Взаимосвязь государства и предприятий в процессе реструктуризации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:48, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях ведения бизнеса становится очевидным, что компании для сохранения долгосрочной конкурентоспособности должны осуществлять корректировку своей текущей деятельности с учетом требований окружающей действительности. При этом наиболее эффективным инструментом, позволяющим осуществить стратегическую и оперативную трансформацию бизнес - системы, выступает процесс реструктуризации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ………………………………………………………….4

1.1. Понятие, виды и этапы реструктуризации………………………………...4

1.2. Методы реструктуризации………………………………………………….8

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВО И ПРЕДПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ…………………………………………………………16

2.1. Формы реструктуризации по Гражданскому кодексу…………………...16

2.2. Роль государства в процессе реструктуризации…………………………22

Заключение……………………………………………………………………...27

Список литературы……………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: «Реструктуризация  собственности»

 

на тему: «Взаимосвязь государства  и предприятий в процессе реструктуризации» 

 

 

 

Проверил: Вакорин Д.В.

 

_____________________

 

    Выполнил:

 

студент 4 курса группа 25м702

 

Зырянова  А.Д.

 

      ____________________

 

 

 

Тюмень 2010 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………….3

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ  РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ………………………………………………………….4

 

1.1. Понятие, виды и этапы реструктуризации………………………………...4

 

1.2. Методы реструктуризации………………………………………………….8

 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВО  И ПРЕДПРИЯТИЯ  В ПРОЦЕССЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ…………………………………………………………16

 

2.1. Формы реструктуризации  по  Гражданскому кодексу…………………...16

 

2.2. Роль государства в процессе  реструктуризации…………………………22

 

Заключение……………………………………………………………………...27

 

Список литературы……………………………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     В современных условиях  ведения бизнеса  становится  очевидным, что компании для сохранения долгосрочной конкурентоспособности  должны осуществлять корректировку  своей текущей деятельности с учетом требований окружающей действительности. При этом наиболее эффективным инструментом, позволяющим осуществить стратегическую и оперативную трансформацию бизнес - системы, выступает процесс реструктуризации.

 

     Нередко можно встретить  мнение, что реструктуризация необходима  только для компаний, переживающих  упадок финансово-хозяйственной  деятельности или даже находящихся  на стадии банкротства. Реструктуризация же как процесс, направленный на повышение эффективности деятельности успешно функционирующей компании, рассматривается в отечественной экономической литературе достаточно редко, еще реже этот процесс реально осуществляется на практике в случае управления стоимостью компании.

 

     В то же время  необходимость и актуальность  подобной деятельности в рамках  управления государственной собственностью, а также в рамках проведения  работ по управлению стоимостью  компаний не вызывает сомнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ  РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

 

1.1. Понятие, виды и этапы реструктуризации

 

     В переводе с английского  "реструктуризация" (restructuring) - это  перестройка структуры чего-либо. Латинское слово структура (structura) означает порядок, расположение, строение. Если рассматривать компанию как сложную систему, подверженную влиянию факторов внешнего окружения и внутренней среды, то термину "реструктуризация компании" можно дать следующее определение:

 

     Реструктуризация  компании - это изменение структуры   компании (иными словами порядка,  расположения ее элементов), а  также  элементов, формирующих  ее бизнес, под влиянием факторов  либо внешней, либо внутренней  среды (Рисунок 1). Реструктуризация включает: совершенствование системы управления, финансово-экономической политики компании, ее операционной деятельности, системы маркетинга и сбыта, управления персоналом.

 

     Основной  причиной, почему компании стремятся   к реструктуризации, обычно является низкая эффективность их деятельности, которая выражается в неудовлетворительных финансовых показателях, в нехватке оборотных средств, в высоком  уровне дебиторской и кредиторской задолженности.

 

Впрочем, и успешные компании часто  проводят структурные преобразования. Ведь любая  модификация масштабов бизнеса  или рыночных условий требует  адекватного изменения системы  управления и проведения реструктуризационных программ.

 

     С какими целями  проводится реструктуризация? Традиционно  собственники и менеджмент компании преследуют две цели: это  повышение конкурентоспособности  компании с последующим увеличением  ее стоимости. В зависимости от целевых  установок и стратегии компании определяется одна из форм реструктуризации: оперативная или стратегическая.

