

Динамизм внешней среды является очень сильным факторам, определяющим, какую организационную структуру должна  выбирать организация. Если внешняя среда стабильна, то организация может с успехом применять механистические организационные структуры.

В случае динамичности внешней  среды, организационная структура  должна быть органической.

Влияние технологии на организационную  структуру проявляется в следующем:

1) структура привязана  к той технологии, которая используется  в организации. Число структурных  единиц и их взаимное расположение  сильно зависят от используемой  в организации технологии;

2) организационная структура  должна быть построена таким  образом, чтобы она позволяла  проводить технологические обновления.

Организационная структура  в значительной мере зависит от того, как к ее выбору относятся менеджеры, какой тип структуры они предпочитают и насколько они готовы идти на введение нетрадиционных форм построения организаций.

Признаки оптимальной  структуры:

- небольшое число уровней  руководства;

- небольшие подразделения  или автономные  группы с высококвалифицированным  персоналом;

- целенаправленная работа на потребителей;

- предусмотрение изменений  или быстрая реакция на них;

- высокая производительность  и низкие затраты – высокая  эффективность. 

Согласно  классической теории организации структура  организации должна разрабатываться  сверху вниз. Последовательность разработки организационной структуры схожа с последовательностью элементов процесса планирования. Вначале необходимо осуществить разделение организации на широкие сферы, затем  поставить конкретные  задачи –  подобно  тому, как в планировании сначала формулируются общие задачи, - а потом составляются  конкретные правила.

Существуют  три главных этапа в проектировании любой организационной структуры  управления:

1) определение  характера выполняемой работы;

2) распределение  работы между отдельными позициями менеджмента;

3) классификация  элементов менеджмента, разработка  на этой основе логических  групп управления.

 

 

 

1.2. Типы организационных структур

В современном менеджменте  выделяют два типа организационных  структур управления — бюрократический и органический, каждый из которых имеет свои специфические черты и, следовательно, сферы своего развития.

Бюрократический тип оргструктуры управления исторически сформировался первым. Главными концептуальными положениями рациональной бюрократии являются следующие:

1.  Организация — это, прежде  всего порядок, исходным моментом которого служит трудовое поведение персонала, направленное в определенное русло.

2.  Необходимое поведение персонала  достигается регулированием: распределением задач, распространением соответствующей информации, разграничением полномочий.

3.  Общий порядок регулирования  достигается в результате создания уровней управления, что ведет к формированию уровней иерархии (иерархических связей).

4.    Преимущества иерархической организации достигаются:

•  длительным периодом использования эффективных методов  организации труда, общих на разных уровнях управления;

•   предсказуемостью поведения членов организации как  во внутреннем их общении, так и при  контактах с внешней средой.

5.  Ограничение поведенческого  диапазона работников действующими правилами (инструкциями), что создает предпосылки для единообразного поведения персонала.

6. Использование общих  (типовых) правил организационного  поведения повышает эффективность  действий по координации в организации.

Главным в бюрократических  оргструктурах управления является «должность», а не «человек» с  его индивидуальностью. В результате организация, использующая бюрократические  оргструктуры управления, становится «жесткой», ее развитие возможно исключительно благодаря мероприятиям, проводимым извне.

В 60-х гг. возникли более  гибкие организационные структуры, которые по сравнению бюрократическими лучше приспособлены к быстрым изменениям условий хозяйственной жизни и внедрению технико-технологических новшеств. Они получили название органических, или адаптивных, структур.

Органический тип оргструктур  управления предполагает: импровизацию управленческой деятельности вместо планирования; гибкость структур вместо жесткости, связанной правилами и нормативами; коллегиальность в принятии решений вместо авторитарности; доверие среди персонала вместо власти. Кроме того, интегрирующей целью такого типа организации является стратегия развития организации, правилами работы персонала аппарата управления являются принципы, распределение обязанностей и работы между персоналом определяется характером решаемых проблем и, наконец, в организации имеет место постоянная готовность к прогрессивным изменениям.

Информация о работе Выбор оптимальной организационной структуры предприятия