Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 23:57, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование выбора стратегии поведения предприятия.
Задачи исследования:
- изучить понятие и сущность стратегии;
- рассмотреть современную типологию стратегий фирмы;
- исследовать процедуру выбора стратегии;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
- провести анализ внешней и внутренней среды;
- исследовать выбор стратегии предприятия;
- предложить пути совершенствования стратегии поведения предприятия.
Введение 3
1. Теоретические основы выбора стратегии поведения предприятия 5
1.1. Понятие и сущность стратегии 5
1.2. Современная типология стратегий предприятия 7
1.3. Формирование стратегии предприятия 14
2. Анализ и оценка выбора реализации стратегии ООО «Строй-ИнКом» 23
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 23
2.2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия 27
2.3. Выбор стратегии 35
3. Совершенствование стратегии поведения ООО «Строй-ИнКом» 39
Заключение 46
Список литературы 48
Приложение 49
Уровень сопротивления персонала ООО «Строй-ИнКом» был оценен экспертами в 3,02 балла из 5 возможных или 60,4%.
Стоит отметить, что оценивая уровень сопротивления изменениям, мы получаем усредненный результат реакции персонала предприятия на изменения в принципе.
В процессе управления реализацией изменений важно оценивать уровень сопротивления относительно каждого конкретного изменения. После того, как нами была проведена оценка готовности анализируемых предприятий к изменениям, а также оценен уровень предполагаемого сопротивления этим изменениям, мы осуществили позиционирование ООО «Строй-ИнКом» относительно успеха изменений в условиях модернизации производственного процесса.
Полученная матрица позиционирования относительно успеха изменений в условиях модернизации производства, приведена на рисунке 5.
Рисунок 5 - Матрица позиционирования ООО «Строй-ИнКом» относительно успеха проведения модернизационных изменений
Итак, для ООО «Строй-ИнКом» готовность к изменениям была оценена 2,78 балла, а уровень сопротивления изменениям в 3,02 балла, пересечение данных значений в матрице попадает в квадрант «нестабильный успех».
ООО «Строй-ИнКом» имеет достаточно высокий уровень сопротивления и среднее значение готовности предприятия к изменениям, соответственно, для успешного проведения изменений, на данном предприятии, необходимо понизить уровень сопротивления изменениям и, по возможности, повысить готовность предприятия к изменениям.
Для выбора стратегии используем SWOT- анализ - распространенный вид анализа в маркетинге. SWOT (Strengths - сила, Weaknesses - слабость; Opportunities - возможности; Threats - угрозы).
SWOT-анализ позволяет
упорядочить разрозненные
Таблица 9 – Матрица SWOT-анализа для ООО «Строй-ИнКом»
Показатели |
Возможности 1. Спрос на продукцию достаточно стабилен и имеет тенденцию к увеличению. 2. Положительная тенденция
роста производства 3. Сложившееся представление о качестве продукции |
Угрозы 1. Снижение денежной 2. Снижение общей 3. Задержка роста инвестиционной активности. 4. Несовершенство |
Сильные стороны
1. Наличие квалифицированного персонала, имеющего опыт работы. 2. Накопленный многолетний опыт работы на рынке. 3. налаженные деловые связи с потребителями продукции и поставщиками. 4. Завоеванная доля рынка 3 % 5. Высокое качество продукции |
ПОЛЕ «СИВ» - увеличение ассортимента продукции позволит повысить продажи; - достаточная известность
продукции будет - квалификация персонала, контроль качества, неудачное поведение конкурентов и широкая рекламная кампания дадут возможность успеть за ростом рынка |
ПОЛЕ «СИУ» - усиление конкуренции, политика государства, инфляция и рост налогов, изменение спроса потребителей повлияют на проведение стратегии; - появление конкурентов вызовет дополнительные расходы финансовых ресурсов; - достоверный мониторинг уловит изменения спроса и потребностей рынка |
Слабые стороны
1. Слабая маркетинговая политика. 2. Слабая рекламная кампания. 3. Трудности в организации
доставки большого объема |
ПОЛЕ «СЛВ» - неучастие персонала в принятии решений и недостаточный контроль исполнения распоряжений привести к проблемам; - снижение уровня цен,
размеров налогов и пошлин
при сохранении среднего |
ПОЛЕ «СЛУ» - появление новых конкурентов, и средний уровень цен ухудшит конкурентную позицию; - неблагоприятная политика государства может привести к выходу из отрасли, непродуманная рекламная политика не удержит покупателей. |
Стратегический анализ, который является необходимым этапом при определении эффективной стратегии организации, в полном объеме доступен только очень крупным предприятиям. Для небольших организаций, а также ряда крупных предприятий в условиях динамично изменяющегося рынка SWOT-анализ является необходимым и доступным инструментом стратегического управления организации.