 

Рисунок 1 

 Факторы внешней и внутренней  среды, влияющие на деятельность  компании

 

 

Источник: Экономика  фирмы

 

     Оперативная реструктуризация  предполагает изменение  структуры  компании с целью ее финансового  оздоровления (если компания находится в кризисном состоянии), или с целью улучшения платежеспособности. Она проводится за счет внутренних источников компании с помощью инструментария сокращения и "выпрямления" (перехода от косвенных к прямым издержкам) издержек, выделения и продажи непрофильных и вспомогательных бизнесов. Результатом оперативной реструктуризации является получение прозрачной и более управляемой компании, в которой собственники и менеджеры уже могут понять, какие бизнесы следует развивать, а от каких избавляться. Оперативная реструктуризация способствует улучшению результатов деятельности предприятия в краткосрочном периоде и создает предпосылки для проведения дальнейшей, стратегической реструктуризации.

 

     Стратегическая реструктуризация - это процесс структурных изменений, направленный на повышение инвестиционной привлекательности компании, на расширение ее возможностей по привлечению внешнего финансирования и роста стоимости. Реализация такого типа реструктуризации направлена на достижение долгосрочных целей. Результатом ее успешного проведения становится возросший поток чистой текущей стоимости будущих доходов, рост конкурентоспособности компании и рыночной стоимости ее собственного капитала. Проведение как оперативной, так и стратегической реструктуризации может охватывать либо все элементы бизнес-системы, либо отдельные ее составляющие. Поэтому существует классификация форм реструктуризации по масштабу охвата структурных изменений. По этому критерию выделяют комплексную и частичную реструктуризацию.

 

     Комплексная реструктуризация - это долгосрочный и дорогостоящий процесс, к которому прибегают лишь единицы предприятий. Она проводится поэтапно, преобразования затрагивают все элементы компании. В ходе такой реструктуризации используются различные механизмы. При этом в зависимости от влияния точечных преобразований на отдельные направления деятельности компании происходит корректировка общей программы реструктуризации и продолжается дальнейшая работа.

 

     В отличие от комплексной,  частичная реструктуризация (еще  одно ее название "лоскутная ") затрагивает один или несколько элементов бизнес-системы. В ходе ее реализации изменениями в функциональных областях разрозненно занимаются привлеченные консультанты, и часто преобразования носят хаотичный характер, а их влияние на другие направления деятельности компании не анализируется. Поэтому неудивительно, что частичная реструктуризация приводит лишь к локальным результатам и может быть неэффективна в рамках всей бизнес-системы.(4, стр. 50)

 

     На  сегодняшний день  международная  практика и опыт проведения реструктуризации в России свидетельствуют о том, что реструктуризация - это одна из сложнейших управленческих задач. Она  не является единовременным изменением в структуре капитала или в  производстве. Это процесс, который должен учитывать множество ограничений и специфику той компании, в которой он проводится. Следовательно, проводить его необходимо, уже имея четкие цели, концепцию реструктуризации, понимание каждого из ее этапов и методов, с помощью которых необходимо действовать.

 

Можно выделить несколько этапов реализации проекта реструктуризации.

 

Первый  этап - определение целей  реструктуризации. Собственники и менеджмент должны определить, что именно их не устраивает в текущей деятельности компании, и чего они хотят добиться в результате структурных изменений. От того, насколько грамотно они определят цели и круг задач, зависит дальнейшее развитие компании и соответственно судьба реструктуризационной программы.

 

Второй  этап - диагностика компании. Ее проводят для того, чтобы выявить проблемы компании, определить ее слабые и сильные стороны, понять перспективы развития и рентабельность дальнейшего инвестирования в этот бизнес. При проведении диагностики, как правило, осуществляется правовой, налоговый анализ, анализ операционной деятельности, рынка и инвестиционной привлекательности компании. Также изучается ее финансовое состояние, стратегия и деятельность руководства.

 

Третий  этап - разработка стратегии  и программы реструктуризации. На этом этапе по данным, полученным в результате диагностики, составляется несколько альтернативных вариантов развития компании. Для каждого варианта определяются методы реструктуризации, рассчитываются прогнозные показатели, оцениваются возможные риски, объемы задействованных ресурсов. На основе различных критериев собственниками компании и менеджментом проводится оценка эффективности той или иной альтернативы и осуществляется выбор, в соответствии с которым разрабатывается программа реструктуризации. При этом формализуются и уточняются стратегические цели предприятия, детализируются качественные и количественные целевые параметры, которые должна достичь система с учетом ресурсных ограничений.

