Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:17, курсовая работа
Предметом работы является изучение процесса взаимоотношений между различными уровнями государственной и муниципальной власти.
Целью данной работы является изучить взаимодействие государственного
и муниципального уровня управления.
Задачами данной курсовой работы является рассмотреть:
- понятие и признаки государства и государственного управления;
-понятие и признаки муниципального управления (самоуправления);
-принципы взаимодействия;
Введение 3
Глава 1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие и признаки государства и государственного управления 5
1.2. Понятие и признаки муниципального управления (самоуправления) 10
Глава 2 Механизмы взаимодействия
государственного и муниципального управления 14
2.1. Принципы взаимодействия 14
2.2.Организационные формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления 17
Глава 3 Сферы взаимодействия государственного
и муниципального уровня управления 20
3.1.Финансовая основа местного самоуправления в контексте взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления 20
3.2.Взаимодействие органов государственного управления и органов местного самоуправления в социальной сфере 26
3.3. Практика взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на примере Забайкальского края 30
Заключение 44
Список использованных источников и литературы 45
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Забайкальский
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Факультет экономики и управления
Кафедра государственного, муниципального управления и политики
Курсовая работа
по дисциплине «Основы государственного и муниципального управления»
на тему: «Взаимодействие государственного и муниципального управления»
Чита 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и признаки государства и государственного управления 5
1.2. Понятие и признаки муниципального управления (самоуправления) 10
Глава 2 Механизмы взаимодействия
государственного
и муниципального управления
14
2.1. Принципы взаимодействия
2.2.Организационные формы взаимодействия
органов государственной власти и органов
местного самоуправления
Глава 3 Сферы взаимодействия государственного
и муниципального
уровня управления
3.1.Финансовая основа местного самоуправления в контексте взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления 20
Заключение
Список использованных источников и литературы 45
Анализ соотношения государства и местного самоуправления позволяет выявить ряд их общих признаков, в том числе: оба являются институтом общественного развития; каждый из них имеет территориальную организацию; имеют один источник власти – народ; осуществляют публичную власть, одна разновидность которой – государственная власть – распространяется на всю территорию, другая – муниципальная власть – на территории местного самоуправления; осуществляют сбор налогов; осуществляют функции по обеспечению общественной безопасности и порядка – одни (государственные структуры) в виде органов внутренних дел и других силовых структур, другие (самоуправленческие структуры) – в виде муниципальных органов охраны общественного порядка; осуществляют правовое регулирование и управление, т.е. имеют собственные правовые акты, а также собственные аппараты управления.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что Российская Федерация в настоящее время ведет активный поиск оптимальных форм муниципального строительства, а также методов соединения интересов государства и местных сообществ. В связи с этим особенно актуальное значение в современный период приобретает проблема взаимоотношений государственных и местных органов, осмысление общетеоретических и практических аспектов взаимоотношения государства и местного самоуправления и воплощения их в законодательную практику.
Объектом
работы являются различные формы
государственного и
Предметом
работы является изучение
Целью данной работы является изучить взаимодействие государственного
и муниципального уровня управления.
Задачами данной курсовой работы является рассмотреть:
- понятие и признаки государства и государственного управления;
-понятие и признаки муниципального управления (самоуправления);
-принципы взаимодействия;
- организационные формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- финансовая основа местного самоуправления в контексте взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- финансовая основа местного самоуправления в контексте взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- взаимодействие органов государственного управления и органов местного самоуправления в социальной сфере;
- рассмотрено
взаимодействие органов
Структура курсовой работы – работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и признаки государства и государственного управления
Государственное управление, осуществляемое государством, производится путем объединения всех граждан и имеет целью обеспечение целостности, суверенитета, безопасности, упорядоченности и развития всего общества, а в нем обеспечение прав и свобод каждого гражданина. Это самый значимый, обширный и исторически важный вид управления, от состояния которого зависят и другие виды управления1.
Государственное управление как отрасль научного знания (синоним: теория государственного управления) исследует процессы целеполагания, организации и регулирования жизнедеятельности общества в целом, осуществляемые государственной властью, принадлежащей народу. Оно имеет комплексный, в известной мере синтезный, характер, поскольку опирается на достижения многих общественных, естественных, точных и технических наук. Данная отрасль знаний не вторгается в названные науки и не подменяет их, но из каждой из них берет определенные научные приобретения и использует в своих интересах. Ведь управлять приходится в обществе, где постоянно взаимодействуют человек (миллионы людей), общество (с системой своих связей) и природа (с множеством своих элементов). Когда мы говорим о государственном управлении, то подразумеваем, что оно и формируется, и реализуется в сложнейшей современной биосоциотехносфере, где все взаимозависимо и взаимообусловлено.