Области применения SWOT-анализа:
а) Конкурентная разведка. SWOT-анализ широко применяется при сборе и изучении данных о конкурентах.
б) Анализ факторов конкурентного окружения. На данный момент SWOT анализ является отдельным этапом структурирования и оценки информации при стратегическом планировании.
в) Планирование реализации стратегий.
Итак, такие сильные стороны предприятия, как многолетний опыт и широкая база данных открывают возможности для дальнейшего развития фирмы.
Исходя из анализа внешней и внутренней среды, рынков сбыта продукции ООО «Строй-ИнКом», объемов продаж на них, уровня конкуренции, возможна более четкая формулировка целей маркетинга, его стратегий и плана выхода на новые рынки.
Для систематизации данных SWOT-анализа может пригодиться также таблица для проведения анализа положения ООО «Строй-ИнКом» на рынке. Таблица 10 является классическим инструментом оценки сильных и слабых сторон организации по конкурентной борьбе на выбранных сегментах рынка.
Таблица 10 - Контрольный лист SWOT-анализа (для оценки сильных и слабых сторон ООО «Строй-ИнКом» в конкурентной борьбе)
Показатели оценки |
Лучшие |
Средние |
Худшие (в отрасли) | ||
Графа 1 |
Графа 2 |
Графа 3 |
Графа 4 |
Графа 5 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Финансы | |||||
1. Оценка структуры активов |
Х |
||||
2. Доход на активы |
Х |
Продолжение таблицы 10
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3. Норма прибыли |
Х |
||||
4. Доход на вложенный капитал |
Х |
||||
Производство | |||||
1. Использование |
Х |
||||
2. Пропускная способность оборудо |
Х |
||||
3. Численность занятых |
Х |
||||
4. Системы контроля качества |
Х |
||||
5. Совокупная факторная |
Х |
||||
6. Возможности расширения зон продаж |
Х |
||||
7. Возраст технологического |
Х |
||||
Организация и управление | |||||
1. Численность инженерно-технического и управленческого персонала |
Х |
||||
2. Скорость реакции управления на изменения во внешней среде |
Х |
||||
3. Четкость разделения |
Х |
||||
4. Тип организационной структуры управления |
Х |
||||
5. Качество используемой в управлении информации |
Х |
||||
6. Степень гибкости оргструктуры управления |
Х |
||||
Маркетинг | |||||
1. Доля на рынке |
Х |
||||
2. Репутация организации |
Х |
||||
3. Престиж торговой марки |
Х |
||||
4. Расходы по стимулированию |
Х |
||||
5. Численность сбытового персонала |
Х |
||||
6. Ценовая политика/уровень цен |
Х |
||||
7. Организационные и технические средства для сбыта |
Х |
||||
8. Уровень/качество обслуживания |
Х |
||||
9. Число клиентов |
Х |
||||
10. Качество поступающей |
Х |
||||
Кадровый состав | |||||
1. Уровень квалификации персонала |
Х |
||||
2. Расходы по подготовке и |
Х |
||||
3. Уровень подготовки сбытового
персонала в технической |
Х |
||||
Технология | |||||
1. Применяемые стандарты и |
Х |
||||
2. Новые продукты |
Х |
||||
3. Расходы на НИОКР |
Х |
Определим, какое место занимает ООО «Строй-ИнКом» на рынке.
Из таблицы 10 можно сделать вывод, что ООО «Строй-ИнКом» имеет следующие сильные стороны перед конкурентами:
- наилучшая система контроля качества;
- выгодная ценовая политика и гибкие цены;
- высокий уровень квалификации персонала;
- высокий уровень подготовки сбытового персонала в технической области.