 

Четвертый этап - осуществление реструктуризации в соответствии с разработанной  программой. Формируется команда специалистов, задействованных в работе. Затем прорабатываются и последовательно реализуются все этапы программы. В ходе проведения четвертого этапа реструктуризации уточняются целевые показатели и, если происходит их отклонение от запланированных значений, компания осуществляет корректировку программы.

 

И, наконец,  пятый этап - сопровождение  программы реструктуризации и оценка ее результатов. На последнем этапе  команда, ответственная за реализацию программы, осуществляет контроль за исполнением целевых показателей, анализирует полученные результаты и подготавливает итоговый отчет о проделанной работе.(3, стр. 69)

 

 

     1.2. Методы и средства  реструктуризации 

 

     Спектр  средств, используемых  в рамках реструктуризационных  программ, весьма широк. В него входят и простые мероприятия, и долгосрочные, сложные программы целенаправленного развития фирменной культуры. В соответствии с современными концепциями предлагается систематизировать направления реорганизации структурных элементов

 

     В качестве базисных организационных элементов  в рамках программ перехода к ресурсосберегающему производству должны пониматься такие инструменты, которые далее не могут быть расчленены на мероприятия более низкого порядка. Например, инструмент "делегирование задач" не может быть сведен к отдельным мероприятиям, результатом комбинации которых могли бы стать некие уровень или степень такого делегирования. В ходе реструктуризации используется ряд сложных,  интегрированных организационных концепций. Речь идет о совокупности мероприятий, которые базируются на увязке нескольких базисных элементов в разных формах. Данные концепции представляют собой мероприятия высшего порядка, поскольку реализуются с помощью составляющих их базисных инструментов.

 

     Под  делегированием решений  понимается процесс децентрализации управления, когда право принимать определенные решения передается нижестоящим подразделениям. Активное использование этого инструмента в рамках современных программ реструктуризации объясняется тем, что процесс принятия решений в централизованных организациях слишком долог и дорог. Принимаемые решения оказываются несвоевременными, а организация в целом – неадаптивной к изменениям внешней среды и потребностям клиентов. Кроме того, указанный процесс обеспечивает мотивационный эффект, состоящий в увеличении ответственности каждого сотрудника за результат групповой работы, росте его профессиональных навыков,усилении духа соревновательности внутри организации, позволяет повысить точность оценок индивидуального вклада в общий результат. Примером может служить организация бизнес-единиц, обладающих рядом дополнительных для структурных подразделений полномочий.

 

     Сокращение  иерархических  уровней  осуществляется в  масштабе всего предприятия или  отдельных сфер его деятельности. Эта мера позволяет сократить коммуникационные вертикали и время принятия решений, что способствует большей гибкости организации, создает условия для интеграции функций ее членов, является основой для приспособления организационных структур к новым потребностям рынка. Создаваемая таким образом плоская организационная структура способствует развитию профессиональных навыков, инициативности, способности принимать решения у рядовых сотрудников организации. Часто уменьшение количества иерархических уровней сочетается с сокращением персонала.

 

     Концепции  ориентированной  на клиента организации и структуры,  ориентированной на продукт, отражают  устойчивое стремление к изменению  действующих организационных принципов  в пользу создания гибких предпринимательских структур. Работники всех уровней иерархии объединяются в группы (команды) по удовлетворению конкретной потребности группы клиентов или созданию (продвижению) определенного вида продукции. Указанные тенденции стали результатом значительного усиления конкуренции в конце 90-х гг. XX в., сближения технологических условий производства на предприятиях одной отрасли, изменения отношения к клиенту, который стал прекрасно ориентироваться на рынке, имеет жесткие требования к качеству и способам обслуживания и осознает свое положение.

 

В целях  более качественного (по сравнению  с конкурентами) обслуживания клиентов члены организации объединяются в команды, обеспечиваются коммерческой информацией, которая дает им возможность  выполнять несколько функций  и быстро реагировать на рыночные изменения. Здесь применяется групповое решение проблем, результат работы каждого находится в зависимости от группового (целевого) результата. Сотрудники таких компаний часто являются инициаторами работы, создают новые проекты, находят потребителей и предлагают новые системы сотрудничества с другими фирмами и группами, которые помогают реализовать поставленные задачи.

Информация о работе Взаимосвязь государства и предприятий в процессе реструктуризации