Особенно актуальны для теории государственного управления постулаты, положения и выводы истории, философии, экономики, политологии, психологии и других общественных наук, которые раскрывают сознание, поведение и деятельность людей, их коллективов и общностей в разных ситуациях частной и общественной (публичной) жизнедеятельности. Теснее всего государственное управление как отрасль научного знания связано с юридической наукой по той причине, что оно реализуется государством и с использованием возможностей правового регулирования. К сожалению, многие ученые до сих пор не осознали, что наличие большого сегмента наложения теории государственного управления и обшей и специальной теорий государства и права, скажем, конституционного, административного права и т.п., вовсе не означает поглощения государственного управления предметами юридической науки в целом или ее отдельных отраслей. Сегодня практически по всем направлениям научного познания формируются пограничные, межотраслевые, комплексные новые отрасли знания, которые на базе новой проблематики интегрируют результаты локальных исследований. Везде срабатывает синергетический подход.
Государственное управление - самостоятельная отрасль научного знания. Это осознано давно и во многих странах, в том числе в США, Китае, Европейском Союзе, даже входящих в СНГ - Украине, Беларуси, Казахстане и др. 2
Все характеристики любого вида управления определяются его субъектом. Сущность последних как бы накладывается и воспроизводится в целеполагании, организации и регулировании. Поэтому для государственного управления очень важно точно знать и понимать как общие (типовые), так и особенные (национальные) свойства государства.
Прежде всего следует осознавать, что государство есть многомерное (сложное) явление, которое имеет место быть в сознании и жизни людей.
Сущность государства XXI в., которая адекватна требованиям эпохи, т.е. обеспечивает интересы, права и свободы своих граждан, можно выразить восьмью проявлениями и признаками:
- форма общества, которая его структурирует, «обрамляет», сохраняет и укрепляет. Зависимости здесь глубоки, о чем свидетельствует история;
- территориальная организация людей, которая отграничивается от территорий других людей (народов) и на которую распространяется суверенитет и независимость их жизнедеятельности. Ресурсы территории - основа любого общества;
- юридическое объединение людей посредством института гражданства. Таким способом создаются условия и формы достижения равноправия людей. Из объединения граждан как раз и возникает государственная власть;
- способ определения и выражения общих для всех, «снятых», интегрированных потребностей, интересов и целей жизнедеятельности объединяемого им сообщества людей. Именно через государство представляется исторически значимый национальный интерес;
- структура и механизм формирования и осуществления в жизни всеобщей воли. Только и исключительно государство обладает легитимной (признаваемой внутри и вне ее) монополией на законодательствование и принуждение при его реализации;
- аппарат - совокупность людей (и соответствующих ресурсов), которые профессионально заняты обеспечением практического исполнения целей и функций государства;
- структура управления со стороны общества его делами, одна из форм общественного самоуправления. Необходимо тем самым различать управление государством (предмет политической науки) и государственное управление, в котором преимущество отдается правовому и организационному подходам;
- форма представления объединенного им сообщества людей в качестве целостности на мировой арене во взаимоотношениях с другими странами и народами, региональными и международными организациями.
Таким образом государство олицетворяет публичную и легитимную (нормативно выраженную) властную силу общества. Путем объединения людей оно порождает новую силу, которая выше суммы индивидуальных сил и способна гарантировать жизнь и свободу отдельных индивидуумов. А это уже новое качество общества, позволяющее ему успешнее и надежнее решать свои проблемы.
Главное для мышления и практики: не отрывать государство от общества, не противопоставлять их друг другу, а рассматривать и совершенствовать взаимосвязанно, согласованно, дополняя и усиливая.
Свое практическое бытие (реальное осуществление) государство получает в обществе, которое его воспринимает и оценивает. Предназначение государства закрепляется в его функциях, посредством реализации которых оно и проявляет свою сущность. В современный период государству присущи следующие общественные функции, направленные на обеспечение целостности, суверенитета, безопасности, упорядоченности и развития общества, а в нем каждого человека.
Политическая функция, состоящая в том, чтобы в обществе налаживать отношения спокойствия, солидарности, сотрудничества, а возможные противоречия и конфликты разрешать в рамках законов и посредством судебных процедур.
Социальная функция, имеющая своими целями и содержанием обеспечение на всей территории государства прав и свобод каждого человека и гражданина, создание условий для его активной жизнедеятельности.
Информация о работе Взаимодействие государственного и муниципального управления