Взаимосвязь планирования с другими функциями менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:35, контрольная работа

Описание работы

Планирование как функция управления состоит в выборе наилучшей альтернативы текущего или перспективного развития объекта управления, его возможностям (ресурсам) и быть рассчитана на определенный период времени, а также определять основных лиц, ответственных за выполнение плана.
Роль стратегического планирования определяется положением, которое оно занимает в системе управления. Это есть элемент функции управления и планирования, занимающей одно из центральных мест в принятии управленческих решений.
Стратегия организации - это комплекс принципов деятельности организации и её отношений с внешней и внутренней средой, перспективных целей организации, а также соответствующих решений по выбору инструментов достижения этих целей (с определенными запасными вариантами) и ориентации деловой активности организации

Содержание работы

Введение 3
1. Взаимосвязь планирования с другими функциями менеджмента 5
2. История возникновения стратегического планирования, основные понятия 8
3. Содержание планирования и классификация планов 12
4. Перспективы развития стратегического планирования 23

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МЕНЕДЖМЕНТ МОЯ.docx

— 63.38 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 3

1. Взаимосвязь планирования с другими функциями менеджмента 5

2. История возникновения стратегического планирования, основные понятия 8

3. Содержание планирования и классификация планов 12

4. Перспективы  развития стратегического планирования 23

 

 

Введение

Термин  «планирование» в управленческом контексте  означает создание разработку замысла  некоторой деятельности, работы на определённый период с указанием  целей, содержания, объема, последовательности и сроков, а часто и методов  выполнения.

Планирование  как функция управления состоит  в выборе наилучшей альтернативы текущего или перспективного развития объекта управления, его возможностям (ресурсам) и быть рассчитана на определенный период времени, а также определять основных лиц, ответственных за выполнение плана.

Роль стратегического планирования определяется положением, которое оно  занимает в системе управления. Это  есть элемент функции управления и планирования, занимающей одно из центральных мест в принятии управленческих решений.

Стратегия организации - это комплекс принципов деятельности организации и её отношений с внешней и внутренней средой, перспективных целей организации, а также соответствующих решений по выбору инструментов достижения этих целей (с определенными запасными вариантами) и ориентации деловой активности организации. Это одновременно перспектива развития и образец, модель реагирования на изменения внешней среды, в которой действует данная организация. Стратегия проявляется в конкурентной позиции, структуре организации, её системе ценностей, в особенностях мотивации и контроля персонала.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые  ведут к разработке специфических  стратегий. Термины «стратегическое управление и «стратегическое планирование» широко вошли в практику западного менеджмента в 60-е годы 20 века. При этом период увлечения методами стратегического планирования в 60-е и 70-е годы сменился некоторым охлаждением, за которым последовало возрождение методов и подходов стратегического управления и планирования в 90-е годы прошлого столетия. Последняя тенденция продолжается и в наши дни.

Для отечественной  практики методы стратегического управления зависят от подхода. С одной стороны, пятилетние планы, долгосрочное планирование в экономике прочно вошли в актив хозяйственной практике прошлого. В то же время современные методы стратегического планирования, адекватные рыночные условиям и применяемые в быстро меняющейся внешней среде, в меньшей степени были известны хозяйственным руководителям советских предприятий. В 90-е годы 20 столетия и в первые годы 21 века в отечественной практике наблюдается бурное распространение методов и технологий стратегического управления в целом и стратегического планирования в частности.

Все вышеизложенное и определяет актуальность темы данной курсовой работы, объясняя, что стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для отечественных предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.

Цель  данной курсовой работы раскрыть то, что  стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

Курсовая  работа состоит из содержания, введения, основной части, заключения, приложения и библиографического списка.

 

 

  1. Взаимосвязь планирования с другими функциями менеджмента

Первой и основополагающей  стадией  управления  любым  видом целесообразной  деятельности  всегда  является  процесс   постановки  цели и  нахождения  способов  ее выполнения.  Именно к стадии постановки  цели можно  отнести  планирование, предвидение и прогнозирование.  Конечным  результатом этой  стадии  является построение идеальной модели  хода  производственного  процесса, который направлен на  достижение  главной цели  предприятия.

