Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:35, контрольная работа
Планирование как функция управления состоит в выборе наилучшей альтернативы текущего или перспективного развития объекта управления, его возможностям (ресурсам) и быть рассчитана на определенный период времени, а также определять основных лиц, ответственных за выполнение плана.
Роль стратегического планирования определяется положением, которое оно занимает в системе управления. Это есть элемент функции управления и планирования, занимающей одно из центральных мест в принятии управленческих решений.
Стратегия организации - это комплекс принципов деятельности организации и её отношений с внешней и внутренней средой, перспективных целей организации, а также соответствующих решений по выбору инструментов достижения этих целей (с определенными запасными вариантами) и ориентации деловой активности организации
Введение 3
1. Взаимосвязь планирования с другими функциями менеджмента 5
2. История возникновения стратегического планирования, основные понятия 8
3. Содержание планирования и классификация планов 12
4. Перспективы развития стратегического планирования 23
В конце 80-х годов взошла звезда Генри Минцберга, лидера современных исследователей в области стратегического планирования и управления, президента Общества Стратегического Менеджмента. Особо нашумела его книга «Взлеты и падения стратегического планирования», изданная в 1994 году, в которой Г. Минцберг сделал вывод о том, что стратегия не может быть спланирована, поскольку планирование относится к анализу, а стратегия по своей сущности является синтезом [110]. Однако в следующей своей монографии «Стратегический процесс», изданной совместно с Дж. Б. Квином в 1995 году, его высказывания носят уже более умеренный характер [111].
К середине 1990-х годов, когда начался экономический рост в большинстве промышленно развитых стран, появились новые, свежие идеи, связанные со стратегическим развитием фирмы. Наиболее известными из них являются теории ключевых компетенций Г. Хамела и К. Н. Прохолада, ценностных дисциплин М. Трейси и Ф. Вирсема, экосистем Дж. Мура, изменений правил игры Адама М. Бранденбурга и Барри Дж. Нейлбаорора [185].
В отечественной экономической литературе до 1992 года проблемы стратегического планирования рассматривались лишь эпизодически, прежде всего как опыт управления в капиталистических фирмах (смотри, например, работы Ю. П. Васильева, М. М. Крейсберга, А. Р. Стерлина, А. Л. Семенова) [153, 154, 150]. Особо следует отметить В. М. Архипова, который еще в 1984 году в своей монографии «Проектирование производственного потенциала объединения (теоретические аспекты)» поставил вопрос о необходимости разработки стратегического плана на крупных советских промышленных предприятиях. В тот период времени такой тезис носил явно революционный характер.
Исторически
первыми работами в области теории
стратегического планирования, изданными
в нашей стране в 1992 году, являются
монографии А. Н. Петрова и Ю. В. Гусева [45, 125, 126, 127]. За последующие годы количество
монографий в области стратегического
планирования и управления, изданных отечественными
исследователями, нельзя назвать большим.
Исходным пунктом
Общая оценка экономической ситуации производится на основании следующих показателей:
Кроме того, необходимо провести ряд
специальных исследований состояния
и перспектив развития локального потребительского
рынка, входящего в сферу интересов
предприятия. Первостепенное значение
имеет определение
Другой важный аспект анализа —
оценка ресурсных возможностей, причем
как поставщиков
В отдельных случаях существенную роль играют:
Поскольку, как уже указывалось,
к обязательным элементам рыночных
отношений относится наличие
конкуренции, при определении главной
цели и выборе стратегии ее достижения
следует учитывать влияние
Заключительный этап анализа —
изучение возможности повышения
эффективности хозяйственной
Указанные направления анализа
отражают общий подход к планированию
хозяйственной деятельности торговых
предприятий в условиях переходного
периода. Определить конкретное содержание
аналитической работы для гипотетического
предприятия так же невозможно, как
найти два предприятия с
Следующий этап стратегического планирования
после анализа целей и выбора
стратегий их достижения — разработка
целевых программ, содержащих мероприятия,
позволяющие практически
Наиболее часто возникает
Процедуры создания целевых программ достаточно подробно рассмотрены в имеющейся литературе. Несмотря на некоторые различия в этих процедурах, общим для них являются: описание предприятия; количественная оценка ожидаемых результатов, необходимых ресурсов и на этой основе ранжирование мероприятий; временная оценка выполнения мероприятий; состав исполнителей с указанием ответственных за конкретные участки работы; организация контроля.
Особое место среди целевых
программ занимают так называемые ситуационные
программы, наличие которых обусловлено
неопределенностью
Текущее планирование. Цель текущего планирования — установление краткосрочных целей торгового предприятия и тактики их достижения. Оно осуществляется посредством комплекса взаимосвязанных планов и служит для оперативного управления хозяйственной деятельностью предприятия, направленной на реализацию целей стратегического плана с учетом сложившихся перед началом планового периода условий.
Текущие планы — инструмент гибкого непрерывного реагирования на возможное изменение параметров воздействия внешнего окружения, например спроса. Непрерывность планирования обеспечивается ежеквартальным составлением плана на последующие 12 месяцев.
Основными разделами комплексного текущего плана являются:
На крупных предприятиях каждое
подразделение нередко
Планы хозяйственной деятельности
разрабатываются по довольно широкому
кругу показателей, среди которых
определяют опорные, способствующие достижению
цели предприятия. Однако любому предприятию
независимо от целей программы необходимо
планировать показатели, характеризующие
эффективность хозяйственной
К числу таких основных показателей относятся:
К показателям планирования второго уровня относятся:
Показатели третьего уровня характеризуют реализацию подпрограмм по развитию материально-технической базы, совершенствованию обслуживания, формированию кадрового потенциала и др. Например, мероприятия подпрограммы развития материально-технической базы отражают следующие показатели: размер торговой площади, количество единиц установленного оборудования различных видов, число филиалов. Структура и содержание показателей третьего уровня зависят от конкретных задач, как текущих планов, так и целевых программ предприятия.
Подчеркнем, что речь идет о плановых показателях. Массив информации, необходимой для аналитической работы, по меньшей мере на порядок больше.
Общий алгоритм текущего планирования включает в себя следующие этапы:
Контроль за реализацией планов. Процесс контроля — неотъемлемый инструмент реализации целевых программ и текущих планов. По образному замечанию Г.Кунца и С.О.Доннела, "планирование и контроль неразделимы, это сиамские близнецы в управлении". Контроль не следует рассматривать как изолированную, имеющую четкие границы функцию управления процессом планирования, поскольку он присущ всей управленческой деятельности.
Система контроля позволяет:
Система контроля создается одновременно с разработкой программ и текущих планов и является их неотъемлемой частью.
Эффективная система контроля предполагает
целевой характер ее организации. Поскольку
в иерархии управления торговым предприятием
можно выделить три уровня, имеющих
достаточно четкие границы: оперативный,
тактический и стратегический —
постольку и в системе контроля
следует различать три
Информация о работе Взаимосвязь планирования с другими функциями менеджмента