Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 17:58, курсовая работа
Цель курсовой работы: проведение сравнительного анализа Японской и Российской модели менеджмента.
Задачи курсовой работы:
- проанализировать основные принципы Японского менеджмента;
- исследовать управление качеством в системе менеджмента Японии;
- рассмотреть особенности Японского менеджмента;
- сделать сравнительную характеристику Японского и Российского.
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________ 5
ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ ЯПОНСКОГО УПРАВЛЕНИЯ________________ 7
1.1 Особенности Японского менеджмента______________________________ 9
1.2 Поведение в организации_________________________________________11
ГЛАВА 2. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ __________________________________15
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ___________________________ 18
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ_______________ 22
3.1 Пожизненный найм______________________________________________23
3.2 Профсоюзы в Японии____________________________________________25
ГЛАВА 4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНСКОГО И РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА________________________________ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________________30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_____________________ 32
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ______________________
ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ ЯПОНСКОГО УПРАВЛЕНИЯ________________ 7
1.1 Особенности
Японского менеджмента___________________
1.2 Поведение в организации___________________
ГЛАВА 2.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ______________________________
СИСТЕМА
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ_____________________
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ_______________ 22
3.1 Пожизненный
найм__________________________
3.2 Профсоюзы
в Японии______________________
ГЛАВА 4.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЯПОНСКОГО И РОССИЙСКОГО
МЕНЕДЖМЕНТА___________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ____________________
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент в
Японский
Отличие менеджмента управления в Японии от большинства стран Европы и Америки заключается прежде всего в своей направленности: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимализация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.
Актуальность
Предметом исследования Японской модели менеджмента является принципы Японского управления, система управленческого контроля, система управления качеством, управление трудовыми ресурсами.
Цель курсовой работы: проведение сравнительного анализа Японской и Российской модели менеджмента.
Задачи курсовой работы:
- проанализировать основные принципы Японского менеджмента;
- исследовать управление качеством в системе менеджмента Японии;
- рассмотреть особенности Японского менеджмента;
- сделать сравнительную
характеристику Японского и
ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ ЯПОНСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Современные методы управления сложились в Японии в условиях послевоенной разрухи, которая поставила перед руководителями задачу восстановления социальной, политической и экономической жизни. Под влиянием американской оккупационной администрации будущие японские менеджеры познакомились с американской идеологией и методами управления бизнесом. Именно в этот период лидеры японского бизнеса начали постигать социальную ответственность за последствия своей деятельности.
Это не означает, что до 1945 года в Японии не было эффективной системы управления производством. Просто послевоенный кризис дал стимулы для поиска модели национальной экономики, благо она уже была готова. Ещё 5 мая 1932 года К. Мацусита, основатель компании «Мацусита Денки», которого в Японии называют «всесильным волшебником менеджмента» и «основателем вероучения об управлении», произнёс перед почти двумястами своих служащих пламенную речь. Именно в этот день он постиг предназначение производителя: «Роль производителя в том, чтобы преодолеть бедность».
Руководители
В результате основные черты японской системы управления определяет ряд концепций, отсутствующих в американской модели. Важнейшими из них являются система пожизненного найма и процесс коллективного принятия решений.
Японское
Вопрос о том, какие черты человека окажутся достаточно прочными для того, чтобы на них можно было опереться в условиях быстрого изменения общественной психологии и этических ценностей, для Японии, как и для других стран, остается до сих пор открытым. Многие исследователи считают, что даже кажущиеся наиболее современными особенности мышления и чувствования личности и общественных групп являются порождением прошлых эпох и по ходу развития общества исчезнут. Изменение методов управления в Японии сегодня характеризуется возрастанием свободы выбора концепций для создания оптимальных систем, однако при этом традиционные методы управления не забываются.
Другой немаловажной особенностью японского менеджмента является концепция непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к постоянному совершенствованию мастерства. Каждый человек путем непрерывного обучения может улучшить выполнение своей работы. Это приводит к саморазвитию, а достигнутые результаты приносят моральное удовлетворение. С другой стороны, целью обучения является подготовка к более ответственной работе и продвижения по службе. Но, в отличие от западного подхода к управлению, японцы придают особое значение долгу в совершенствовании мастерства без ожидания какой-либо материальной выгоды. Японцы убеждены, что улучшение мастерства само по себе может приносить человеку огромное удовлетворение.
Японцы
Описанные
Таким образом, современное
японское управление приобрело дух открытости,
который позволил подчинить технологическое
развитие решению выдвигаемых самой жизнью
проблем. Японскую систему управления
можно рассматривать как синтез импортированных
идей и культурных традиций. Поэтому, чтобы
понять природу современной управленческой
мысли Японии, необходимо коснуться некоторых
черт традиционной культуры этой страны.
1.1 Особенности Японского менеджмента
По мнению японского
специалиста по менеджменту Хидеки
Йосихара, есть шесть характерных
признаков японского
В целом японское
управление отличает упор на улучшение
человеческих отношений: согласованность,
групповую ориентацию, моральные
качества служащих, стабильность занятости
и гармонизацию отношения между
рабочими и управляющими.
Японская система управления сформировалась к настоящему времени как органический сплав национальных традиций и передового опыта менеджмента. Что касается национальных традиций, то их очень существенная (в контексте данной работы) черта состоит в том, что японцы предпочитают не придерживаться писаных правил; а их языку в силу иероглифического характера письменности несвойственна четкая однозначность определений, характерная для европейских языков, в частности, немецкого. Сами японцы пишут: «...в традиционном японском обществе отсутствовали как всеобщий этический кодекс, так и категорические религиозные предписания. Не существовало даже четкой системы представлений о грехе...» (М. Йосино).
Чийе Накане провел блестящее исследование, имевшее своим предметом типы отношений в группах в связи с традициями национальных культур. Он выдвинул основные положения концепции анализа внутренней структуры социальных групп, разделив типы устанавливающихся между людьми взаимоотношений на два: горизонтальный, как совокупность индивидов, которые обладают общими чертами (например, люди одной профессии) и вертикальный, при котором индивиды, обладающие различными чертами, связанны определенной социальной связью (например, семья, клан, клуб). Именно второй, «вертикальный» тип отношений является характерным и определяющим «лицо» японского общества.
Группа, к которой принадлежит японец, значима для него так же, как семья. В японской фирме ее глава похож на отца. Члены семьи сотрудничают спонтанно. Царит неформальная атмосфера. Внутренние конфликты сведены к минимуму, в группах дружелюбные отношения. В Японии фирма считается органически целым, живым организмом, наделенным душой. Может смениться руководитель, но фирма останется. Считается, что фирма - долговременная организация, потому что она гарантирует пожизненный найм. (Такие отношения закреплены «Законом о корпоративной реорганизации», согласно которому в фирмах, которые столкнулись с финансовыми трудностями и находятся на грани банкротства, проводятся реорганизации). Считается, что предприятие бизнеса является замкнутой социальной группой, а работа должна занимать центральное место в жизни работников.
Информация о работе Японская и российская модель менеджмента