Процесс управления  предприятием (организации) складывается  из  многих  функций. В их  число входят  планирование и прогнозирование;  организация; координация и регулирование;  учет, контроль и анализ;  активизация и стимулирование.  Каждая  функция характеризуется присущим  ей  технологическим   способом воздействия на  управляемый   объект.

Функции управления  всегда направлены  на  достижение  целей  управления.  Так как цель  управления  формируется в рамках  функции «планирование – прогнозирование», то  данная функция  в системе  функций  управления  предприятием  является  центральной.  Функции управления в своей  основе объективны и являются  формами  реализации  управленческих   отношений, через  которые реализуются требования  экономических законов развития производства.

Поэтому  процесс управления  выступает как  объективно преодолённая  система функций, которая  носит  название  управленческого  цикла, а сами  функции называются  стадиями   управленческого  цикла.

Наглядно  связь планирования с другими  управления можно продемонстрировать на схеме, представленной ниже: 

 

 

       Рис. 1.  Связь планирования с другими функциями управления.

Функция  планирования  служит  основой  для  принятия  управленческих  решений и представляет  собой управленческую  деятельность,  предусматривающая  выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации  планов  для достижения поставленных  целей.

 Прогнозирование  в управленческом  цикле предшествует планированию и ставит  своей задачей научное предвидение развития производства, а также поиск решений, которые обеспечивают развитие  производства  в оптимальном режиме.  Так как прогнозирование всегда  предшествует  планированию, его можно рассматривать как подфункцию  планирования.

Организация  как функция управления – это деятельность, которая направлена  на  создание или развитие  структуры хозяйственной системы. В зависимости от объекта различают организацию:

    • производства;
    • труда;
    • управления.

Организация управления включает упорядоченность отдельных элементов процесса управления (стадий управленческого цикла,  процедур и операций управления), установление  времени работ выполнения  работ, а также технического  и информационного обеспечения и т.п.

Координация заключается в обеспечении необходимой (предусмотренной проектом  организации) согласованности действий работников.  Цель координации заключается в устранении  параллелизма  и дублировании  в работе.

Функция регулирования состоит в сохранении режима функционирования  хозяйственной системы. В силу  различных причин производство может отклоняться от заданных параметров. В этих условиях путем регулирования устраняются отклонения,  и обеспечивается нормальное протекание производственных  процессов.

С помощью  учета  осуществляется  сбор  информации о состоянии хозяйственной системы. Учет служит  базой для анализа – комплексного изучения производственно-хозяйственной  деятельности  с целью  контроля и повышения эффективности функционирования  производства  путем выявления и мобилизации имеющихся  резервов.

Роль контроля как функции управления  обусловлена тем, что он  является средством осуществления обратных  связей в системе управления. Посредством контроля  проверяется выполнение  принятых  плановых  решений,  и оцениваются их  последствия.

Активизация – это интенсификация  трудовой   и общественной деятельности работников  на  основе повышения творческого потенциала личности коллектива. Активизация    достигается   комплексным применением методов морального и материального стимулирования. В основе  материального стимулирования  лежат материальные, а в основе морального стимулирования – социальные  потребности личности (в общении, уважении, признании  заслуг и т.д.)

Перечисленные  функции управления носят название общих.  Кроме них в системе управления  выделяют конкретные  функции, которые учитывают влияние на них объекта управления, что находит свое  отражение в объекте и предмете планирования.

 

 

  1. История возникновения стратегического планирования, основные понятия

Управление  фирмой как научное направление  в экономике сформировалось в  начале ХХ века. Школа научного менеджмента (Ф. Тейлор, Г. Гант, Х. Эмерсон), а затем и классическая (административная) школа управления (А. Файоль, М. Вебер, Ч. Бернард) выделяли планирование как одну из основных функций управления предприятием. При этом планирование было краткосрочным и носило форму бюджетирования и контроля . Оно было основано на постулате о стабильности внешней деловой среды и ресурсного потенциала предприятия, что в целом было характерно для экономики промышленно развитых стран первой четверти прошлого века. В силу этого планирование деятельности фирмы рассматривалось как составление годового бюджета организации, где скрупулезно учитывались все доходы и расходы от предпринимательской деятельности. Однако первые волны научно-технической революции, начальное насыщение рынка товарами, возникновение первых транснациональных корпораций привели к тому, что возникла необходимость в долгосрочном планировании и управлении, нацеленном на будущее.