В ООО «Строй-ИнКом» имеются следующие слабые стороны:
- низкое качество используемой в управлении информации;
- небольшая доля рынка;
- низкие расходы по стимулированию сбыта;
- небольшое количество постоянных клиентов.
Таким образом, в настоящее время приоритетными стратегическими задачами для ООО «Строй-ИнКом» являются:
1) расширение ассортимента продукции и выход на новые рынки;
2) мониторинг
деятельности конкурентов и
3) расширение рекламной кампании.
В целом, в условиях обостряющейся конкуренции и относительной неготовности ООО «Строй-ИнКом» к модернизационным изменения (о чем свидетельствует анализ матрицы позиционирования предприятия) требуется разработка грамотной конкурентной стратегии.
ООО «Строй-ИнКом» – быстро растущая организация. Ее цель стать самой эффективной организацией по продаже строительно-отделочных материалов в Липецке и области. Ключевые составляющие успеха - эффективность, динамичность, качество, технологии и персонал.
ООО «Строй-ИнКом» стремится обеспечить достойный уровень жизни своим сотрудникам и содействовать активному социально-экономическому развитию региона.
Стратегическая цель ООО «Строй-ИнКом» - стать организацией, в которой люди стремились бы работать. ООО «Строй-ИнКом» ставит перед собой амбициозные задачи, решить которые под силу только сплоченной команде профессионалов.
Миссия ООО «Строй-ИнКом» состоит в том, чтобы стать лучшей организацией за счет непревзойденного качества продукции, объемов производства и эффективной логистики, которая позволит обеспечить своей продукцией все важнейшие рынки сбыта.
Процесс определения стратегии и формирования продуктового портфеля предполагает соотнесение их с целями и миссией организации.
Для ООО «Строй-ИнКом» поставлены долгосрочные цели (до 2018 г.):
Исходя из долгосрочных целей организации (на 5 лет), существующую стратегию ООО «Строй-ИнКом» можно определить как стратегию концентрированного роста, а именно стратегию усиления позиции на рынке.
Разработаем конкурентную стратегию для ООО «Строй-ИнКом».
ООО «Строй-ИнКом» должно стремиться иметь самые низкие в отрасли издержки реализации продукции.
Побудительным мотивом для ООО «Строй-ИнКом» здесь является наличие на рынке большого числа чувствительных к цене покупателей. Чтобы обладать преимуществом в области издержек реализации, ООО «Строй-ИнКом» должна достичь самого низкого уровня суммарных издержек. Существует два основных способа завоевания конкурентного преимущества в этой области:
Оба подхода следует осуществлять в ООО «Строй-ИнКом» одновременно. Как правило, производители с низкими издержками стараются использовать любую представившуюся возможность снижения затрат.
Основными источниками резервов снижения себестоимости продаж ООО «Строй-ИнКом» являются:
а) увеличение объема ее реализации за счет расширения ассортимента;
б) сокращение затрат на реализацию за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования и т.д.
Также резервы увеличения реализации продукции можно выявить в процессе анализа выполнения плана продаж. То есть при увеличении объема реализации продукции на сегодняшний день возрастают только переменные затраты (зарплата персонала, прямые материальные расходы и др.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость продаж.
Также резервы сокращения затрат по каждой статье расходов можно изыскать за счет конкретных инновационных мероприятий (внедрение новой более прогрессивной технологии продаж, улучшение организации труда и др.), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т.д.
Итак, снижение себестоимости продаж в ООО «Строй-ИнКом» можно обеспечить, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.
Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда в ООО «Строй-ИнКом» снижаются затраты на заработную плату. Увеличение продаж на одного рабочего в ООО «Строй-ИнКом» может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменятся нормы продаж и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение продаж на одного рабочего может произойти и за счет перевыполнения установленных норм без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы продаж и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.
Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продаж в ООО «Строй-ИнКом» имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках хозяйственной деятельности организации. Последовательное осуществление в ООО «Строй-ИнКом» режима экономии проявляется, прежде всего, в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию процедуры продаж и управлению, в ликвидации потерь от брака и других расходов.
Место продавца с низкими издержками продаж в отрасли сулит защиту от действия пяти сил конкуренции:
Для снижения и устранения рисков на рынке ООО «Строй-ИнКом» в случае неблагоприятного развития ситуации необходимо принимать следующие меры противодействия: