Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов выбора стратегии диверсификации для отечественного промышленного предприятия.
Объектом исследования в работе являются методы стратегического управления предприятием ОАО «Курганмашзавод».
Предметом исследования в работе являются особенности выбора стратегии диверсификации предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1. Понятие стратегии диверсификации 5
1.2. Сложности управления диверсифицированной компанией 9
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 16
2. Анализ предприятия, его стратегии и хозяйственной деятельности 16
3. Предложения по выбору стратегии диверсификации предприятия 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Библиографический список 31
Таким образом,
выбор между связанной и
Альтернативой диверсификации может быть создание стратегического альянса между двумя или более компаниями в области стоимости, риска и прибылей, связанных с использованием новых возможностей бизнеса. Таким образом, любая компания создает стратегию диверсификации, максимально соответствующую ее ситуации и отношению к риску.
Задача оптимизации состоит в подборе составляющих портфеля таким образом, чтобы при заданной доходности риск был как можно меньше или при заданном уровне риска доход был как можно больше.
Одно из первых требований к набору СЗХ фирмы - его сбалансированность во времени. Это означает, что необходимо избегать синхронного начала и окончания жизненных циклов СЗХ. Желательно осуществить их разумное "перекрытие", то есть несовпадение этапов жизненных циклов различных СЗХ, что обеспечит равномерное без спадов развитие деятельности фирмы.
В качестве рабочей процедуры балансировки можно использовать матрицу Хофера (табл. 1.3). Два ее основных поля соответствуют краткосрочной и долгосрочной перспективам фирмы. На этих полях наносятся СЗХ по правилам, отмеченным для матрицы "Дженерал-электрик".
Кроме наглядного представления сегодняшнего состояния бизнеса, матрица дает возможность оценить перспективы объемов продаж, прибыли и необходимых капиталовложений. В качестве примера на матрице нанесены СЗХ в краткосрочной перспективе (А-D) и в долгосрочной (B-E).
Видно, что фирма планирует усиление КСФ и роста объемов продаж в долгосрочной перспективе СЗХ С и D, несущественное изменение положения СЗХ B (для нее наступает фаза зрелости), уход из СЗХ А и зарождение новой СЗХ E, для которой, очевидно, следует планировать инвестиции в НИОКР.
Алгоритм балансировки набора СЗХ:
Исходная информация: фаза жизненного цикла, будущий КСФ, масштабы рынка (диаметр круга), доля фирмы на рынке, прибыли в данной СЗХ, стратегические инвестиции, планируемые на данной фазе жизненного цикла.
Таблица 1.3
Матрица Хофера балансировки набора СЗХ
Капиталовложения |
|
|
|
|
|
| |
Прибыль |
|
|
|
|
|
| |
Объем продаж |
|
|
|
|
|
| |
КСФ |
Сильный |
C |
|
|
|
|
Краткосрочная перспектива |
Средний |
|
D |
B |
|
| ||
Слабый |
|
|
|
|
А | ||
Фазы жизненного цикла |
Зарождение |
Рост |
Замедление роста |
Зрелость |
Спад |
| |
КСФ |
Сильный |
|
C |
D |
|
|
Долгосрочная перспектива |
Средний |
E |
|
|
B |
| ||
Слабый |
|
|
|
|
А | ||
Объем продаж |
|
|
|
|
|
| |
Прибыль |
|
|
|
|
|
| |
Капиталовложения |
|
|
|
|
|
| |
Сумма |
Стратегическая гибкость
фирмы характеризуется
В столбце "Неожиданности" выписываются все возможные события, которые могут повлиять на бизнес в любой СЗХ. В столбце "Вероятность" записывается оценка вероятности этих событий. В столбце "Уровень влияния" в баллах от 0 до 10 оценивается влияние события на деятельность в конкретной СЗХ. Столбец "Значимость" содержит произведение предыдущих двух столбцов ("вероятность" x "уровень влияния"). Такая оценка делается для всех СЗХ.
Сумма по столбцу "Значимость" для каждой СЗХ дает оценку устойчивости данной СЗХ ко всем возможным воздействиям, а сумма граф "Значимость" по горизонтали дает оценку устойчивости всего набора СЗХ по отношению к конкретной неожиданности. Такой алгоритм позволяет произвести оценку любых возможных наборов СЗХ по критерию максимума стратегической гибкости фирмы.