Исторически долгосрочное планирование на уровне предприятия в условиях рыночной экономики сформировалось в теоретическом  и практическом плане в 50-х годах  ХХ века. На первом этапе оно выступало  как собственно долгосрочное планирование, когда ведущим было утверждение о перенесении тенденций развития предприятия на будущее. Особенно эффективные результаты достигались на стадии экономического подъема, когда тенденции роста прогнозировались в будущее. Ресурсное обеспечение при этом рассматривалось или как использование уже накопленного ресурсного потенциала для получения дополнительной прибыли, или как аккумулирование (накопление) ресурсов для возможного «рывка» в будущем.

Однако  к началу 60-х годов деловая  окружающая среда стала недостаточно стабильной, чтобы трендовые характеристики давали реалистичные результаты. Возросшая  конкуренция, борьба за потребителей потребовали  пересмотра концептуальных положений в области долгосрочного планирования предприятия. Поэтому планирование стало целевым, когда ресурсы рассматривались как средство достижения целей, а план представлял собой набор возможных альтернатив в соответствии с прогнозируемыми изменениями деловой окружающей среды. Данное направление получило название «стратегическое планирование» и применялось в той или иной мере всеми преуспевающими фирмами промышленно развитых стран.

На сегодняшний  день можно считать уже общепризнанным, что «отцами» стратегического планирования по праву считаются Альфред Д. Чандлер, Кеннет Эндрюс и Игорь Ансофф. Альфред Д. Чандлер впервые в рамках исторического анализа исследовал генезис фирмы через соотношение внешнего окружения, стратегии развития и организационной структуры управления. Кеннет Эндрюс сконцентрировал свое внимание как исследователя на высшем руководстве в процессе разработки и реализации стратегии развития предприятия. Под его руководством сложилась и несколько десятилетий плодотворно работает знаменитая Гарвардская группа. Игорь Ансофф в своих работах поставил и блестяще решил задачу реализации и некой схематизации процедуры стратегического планирования, особенно, для процедур разработки стратегии роста крупных компаний. Кроме того, книга И. Ансоффа «Корпоративная стратегия» [11] многими исследователями признается в качестве первой монографии, целиком посвященной проблемам стратегического планирования.

Огромным  прорывом в теории стратегического  планирования явилась работа Майкла Портера «Конкурентные стратегии», опубликованная в 1980 году [133]. Сформулированные им общие стратегии конкуренции до сих пор считаются многими исследователями в области стратегического планирования наиболее работоспособными инструментами для практической деятельности современных фирм. К сожалению, в последние годы Майкл Портер отошел от научной работы и занимался консультационной деятельностью в созданной им для этого фирме.

В середине 70-х годов после известного мирового экономического кризиса динамизм и  неопределенность деловой окружающей среды еще более усилились. Методология стратегического планирования в своей классической форме стала давать сбои. Это привело к тому, что некоторые экономисты стали говорить о том, что время стратегического планирования прошло, наиболее четко эта точка зрения представлена в работе Р. Уотермена «Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании» [168]. Однако сама необходимость в определении долгосрочных перспектив развития предприятия заставила ученых и практиков искать новые подходы в данном направлении. Они получили название «стратегическое управление». Впервые концепция стратегического менеджмента была изложена публично И. Ансоффом в мае 1973 года на конференции, организованной Высшей школой управления при Университете Вандербилта. В 1979 году вышла знаменитая книга И. Ансоффа «Стратегическое управление» [10], переведенная затем на русский язык. В ней большое внимание уделяется не только процессам разработки, но и реализации стратегии, при этом непрерывность и итеративность данного процесса обязательно коррелируются с динамизмом деловой окружающей среды.

Информация о работе Взаимосвязь планирования с другими функциями менеджмента