Таблица 1.4
Оценка стратегической гибкости фирмы
|
|
СЗХ-1 |
СЗХ-2 |
СЗХ-n |
| |||
Неожиданность |
Вероятность (0-1) |
Уровень влияния |
Значи-ость |
У... |
З... |
У... |
З... |
Значимость |
1. Война |
|
|
|
|
|
|
|
|
Синергизм - термин, заимствованный из физиологии, буквально означает взаимодействие группы мышц. В менеджменте он означает взаимодействие различных сфер бизнеса фирм. Например, различные СЗХ могут использовать общие производственные мощности, общефирменные службы, научно - исследовательские подразделения, сети товародвижения и т.д. Таким образом, синергизм - это эффект взаимодействия, который обеспечивает эффективность бизнеса, большую, чем простая арифметическая сумма деятельности отдельных СЗХ (иносказательно 2+2=5).
Оценка синергизма производится по "шахматной" таблице 1.5 в баллах.
Алгоритм оценки синергизма:
Таблица 1.5
Таблица оценки синергизма фирмы
|
Дающие СЗХ |
Суммарная зависимость | |||
СЗХ-1 |
СЗХ-2 |
СЗХ-3 | |||
Получающие СЗХ |
СЗХ-1 |
* |
|
|
|
СЗХ-2 |
|
* |
|
| |
СЗХ-3 |
|
|
* |
| |
|
Суммарный вклад |
|
|
|
|
Комплексная оценка набора СЗХ состоит в том, что при выборе и управлении набором СЗХ следует учитывать следующие факторы:
- краткосрочные перспективы роста,
- долгосрочные перспективы роста,
- краткосрочные перспективы рентабельности,
- долгосрочные перспективы рентабельности,
- стратегическая гибкость набора СЗХ,
- его синергизм (см. 1.5).
Алгоритм комплексной оценки (табл. 1.6):
Таблица 1.6
Комплексная оценка набора СЗХ
Факторы |
Рост |
Рентабельность |
Гибкость |
Синер |
Оценка | |||
|
КП |
ДП |
КП |
ДП |
КП |
ДП |
гизм |
набора |
|
Р1 |
Р2 |
Р3 |
Р4 |
Р5 |
Р6 |
Р7 |
|
Оценка факторов в баллах |
R1*P1 |
R2*P2 |
R3*P3 |
R4*P4 |
R5*P5 |
R6*P6 |
R7*P7 |
|
Оценка альтернативных наборов |
|
|
|
|
|
|
|
|
*** |
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом,
использование комплексной
Рассмотрим на примере промышленного предприятия практические аспекты использования методики выбора стратегии диверсификации.
ОАО «Курганмашзавод» - крупнейшее предприятие Курганской области, один из лидеров оборонно-промышленного комплекса России, единственное в стране предприятие по производству боевых машин пехоты (БМП) и их модификаций.
Предприятие основано в 1950 году как завод по производству тяжелых кранов. В 1954 году после перестройки производства завод перешел на выпуск военной продукции - гусеничных тягачей АТС и АТС-59, которые использовались также при разведке и освоении нефтяных месторождений Тюменской области. Большое количество тягачей было отгружено на экспорт, кроме того, тягач АТС-59 изготавливался по лицензии в Польше. В октябре 1966 года постановлением правительства заводу предусмотрен план производства боевой машины пехоты БМП-1, серийное производство которой началось с 1967 года.
В 70-е годы предприятие высокими темпами проводило капитальное строительство. Вводились в строй новые мощности, в пять раз увеличились производственные площади. С 1983 года завод перешел на выпуск БМП-2, а в 1987 году приступил к изготовлению также и БМП-3.
Сегодня ОАО «Курганмашзавод» - это крупный машиностроительный комплекс, оснащенный самым современным оборудованием, обеспечивающим полный производственный цикл от всех видов механической обработки до сборки и комплексных испытаний готовой продукции.
Продукция предприятия известна во всем мире. Это отлично зарекомендовавшие себя БМП-2 и БМП-3, бронированные ремонтно-эвакуационные машины БРЭМ-Л, универсальные шасси на базе БМП-3, предназначенные для создания на их основе различных систем вооружений, средства обучения экипажей.
ОАО «Курганмашзавод» является одним из крупнейших в мире экспортеров БМП, которые сегодня находятся на вооружении армий 28 стран четырех континентов. В Индии и Словакии с помощью специалистов акционерного общества организовано лицензионное производство БМП-1 и БМП-2.
На сегодня ОАО «Курганмашзавод» является одним из крупнейших мировых производителей бронетанковой техники. предприятие имеет статус спецэкспортера. Кроме того, у завода есть предложения от зарубежных партнеров по созданию совместных предприятий по производству, модернизации и ремонту военной техники.